В Челябинске начали подготовку к строительству трамвайной линии

  • Павел Яблоков
    18 мая 2022 г. — 11:30
    261
    Иллюстрация: 

    ИА «Первое областное» (Марина Власова) / 1obl.ru

    Транспортные реформы, начатые в Челябинской агломерации, планируется продолжать. Финансирование большинства проектов определено. Об этом 17 мая на VIII Ежегодной научно-практической конференции «Транспортное планирование и моделирование» сообщил заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Егоров. Наряду со строительством метротрама, первой в России троллейбусной концессией, маршрутной реформой, в городе будут развивать и «классическую» трамвайную сеть. Помимо модернизации существующих путей и строительства посадочных платформ, в Челябинске готовятся проложить новую трамвайную линию, которая должна соединить железнодорожный вокзал с улицей Гагарина.

    Как сообщил Александр Егоров, планируется, что новая трамвайная линия будет первой в России, строящейся по контракту жизненного цикла. Первые средства на новый проект уже выделены. 17 мая ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» объявлен электронный аукцион с начальной ценой 15,508 млн руб. на выполнение работ по подготовке обоснования инвестиций по объекту «Строительство трамвайной линии по улице Дзержинского от железнодорожного вокзала до улицы Гагарина». Приём заявок ведётся до 25 мая, а к 27 мая хотят определить подрядчика работ.

    Линия-связка длиной 2,4 км заметно сократит путь из Ленинского района в центр города. В зону проектирования попадёт участок от пересечения ул. Степана Разина с ул. Овчинникова через ул. Доватора и путепровод над железнодорожными путями станции Челябинск-Главный до пересечения ул. Дзержинского с ул. Гагарина. Планируется, что ул. Дзержинского и по путепроводу трамвайные пути пройдут по обособленному полотну в центре дороги, а для движения автотранспорта будет не менее шести полос, что позволит не сокращать пропускную способность автодороги. При прокладке новой трамвайной линии необходимо будет реконструировать участок существующей линии от железнодорожного вокзала до Завода им. Колющенко, где сейчас проходят маршруты трамвая №№ 3, 5, 7, 16, со строительством новых остановок взамен существующих. При этом проезжую часть ул. Доватора трамваи будут пересекать по отдельному путепроводу. Также новые остановки планируются у перекрёстков ул. Дзержинского с ул. Барбюса и с ул. Гагарина. Предполагается, что у пересечения ул. Дзержинского и ул. Гагарина появится Т-образный трамвайный перекрёсток, по которому трамваи смогут совершать сквозное движение по ул. Дзержинского, либо выполнять повороты на северную часть ул. Гагарина и обратно. Сейчас с ул. Гагарина на ул. Дзержинского поворачивают вагоны маршрутов №№ 12, 18, 22.

    Также при строительстве трамвайной линии планируют реконструировать сооружения транспортной развязки, включающей путепровод, примыкания со стороны ул. Доватора, ул. Степана Разина, Железнодорожной ул. и автодороги «Меридиан». Целью подготовки обоснования инвестиций на строительство новой трамвайной линии является обоснование экономической эффективности капитальных вложений в проект и его описание, включая основные характеристики, сроки и этапы строительства и место размещения объекта. На выполнение работ заказчиком — министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области — отведено 120 дней с даты подписания контракта.

    Для развития трамвайной сети в прошлом году в Челябинске обособили около 20 км путей бордюрным камнем, эти работы продолжат и в следующем году. Также для обеспечения приоритета движения трамваев на перекрёстках их оснащают петлевыми детекторами транспорта.

    Тем временем, технико-экономическое обоснование проекта строительства метротрама проходит Главгосэкспертизу. Федеральное софинансирование стройки ожидается по инфраструктурному бюджетному кредиту. Полный запуск движения по подземным линиям планируется в 2025 году, при этом в этом году те участки тоннелей, проекты которых уже прошли госэкспертизу, начнут достраиваться уже в этом году.

    Предварительно, на подземных участках трамваи смогут двигаться со скоростью 30 км/ч, а на наземных участках 22 км/ч, но эти показатели будут уточняться при дальнейшем проектировании и технико-экономическом обосновании строительства. Для обслуживания подвижного состава метротрамвая планируется реконструировать одно из городских трамвайных депо, а с конце 2023 года начать закупку специальных удлинённых вагонов для маршрутов с подземными участками.

    Трамвайное движение в Челябинске открыто 5 января 1932 года. В конце прошлого века сеть линий несколько сократилась и сейчас составляет 68,7 км в двупутном исчислении. Последний новый участок от железнодорожного вокзала до нового кольца «Завод им. Колющенко» открылся в 2000 году.

    В другом городе Челябинской области — Магнитогорске, в этом веке трамвайную сеть уже расширяли (самая новая линия открылась в 2019 году), а в июне этого года планируют продолжить ремонт путей на просп. Карла Маркса.

    Мероприятия VII Ежегодной научно-практической конференции «Транспортное планирование и моделирование» проходят с 17 по 20 мая в онлайн-формате и Санкт-Петербурге.

    ДОПОЛНЕНИЕ от 21:46 20.06.2022
    8 июня контракт на выполнение работ стоимостью 14,03 млн руб. заключён Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области с ООО «Челябинский дорожно-транспортный проектный институт» («Челябинскдортранспроект»).

    Виды транспорта: