Минтранс России / mintrans.gov.ru
7 мая Президентом России Владимиром Путиным был подписан Указ № 307 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Среди определённых им целевых показателей некоторые имеют прямое или косвенное отношение к транспорту.
Неделей позже, 14 мая, обновился и состав Правительства России, в котором позиции транспортного блока усилились. Помимо министра транспорта, появился отдельный вице-премьер, отвечающий за развитие транспорта. О том, какие ориентиры для развития отрасли вновь определённые национальные цели задают для грузового и общественного транспорта, включая городской электрический, — в обзоре TR.ru — Транспорт в России.
Указом определены семь национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Среди них транспорт в явном виде не указан, потому что транспорт — это не цель, а лишь средство достижения цели. Однако определённые нюансы национальных целей могут влиять на векторы развития транспорта. Поэтому есть смысл перечислить их всех поимённо:
Для каждой из целей установлено от пяти до 22 целевых показателей и задач, выполнение которых характеризует их достижение, а всего показателей — 81.
В явном виде транспорт упоминается в нескольких параметрах национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни». Безопасность и комфорт передвижение — это то, что больше всего требуется от транспорта. Этому способствует, в том числе, обновление подвижного состава:
- увеличение к 2030 году в агломерациях и городах доли парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, не менее чем до 85 процентов;
То, что на весь парк подвижного состава за ближайшие шесть лет обновление не распространится — это и хорошо с точки зрения реалистичности достижения показателя, и плохо с точки зрения полнейшей неопределённости того, как считать выпадающие «худшие» 15%. Каждый город, включая малый, можно учитывать в статистике отдельно, а стало быть, дробление показателя по такому принципу при формировании общей отчётной сводки, скорее всего, и будет производиться. А дальше встаёт вопрос — как достичь требуемых 85% с минимальными вложениями? Запас прочности российского городского электротранспорта (в первую очередь, троллейбусов) уже показал свою иссякаемость в ряде регионов. Однако он позволит ряду городов даже при полной консервации парка горэлектротранспорта, особенно в части трамвайного сообщения, достичь желаемых показателей за счёт вливания средств исключительно в обновление автобусов-лоукостеров. О том, что можно противопоставить такому подходу и каким образом, — несколько позже.
- увеличение к 2030 году доли соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог федерального значения и дорог крупнейших городских агломераций не менее чем до 85 процентов, опорной сети автомобильных дорог — не менее чем до 85 процентов, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения — не менее чем до 60 процентов;
Процесс, запущенный национальным проектом «Безопасные качественные дороги», требует поддержки начинания. Ориентиры позволят дорожникам продолжать выполнять привычные запланированные мероприятия, а целевые показатели в условиях лимитированного финансирования позволят делать выбор в пользу тех или иных участков работ. Во многих случаях вместе с реконструкцией и ремонтом дорог возможно создание или модернизация инфраструктуры общественного транспорта — остановочные пункты, выделенные полосы, а также инфраструктура городского электротранспорта (контактная сеть троллейбуса и трамвая, трамвайные пути).
- снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в полтора раза к 2030 году и в два раза к 2036 году по сравнению с показателем 2023 года;
Концепт «нулевой смертности» и на горизонте ближайших лет не будет выглядеть слишком достижимым. Смертность по-прежнему будет исчисляться тысячами человек в год, но даже для сокращения этого количества (и сохранения ещё нескольких тысяч жизней ежегодно) потребуется тщательная работа с аварийно-опасными участками как на стадии их проектирования и строительства, так и на стадии эксплуатации. Работа с очагами аварийности и другими небезопасными местами на примере деятельности московского ЦОДД обсуждалась этой весной на практикуме по ОДД в Санкт-Петербурге.
- увеличение к 2030 году авиационной подвижности населения не менее чем на 50 процентов по сравнению с показателем 2023 года при обеспечении к 2030 году доли самолётов отечественного производства в парке российских авиаперевозчиков не менее чем 50 процентов;
Достижение целей этого показателя идёт в разрез с заданным курсом на развитие железнодорожных перевозок дальнего следования, особенно высокоскоростных магистралей. Строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург, напротив, призвано переключить часть авиапассажиров самого популярного воздушного моста страны «Москва — Санкт-Петербург» на рельсовый транспорт. А вне рамок ВСМ Президентом России несколькими неделями ранее поставлена задача по сокращению времени следования пассажирских поездов из Москвы к черноморским курортам до 16 часов, что тоже сделает авиасообщение в этом направлении менее конкурентным. В то же время не без влияния авиации поезда, следующие более двух суток, постепенно вырождаются в своеобразные «сборно-вывозные» маршруты, которыми большинство пассажиров следует только на коротких отрезках длиной не более суток, а остальные пользуются железнодорожным транспортом скорее по медицинским показаниям или другим факторам, не позволяющим использовать авиасообщение.
Рост авиаперевозок может обеспечить и возвращение в пассажирскую работу аэродромов, закрытых Росавиацией с февраля 2022 года. Первый из них в Элисте готовится в конце мая встретить первый регулярный рейс. Также росту авиаперевозок поспособствует ввод в строй дополнительных аэродромов. Некоторые из проектов уже реализуются, как аэропорт Орёл.
Привести долю самолётов отечественного производства к «контрольному пакету» (более 50%) воздушного флота можно двумя способами. Первый — отправить в отставку зарубежные Airbus, Boeing и других марок. Однако такой путь приведёт к резкому обвалу авиасообщения и не позволит нарастить авиационную мобильность населения согласно другому целевому показателю. Строительство новых российских самолётов в первые два года после начала нынешнего процесса импортозамещения ощутимых результатов пока не дало: опытные образцы всё ещё продолжают испытания с вновь разработанными отечественными комплектующими и серийного производства ни одного магистрального самолёта пока не началось. Но во вторую часть начинающейся шестилетки массовое серийное производство «Суперджетов», «МСов», «Тушек» уже должно стать реальностью.
Также в национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» транспортная составляющая может быть заложена в качестве показателей улучшения качества среды для жизни в опорных населённых пунктах. Под этим недавно введённым термином подразумеваются малые города или сельские населённые пункты с населением от 3 до 50 тыс. жителей, удалённые от городских агломераций с населением более 50 тыс. жителей не менее чем на 50 км. Предполагается, что на их базе ведётся ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию гарантий в сфере образования, доступность медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализацию иных потребностей населения территории одного или нескольких муниципальных образований. Реализация задач национальной цели по обеспечению граждан жильём и обновлению жилищного фонда нередко приводит к созданию новых микрорайонов и жилых комплексов, для которых тоже нужно обеспечить транспортное обслуживание общественным транспортом.
В рамках достижения национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика» предусмотрено
- увеличение к 2030 году объёма перевозок по международным транспортным коридорам не менее чем в полтора раза по сравнению с уровнем 2021 года за счёт повышения глобальной конкурентоспособности маршрутов;
Фраза «Россия — это надёжный транспортный мост между всеми частями мира» прозвучала на «Транспортной неделе» в Москве в ноябре 2023 года и тогда же поступательное наращивание провозной способности основных транспортно-логистических коридоров было указано премьер-министром страны в качестве одной из шести ключевых задач развития для решения транспортниками страны до 2035 года.
- снижение доли импорта товаров и услуг в структуре валового внутреннего продукта до 17 % к 2030 году;
Транспортное машиностроение способно внести свою лепту в эту копилку: импортозамещение узлов, агрегатов, компонентов и готовых изделий подвижного состава общественного, коммунального, грузового транспорта.
- обеспечение устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения;
Повышение платёжеспособности населения делает его более активными пассажирами: спрос на перевозку тоже должен расти и удовлетворяться.
- вхождение к 2030 году Российской Федерации в число 25 ведущих стран мира по показателю плотности роботизации;
Здесь участие транспорта состоит, в частности, в применении современных технологий в машиностроении и эксплуатации подвижного состава.
- создание к 2030 году эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них;
- создание к 2030 году институциональных условий для постоянного профессионального развития работающих граждан, в том числе для получения новых профессий и повышения квалификации;
Кадровый дефицит в транспортной отрасли остаётся острым на всех уровнях — от водителей и рабочих до транспортных инженеров и управленцев. Мероприятия по кадровым ресурсам ГЭТ ранее анонсировались в составе федеральной программы по развитию городского электротранспорта.
- увеличение к 2030 году доли туристской отрасли в валовом внутреннем продукте до 5 процентов;
За несколько дней до своего переназначения премьер-министр Михаил Мишустин дал поручения по развитию экономики предложения. Она нацелена на создание в России современных индустриальных мощностей и отраслей, а также на решение целого ряда системных задач, определённых главой государства, — от достижения технологического и финансового суверенитета до укрепления продовольственной безопасности. Как сообщил сайт Правительства России, по итогам стратегической сессии, состоявшейся 9 апреля, председатель Правительства дал ряд поручений для разработки отраслевым федеральным органам исполнительной власти комплексов первоочередных мероприятий на 2024–2025 годы, направленных на наращивание предложения в соответствующих отраслях.
Минтранс России должен утвердить комплекс мероприятий по обеспечению транспортной доступности туристических объектов. Особое внимание при этом необходимо уделить первоочередному развитию железнодорожного и автомобильного туризма по направлениям Урал, Поволжье, Центральная и Северо-Западная части России, увеличению количества зон придорожного сервиса на маршрутах к точкам притяжения туристов, включая федеральные, региональные и муниципальные дороги, приведению дорожной сети в нормативное состояние. Кроме того, Минтрансу поставлена задача по наращиванию предложения в сфере оказания услуг по авиаперевозкам.
Связь экологии и транспорта в рамках достижение национальной цели «Экологическое благополучие» имеет наибольшее значение по двум показателям, Первый из них —
- поэтапное снижение к 2036 году в два раза выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.
Здесь есть ниша для продолжения перевода коммунального и общественного городского транспорта на менее загрязняющие атмосферу источники питания — природный газ и электроэнергию. Это то, чем в последние годы занимались как в рамках нацпрограммы «Чистый воздух» нацпроекта «Экология» для городов-участников проекта, так и применяли для улучшения ситуации в других регионах.
В противовес этим целям в начале мая премьер-министром поручено Минэнерго утвердить комплекс первоочередных мероприятий по увеличению предложения бензина и дизельного топлива.
- снижение к 2036 году в два раза объёма неочищенных сточных вод, сбрасываемых в основные водные объекты, сохранение уникальной экологической системы озера Байкал;
Если даже сточные воды должны стать чище, то прямое загрязнение водоёмов от последствий судоходства тоже вряд ли будет приветствоваться. И начавшийся тренд на экологичность водных перевозок будет созвучен новым целевым показателям: от дизельных двигателей суда всё больше должны переходить на электротягу по примеру Москвы и других регионов, где уже встречаются единичные экземпляры электросудов. В качестве альтернативных источников топлива отечественные судостроители также испытываются суда на сжиженном газовом топливе и водородном топливе.
В национальной цели «Технологическое лидерство» среди показателей фигурируют:
- обеспечение технологической независимости и формирование новых рынков по ряду направлений, включая беспилотные авиационные системы, средства производства и автоматизации, транспортную мобильность (включая автономные транспортные средства), экономику данных и цифровую трансформацию, искусственный интеллект, новые энергетические технологии (в том числе атомные);
- обеспечение к 2030 году вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по объёму научных исследований и разработок;
- увеличение к 2030 году внутренних затрат на исследования и разработки не менее чем до 2 процентов валового внутреннего продукта, в том числе за счёт увеличения инвестиций со стороны частного бизнеса на эти цели не менее чем в два раза;
- увеличение к 2030 году доли отечественных высокотехнологичных товаров и услуг, созданных на основе собственных линий разработки, в общем объёме потребления таких товаров и услуг в Российской Федерации в полтора раза по сравнению с уровнем 2023 года;
Исходя из этого, передовые технологии должны не только активно разрабатываться с обеспечением исследований финансированием, но и активно применяться внутри страны.
В национальной цели «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы» обозначены показатели:
- достижение к 2030 году «цифровой зрелости» государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учётом ускоренного внедрения технологий обработки больших объёмов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта;
- формирование рынка данных, их активное вовлечение в хозяйственный оборот, хранение, обмен и защита;
Неуклонная цифровизация транспортного комплекса («цифровая транспортация») позволит собирать, хранить и обрабатывать всё больше информации о движении пассажирского и грузового транспорта, пассажиро- и грузопотоках, делая транспортные модели более точными, делать более эффективным работу транспорта и оптимизировать мероприятия для «расшивки» узких мест. Искусственный интеллект позволит упростить работу части специалистов, в том числе водителей, снизить потребность в кадрах для выполнения рутинных операций.
Национальные цели развития страны определяются не первый раз. И нынешним Указом признан утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». А тот, в свою очередь, обновил некоторые положения, определённые ранее в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Тогда акценты на целях и мероприятиях были установлены иными, и по-другому определялась их детализация. В частности, документом 2018 года был дан старт к утверждению ставшего в последствии нацпроектом комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, включая развитие транспортных коридоров «Запад — Восток» и «Север — Юг» для перевозки грузов, повышения уровня экономической связанности территории Российской Федерации посредством расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры и гарантированного обеспечения доступной электроэнергией.
В рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» целевыми показателями указывались снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, и обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям на уровне не менее 85 %. Актуальным считалось и снижение последствий от ДТП.
Вопросы городского и пригородного общественного транспорта в прежних национальных целях явным образом не указывались вообще никак. «Мостики» к газификации автобусов, поддержке городского электротранспорта прокладывались скорее не благодаря, а вопреки через экологические инициативы, а другие вопросы общественного транспорта решались через «улучшение качества городской среды в полтора раза».
Поэтому даже нынешняя недостаточность мероприятий по обеспечению ежедневной мобильности в городах и агломерациях — уже заметный шаг вперёд.
Для достижения национальных целей, целевых показателей и выполнения задач, предусмотренных новым Указом, Правительству России поручено до 1 сентября 2024 года при участии Госсовета России разработать (скорректировать) и представить на рассмотрение Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам блок национальных проектов по обеспечению технологического лидерства, а также 11 национальных проектов:
Нацпроект, открыто содержащий слово «транспорт» в трактовке Указа, называется «Эффективная транспортная система». И под такой «крышей», как и ранее обозначенное в начале года лаконично-универсальное название «Транспорт», способен лучше вместить внутри все направления, от грузовых международных перевозок, до наземного общественного транспорта в городах (трамваи, троллейбусы, автобусы и метро), чем под всплывшим в апреле «дальнобойным» «Развитие транспортной инфраструктуры». Хотя, поскольку транспорт — лишь средство для достижения целей и показателей, то его следы могут обнаружиться и в любом другом нацпроекте. Так, в нынешний нацпроект «Экология», становящийся «Экологическим благополучием», входит программа «Чистый воздух», уже позволившая обновить подвижной состав и инфраструктуру городского общественного транспорта, включая электрический, в 11 городах страны. Новый нацпроект «Туризм и гостеприимство» без комфортабельных автобусов, пригородных и специализированных дальних поездов, пассажирских судов тоже сложно представить.
До 31 декабря 2024 года Правительству России предстоит разработать и представить на рассмотрение Совета при Президенте России единый план по достижению национальных целей, а также разработать и утвердить стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года.
Более долгосрочное поручение Правительству из Указа, в котором, к тому же упоминается транспорт, — до 1 июля 2025 года разработать с использованием единой цифровой картографической основы Российской Федерации и утвердить комплексный план развития транспортной, энергетической, телекоммуникационной, социальной и иной инфраструктуры на период до 2036 года, необходимой для реализации национальных целей.
Реализация национальных целей получит и приоритетное финансирование. Правительству России поручено ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период предусматривать необходимые бюджетные ассигнования, а также направление на реализацию национальных целей дополнительных доходов федерального бюджета, образуемых в ходе его исполнения.
В соответствии с обозначенными национальными целями Администрация Президента России совместно с Госсоветом России должны до 1 октября 2024 года разработать и представить предложения по изменению оценки эффективности деятельности руководителей субъектов РФ и исполнительных органов субъектов РФ.
Расходные статьи бюджета никогда не бывают безграничными. Поэтому всегда стоит вопрос, как потратить средства с максимальной отдачей? При наличии семи национальных целей и 81 целевого показателя эффективными окажутся те мероприятия, которые позволят «убить нескольких зайцев» одновременно.
Так, обновление подвижного состава, на первый взгляд, должно проводиться самым простым способом: дешёвые модели, позволяющие за минимальную сумму финансирования обновить как можно больше техники. Если развить начатый в 2023 году процесс обновления региональных автопарков с помощью специальных казначейских кредитов и инвестпроекта ГТЛК-ФНБ, то к 2030 году полученная таким образом техника не успеет выработать нормативного срока службы, и дешёвые «ГАЗели», «ПАЗики» и «СимАЗы» будут казаться самым простым способом заменить 85% парка.
Однако показатели национальной цели «Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи» по повышению суммарного коэффициента рождаемости и увеличению ожидаемой продолжительности жизни влияют на требования к подвижному составу: он должен соответствовать комплектации «Доступная среда» и быть полностью или частично низкопольным для удобного размещения детских или инвалидных колясок. А тренд на снижение вредных выбросов в атмосферу может дать шанс и обновлению городского электротранспорта.
Также примером «комбо» может стать инновационный пассажирский подвижной состав для высокоскоростных железных дорог, способствующий развитию туризма.
Будут созвучны национальным целям и другие амбициозные дорогостоящие проекты — главное, чтобы они завершились или дали ощутимый результат на обозначенном горизонте 2030 года.
Реализовывать национальные цели, затрагивающие транспортные вопросы, предстоит новому составу Правительства России, полностью сформированному 14 мая.
Указом Президента РФ от 14 мая № 376 бывший министр транспорта Виталий Савельев назначен заместителем председателя Правительства РФ, а указом № 400 губернатор Курской области Роман Старовойт, ранее руководивший Росавтодором, имевший опыт работы в Минтрансе России, назначен новым министром транспорта. В 2023 году в Курске в активную фазу вступила транспортная реформа Курска, включившая модернизацию трамвайного и автобусного сообщения, запуск электробусов и сохранение троллейбусной сети.
Вопросами городского общественного транспорта Виталий Савельев, в прошлом возглавлявший «Аэрофлот», тяготился и ранее, хоть и участвовал в Госсовете по общественному транспорту, — в прошлом году на отраслевых транспортных конференциях и форумах среди онлайн и очных участников было проще встретить первого вице-премьера Андрея Белоусова, вице-премьера Марата Хуснуллина, министра цифрового развития Максута Шадаева или того же Романа Старовойта, но в роли губернатора.
Поэтому на пленарном заседании в Госдуме России перед утверждением своей кандидатуры Виталий Савельев, как сообщил Минтранс России, подчеркнул приоритетность реализации положений Указа № 309, отметив значимость работы по развитию международных транспортных коридоров. Также большое внимание будет уделяться развитию автомобильных дорог и доведению до нормативного состояния как федеральных трасс, так и опорной сети автодорог. Помимо этого, в фокусе повышенного внимания остаются воздушные перевозки пассажиров, развитие морского и речного транспорта, портовой инфраструктуры, модернизация аэродромной сети, строительство третьей очереди Восточного полигона и высокоскоростных магистралей. Городской пассажирский транспорт был упомянут лишь в контексте обновления подвижного состава без решения других назревших проблем.
В свою очередь, Роман Старовойт на выступлении в Госдуме России перед утверждением своей кандидатуры, по сведениям Минтранса России, отметил приоритетные направления, на которых будет сосредоточена деятельность министерства, включая Указ о национальных целях. Основой работы станет упомянутый в Указе национальный проект «Эффективная транспортная система». Предстоит реализация крупных проектов на железнодорожном транспорте создание высокоскоростных магистралей и развитие Восточного полигона. Отдельное внимание будет уделено развитию малой авиации, внутреннего водного транспорта, дорожного хозяйства, общественного городского и муниципального транспорта. Кроме этого, продолжится цифровая трансформация отрасли на основе отечественных решений. Также одним из приоритетных вопросов остается подготовка кадров и сохранение преемственности курса на стабильное развитие транспортного комплекса как одной из системообразующих отраслей национальной экономики.
Новым составом кабинета министров к осени предстоит утвердить мероприятия для всех нацпроектов, включая «Эффективную транспортную систему». Ориентиры в виде достижения национальных целей развития предстоит наполнить конкретными реалистичным содержимым.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)