Транспорт в «Инфраструктуре для жизни»: анализ паспорта нового федерального проекта

  • Павел Яблоков
    24 января 2025 г. — 16:00
    223
    Иллюстрация: 

    Павел Яблоков

    С 1 января 2025 года в России началась реализация новых национальных проектов, целью которых является достижение определённых прошлогодним Указом Президента национальных целей развития. В рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» определено 12 федеральных проектов, из которых в шести содержится заметная транспортная составляющая.

    Хотя за реализацию нацпроекта «Инфраструктура для жизни» отвечает «строительный» вице-премьер Марат Хуснуллин, а не «транспортный» Виталий Савельев, возглавлять работу по пяти из 12 федеральных проектов будет руководство Минтранса России.

    Обнародование конкретных мероприятий и программ, позволяющих добиться решения поставленных задач для определённых в прошлом году национальных целей, произойдёт несколько позже. Однако уже появилась возможность получить определённое представление о некоторых направлениях развития транспортной отрасли до 2030 года, исходя из заложенного для них финансирования. Если автодорожное и железнодорожное строительство будет вестись достаточно планомерно год от года, то процесс обновления общественного транспорта будет заметно штормить: на шестилетней дистанции объёмы ежегодных поставок могут различаться более чем в четыре раза. А реалистичность достижения обозначенного целевого показателя поставок новых автобусов, троллейбусов и трамваев остаётся под вопросом.

    «Инфраструктура для жизни»: проекты и руководители

    О том, что паспорт нового национального проекта «Инфраструктура для жизни» утвержден, 10 января сообщил в своём Telegram-канале вице-премьер Марат Хуснуллин. Тогда же он озвучил в цифрах основные базовые цели, в том числе доведение доли соответствующих нормативам федеральных дорог и дорог в агломерациях и опорной сети до 85%, региональных дорог – до 60%. Не забыл он упомянуть и об обновлении общественного транспорта.

    Нацпроект «Инфраструктура для жизни» включает 12 федеральных проектов, которые нацелены на решение актуальных вопросов. Шесть из них к сфере транспорта имеют весьма опосредованное отношение. Куратором всех 12 федеральных проектов в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни», кроме «Ипотеки», назначен заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.

    22 января паспорт национального проекта «Инфраструктура для жизни» был опубликован на сайте Минстроя России, однако через несколько часов документ стал недоступным для просмотра. Тем не менее, даже если опубликованная редакция паспорта была в каких-то моментах некорректной, появилась возможность получить некоторое представление о некоторых планах развития транспортной отрасли до 2030 года, исходя из заложенного финансирования.

    За реализацию пяти федеральных проектов будет отвечать Минтранс России:

    • руководителем федерального проекта «Развитие общественного транспорта» определён первый заместитель министра транспорта РФ Валентин Иванов;
    • федеральными проектами «Развитие федеральной сети», «Региональная и местная дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» будет руководить заместитель министра транспорта РФ Виктор Тимофеев;
    • руководителем федерального проекта «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» назначен заместитель министра транспорта РФ Алексей Шило.

    За федеральный проект «Безопасность дорожного движения» в качестве руководителя будет отвечать первый заместитель Министра внутренних дел РФ Александр Горовой.

    Базовые показатели нацпроекта установлены на 2023 год. Для каждого из 2025-2030 годов указаны целевые показатели, а на 2025 год дана разбивка даже по месяцам.

    Общественно значимые результаты и задачи, предусмотренные в рамках реализации национального проекта, определены Указом Президента РФ № 309 о национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2030 года.

    Для реализации нацпроекта предполагается использовать средства федерального бюджета, средства региональных бюджетов и внебюджетные источники. Средства Фонда национального благосостояния в национальном проекте «Инфраструктура для жизни» использовать не планируется.

    Автодорожные проекты и безопасность

    Дорогам продолжат уделять повышенное внимание. В общей сложности им посвящены четыре из 12 федеральных проектов в составе «Инфраструктуры для жизни».

    По федеральному проекту «Безопасность дорожного движения» главным индикатором является снижение смертности в результате ДТП в 1,5 раза к 2030 году по сравнению с показателем 2023 года. Оно будет измеряться в количестве погибших в ДТП на 10 тысяч транспортных средств.

    На реализацию федерального проекта «Безопасность дорожного движения» из федерального бюджета предусмотрено 42,197 млрд руб., в том числе:

    • в 2025 году — 7,024 млрд руб.;
    • в 2026 году — 7,028 млрд руб.;
    • в 2027 году — 7,031 млрд руб.;
    • в 2028 году — 7,034 млрд руб.;
    • в 2029 году — 7,038 млрд руб.;
    • в 2030 году — 7,041 млрд руб.

    Других источников финансирования для проекта не предусмотрено.

    Доля дорожной сети крупнейших городских агломераций, находящейся в нормативном состоянии с уровня 2023 года (82,21%), к концу 2025 года должна дорасти до 85%, и в таком состоянии поддерживаться всё оставшееся время до 2030 года. Помесячная детализация показателей на 2025 год показывает, что доля должна поддерживаться на уровне 85% в течение всего года, начиная уже с января.

    Федеральный проект «Региональная и местная дорожная сеть» запланирован в объёме 2439,505 млрд руб. со 100% финансированием из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации, в том числе

    • в 2025 году — 337,417 млрд руб.;
    • в 2026 году — 373,941 млрд руб.;
    • в 2027 году — 410,034 млрд руб.;
    • в 2028 году — 424,660 млрд руб.;
    • в 2029 году — 439,584 млрд руб.;
    • в 2030 году — 453,869 млрд руб.

    Доля нормативного состояния автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения должна повыситься с уровня 53,36% в 2023 году до:

    • 55% в 2025 году;
    • 56% в 2026 году;
    • 57% в 2027 году;
    • 58% в 2028 году;
    • 59% в 2029 году;
    • 60% в 2030 году.

    Помесячный план достижения показателей национального проекта в 2025 году предусматривает по всем месяцам, кроме декабря, долю автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, на уровне 54%, а по итогам 2025 года — 55%.

    Федеральный проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» планируется с финансированием в 102,3 млрд руб., в том числе:

    • в 2025 году — 16,7 млрд руб.;
    • в 2026 году — 20,6 млрд руб.;
    • в 2027 году — 18,4 млрд руб.;
    • в 2028 году — 16,4 млрд руб.;
    • в 2029 году — 15,4 млрд руб.;
    • в 2030 году — 14,6 млрд руб.

    Доля финансирования из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ составит 45,7%, или 46,8 млрд руб.

    • в 2025 году — 2,8 млрд руб.;
    • в 2026-2030 годах — по 8,8 млрд руб. ежегодно;

    Остальные суммы будут выделяться в консолидированные бюджетами субъектов РФ самими регионами.

    Опорная сеть автомобильных дорог за счёт строительства и реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений должна повысить процент соответствия нормативным требованиям с базы 2023 года (71,15%) до:

    • 70,5% в 2025 году;
    • 71,2% в 2026 году;
    • 75,9% в 2027 году;
    • 81,2% в 2028 году;
    • 82,7% в 2029 году;
    • 85,0% в 2030 году.

    В этой категории 10-процентное улучшение предполагается форсировать за два года (2027-2028), что тоже выглядит достаточно сложным. В 2025 году доля автомобильных дорог, входящих в опорную сеть, соответствующих нормативным требованиям, вплоть до июля должна удерживаться на уровне 69,92%, после чего на август-ноябрь совершить скачок до 70,0%, а по итогам года составить 70,5%.

    Федеральный проект «Развитие федеральной сети» должен получить самое крупное финансирование из транспортных проектов в размере 5832,449 млрд руб. В основном средства запланированы из федерального бюджета — 5679,816 млрд руб. (97,4%), в том числе:

    • в 2025 году — 734,522 млрд руб. (679,69 млрд руб. — бюджетные средства, 54,83 млрд руб. — внебюджетные источники);
    • в 2026 году — 918,865 млрд руб. (851,881 млрд руб. — бюджетные средства, 66,984 млрд руб. — внебюджетные источники);
    • в 2027 году — 923,394 млрд руб. (922,527 млрд руб. — бюджетные средства, 0,867 млрд руб. — внебюджетные источники);
    • в 2028 году — 1242,686 млрд руб. (все средства — бюджетные);
    • в 2029 году — 989,695 млрд руб. (все средства — бюджетные);
    • в 2030 году — 1023,289 млрд руб. (993,337 млрд руб. — бюджетные средства, 29,953 млрд руб. — внебюджетные источники).

    В качестве внебюджетного источника финансирования федеральной сети выступают средства Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»), которая в 2025-2027 годах завершит развитие существующих проектов сети платных автотрасс, а с 2029 года планирует приступить к новой серии строительства.

    Качество дорожной сети федерального значения будет повышаться за счёт строительства и реконструкции дорог, а также обеспечения их нормативного состояния. За ориентир доли федеральных автомобильных дорог, находящихся в нормативном состоянии, взят показатель по итогам 2023 года — 73,8%, который по годам будет расти:

    • в 2025 году — 68,2%;
    • в 2026 году — 68,5%;
    • в 2027 году — 71,5%;
    • в 2828 году — 81,6%;
    • в 2029 году — 83,5%;
    • в 2030 году — 85,0%.

    В ближайшие три года качеству дорог разрешено даже ухудшаться, зато затем всего за один сезон количество нормативных дорог практически магическим образом должно увеличиться сразу на 10,1%. Если в других дорожных категориях федеральных проектов подразумевается, что в декабре для достижения установленных показателей нужно сдать как можно больше объектов, не введённых в эксплуатацию ранее, то с автодорогами федерального значения ситуация оказывается достаточно курьёзной. С января по ноябрь 2025 года ежемесячно доля автомобильных дорог федерального значения, находящихся в нормативном состоянии, должна быть не менее 69,4%, но по итогам 2025 года эта доля имеет право упасть до 68,2%.

    Развитие общественного транспорта

    Задающий тон всей политике в отношении наземного общественного транспорта целевой показатель национальных целей об обновлении подвижного состава наземного транспорта получил: от 59,6% доли парка общественного транспорта в агломерациях и городах, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного путь «наверх» пролегает через следующие реперные точки:

    • 61,7% в 2025 году;
    • 64,0% в 2026 году;
    • 67,4% в 2027 году;
    • 73,1% в 2028 году;
    • 78,8% в 2029 году;
    • 85,0% в 2030 году.

    Здесь обращает на себя внимание то, что за последние два года требуется совершить рывок такой же, как и за первые четыре. И это — следствие проблемы, заложенной в финансовую составляющую проекта.

    Если финансирование «дорожных» проектов, особенно «Безопасности дорожного движения» представляет собой относительно ровную линию, то с федеральным проектом «Развитие общественного транспорта» ситуация совсем иная: этот блок откровенно финансово штормит, даже несмотря на то, что источники финансирования гораздо более разнообразное. На шесть лет на реализацию проекта предусмотрено 809,301 млрд руб.

    • в 2025 году — 66,685 млрд руб.;
    • в 2026 году — 52,419 млрд руб.;
    • в 2027 году — 69,941 млрд руб.;
    • в 2028 году — 196,792 млрд руб.;
    • в 2029 году — 203,199 млрд руб.;
    • в 2030 году — 220,265 млрд руб.

    Разница в объёмах годового финансирования федерального проекта превышает четыре раза.

    При этом из федерального бюджета предусмотрено финансирование всего в объёме 150,0 млрд руб. (18,5% от общего уровня), в том числе 81,098 млрд руб. в виде межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ:

    • в 2025 году — 27,772 млрд руб. в том числе межбюджетные трансферты — 16,669 млрд руб.;
    • в 2026 году — 15,419 млрд руб. (межбюджетные трансферты — 8,669 млрд руб.);
    • в 2027 году — 17,729 млрд руб. (межбюджетные трансферты — 9,7 млрд руб.);
    • в 2028 году — 28,558 млрд руб. (межбюджетные трансферты — 14,306 млрд руб.);
    • в 2029 году — 28,603 млрд руб. (межбюджетные трансферты — 14,603 млрд руб.);
    • в 2030 году — 31,920 млрд. руб. (межбюджетные трансферты — 16,953 млрд руб.).

    Объёмы федерального финансирования по годам отличаются в два раза, что тоже довольно неравномерно. Основным же финансовым ресурсом федерального проекта станут внебюджетные источники — 658,783 млрд руб. (81,5%):

    • в 2025 году — 38,395 млрд руб.;
    • в 2026 году — 37,0 млрд руб.;
    • в 2027 году — 52,212 млрд руб.;
    • в 2028 году — 168,234 млрд руб.;
    • в 2029 году — 174,596 млрд руб.;
    • в 2030 году — 188,345 млрд руб.

    Здесь разница между годовыми объёмами финансирования на шестилетней дистанции достигает вообще пятикратного значения. Сумма финансирования в объёме 517,7 млн руб. за 2025 год будет обеспечиваться за счёт бюджетов субъектов РФ.

    При этом в паспорте нацпроекта «Инфраструктура для жизни» упомянуто, что средства Фонда национального благосостояния — основного источника для инвестпроекта АО «ГТЛК», реализованного в 2023-2024 годах и позволившего поставить в 43 регионах страны 4453 автобуса разных классов вместимости от малого до особо большого на условиях «нулевого» начального лизинга страны — в нацпроекте использоваться не будут. На приобретение автобусов в нацпроекте выделялось 73,333 млрд руб. средств ФНБ и иных заёмных средств.

    Что касается сумм, выделяемых на обновление общественного транспорта, то, для сравнения, инициированная Маратом Хуснуллиным программа обновления региональных автобусных парков на средства специальных казначейских кредитов (СКК), рассчитанная на 2023 год и начало 2024 года (фактически завершена к маю 2024 года), при выделении из федерального 50 млрд руб. позволила приобрести около 6100 автобусов разных классов для 73 регионов. На весь 2026 год из федерального бюджета и внебюджетных источников на этом фоне предусматривается всего 52,419 млрд руб.

    При этом закупочные цены подвижного состава даже в 2025 году, не говоря о 2026 годе, и, тем более, 2030 годе, будут заметно выше. Поэтому за деньги, аналогичные 2023-2024 годам, приобрести столько же единиц техники того же класса не получится.

    Итоги обновления парка общественного транспорта в 2025 году тоже будут считать в конце года — до этого вплоть до ноября удовлетворительной будет считаться и доля в 59,6%. Но по итогам 2025 года необходимо обеспечить 61,7%. Поэтому пик завершения поставок новой техники и списания старой после ввода обновления в эксплуатацию будет приходиться на декабрь.

    По оценкам специалистов, неоднократно озвучивавшихся в течение 2024 года, для достижения к концу 2030 года целевого показателя содержания 85% парка подвижного состава общественного транспорта в городах и агломерациях в пределах нормативного срока службы, необходимо заменить порядка 33 тыс. автобусов. Гарантированные средства федерального бюджета в размере 150 млрд руб. позволят обновить не более 13-15 тыс. автобусов. Источники внебюджетного финансирования не обозначены, что представляет собой определённый риск. В «автобусном» эквиваленте эти средства позволяют закупить около 30 тыс. новых автобусов. И, кажется, что поставленная задача обновления будет выполнена. Однако обновления требуют также порядка 4 тыс. трамвайных вагонов и 4 тыс. троллейбусов, стоимость которых заметно выше. Обновление трамвайного парка требует порядка 320-400 млрд руб., троллейбусного — порядка 150-180 млрд руб. Поэтому либо задачу обновления подвижного состава не удастся выполнить на требуемые 85%, либо в ходе её решения пожертвуют наиболее капиталоёмким транспортом — трамваями и троллейбусами, выводя их из эксплуатации с заменой на более дешёвые автобусы. По поговорке «скупой платит дважды», в дальнейшем покупать автобусы придётся чаще — срок службы автобусов меньше, чем у троллейбусов и, тем более, трамваев. Однако к концу 2030 года сиюминутная ставка городов на автобусы позволит с большей гарантией добиться достижения целевых показателей обновления общественного транспорта.

    Также вызывает опасения то, что более 76% средств на обновление подвижного состава выделено на вторую половину шестилетнего срока. Такое неравномерное финансирование негативно скажется на загрузке производственных мощностей автобусных, трамвайных и троллейбусных заводов, заметно нарастивших выпуск продукции в 2023-2024 годах.

    Развитие железных дорог Центрального транспортного узла

    Федеральный проект «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» до 2030 года должен получить финансирование в объёме 281,65 млрд руб., в том числе:

    • в 2025 году — 56,65 млрд руб.;
    • в 2026-2030 годах — по 45,0 млрд руб. ежегодно.

    Из них только 4,5 млрд руб. в 2025 году будет обеспечено за счёт средств федерального бюджета. По 10 млрд руб. ежегодно будет финансироваться из консолидированных бюджетов субъектов РФ (преимущественно Москвы). Объём финансирования из внебюджетных источников составит в 2025 году 42,15 млрд руб., и по 35 млрд руб. в 2026-2030 годах ежегодно из инвестпрограммы ОАО «Российские железные дороги» (РЖД).

    «Железнодорожная» федеральная программа плотно связана с реализацией концептуального проекта «Московские центральные диаметры», который от соединения Москвы с ближайшими пригородами постепенно переходит в стадию улучшения связи Москвы с ближайшими регионами. Как ранее сообщалось, в рамках проекта предусмотрено строительство дополнительных путей, строительство и реконструкция пассажирских станций и обновление подвижного состава. Так, в рамках плана мероприятий по улучшению качества обслуживания пассажиров в ЦТУ на 2025-2026 годы, утверждённого в середине января Мэром Москвы и руководителем ОАО «РЖД», уже с 2025 года начинается замена электропоездов на Ярославском направлении, а на 2025-2026 годы намечено открытие семи новых или реконструированных Московских городских вокзалов.

    Следующим уровнем детализации планов, реализуемых в рамках нацпроекта «Инфраструктура ля жизни» должны стать паспорта 12 федеральных проектов. Их утверждением будут заниматься ведомства, ответственные за их реализацию. В компетенции Минтранса России находится пять таких федеральных проектов.

    Отсутствие долгосрочных программ обновления автобусных парков и, как следствие, невозможности производственные планы заводов хотя бы на два-три года вперёд стало в конце 2024 года одной из острейших тем, обсуждавшихся на форуме «Общественный транспорт — 2024», Транспортной неделе — 2024 и деловой программе выставки Urbantrans 2024.

    Развитие транспорта предусмотрено и в новой Стратегии пространственного развития Российской Федерации, утверждённой в конце 2024 года.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Регионы: