Транспорт России к 2030 году: как новый Указ о национальных целях повлияет на отрасль?

  • Павел Яблоков
    16 мая 2024 г. — 18:15
    427
    Иллюстрация: 

    Минтранс России / mintrans.gov.ru

    7 мая Президентом России Владимиром Путиным был подписан Указ № 307 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Среди определённых им целевых показателей некоторые имеют прямое или косвенное отношение к транспорту.

    Неделей позже, 14 мая, обновился и состав Правительства России, в котором позиции транспортного блока усилились. Помимо министра транспорта, появился отдельный вице-премьер, отвечающий за развитие транспорта. О том, какие ориентиры для развития отрасли вновь определённые национальные цели задают для грузового и общественного транспорта, включая городской электрический, — в обзоре TR.ru — Транспорт в России.

    Транспорт — не цель, а средство

    Указом определены семь национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Среди них транспорт в явном виде не указан, потому что транспорт — это не цель, а лишь средство достижения цели. Однако определённые нюансы национальных целей могут влиять на векторы развития транспорта. Поэтому есть смысл перечислить их всех поимённо:

    • сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи;
    • реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности;
    • комфортная и безопасная среда для жизни;
    • экологическое благополучие;
    • устойчивая и динамичная экономика;
    • технологическое лидерство;
    • цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы.

    Для каждой из целей установлено от пяти до 22 целевых показателей и задач, выполнение которых характеризует их достижение, а всего показателей — 81.

    Транспортные составляющие целевых показателей

    В явном виде транспорт упоминается в нескольких параметрах национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни». Безопасность и комфорт передвижение — это то, что больше всего требуется от транспорта. Этому способствует, в том числе, обновление подвижного состава:

    • увеличение к 2030 году в агломерациях и городах доли парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, не менее чем до 85 процентов;

    То, что на весь парк подвижного состава за ближайшие шесть лет обновление не распространится — это и хорошо с точки зрения реалистичности достижения показателя, и плохо с точки зрения полнейшей неопределённости того, как считать выпадающие «худшие» 15%. Каждый город, включая малый, можно учитывать в статистике отдельно, а стало быть, дробление показателя по такому принципу при формировании общей отчётной сводки, скорее всего, и будет производиться. А дальше встаёт вопрос — как достичь требуемых 85% с минимальными вложениями? Запас прочности российского городского электротранспорта (в первую очередь, троллейбусов) уже показал свою иссякаемость в ряде регионов. Однако он позволит ряду городов даже при полной консервации парка горэлектротранспорта, особенно в части трамвайного сообщения, достичь желаемых показателей за счёт вливания средств исключительно в обновление автобусов-лоукостеров. О том, что можно противопоставить такому подходу и каким образом, — несколько позже.

    • увеличение к 2030 году доли соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог федерального значения и дорог крупнейших городских агломераций не менее чем до 85 процентов, опорной сети автомобильных дорог — не менее чем до 85 процентов, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения — не менее чем до 60 процентов;

    Процесс, запущенный национальным проектом «Безопасные качественные дороги», требует поддержки начинания. Ориентиры позволят дорожникам продолжать выполнять привычные запланированные мероприятия, а целевые показатели в условиях лимитированного финансирования позволят делать выбор в пользу тех или иных участков работ. Во многих случаях вместе с реконструкцией и ремонтом дорог возможно создание или модернизация инфраструктуры общественного транспорта — остановочные пункты, выделенные полосы, а также инфраструктура городского электротранспорта (контактная сеть троллейбуса и трамвая, трамвайные пути).

    • снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в полтора раза к 2030 году и в два раза к 2036 году по сравнению с показателем 2023 года;

    Концепт «нулевой смертности» и на горизонте ближайших лет не будет выглядеть слишком достижимым. Смертность по-прежнему будет исчисляться тысячами человек в год, но даже для сокращения этого количества (и сохранения ещё нескольких тысяч жизней ежегодно) потребуется тщательная работа с аварийно-опасными участками как на стадии их проектирования и строительства, так и на стадии эксплуатации. Работа с очагами аварийности и другими небезопасными местами на примере деятельности московского ЦОДД обсуждалась этой весной на практикуме по ОДД в Санкт-Петербурге.

    • увеличение к 2030 году авиационной подвижности населения не менее чем на 50 процентов по сравнению с показателем 2023 года при обеспечении к 2030 году доли самолётов отечественного производства в парке российских авиаперевозчиков не менее чем 50 процентов;

    Достижение целей этого показателя идёт в разрез с заданным курсом на развитие железнодорожных перевозок дальнего следования, особенно высокоскоростных магистралей. Строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург, напротив, призвано переключить часть авиапассажиров самого популярного воздушного моста страны «Москва — Санкт-Петербург» на рельсовый транспорт. А вне рамок ВСМ Президентом России несколькими неделями ранее поставлена задача по сокращению времени следования пассажирских поездов из Москвы к черноморским курортам до 16 часов, что тоже сделает авиасообщение в этом направлении менее конкурентным. В то же время не без влияния авиации поезда, следующие более двух суток, постепенно вырождаются в своеобразные «сборно-вывозные» маршруты, которыми большинство пассажиров следует только на коротких отрезках длиной не более суток, а остальные пользуются железнодорожным транспортом скорее по медицинским показаниям или другим факторам, не позволяющим использовать авиасообщение.

    Рост авиаперевозок может обеспечить и возвращение в пассажирскую работу аэродромов, закрытых Росавиацией с февраля 2022 года. Первый из них в Элисте готовится в конце мая встретить первый регулярный рейс. Также росту авиаперевозок поспособствует ввод в строй дополнительных аэродромов. Некоторые из проектов уже реализуются, как аэропорт Орёл.

    Привести долю самолётов отечественного производства к «контрольному пакету» (более 50%) воздушного флота можно двумя способами. Первый — отправить в отставку зарубежные Airbus, Boeing и других марок. Однако такой путь приведёт к резкому обвалу авиасообщения и не позволит нарастить авиационную мобильность населения согласно другому целевому показателю. Строительство новых российских самолётов в первые два года после начала нынешнего процесса импортозамещения ощутимых результатов пока не дало: опытные образцы всё ещё продолжают испытания с вновь разработанными отечественными комплектующими и серийного производства ни одного магистрального самолёта пока не началось. Но во вторую часть начинающейся шестилетки массовое серийное производство «Суперджетов», «МСов», «Тушек» уже должно стать реальностью.

    Также в национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» транспортная составляющая может быть заложена в качестве показателей улучшения качества среды для жизни в опорных населённых пунктах. Под этим недавно введённым термином подразумеваются малые города или сельские населённые пункты с населением от 3 до 50 тыс. жителей, удалённые от городских агломераций с населением более 50 тыс. жителей не менее чем на 50 км. Предполагается, что на их базе ведётся ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию гарантий в сфере образования, доступность медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализацию иных потребностей населения территории одного или нескольких муниципальных образований. Реализация задач национальной цели по обеспечению граждан жильём и обновлению жилищного фонда нередко приводит к созданию новых микрорайонов и жилых комплексов, для которых тоже нужно обеспечить транспортное обслуживание общественным транспортом.

    В рамках достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» предусмотрено

    • увеличение к 2030 году объёма перевозок по международным транспортным коридорам не менее чем в полтора раза по сравнению с уровнем 2021 года за счёт повышения глобальной конкурентоспособности маршрутов;

    Фраза «Россия — это надёжный транспортный мост между всеми частями мира» прозвучала на «Транспортной неделе» в Москве в ноябре 2023 года и тогда же поступательное наращивание провозной способности основных транспортно-логистических коридоров было указано премьер-министром страны в качестве одной из шести ключевых задач развития для решения транспортниками страны до 2035 года.

    • снижение доли импорта товаров и услуг в структуре валового внутреннего продукта до 17 % к 2030 году;

    Транспортное машиностроение способно внести свою лепту в эту копилку: импортозамещение узлов, агрегатов, компонентов и готовых изделий подвижного состава общественного, коммунального, грузового транспорта.

    • обеспечение устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения;

    Повышение платёжеспособности населения делает его более активными пассажирами: спрос на перевозку тоже должен расти и удовлетворяться.

    • вхождение к 2030 году Российской Федерации в число 25 ведущих стран мира по показателю плотности роботизации;

    Здесь участие транспорта состоит, в частности, в применении современных технологий в машиностроении и эксплуатации подвижного состава.

    • создание к 2030 году эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них;
    • создание к 2030 году институциональных условий для постоянного профессионального развития работающих граждан, в том числе для получения новых профессий и повышения квалификации;

    Кадровый дефицит в транспортной отрасли остаётся острым на всех уровнях — от водителей и рабочих до транспортных инженеров и управленцев. Мероприятия по кадровым ресурсам ГЭТ ранее анонсировались в составе федеральной программы по развитию городского электротранспорта.

    • увеличение к 2030 году доли туристской отрасли в валовом внутреннем продукте до 5 процентов;

    За несколько дней до своего переназначения премьер-министр Михаил Мишустин дал поручения по развитию экономики предложения. Она нацелена на создание в России современных индустриальных мощностей и отраслей, а также на решение целого ряда системных задач, определённых главой государства, — от достижения технологического и финансового суверенитета до укрепления продовольственной безопасности. Как сообщил сайт Правительства России, по итогам стратегической сессии, состоявшейся 9 апреля, председатель Правительства дал ряд поручений для разработки отраслевым федеральным органам исполнительной власти комплексов первоочередных мероприятий на 2024–2025 годы, направленных на наращивание предложения в соответствующих отраслях.

    Минтранс России должен утвердить комплекс мероприятий по обеспечению транспортной доступности туристических объектов. Особое внимание при этом необходимо уделить первоочередному развитию железнодорожного и автомобильного туризма по направлениям Урал, Поволжье, Центральная и Северо-Западная части России, увеличению количества зон придорожного сервиса на маршрутах к точкам притяжения туристов, включая федеральные, региональные и муниципальные дороги, приведению дорожной сети в нормативное состояние. Кроме того, Минтрансу поставлена задача по наращиванию предложения в сфере оказания услуг по авиаперевозкам.

    Связь экологии и транспорта в рамках достижение национальной цели «Экологическое благополучие» имеет наибольшее значение по двум показателям, Первый из них —

    • поэтапное снижение к 2036 году в два раза выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.

    Здесь есть ниша для продолжения перевода коммунального и общественного городского транспорта на менее загрязняющие атмосферу источники питания — природный газ и электроэнергию. Это то, чем в последние годы занимались как в рамках нацпрограммы «Чистый воздух» нацпроекта «Экология» для городов-участников проекта, так и применяли для улучшения ситуации в других регионах.

    В противовес этим целям в начале мая премьер-министром поручено Минэнерго утвердить комплекс первоочередных мероприятий по увеличению предложения бензина и дизельного топлива.

    • снижение к 2036 году в два раза объёма неочищенных сточных вод, сбрасываемых в основные водные объекты, сохранение уникальной экологической системы озера Байкал;

    Если даже сточные воды должны стать чище, то прямое загрязнение водоёмов от последствий судоходства тоже вряд ли будет приветствоваться. И начавшийся тренд на экологичность водных перевозок будет созвучен новым целевым показателям: от дизельных двигателей суда всё больше должны переходить на электротягу по примеру Москвы и других регионов, где уже встречаются единичные экземпляры электросудов. В качестве альтернативных источников топлива отечественные судостроители также испытываются суда на сжиженном газовом топливе и водородном топливе.

    В национальной цели «Технологическое лидерство» среди показателей фигурируют:

    • обеспечение технологической независимости и формирование новых рынков по ряду направлений, включая беспилотные авиационные системы, средства производства и автоматизации, транспортную мобильность (включая автономные транспортные средства), экономику данных и цифровую трансформацию, искусственный интеллект, новые энергетические технологии (в том числе атомные);
    • обеспечение к 2030 году вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по объёму научных исследований и разработок;
    • увеличение к 2030 году внутренних затрат на исследования и разработки не менее чем до 2 процентов валового внутреннего продукта, в том числе за счёт увеличения инвестиций со стороны частного бизнеса на эти цели не менее чем в два раза;
    • увеличение к 2030 году доли отечественных высокотехнологичных товаров и услуг, созданных на основе собственных линий разработки, в общем объёме потребления таких товаров и услуг в Российской Федерации в полтора раза по сравнению с уровнем 2023 года;

    Исходя из этого, передовые технологии должны не только активно разрабатываться с обеспечением исследований финансированием, но и активно применяться внутри страны.

    В национальной цели «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы» обозначены показатели:

    • достижение к 2030 году «цифровой зрелости» государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учётом ускоренного внедрения технологий обработки больших объёмов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта;
    • формирование рынка данных, их активное вовлечение в хозяйственный оборот, хранение, обмен и защита;

    Неуклонная цифровизация транспортного комплекса («цифровая транспортация») позволит собирать, хранить и обрабатывать всё больше информации о движении пассажирского и грузового транспорта, пассажиро- и грузопотоках, делая транспортные модели более точными, делать более эффективным работу транспорта и оптимизировать мероприятия для «расшивки» узких мест. Искусственный интеллект позволит упростить работу части специалистов, в том числе водителей, снизить потребность в кадрах для выполнения рутинных операций.

    Что было раньше?

    Национальные цели развития страны определяются не первый раз. И нынешним Указом признан утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». А тот, в свою очередь, обновил некоторые положения, определённые ранее в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

    Тогда акценты на целях и мероприятиях были установлены иными, и по-другому определялась их детализация. В частности, документом 2018 года был дан старт к утверждению ставшего в последствии нацпроектом комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, включая развитие транспортных коридоров «Запад — Восток» и «Север — Юг» для перевозки грузов, повышения уровня экономической связанности территории Российской Федерации посредством расширения и модернизации железнодорожной, авиа­ционной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры и гарантированного обеспечения доступной электроэнергией.

    В рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» целевыми показателями указывались снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, и обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям на уровне не менее 85 %. Актуальным считалось и снижение последствий от ДТП.

    Вопросы городского и пригородного общественного транспорта в прежних национальных целях явным образом не указывались вообще никак. «Мостики» к газификации автобусов, поддержке городского электротранспорта прокладывались скорее не благодаря, а вопреки через экологические инициативы, а другие вопросы общественного транспорта решались через «улучшение качества городской среды в полтора раза».

    Поэтому даже нынешняя недостаточность мероприятий по обеспечению ежедневной мобильности в городах и агломерациях — уже заметный шаг вперёд.

    От целей — к нацпроектам

    Для достижения национальных целей, целевых показателей и выполнения задач, предусмотренных новым Указом, Правительству России поручено до 1 сентября 2024 года при участии Госсовета России разработать (скорректировать) и представить на рассмотрение Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам блок национальных проектов по обеспечению технологического лидерства, а также 11 национальных проектов:

    • «Продолжительная и активная жизнь»;
    • «Семья»;
    • «Молодёжь и дети»;
    • «Кадры»;
    • «Инфраструктура для жизни»;
    • «Эффективная транспортная система»;
    • «Экологическое благополучие»;
    • «Эффективная и конкурентная экономика»;
    • «Туризм и гостеприимство»;
    • «Международная кооперация и экспорт»;
    • «Экономика данных и цифровая трансформация государства».

    Нацпроект, открыто содержащий слово «транспорт» в трактовке Указа, называется «Эффективная транспортная система». И под такой «крышей», как и ранее обозначенное в начале года лаконично-универсальное название «Транспорт», способен лучше вместить внутри все направления, от грузовых международных перевозок, до наземного общественного транспорта в городах (трамваи, троллейбусы, автобусы и метро), чем под всплывшим в апреле «дальнобойным» «Развитие транспортной инфраструктуры». Хотя, поскольку транспорт — лишь средство для достижения целей и показателей, то его следы могут обнаружиться и в любом другом нацпроекте. Так, в нынешний нацпроект «Экология», становящийся «Экологическим благополучием», входит программа «Чистый воздух», уже позволившая обновить подвижной состав и инфраструктуру городского общественного транспорта, включая электрический, в 11 городах страны. Новый нацпроект «Туризм и гостеприимство» без комфортабельных автобусов, пригородных и специализированных дальних поездов, пассажирских судов тоже сложно представить.

    До 31 декабря 2024 года Правительству России предстоит разработать и представить на рассмотрение Совета при Президенте России единый план по достижению национальных целей, а также разработать и утвердить стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года.

    Более долгосрочное поручение Правительству из Указа, в котором, к тому же упоминается транспорт, — до 1 июля 2025 года разработать с использованием единой цифровой картографической основы Российской Федерации и утвердить комплексный план развития транспортной, энергетической, телекоммуникационной, социальной и иной инфраструктуры на период до 2036 года, необходимой для реализации национальных целей.

    Реализация национальных целей получит и приоритетное финансирование. Правительству России поручено ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период предусматривать необходимые бюджетные ассигнования, а также направление на реализацию национальных целей дополнительных доходов федерального бюджета, образуемых в ходе его исполнения.

    В соответствии с обозначенными национальными целями Администрация Президента России совместно с Госсоветом России должны до 1 октября 2024 года разработать и представить предложения по изменению оценки эффективности деятельности руководителей субъектов РФ и исполнительных органов субъектов РФ.

    Как обозначенные цели отразятся на транспорте?

    Расходные статьи бюджета никогда не бывают безграничными. Поэтому всегда стоит вопрос, как потратить средства с максимальной отдачей? При наличии семи национальных целей и 81 целевого показателя эффективными окажутся те мероприятия, которые позволят «убить нескольких зайцев» одновременно.

    Так, обновление подвижного состава, на первый взгляд, должно проводиться самым простым способом: дешёвые модели, позволяющие за минимальную сумму финансирования обновить как можно больше техники. Если развить начатый в 2023 году процесс обновления региональных автопарков с помощью специальных казначейских кредитов и инвестпроекта ГТЛК-ФНБ, то к 2030 году полученная таким образом техника не успеет выработать нормативного срока службы, и дешёвые «ГАЗели», «ПАЗики» и «СимАЗы» будут казаться самым простым способом заменить 85% парка.

    Однако показатели национальной цели «Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи» по повышению суммарного коэффициента рождаемости и увеличению ожидаемой продолжительности жизни влияют на требования к подвижному составу: он должен соответствовать комплектации «Доступная среда» и быть полностью или частично низкопольным для удобного размещения детских или инвалидных колясок. А тренд на снижение вредных выбросов в атмосферу может дать шанс и обновлению городского электротранспорта.

    Также примером «комбо» может стать инновационный пассажирский подвижной состав для высокоскоростных железных дорог, способствующий развитию туризма.

    Будут созвучны национальным целям и другие амбициозные дорогостоящие проекты — главное, чтобы они завершились или дали ощутимый результат на обозначенном горизонте 2030 года.

    Зампред и министр: приоритеты работы

    Реализовывать национальные цели, затрагивающие транспортные вопросы, предстоит новому составу Правительства России, полностью сформированному 14 мая.

    Указом Президента РФ от 14 мая № 376 бывший министр транспорта Виталий Савельев назначен заместителем председателя Правительства РФ, а указом № 400 губернатор Курской области Роман Старовойт, ранее руководивший Росавтодором, имевший опыт работы в Минтрансе России, назначен новым министром транспорта. В 2023 году в Курске в активную фазу вступила транспортная реформа Курска, включившая модернизацию трамвайного и автобусного сообщения, запуск электробусов и сохранение троллейбусной сети.

    Вопросами городского общественного транспорта Виталий Савельев, в прошлом возглавлявший «Аэрофлот», тяготился и ранее, хоть и участвовал в Госсовете по общественному транспорту, — в прошлом году на отраслевых транспортных конференциях и форумах среди онлайн и очных участников было проще встретить первого вице-премьера Андрея Белоусова, вице-премьера Марата Хуснуллина, министра цифрового развития Максута Шадаева или того же Романа Старовойта, но в роли губернатора.

    Поэтому на пленарном заседании в Госдуме России перед утверждением своей кандидатуры Виталий Савельев, как сообщил Минтранс России, подчеркнул приоритетность реализации положений Указа № 309, отметив значимость работы по развитию международных транспортных коридоров. Также большое внимание будет уделяться развитию автомобильных дорог и доведению до нормативного состояния как федеральных трасс, так и опорной сети автодорог. Помимо этого, в фокусе повышенного внимания остаются воздушные перевозки пассажиров, развитие морского и речного транспорта, портовой инфраструктуры, модернизация аэродромной сети, строительство третьей очереди Восточного полигона и высокоскоростных магистралей. Городской пассажирский транспорт был упомянут лишь в контексте обновления подвижного состава без решения других назревших проблем.

    В свою очередь, Роман Старовойт на выступлении в Госдуме России перед утверждением своей кандидатуры, по сведениям Минтранса России, отметил приоритетные направления, на которых будет сосредоточена деятельность министерства, включая Указ о национальных целях. Основой работы станет упомянутый в Указе национальный проект «Эффективная транспортная система». Предстоит реализация крупных проектов на железнодорожном транспорте создание высокоскоростных магистралей и развитие Восточного полигона. Отдельное внимание будет уделено развитию малой авиации, внутреннего водного транспорта, дорожного хозяйства, общественного городского и муниципального транспорта. Кроме этого, продолжится цифровая трансформация отрасли на основе отечественных решений. Также одним из приоритетных вопросов остается подготовка кадров и сохранение преемственности курса на стабильное развитие транспортного комплекса как одной из системообразующих отраслей национальной экономики.

    Новым составом кабинета министров к осени предстоит утвердить мероприятия для всех нацпроектов, включая «Эффективную транспортную систему». Ориентиры в виде достижения национальных целей развития предстоит наполнить конкретными реалистичным содержимым.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Регионы: 

    Комментарии

    Комментарии (0)