Трамвайные ремонты: вести из Петербурга, Пятигорска, Смоленска и Ульяновска

  • Павел Яблоков
    11 марта 2025 г. — 17:20
    83
    Иллюстрация: 

    Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга / krti.gov.spb.ru

    Март — не самый подходящий месяц, чтобы ремонтировать трамвайные пути. Поэтому большинство регионов ждёт наступления более устойчивой плюсовой температуры для ежегодных работ по обновлению путевого хозяйства. Однако обновление мостов и путепроводов в городах требует больше времени и работы на этих объектах ведутся почти круглогодично, затрагивая и изменение трамвайного движения.

    В Пятигорске после завершения ремонта моста через реку Подкумок с 5 марта спустя почти год возобновилось движение трамваев в пригородный посёлок Горячеводский.

    В Санкт-Петербурге с 21 февраля началось обновление Троицкого моста, затронувшего трамвайные пути. Работы продлятся до лета.

    В Ульяновске перед окончательным восстановлением движения трамваев через обновлённый Минаевский путепровод с 9 марта на полтора месяца перекрыто движение трамваев.

    Иногда к изменению движения трамвайных маршрутов может привести и достаточно незначительная неисправность. В Смоленске с 1 марта в очередной раз возникли проблемы со стрелочным переводом на Пятницком путепроводе у железнодорожного вокзала, что привело к сокращению трасс двух маршрутов.

    Пятигорск

    В Пятигорске в феврале завершилась реконструкция моста через реку Подкумок по улице Советской Армии. Её начали в 2024 году в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». В ходе работ на мосту обновили и в некоторых местах полностью перестроили опоры, пролётные строения, а также сделали новое полотно с трамвайными путями и тротуарами, восстановили водоотвод. Также обновлена контактная сеть трамваев.

    17 февраля проведены испытания вновь созданной трамвайной инфраструктуры. 4 марта состоялось торжественное открытие моста. С 5 марта движение трамвайных вагонов Пятигорского филиала ГУП СК «Крайтранс» по маршрутам № 4 «Белая ромашка — Мясокомбинат», № 5 «5-й переулок — Мясокомбинат» и № 8 «микрорайон Бештау — Мясокомбинат» восстановлено постоянными трассами до Георгиевской ул. До конечной «Мясокомбинат» по однопутной линии, почти на год (с 23 марта 2024 года) временно принявшей себя три дополнительных маршрута, сохранено движение только одного постоянного маршрута № 1 «Колхозная пл. — Мясокомбинат» с интервалом около 70 минут.

    Мост через Подкумок соединяет Пятигорск с рабочим посёлком Горячеводский (население более 35 тыс. жителей), входящим вместе с ещё семью населёнными пунктами в состав городского округа Пятигорск.

    Санкт-Петербург

    С 21 февраля в Санкт-Петербурге начата реконструкция Троицкого моста. Как сообщил Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, срок службы дорожного покрытия, уложенного в 2018 году, подошёл к концу: на изношенном асфальте образовались колеи, а на трамвайных путях — дефекты. Поэтому в нынешнем сезоне Троицкий мост переживёт комплексный ремонт с устройством новой гидроизоляции и деформационных швов, заменой трамвайных путей и асфальтобетонного покрытия проезжей части моста.

    Первый этап пройдёт в зоне трамвайных путей по направлению от пл. Суворова до Петровской наб. С 21 февраля по 10 июня по Троицкому мосту от Дворцовой наб. до Петровской наб., а также на Суворовской пл. движение транспорта ограничено. Также закрыт левый поворот с Миллионной ул. на Суворовскую пл.

    С 21 февраля до утра 11 июня изменены трамвайные маршруты:

    • № 3 «пл. Репина — пл. Ленина» после Садовой ул. вместо наб. Лебяжьей канавки, Троицкого моста и дальнейшего движения через Петроградскую сторону до пл. Ленина следует по Инженерной ул., ул. Белинского, Литейному просп., Литейному мосту, ул. Академика Лебедева, Лесному просп., далее кольцом по Гренадёрской ул., Б. Сампсониевскому просп., ул. Смолячкова и Лесному просп. до метро «Выборгская».
    • № Т1 «Первый туристический» следует по маршруту «Б. Посадская ул. — пл. Тургенева» с трассой следования по Сампсониевскому мосту (обратно — Гренадёрскому мосту), Боткинской ул. (обратно — Лесному просп. и Гренадёрской ул.), ул. Академика Лебедева, Литейному мосту, Литейному просп., Инженерной ул. и Садовой ул.$ посадка осуществляется по адресу Большая Посадская д.24/2., высадка — на Б. Монетной ул.

    Полностью ремонт Троицкого моста планируется завершить в октябре этого года.

    Смоленск

    Как сообщило смоленское МУТТП, в связи с неисправностью стрелочного перевода на Пятницком путепроводе с 1 марта движение трамваев на маршруте № 3 «Рославльское кольцо — Железнодорожный вокзал» до вокзала прекращено. Вагоны работают только на участке «Рославльское кольцо — ул. Кашена».

    Движение трамваев на маршруте № 4 «микрорайон Ситники — ул. Петра Алексеева» в сторону ул. Петра Алексеева выполняется без заезда на железнодорожный вокзал за исключением последнего рейса трамвая, отправлением с железнодорожного вокзала в 23:52.

    Трамвайная инфраструктура Пятницкого путепровода, несмотря на прошедшее обновление, работает со сбоями последние девять лет. В 2016 году Пятницкий путепровод закрывали на ремонт с полной перекладкой трамвайных путей. «Изюминкой» путепровода является Т-образный перекрёсток со съездом к Вокзальной площади, из-за чего он считается одним из наиболее сложных искусственных дорожных сооружений Смоленска. На отремонтированном участке было уложено новое трамвайное полотно по технологии BKV на железобетонных плитах с применением бесшеечных рельсов типа LK1 польского производства. Для монтажа шести стрелок на путепроводе приезжали специалисты из Чехии. Технология BKV позволяет организовать совмещённое движение автотранспорта и трамваев по одной полосе с использованием более долговечного покрытия, чем асфальтобетон. С другой стороны, бесшеечные рельсы более склонны к температурным выбросам и волновому износу, их срок жизни меньше, чем у традиционных рельсов.

    Уже в середине первой зимы после возвращения трамваев обнаружились просчёты в системе водоотведения путепровода. Для минимизации ущерба от них было решено зафиксировать стрелки четырёх из шести стрелочных переводов в неизменном положении до более тёплых времён. Так с 26 января 2018 года маршрут № 4 стал делать неизбежные заезды к вокзалу. Весной потеплело с и с 4 апреля стрелки стало возможным «расшить», дабы убрать «четвёрку» с Вокзальной площади. Но рейсы с доставкой к поезду так полюбились пассажирам «Ласточек», что в смоленском МУТТП приняли соломоново решение — к «Ласточкам» подвозить, но в остальное время с путепровода к вокзалу не сворачивать. Затем постепенно для «четвёрки» заезды на привокзальную площадь ввели всем рейсам.

    Сроки восстановления движения трамваев по Пятницкому путепроводу по постоянной схеме пока не объявлены.

    Ульяновск

    В этом году к полноценной работе должна вернуться трамвайная линия, проходящая через реконструируемый Минаевский мост. С мая 2022 года движение вагонов было организовано по временному пути в реверсивном режиме, что ограничило пропускную способностью трассы. В конце января на подходах к мосту началась укладка новых трамвайных путей.

    Как сообщило МУП «Ульяновскэлектротранс», финальный этап работ требует полного прекращения движения трамваев через Минаевский мост с 9 марта по 30 апреля. В это время рабочие разберут на мосту временные пути, уложат новые рельсы, смонтируют и подключат контактную сеть.

    Маршрут трамвая № 22 «Парк Юности — УКСМ» с Московского шоссе и Октябрьской ул. следуют в объезд Минаевского моста через 19-й микрорайон по ул. Карла Маркса, ул. Робеспьера, ул. Можайского и ул. Марата. При этом пиковые интервалы на маршруте № 22 «Парк Юности — УКСМ» сокращены с 14 до девяти минут. Кольцевые маршруты № 9 «Дамба — ЖД Вокзал —  Автовокзал — Дамба» (внутреннее кольцо) и № 10 «Дамба — Автовокзал — ЖД Вокзал — Дамба» (внешнее кольцо) разомкнуты: вагоны следуют с одну сторону по маршруту № 9 «Дамба — ЖД Вокзал — Автовокзал — Аблукова» с переключением в обратную сторону на маршрут № 10» Аблукова — Автовокзал — ЖД Вокзал — Дамба».

    На время прекращения трамвайного движения с 9 марта ежедневно от Пушкарёвского кольца до остановки «ТРК Спартак» запущены бесплатные автобусы с остановками «УлГУ», «12 Сентября» и «УльГЭС». В будни на маршруте работает четыре автобуса СимАЗ, в выходные дни — две машины. Интервал движения — 8-16 минут в будни и 15-30 минут в выходные дни. Перевозки обеспечивают МУП «Ульяновскэлектротранс» и АО «ПАТП-1».

    Специалисты уже приступили к разбору контактной сети, в дальнейшем снимут временные рельсы, после чего уберут бетонные блоки и щебёночную платформу.

    В Саратове с 10 марта на реконструкцию закрылась почти вся трасса маршрута № 3. Самый длительный по времени этап работ приходится на путепровод «Стрелка».

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: