Тургеневские воздушные ворота: попытка №5 вернуть Орёл в сеть авиамаршрутов страны

  • Павел Зюзин
    15 апреля 2024 г. — 16:55
    352
    Иллюстрация: 

    Проект пассажирского терминала аэропорта «Орёл-Южный» им. Ивана Тургенева. Источник: Telegram-канал «Аэропорт Орёл»

    Из 228 действующих аэродромов гражданской авиации на территории Европейской части страны расположено всего 88. Самым последним пополнением Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации в марте этого года стал аэродром Эльга на юге Якутии. Тем удивительнее, что следующим пополнением реестра может стать объект в Центральном федеральном округе, на расстоянии всего четырёх часов езды на поезде от Москвы — Орёл.

    Списанная со счетов полтора десятилетия назад площадка бывшего аэродрома Орёл-Южный готовится стать первым современным аэропортом в Орловской области. При благоприятном стечении обстоятельств первые пассажиры смогут воспользоваться возвращёнными воздушными воротами в конце 2024 года. Однако не всё здесь зависит от строителей.

    Предыдущие этапы орловской авиации

    Как ни странно, но в городе с крылатым именем к 1991 году так и не было построено современного аэровокзала. Пожалуй, это был единственный крупный город СССР, в котором не было даже самого скромного пассажирского терминала, как в других городах Центральной части страны. Пассажиров обслуживало приспособленное помещение из нескольких комнат, на фоне которого даже «пассажирский терминал» аэропорта Турлатово в Рязани смотрелся внушительным. Такому положению дел было несколько объяснений.

    В период с 1909 по 1926 годы, как и в других городах, для взлёта аэропланов и самолётов использовался местный ипподром, с 1926 по 1980 годы функции воздушной гавани исполнял небольшой аэродром Орёл-Северный без каких-либо удобств для пассажиров. В начальный период своего существования этот аэродром был важной точкой на маршруте Москва — Харьков — Крым с обязательной посадкой. По мере развития дальнемагистральной авиации, электрификации железных дорог и асфальтированного Симферопольского шоссе значение этого аэродрома к 1960-м годам минимизировалось настолько, что дальнейшего развития он так и не получил. К концу 1970-х потребность в новом аэропорте в Орле вновь стала нарастать, и, возможно, он был бы построен, но вмешался случай. С 1931 года на южной окраине города действовал исключительно военным аэропорт Орёл-Южный, в период с 1938 по 1941 год на его базе активно велось строительство Орловского авиационного завода истребителей (который так и не был достроен), а после войны на объекте базировался 472-й истребительный авиационный полк ПВО. В 1979 году 472-й полк был выведен в Курск, а руководству области удалось договориться о передаче аэродрома Орёл-Южный для приёма пассажирских самолётов. При этом сама аэродромная часть имела солидную длину ВПП 2513 м, ширину 45 м, и была способна принимать воздушные суда с максимальным взлётным весом 98 тонн — самолёты Boeing 737, Ту-134, Як-42, Як-40, Ан-24 (и все более лёгкие), а также вертолёты всех типов.

    По состоянию на 1990 год в приспособленном из бывшей военной базы Орловском аэропорте осуществлялись вылеты по 18 регулярным дальним и семи внутриобластным маршрутам. С 1993 года в аэропорте Орёл-Южный работала авиакомпания «Орёл-авиа» с бортами Ту-154, Ту-204, Як-42Д. С 1998 по 2004 годы аэропорт, при фактическом отсутствии пассажирской инфраструктуры, являлся базовым для авиакомпании «Трансаэро». С 2004 года Орёл-Южный перестал функционировать. Наконец, в 2007 году его территория была продана под жилищную застройку. Это решение областной прокуратуре удалось оспорить в ходе тяжёлых судебных разбирательств, и позднее оно всё же было аннулировано. Несмотря на это в 2010 году аэропорт исключён из Государственного реестра гражданских аэродромов РФ, после чего практически все его строения, в том числе бывшего военного назначения, разобраны на стройматериалы (кроме плит ВПП), фактически став пустырём. Здание, служившее пассажирским терминалом, в «новой» жизни стало… ветеринарной клиникой. На этом инфраструктура гражданской авиации в Орле обнулилась окончательно. Подробнее об истории воздушного сообщения в Орловской области можно почитать на сайте «Орловский транспорт».

    Начало новой жизни

    Попытки возобновить использование по назначению и развернуть на площадке Орёл-Южный фактически новое строительство предпринимались четырежды: в 2000, 2011, 2014, и 2015 годах. Удачной стала в 2022 году попытка №5 при губернаторе Клычкове. Из федерального бюджета удалось добиться выделения 1 млрд руб. на этот проект. 23 ноября 2022 года КУ ОО «Орелгосзаказчик» заключён контракт на сумму 1,01 млрд руб. с подрядчиком НАО «Ирмаст-холдинг». Планировалось, что инженерные изыскания, подготовка проектной документации и прохождением государственной экспертизы по объекту: «Реконструкция объектов аэропортового комплекса Орёл-Южный. 1 этап. Доведение инфраструктуры аэропорта Орёл-Южный до требований, предъявляемых к посадочным площадкам» будут выполнены до 15 июня 2023 года, после чего до 23 ноября 2023 года подрядчик успеет выполнить все строительно-монтажные работы.

    Проект фактически нового строительства в аэропорте Орёл-Южный включает два этапа. В состав первого включены ВПП, здание аэровокзала вместимостью 70 пассажиров, рулёжной дорожки и аварийно-спасательной станции. На втором этапе монтируется система светосигнального обеспечения, объекты управления воздушным движением и радиотехнического обеспечения полетов, метеорологическое оборудование, объекты VOR/DME, оборудование систем тепло- и электроснабжения, оборудование комплекса инженерно-технических средств охраны, противопожарное оборудование и технологическое оборудование в здании пассажирского терминала.

    Орёл-Южный сможет принимать суда вместимостью до 90 мест с дальностью полета до 3 тыс. км (шесть-восемь рейсов в день). Расчётный тип воздушных судов — COMAC ARJ21-700, Sukhoi Superjet 100 (SJ-100).

    Проект реконструкции аэропорта реализуется с учётом особенности возможностей работы возрождаемой площадки. В период предыдущего функционирования аэропорта (до 2004 года) взлёт и посадка в нём была возможна с обоих концов ВПП, в том числе в северо-восточном направлении на Москву чётко над центром Орла. За период бездействия эта глиссада была утрачена из-за застройки вплотную к территории многоэтажного Зареченского микрорайона, в результате чего реализующийся проект сможет принимать и отправлять борта только с юго-западной стороны (в том числе из Москвы со сложной схемой захода). Соответственно и строительство пассажирского терминала ведётся в новом месте, в районе Авиационной улицы, с которой ранее заезда на территорию не было вообще. Ранее пассажирский терминал находился в конце Кромской улицы. В планировочном плане территория аэропорта Орёл-Южный расположена непосредственно в жилой застройке Орла. От строящегося терминала до центра города всего 4,5 км, что делает его относительно удобным в плане транспортной доступности — в отличие, например, от нового аэропорта в Тобольске.

    Рендер аэропорта Тургенев. Источник: Главгосэкспертиза России

    По традиции последних лет, у нового авиатерминала в Орле будет имя в память о знаменитом местном уроженце. В 2023 году в ходе голосования, в котором приняло участие 38,2 тыс. человек, из девяти вариантов наименования аэропорту Орёл-Южный присвоено имя знаменитого русского писателя, почётного доктора Оксфордского университета Ивана Сергеевича Тургенева (13,9 тыс. голосов).

    Когда начнутся полёты в Орёл?

    Изначальным проектом предусматривалось окончание работ в ноябре 2023 года, однако они были передвинуты на конец 2024 года из-за корректировки проектно-сметной документации. В ноябре 2023 года строительная готовность объекта составляла 45% от запланированного объёма работ, в апреле 2024 года — 67%.

    В декабре 2023 года Главгосэкспертиза России выдала заключение на первый этап реконструкции аэропортового комплекса, который предполагает доведение инфраструктуры аэропорта Орёл-Южный до требований, предъявляемых к посадочным площадкам. 28 декабря 2023 года Правительство Орловской области выпустило распоряжение № 1030-р, которым разрешено изменение существенных условий государственного контракта. В этот же день заключено дополнительное соглашение, которым в связи с определением сметной стоимости реконструкции по результатам проверки на предмет достоверности её определения в ходе проведения госэкспертизы проектной документации, цена контракта повышена до 1,395 млрд руб. Стоимость работ по реконструкции оценена в 1,3415 млрд руб., проектно-изыскательских работ 0,0536 млрд руб. Дополнительные средства в 385,06 млн руб. выделены из средств бюджета Орловской области. Таким образом, затраты на реконструкцию аэропорта помимо 1 млрд субсидий федерального бюджета бюджету Орловской области также включили 395 млн руб. из местного бюджета. Срок окончания всех работ по контракту перенесён на 31 августа 2024 года.

    В числе первых направлений рассматриваются маршруты в Москву (два-три рейса в день), Санкт-Петербург, Краснодарский край, Казань и Калининград. С руководством регионов уже проведены предварительные переговоры о наведении воздушных мостов.

    Однако самое время обратиться к географии. Практически на одной широте с Орлом, в 128 км к западу от города расположен аэропорт Брянска, а в 238 км к востоку — аэропорт Липецка. Они, как и южные соседи Орла, — Курск (134 км) и Белгород (258 км), а также расположенный с юго-востока аэропорт Воронеж (252 км), не принимают пассажиров с февраля 2022 года. Поэтому открытие регулярного воздушного сообщения между Орлом и аэропортами других регионов вероятнее всего, независимо от завершения строительных работ, состоится не ранее снятия ограничений, введённых Росавиацией в отношении 11 гражданских российских аэропортов на фоне начала специальной военной операции.

    Будет ли по окончании нынешнего строительства аэропорт Орёл-Южный включён в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации, тоже вопрос неоднозначный. Титул строительных работ подразумевает доведение инфраструктуры аэропорта Орёл-Южный до требований, предъявляемых к посадочным площадкам, а это — несколько иной уровень, в том числе в организации полётов, где больше ответственности за взлёт и посадку возлагается на командиров воздушных судов. Вместе с этим, над территорией Орловской области пролегают несколько воздушных коридоров, который контролируются из РЛП «Кромы» МЦАУВД. Согласно Федеральным авиационным правилам (приказ Минтранса России от 17.07.2008 № 108) посадочные площадки могут использоваться для эпизодических, сезонных полётов, выполнения авиационных работ и других целей при условии обеспечения безопасного взлёт и посадки воздушных судов соответствующего типа.

    В России порядка 2400 действующих посадочных площадок. Большинство из них имеют взлётно-посадочные полосы длиной менее 1 км в грунтовом исполнении, рассчитанные на приём легкомоторных самолётов, как и две площадки в пригороде Орла. В то же время периодически в разряд посадочных площадок переводятся аэродромы с бетонными полосами, рассчитанные на приём даже среднемагистральных самолётов, если они по ряду причин выводятся из постоянной работы.

    Автор — Павел Зюзин, директор Центра транспортного планирования Института транспорта Высшей школы экономики, член Экспертного совета Минтранса России.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)