В Башкортостан переезжают вагоны из Москвы, остальные города закупили новую технику
Муниципалитеты страны уже менее чем через два года смогут перестать заниматься вопросами организации городских и пригородных пассажирских перевозок. 20 марта Президентом России подписан Федеральный закон № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».
С 1 января 2027 года полномочия по управлению общественным транспортом будут закреплены за региональными органами власти. Муниципалитеты могут быть наделены полномочиями по транспортному обслуживанию по соответствующему решению регионов только при обеспечении финансирования.
Новшество позволят решить вопросы с избыточным дублированием муниципальной и межмуниципальной маршрутной сетей, консолидировать средства для закупки подвижного состава на уровне региона и улучшить разработку документов транспортного планирования.
Сейчас ситуация обратная: «по умолчанию» вопросами муниципальных городских, пригородных и междугородных перевозок автомобильным и городским электрическим транспортом занимаются муниципалитеты и «наверх» полномочия передаются только по соглашению между регионом и муниципальными образованиями. Тем не менее, более чем в 20 регионах страны в разном объёме и с разной степенью успеха уже воспользовались механизмом перераспределения полномочий. На основании региональных законов транспортные ведомства субъектов РФ фактически управляют маршрутной сетью примерно в 90 городах страны.
Новый Федеральный закон № 33-ФЗ от 20.03.2025 принят Государственной Думой 5 марта и одобрен Советом Федерации 14 марта 2025 года. Он заменяет собой основные положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе те, которые затрагивают вопросы организации регулярных пассажирских перевозок. Несколько статей 131-ФЗ пока остаются действующими для «бесшовного» прохождения переходного периода.
В соответствии с законом № 131-ФЗ, полномочия по организации транспортного обслуживания на территории муниципальных образований принадлежали муниципальному образованию — городскому или сельскому поселению, муниципальному или городскому округу либо муниципальному району.
Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации…» (ст.11, ч. 1 и ч. 2) раскрывает вопрос глубже: за муниципалитетами закреплены также полномочия по утверждению, изменению и отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок. А региональные уполномоченные органы субъектов РФ изначально наделены лишь полномочиями по установлению, изменению и отмене межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах субъектов РФ (ст.11 ч. 4 220-ФЗ).
Однако положениями 131-ФЗ предусмотрено, что некоторые полномочия можно передавать между муниципалитетами и регионами, и «транспортные» — в их числе (ст. 11 ч. 3 220-ФЗ). Для этого надо принять соответствующий региональный закон. Передача полномочий позволяет создать единый орган управления муниципальными и межмуниципальными перевозками в лице местного Минтранса и подконтрольных ему структур и консолидировать бюджетные средства.
В январе этого года TR.ru — Транспорт в России было опубликовано отдельное исследование о том, какие регионы уже пошли по пути передачи транспортных полномочий от муниципалитетов, как давно они это сделали, какие вопросы при этом смогли решить и каких результатов добиться. Среди них оказались Ингушетия, Марий Эл, Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Чувашия, Краснодарский, Пермский и Ставропольский края, Астраханская, Белгородская, Ивановская, Кемеровская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Пензенская, Псковская, Саратовская, Тверская, Тульская, Челябинская и Ярославская области.
В трёх регионах (Мурманская область, Чеченская Республика и Ингушетия) на уровень субъектов РФ переданы полномочия по транспортному обслуживанию всех муниципалитетов. В Северной Осетии полную передачу полномочий успели попробовать и также полностью от этой практики решили отказаться. Наиболее успешным регионам удалось консолидировать крупные финансовые средства на проведение транспортных реформ в агломерациях — как правило, только в региональном центре и ближайших пригородах, но в некоторых случаях реформы шагнули и дальше вглубь территорий субъектов, как в Тверской и Ярославской областях. В Кемеровской-области — Кузбассе непередача полномочий от наиболее финансово самостоятельных муниципалитетов «наверх» стала, напротив, исключением из правил.
В Саратовской области подготовительный переходный период «завис» на несколько лет, а в Липецкой области решение о передаче полномочий отменили ещё до начала вступления изменений в силу. Ещё в трёх субъектах РФ на региональный уровень повсеместно или выборочно переданы полномочия по созданию и обеспечению функционирования автоматизированной системы учета и оплаты проезда, а также утверждению требований к ней.
В новой системе местного самоуправления, закрепляемой Федеральным законом № 33-ФЗ, предполагается в качестве основных всего лишь три вида муниципальных образований — городской округ, муниципальный округ и внутригородское муниципальное образование города федерального значения.
Основным требованием к городским округам являются:
В муниципальный округ обязательно должен входить один или несколько сельских населенных пунктов. Городские населённые пункты и территории для развития инфраструктуры тоже могут входить в муниципальный округ. При этом площадь территорий сельских населенных пунктов и территорий развития инфраструктуры, входящих в состав муниципального округа, должна в два и более раза превышать площадь городских населённых пунктов, входящих в состав муниципального округа.
Границы муниципальных образований, как правило, устанавливаются с учётом транспортной доступности до их административных центров и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в их состав.
Прежняя двухуровневая система (сельские и городские поселения в составе муниципальных районов) организации местного управления допускается для сохранения только в качестве исключения для регионов, имеющих социально-экономические, исторические, национальные и иные особенности, в которых они были установлены законом субъекта РФ на день вступления в силу Федерального закона № 33-ФЗ. Новым законом предусмотрен механизм, которым территории нынешних поселений и районов могут преобразовываться в территории городских и муниципальных округов, а прежние муниципальные образования смогут упразднить.
К полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения относится муниципальный контроль на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населённых пунктов муниципалитета. Законом субъекта РФ они могут быть перераспределены для осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации:
Частью 3 ст. 32 Федерального закона № 33-ФЗ среди прочих полномочий определены те, которые теперь будут «по умолчанию» находится в руках регионов. Среди них — и имеющие отношение к транспорту.
Первое — дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Сюда входит создание и обеспечение функционирования парковок, организация дорожного движения, и иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Вторым важным аспектом является закрепление за регионами полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования.
Стратегическое планирование — тоже теперь вопрос регионального уровня. Полномочиями регионов будут разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры, программ комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования.
В целях обеспечения жизнедеятельности населения законом субъекта РФ Российской Федерации может быть принято решение об осуществлении этих полномочий органами местного самоуправления. Перераспределение полномочий законом субъекта РФ допускается на срок не менее срока полномочий регионального законодательного органа. Такие законы вступают в силу с начала очередного финансового года, при этом они должны быть приняты не позднее чем за два месяца до его начала.
Как и ранее, региональные законы о перераспределении полномочий могут быть приняты как в отношении всех муниципальных образований, так и отдельных муниципалитетов. Закон субъекта РФ о перераспределении полномочий на уровень муниципалитета должен содержать положения о передаче органам местного самоуправления материальных ресурсов и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий. Также органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Региональные органы власти вправе осуществлять контроль за осуществлением переданных от них полномочий органами местного самоуправления.
В свою очередь, не распределённые полномочия по транспортному обслуживанию осуществляются органами государственной власти за счёт средств бюджета субъекта РФ без перераспределения доходов между бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом.
Закупку товаров, работ и услуг (в том числе на право выполнение перевозок по маршрутам и на приобретение подвижного состава) в зависимости от перераспределения или сохранения полномочий уполномочены осуществлять органы местного самоуправления либо органы государственной власти субъекта РФ.
До 1 января 2027 года органы местного самоуправления осуществляют будут осуществлять полномочия в соответствии со статьями 14-18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. После этого всё будет по-новому там, где по-старому работать уже не получится. Не позднее начала 2027 года законы и иные региональные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации местного самоуправления и муниципальные правовые акты подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом от 20.03.2025 № 33-ФЗ.
С 1 марта 2024 года в российское транспортное планирование полноценно вошли новые типы документов — региональные комплексные планы транспортного обслуживания (РКПТО) и региональные стандарты транспортного обслуживания населения (РСТО). Ещё в прошлом году на вебинаре Ассоциации транспортных инженеров участники отметили, что при передаче полномочий по транспортному обслуживанию от муниципалитетов на уровень субъекта РФ в формате РКПТО можно предусмотреть все необходимые мероприятия по развитию муниципальных перевозок.
Действующие нормы законодательства «по умолчанию» предполагают, что организацией работы параллельно проходящих маршрутов порой должны разные ведомства —муниципальные и региональные. При этом бюджеты городов, даже являющихся административными центрами регионов, как правило, заметно скромнее по наполнению, чем республиканские, краевые или областные казны.
Кроме этого, можно отметить, что на территории ряда российских регионов (в том числе Кемеровская, Иркутская, Челябинская, Оренбургская, Свердловская, Владимирская области) расположено сразу несколько городов, имеющих действующие трамвайные и/или троллейбусные системы, а также обладающих потенциалом внедрения городского электротранспорта. Координировать обновление и развитие городского электротранспорта в регионе можно, если передать соответствующие полномочия по транспортному обслуживанию на уровень субъекта РФ.
Поэтому в регионах всё чаще прибегали к передаче полномочий по организации транспортного обслуживания автобусами, троллейбусами и трамваями от уровня муниципалитетов на уровень субъектов РФ. Причины для этого были совершенно разные — от желания навести порядок с дублирующими друг друга «маршрутками» до консолидации средств для проведения транспортных реформ. Консолидированные бюджетные средства и полномочия позволили спланировать скоординированное развитие муниципальных и межмуниципальных маршрутов, в том числе взаимоувязку документов транспортного планирования, постепенный перевод маршрутной сети на брутто-контракты, а также обновление подвижного состава. Для организации работы по государственным нетто- и брутто-контрактам и контроля за их соблюдением в регионах созданы специализированные государственные казённые учреждения («Организаторы перевозок» или их аналоги).
Учитывая, что именно обновление подвижного состава до уровня не менее 85% с нормативным сроком службы заложено в качестве единственного целевого показателя федерального проекта «Развитие общественного транспорта» национального проекта «Инфраструктура для жизни», консолидированные на уровне региона закупки подвижного состава для работы на единой муниципально-межмуниципальной сети агломераций позволят с большей эффективностью достичь намеченных целей к 2030 году.
В то же время судьба ряда малых трамвайных и троллейбусных систем страны может оказаться под угрозой: являясь «изюминкой» городов, они могут не получить поддержки дальнейшего существования у новых организаторов транспортного обслуживания — региональных властей, которые в целях достижения обновления подвижного состава могут прибегнуть к более универсальному и экономичному в краткосрочной перспективе решению — замене городского на автобусное сообщение. Правда затем за время жизненного цикла трамвая или троллейбуса автобусный парк придётся менять дважды или трижды.
Ранее Минтранс России разослал в регионы проект методических рекомендаций по разработке региональных программ развития (модернизации) общественного транспорта.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
В Башкортостан переезжают вагоны из Москвы, остальные города закупили новую технику
Изменения маршрутов связаны со ремонтно-строительными работами
В столице кроме капитального ремонта путей также началось строительство новых линий
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.