Сократить расходы за счёт комфорта пассажиров: региональные автостанции продолжают закрываться

  • Полина Лемешева
    23 мая 2022 г. — 10:00
    360
    Иллюстрация: 

    Сетевое издание «МОЁ! Липецк» / moe-lipetsk.ru

    Текущая экономическая ситуация, санкции западных стран, а также избыточное регулирование транспортной отрасли и последствия «ковидных» ограничений крайне негативно сказываются на пассажиропотоке и прибыли автотранспортных предприятий. В первую очередь под ударом оказываются слабо загруженные транспортные узлы, обеспечивающие транспортную доступность малых населённых пунктов: посёлков и деревень. Убыточные автостанции попросту закрываются, порой оставляя пассажиров ожидать прибытия рейсов под открытым небом.

    За последнее время удручающая тенденция прослеживается в самых разных регионах. Вот лишь несколько примеров «тревожных звонков», которые уже озвучиваются на федеральном уровне: сразу шесть автостанций и кассовых пунктов закрылись в Удмуртии,  в июне будут закрыты несколько станций в Свердловской области, в Самарской области автовокзала лишился город Похвистнево. В Нижнем Новгороде автостанцию закрыли из-за строительства метро, не предложив пассажирам никакой комфортной альтернативы. В Липецке автостанция продолжает работу, теряя перевозчиков и пассажиров. В Омской области пассажирам рабочего посёлка Черлак смогли вернуть пользование автовокзалом. В городе Ужур Красноярского края пока от планов закрытия автостанции отказались.

    В Удмуртии из-за низкого пассажиропотока закрыли убыточные автостанции

    30 апреля о закрытии объектов транспортной инфраструктуры сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии. Уже с 1 мая в Балезинском, Воткинском,  Граховском, Шарканском, Увинском и Якшур-Бодьинском районах Удмуртии работу прекратили сразу шесть кассовых пунктов и автостанций, признанных убыточными:

    • автостанция Грахово (с. Грахово, ул. Береговая, 7);
    • автостанция Нылга (с. Нылга, ул. Ленина,129);
    • кассовый пункт Карсовай (с. Карсовай, ул. Мира, 16);
    • кассовый пункт Старые Зятцы (с. Ст. Зятцы, ул. Свободы, 5);
    • кассовый пункт Сосновка (п. Сосновка, ул. Зеленина);
    • остановочный пункт Перевозное (с. Перевозное, ул. Пугачёва, 2а).

    Как заявило руководство ООО «Автовокзалы Удмуртии», основная причина закрытия заключается в существенном снижении пассажиропотока, от которого напрямую зависят доходы предприятия. Кроме того, постоянные расходы предприятия также растут в последнее время, что в итоге приводит к убыточности основной деятельности.

    Данное решение не оставит жителей этих населённых пунктов без автобусного сообщения: отправка и прибытие автобусов будет осуществляться в прежнем режиме на территории закрывшихся автостанций или кассовых пунктов. Глава Удмуртии подчеркнул принципиальную важность сохранения маршрутов следования автобусов со всеми остановками вне зависимости от текущей ситуации.

    Однако приобрести билеты можно будет только непосредственно у водителей автобусов, и от непогоды укрыться будет негде: вопрос о местах ожидания предстоит проработать администрациям районов, общественным организациям и контролёрам. Где-то обещают построить новые остановочные павильоны, где-то пассажирам придётся довольствоваться существующими укрытиями от непогоды.

    Так, в селе Перевозное новый остановочный павильон обещают установить лишь в следующем году. Он будет построен прямо на месте закрытого кассового пункта. В селе Грахово остановочный павильон должен появиться при восстановлении достаточного уровня пассажиропотока там же, где располагалась автостанция.

    В селе Нылга посадка и высадка пассажиров будет осуществляться на втором кассовом пункте местного перевозчика ИП Огородников. В населённых пунктах Карсовай, Старые Зятцы и Сосновка новые места для посадки организовывать не будут: пассажирам предлагается пользоваться прежним местом посадки, которое предусматривает возможность укрыться от непогоды, сообщает пресс-релиз на официальном сайте Миндортранс УР.

    На начало года в ведении «Автовокзалов Удмуртии» было 33 пассажирских автотерминала — три автовокзала, 21 автостанция, шесть остановочных и три кассовых пункта, расположенных в 29 населённых пунктах республики. С мая их количество сократилось на 18%.

    Жители Свердловской области протестуют против закрытия автостанций

    В июне в Свердловской области закроются сразу несколько подразделений «Свердловского областного объединения пассажирского автотранспорта». Прекращение работы поселковых автостанций затронет село Бутка и посёлки Заречное и Рафтинское. Представители местной администрации заверяют, что движение междугородного транспорта к населённым пунктам не прекратится, все рейсы и маршруты будут сохранены в полном объёме.

    На данный момент ведётся поиск альтернативных точек для реализации билетов. В качестве новых пунктов продаж обещают выбрать точки в отапливаемых помещениях, чтобы пассажиры смогли комфортно ожидать прибытия транспорта при любых погодных условиях.

    Решение администрации областного госпредприятия местные жители восприняли с возмущением: губернатору уже поступило письмо, выражающее несогласие с закрытием автостанций. При этом активисты продолжают вести сбор подписей под открытым письмом.

    По мнению местных жителей, закрытие автостанций является нарушением их прав на получение доступа к транспортному обслуживанию. И действительно, даже если сохранится возможность приобретения билетов, отсутствие мест посадки снижает комфорт пользования услугами междугороднего транспорта. Ожидать прибытия автобуса придётся в любую погоду прямо под открытым небом, также недостатком является закрытие туалетов, воспользоваться которыми пассажиры могли бы до или после поездки. Отдельную сложность составляет оформление проездных документов льготникам: без полноценной работы билетных касс они могут лишиться своего права на льготный проезд, если им не будет предоставлена возможность получить скидку в точке продаж билетов, сообщает сетевое издание «Е1.РУ Екатеринбург Онлайн».

    В Липецке автостанция «Сокол» продолжает работу без части маршрутов

    Этой весной на автостанции «Сокол» в Липецке прекращены продажи билетов сразу по четырём направлениям пригородного сообщения. Это маршруты № 137 «Липецк — Кривец», № 138 «Липецк — Ярлуково»,№ 139 «Липецк — Чечёры» и № 141 «Липецк — Плеханово».

    Реализация билетов ведётся водителями за наличные прямо в автобусе. Кроме того, за билетами не закреплены места. Из-за этого между пассажирами возникают конфликты.

    В связи с этим возникают вопросы о возможном будущем закрытии автостанции. Первый раз подобные сообщения появились три года назад, однако тогда управление дорог и транспорта Липецкой области отложило своё решение. Сейчас автостанция «Сокол» работает в штатном режиме. Прекращение обслуживания кассами автостанции маршрутов, обслуживаемых ИП Филимоновым Д.В. и его взаимоотношения с ОАО «Липецкие автобусные линии» (организации, эксплуатирующей «Сокол») никак не связаны с дальнейшей работой автостанции. Все рейсы будут выполняться в полном объёме, сообщил интернет-портал «GOROD48» со ссылкой на пресс-службу липецкого областного управления дорог и транспорта.

    В Нижнем Новгороде из-за строительства метро пришлось временно приостановить работу автостанции

    На территории, занимаемой автостанцией «Сенная», будет построена новая станция Автозаводской линии метрополитена. Ещё в начале февраля в связи с грядущим закрытием здесь была прекращена продажа билетов в кассах, однако доступ в здание для пассажиров сохранялся. Несмотря на то, что снос здания намечен только на сентябрь, уже 7 апреля на дверях станции было вывешено объявление, информирующее о недоступности внутренних помещений по техническим причинам. А вот главная вывеска здания, часть элементов отделки, а также таблички с названиями рейсов были убраны со здания.

    Теперь ожидать прибытия рейсов пассажиры вынуждены прямо на площади возле здания, так как остановка автобусов осталась на прежнем месте. Забор, который ранее огораживал площадь перед вокзалом, уже демонтирован.

    Строительством двух новых станций Автозаводской линии метро занимается АО «Моспроект-3», с которым был заключён контракт на сумму более 35,5 млрд рублей. Согласно условиям договора, объекты должны будут быть введены в эксплуатацию не позднее конца 2025 года, сообщает онлайн-издание «Гипермаркет недвижимости Нижнего Новгорода и области».

    В Самарской области закрыт автовокзал в Похвистневе

    Автовокзал в городе Похвистнево Самарской области официально закрыт. Каждый день он обслуживал внутренние маршруты Похвистневского района и междугородние рейсы, в том числе популярное направление Самара — Похвистнево. Похвистневский автовокзал служил пересадочным узлом для маршрутов в Татарстан, Башкирию и Оренбуржье.

    Владельцем автовокзала в Похвистнево была Евразийская корпорация автовокзалов, бывшее АО «Автовокзалы и автостанции Самарской области», контролирующая большую часть автовокзалов в крупных городах и сёлах Самарской области, в том числе Центральный автовокзал регионального центра. Компания обслуживает десятки областных рейсов, в том числе маршрут Самара — Похвистнево и оказывала услуги другим перевозчикам, маршруты которых проходят через Похвистнево.

    На сегодняшний день содержать автовокзал стало невыгодно, поэтому компания отказалась не только от самой станции, но и от большого участка прилегающей к ней земли.

    Согласно информации сайта «Блокнот Самара», администрация района приняла решение по муниципальным рейсам и маршруту в Оренбург. Решить проблему пока попробовали, обязав водителей самостоятельно продавать билеты. Также теперь они будут впускать пассажиров в автобусы ещё до начала рейса. В случае непогоды садиться люди смогут с площадки для остановки транспорта, расположенной недалеко от закрытого вокзала.

    В Омской области автовокзальный кризис разрешился в пользу пассажиров

    В рабочем посёлке Черлак Омской области автовокзал закрыли 1 марта. Причиной этому послужил разрыв договора между основным местным перевозчиком ООО «Черлакавтотранс», арендовавшим территорию вокзала, и предприятием «Омскоблавтотранс» из-за повышения стоимости аренды. Перевозчик содержал здание много лет, однако в последнее время размер коммунальных платежей стал для ООО «Черлакавтотранс» непосильным.

    После закрытия автовокзала обслуживание пассажиров производилось прямо на дороге у ворот закрытого здания. Под вопросом оказалась безопасность дорожного движения, кроме того, возникли пробки при скоплении автобусов на посадке. Также местные жители были возмущены тем, что вынуждены ожидать прибытия транспорта вне помещения, а также потеряли доступ к камерам хранения, медицинскому кабинету и билетной кассе. В условиях сурового сибирского климата отсутствие залов ожидания особенно ощутимо в холодное время года.

    Несколько недель решалась судьба автовокзала: рассматривались варианты передачи социально важного объекта в управление региональному министерству строительства, транспорта и дорожного хозяйства либо администрации Черлакского района, сообщало сетевое издание «NGS55.RU».

    С 22 марта удалось достигнуть с собственником автовокзала договорённости о том, чтобы пассажиров снова начали пускать в здание. А с 1 апреля работа автовокзала возобновилась. Обязательства арендатора взяла на себя администрация Черлакского муниципального района, сообщило Омское областное телевидение

    В Красноярской области удалось сохранить работу автостанции в г. Ужур

    В городе Ужуре Красноярской области до закрытия единственной в городе автостанции решили ситуацию не доводить. Вопреки планам, озвученным в конце прошлого года, пока принято решение продолжить работу объекта в прежнем режиме в связи с высокой социальной значимостью.

    Ранее представители АТП «Ужурское» заявляли о нерентабельности её работы. На содержание здания уходит около 1 млн рублей при том, что выручка от продажи билетов составляет всего 200 тыс. рублей, сообщает сетевое издание «NGS24.RU».

    Предлагалось отпускать билеты через две другие кассы, принадлежащие АТП и расположенные в центре города рядом с социально значимыми объектами: магазинами и больницами. Однако местные жители обратили внимание администрации на то, что со станции отходят не только рейсы, обслуживаемые АТП «Ужурское», но и междугородные автобусы до Красноярска и Абакана. Для пассажиров, планирующих совершать поездки в крупные города, особенно важно иметь возможность воспользоваться комфортным и отапливаемым залом ожидания и уборными комнатами, которые есть на станции.

    Вопрос состояния автотранспортных предприятий в санкционных условиях всерьёз обсуждается на самом высоком уровне. 7 апреля по данной теме состоялся круглый стол в Общественной палате РФ, на котором с профессиональным мнением в том числе выступила директор Калининградского автовокзала Алёна Беликова. В частности, она обратила внимание на то, что не все меры поддержки, направленные транспортной отрасли, доступны автовокзалам и автостанциям, так как их не считают участниками транспортного процесса, а приравнивают к агентам по продаже, несмотря на значительные расходы на содержание пассажирской инфраструктуры. Как показывают последние события, это уже привело к решению о закрытии автостанций в Самарской, Свердловской областях и Удмуртии. А некоторых уже предусмотренных мер операторы автовокзалов могут не дождаться: например, включаемого в Федеральный закон № 220-ФЗ с 1 сентября 2023 года пункта о том, что перевозчики всех маршрутов, проходящих через автовокзал, обязаны заключать договоры на обслуживание. Ситуация, случившаяся на липецкой автостанции Сокол, характерна для многих автовокзалов страны. И с уменьшением количества контрагентов пассажирским автотерминалам будет труднее дожить до даты, предусмотренной законом.

    Виды транспорта: