Павел Яблоков
14-16 ноября в Москве прошёл XVII международный форум и выставка «Транспорт России — 2023», ежегодно организуемый Минтрансом России. Несмотря на сохранение внимания широкой аудитории к главному мероприятию российской Транспортной недели, в этом году его повестка оказалась менее наполненной. Многие сегменты транспортной отрасли, в частности, городской электрический транспорт, удостоились меньшего внимания, чем в предшествующие годы. В то же время активно обсуждались вопросов развития водного и воздушного транспорта и строительства новых дорог.
Центральной темой этого года стало определение перспектив развития транспортной отрасли — «Россия 2035: к новой экономике транспорта». О происходившем в течение трёх дней в Гостином дворе и основных обсуждаемые темах: главных шести задачах транспортной отрасли на ближайшие 12 лет, подвижном составе, новых маршрутах, обновлении инфраструктуры, государственных мерах поддержки и цифровизации транспорта — в развёрнутом обзоре TR.ru — Транспорт в России.
В этом году территория столичного Гостиного двора принимала экспозицию выставки и мероприятия форума, как и прежде, три дня. Но второй большую часть времени проходил в закрытом режиме с минимумом мероприятий.
Основной фокус внимания на дискуссиях был сосредоточен на грузоперевозках, магистральных транспортных коридорах, дорожном хозяйстве, цифровой трансформации, безопасности и междугородных видах транспорта.
Официальная статистика оргкомитета мероприятия позволяет сделать неутешительный вывод: его содержательная сторона сильно потеряла даже по сравнению с прошлым годом.
В этом году в течение трёх дней в Гостином дворе провели 22 деловых формата (пленарные заседания, панельные дискуссии, круглые столы и другие мероприятия). В прошлом году их было 30.
На количестве спикеров сокращение расписания почти на четверть формально на сказалось (в этом году их зафиксировано 327, а статистика 2022 года указывает менее конкретно — «более 300»), но каждый из них в среднем получил меньше времени для выступлений.
По количеству делегаций регионов цифры выросли — 70 против «более 40» в прошлом году, однако лишь 17 из них возглавляли руководители субъектов РФ — в прошлом году губернаторов приехало 25. Как следствие, почти вдвое стало меньше подписаний соглашений: в этом году на площадке форума произошло только 36 церемоний против 63 в 2022 году.
Наиболее серьёзный обвал произошёл в международном аспекте мероприятия: в этот раз «Транспорт России» посетило всего 10 иностранных делегаций, в то время как в прошлом году их было 79. Впрочем, это резкое изменение имеет вполне понятное объяснение. В прошлом году на фоне изменения международной обстановки в Гостином дворе провели специальное мероприятие с участием дипломатических представителей практически всех возможных стран, не попавших в категорию недружественных, — независимо от того, было ли с ними плотное взаимодействие в транспортно-логистических вопросах или нет. В этом году количество стран, считающихся дружественными или нейтральными, по сравнению с прошлым годом не изменилось, но в своём поле зрения российский форум оставили только наиболее мотивированные в сотрудничестве в сфере транспорта страны СНГ, Азии и Африки, в том числе Беларусь, Узбекистан, Китай и Мали.
Заметной контентной утратой нынешнего года стало исключение формата лекций студии «Знание.Транспорт»: в прошлом году спикеры из числа топ-менеджеров транспортной отрасли провели более 20 «открытых уроков».
Тем не менее, внимание широкой аудитории к мероприятию пока удаётся удерживать на прежнем уровне. Выставку посетили более 10 тыс. человек, как и в прошлом году, а количество просмотров онлайн-трансляций даже выросло с 355 тыс. до более чем 440 тыс.
В деловой программе приняли участие более 3700 участников из 970 компаний и организаций (в прошлом году — более 3500 представителей из 900 компаний и организаций).
Небольшой прирост наблюдается в сегменте СМИ — в этом году в Гостином дворе присутствовали 710 журналистов, представляющих 244 СМИ (2022 год — 695 из 241 СМИ). Количество экспонентов выросло с 75 до 87.
Уже в десятый раз в рамках «Транспорта России» прошла церемония вручения премии «Формула движения» — своеобразной лакмусовой бумаги для выявления проектов, привлекающих наибольшее внимание на федеральном уровне.
Стенды корпораций, компаний и регионов выставки оформлены с применением разнообразных дизайнерских решений, но, пожалуй, лучше всего атмосферу происходящего отображал стенд Ростовской области.
Основу экспозиция под слоганом «Ростовская область. Запускаем транспортные проекты» составили стилизованные воздушные шары. Каждый из них представлял свой транспортный проект или одно из перспективных направлений развития транспортного комплекса Ростовской области:
К корзинам воздушных шаров прислонились мешки. Надписи на них обозначали препятствия на пути реализации проектов:
В целом обозначенные ростовчанами направления развития и препоны на пути их реализации с незначительной поправкй на местные особенности характерны для многих регионов и даже для вопросов федеральной повестки.
В свою очередь, на традиционном Стенде приоритетных проектов Минтранса России, демонстрирующем достижения и планы национальных и федеральных проектов, в этом году свои проекты презентовали Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта, ФГКУ «Росгранстрой», ГК «Автодор», Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика», АО «ГТЛК», АО «ГЛОНАСС», ГК «Урбантех».
15 ноября на центральной пленарной дискуссии этого года «Россия 2035: к новой экономике транспорта» Премьер-министр России Михаил Мишустин выделил шесть ключевых задач развития для решения транспортниками страны:
При этом для повышения доступности перевозок необходимо:
Премьер-министр отметил, что достижение полноценного технологического суверенитета является ключевым условием стабильного функционирования транспортного комплекса России: при перевозке пассажиров и грузов надо опираться на собственные разработки и не допускать отставания отрасли. Цифровизация отрасли также способствует ее развитию. Использование передовых решений и сервисов:
Министр транспорта России Виталий Савельев обратил внимание на важность транспортного планирования и моделирования: «Без транспортной науки нельзя дать компетентные ответы на вызовы современности».
Участники основных сессий форума были единодушны во мнении, что внешнеполитическая обстановка может измениться и нужно быть готовыми к росту потоков по транспортным коридорам и в Европу, для чего продолжать развитие автомобильных и железных дорог.
Что касается кадров, то в рамках форума наибольшую активность проявили железнодорожники, посвятив кадровому обновлению своей отрасли отдельную тематическую конференцию. А на пленарной дискуссии «Наука в движении: живые транспортные системы» было отмечено, что 16% всех студентов страны учатся по транспортным специальностям. Профильное образование дают уже 19 транспортных вузов: за прошедший год их стало на два больше. В 2022 году в транспортных вузах России обучалось 256 тысяч студентов и курсантов, а численность профессорско-преподавательского состава — порядка 10 тысяч человек.
Участники дискуссии выразили надежду, что к 2035 году Россия превратится из страны потенциалов в страну реализованных возможностей.
Россия — это надёжный транспортный мост между всеми частями мира: такое мнение выразили крупнейшие грузоперевозчики, сообщив об уже открытых и планируемых международных маршрутах, выходах на новые рынки и регионы. Сформирован запас контейнерного парка. В этом году запущена линия из портов Китая и Индии в обход Суэцкого канала в порт Санкт-Петербурга. Месяц назад открыта линия в Бангладеш. С декабря планируется открытие грузовой линии из Египта в Новороссийск
Участники форума констатировали, что задачу прорыва транспортной блокады можно в значительной мере снять с повестки, заменив её задачей развития.
За три года в России построили 7 тысяч километров федеральных автодорог, а объём грузоперевозок в этом году в стране вырос на 14%. Параллельно в легковом сегменте растет доля автомобилистов с туристическими целями поездом.
Минтранс России сформировал опорную сеть из 136 тыс. км автомобильных дорог. В этом году понятие опорной сети закреплено в законе о дорожной деятельности. Особое внимание сейчас уделяется расширению автомобильных дорог с двух до четырёх полос. К 2027 году планируется 85% привести в нормативное состояние. Заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин озвучил необходимость ремонта автодорог на всём протяжении скоростного транспортного маршрута «Россия» от Санкт-Петербурга до Владивостока (в него входят трассы М-11 «Нева», ЦКАД и М-12 «Восток»), и строительства обходов Омска и Новосибирска. Он анонсировал, что в ближайшие пять лет будет привлекаться в дорожное хозяйство максимум внебюджетных источников, отметив, что пока из десятков транспортных концессий – успехи лишь единичные. В качестве негативного примера Хуснуллин привёл Хабаровский край: на выплаты по концессии «Обход Хабаровска» теперь тратится практически весь региональный дорожный фонд.
Руководитель ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко обозначил целевую задачу для технического состояния основных автомобильных дорог: ездить со скоростью 110 км/ч на грузовиках, развивая экономику.
Прямо находясь на форуме, Председатель Правительства РФ дал старт движения ещё на пяти дорожных объектах:
Сотрудничество стран в перевозке грузов по международным транспортным коридорам, интеграцию национальных транспортных инфраструктур, расширение рынков сбыта и обеспечение безбарьерного передвижения грузов и пассажиров обсуждали на пленарной дискуссии «Повышая устойчивость и безопасность глобальных транспортных связей».
Главному автодорожному проекту этого года был посвящён отдельный круглый стол «Создание современных скоростных дорог: М-12 "Восток" — дорога возможностей». Минтрансом России, Росавтодором и ГК «Автодор» подготовлен проект пятилетнего план дорожной деятельности на 2024–2028 годы с ежегодным его обновлением до 2030 года. Он предусматривает приведение в нормативное состояние и ремонт около 30 тыс. км дорог ежегодно. Строительство, модернизация и расширение затронет 6,1 тыс. км дорог, в том числе более 1900 км в рамках МТК «Россия» и более 500 км в рамках МТК «Север — Юг» со строительством обходов Дербента, Хасавюрта, Махачкалы и Астрахани. Приоритет в развитии сети скоростных дорог будет отдан увеличению протяжённости платных автомобильных дорог с увеличением их протяжённости к 2030 году с 2,8 до 7 тыс. км в 2030 году. Сама сеть скоростных дорог должна вырасти на 5 тыс. км до 11 тыс. км.
Для 78 городов, расположенных на оживлённых федеральных трассах, предусмотрено строительство обходов. За счёт сокращения времени в пути вырастут оборот грузов и производительность услуг.
Ещё один дорожный проект готовится к реализации на юге России: ему была посвящена отдельная конференция «Новая автомобильная дорога на Черноморском побережье: от мечты в реальность». Новая трасса должна пройти от магистрали М-4 «Дон» до Сочи. В её состав включат и обход микрорайона Адлер.
Перспективы развития железнодорожной инфраструктуры и портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке обсуждали на круглом столе «Энергетика и транспортная инфраструктура. Синергия и зависимость». Доля России в мировом экспорте угля увеличилась до 16% и потребление его будет возрастать. В перевозках продукции по российским железным дорогам большая доля принадлежит углю. На восточном направлении доля перевозки угля составляет более 70%. Для обеспечения растущего объема перевозок планируется увеличивать пропускные способности, прежде всего за счёт технологических решений — например, виртуальной сцепки, когда несколько поездов идут на минимальных интервалах, в результате в три раза увеличивая количество пропускаемых поездов на Восточном полигоне.
«Двигатели должны быть наши, "мозги" должны быть наши» — участники дискуссий форума, посвящённых различным видам транспорта, были практически единодушными в том, что компонентная база и особенно электронная компонентная база в сложившихся условиях должны производиться в России.
Для подвижного состава, требующего наиболее больших затрат и сроков строительства (круизный флот, воздушные суда), как вариант решения вопроса обновления на ближайшие несколько лет предлагалось продлить ресурс техники там, где это будет признано безопасным, и уделять внимание реновации существующей техники.
Также общим мнением представителей производителей подвижного состава всех видов транспорта стала необходимость обеспечения промышленности обеспечиваться гарантированным заказом. Важным подспорьем против резкого роста цен и выбытия подвижного состава из эксплуатации признали формирование (восстановления) ремонтных баз и создание складов запчастей.
На необходимость равномерной загрузки производственных предприятий и финансирования заказов обратили внимание и представители водного транспорта. При поддержке Минпромторга и ГТЛК ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева удалось в своё время построить первый «Метеор 120Р» и возродить производство судов на подводных крыльях.
Для удовлетворения растущего спроса на новую технику всех видов транспорта требуется открывать дополнительные производственные мощности и обеспечить кадрами производителей комплектующих первого, второго, третьего уровней компонентной базы. Импортозамещение требуется на всех технологических уровнях. Сократить средние сроки выпуска одной единицы подвижного состава поможет серийное и среднесерийное производство. В судо- и авиастроении потребуется перейти к нему от штучного производства. Представитель «Группы ГАЗ» предложил выработать стандарты к технике с учётом класса вместимости и минимальных по комфорту требований, вписывающихся в стандарты транспортного обслуживания регионов. Такая унификация позволит применить плановый подход к выполнению контрактов на поставку техники, а для регионов — управление ценой контрактов.
И авиаторы, и автомобилисты на полях форума затрагивали и вопросы создания система ППО (последпродажного обслуживания). Так, «Группа ГАЗ» предложила применять московский опыт контрактов жизненного цикла. В современном подвижном составе много электроники, и местным автопредприятиям нелегко с ней самостоятельно разобраться. В Ярославской области, где «Группой ГАЗ» создан первый собственный оператор-перевозчик, внедряется сервисный контракт.
Появившиеся в этом году новые проекты по обновлению автобусного подвижного состава (СКК и ФНБ) способствовали увеличению заказов, но в рамках годового цикла у заводов оказывается очень «рваная» схема работы: они вынуждены то привлекать дополнительных людей, то отправлять их в простои. Для равномерной загрузки заводов горизонт плановой работы по обновления транспорта в регионах должна быть минимум трёхлетним. Судостроители и авиастроители на своих сессиях ратовали за горизонты планирования пять-семь лет.
Участники форума призвали готовиться к росту производства в новом направление транспортного машиностроения — гражданских беспилотных аппаратов. После нормализации внешнеполитической обстановки и отмены ограничения полётов ожидается резкий рост спроса со стороны разных сфер народного хозяйства.
На центральной пленарной дискуссии «Россия 2035: к новой экономике транспорта» министр транспорта Виталий Савельев отметил, что больше всего проблем в прошлом году в транспортной отрасли было у авиации, где решили оставить находящиеся в иностранном лизинге самолёты и постепенно удалось урегулировать основные вопросы. Сейчас в распоряжении российских авиакомпаний 1165 воздушных судов, а пассажиропоток, с учетом того, что 11 аэропортов остаются закрытыми, сопоставим с уровнем 2019 года.
Основные «воздушные» вопросы обсуждались на другой пленарной дискуссия «100 лет гражданской авиации. Переосмысливая прошлое — заглядываем в будущее».
Заместитель министра транспорта РФ Игорь Чалик сообщил, что кардинально изменилось соотношение между внутренними и международными перевозками. Если в 2019 году было соотношение 40/60 в пользу внутренних линий, то сейчас оно составляет 20/80. В Россию летают 65 иностранных компаний из 31 государства, а российские авиакомпании летают в 24 государства».
Глава Росавиации Дмитрий Ядров сообщил о подготовке совместно с Правительством РФ и Минтрансом РФ внесения необходимых изменений в нормативно-правовые акты — упрощения требований к строительству и реконструкции аэродромов до 1800 метров. Их в России 104 и при ремонте и реконструкции инфраструктуры экономия может составить 50-60%. Также это позволит сократить сроки строительства и прохождения главгосэкспертизы, а сэкономленные средства направить на другие объекты.
Из более крупных объектов на выставке были представлены макеты и проекты строительства новых пассажирских терминалов в аэропортах Грозного, Петропавловска-Камчатского, Оренбурга и Благовещенска.
АО «ГТЛК» в рамках поддержки авиационной отрасли в начале года запустило два масштабных инвестпроекта по приобретению 125 воздушных судов: 39 — в Дальневосточную компанию, 86 — региональным компаниям. Инвестиции составят порядка 100 млрд руб., в 2023 году уже проавансировали авиастроителей на 51 млрд., до конца года ещё 10 млрд руб. В сентябре заключили соглашение с УЗГА на поставку 95 «Байкалов» до 2030 года. Новый тип воздушного судна позволит заменить старую технику в ДВФО.
Участники дискуссии отметили, что поступление новой техники, тех же «Байкалов», — не такое быстрое, как хотелось бы. Руководство входящего в Объединённую авиастроительную корпорацию ПАО «Яковлев» сообщил о планах выполнить до 2030 года амбициозную задачу — произвести и передать заказчику 597 судов. Выход на плановую производственную мощность ожидается в 2029 году. Для этого придётся нарастить объёмы производства более чем в 24 раза, предстоит закончить все ОКРы и испытания моделей. Сроки сжатые, но в приоритете — безопасность и надёжность.
Также в центре внимания участников дискуссий было сохранение и расширение программ субсидирования авиаперевозок — дальневосточные маршруты и «Программы 1242» (маршруты в обход Московского авиаузла, постановление Правительства РФ от 25.12.2013 № 1242 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети»). 48 регионов софинансируют маршруты из «Программы 1242» — на 2024 год их планируется 235 с совершением 39 тыс. рейсов, более 3 млн пассажиров смогут воспользоваться билетами по сниженным ценам. Впервые в 2024 году включены маршруты в аэропорты Певек, Чара, Нижнеангарск. Авиационная мобильность населения стимулирует и экономическую активность, в том числе за счёт внутреннего туризма. Участники дискуссии спрогнозировали рост на внутренние авиационные перевозки и предложили расширять субсидирование маршрутов к труднодоступным регионам арктического пояса. Актуальной для восточной части страны остаётся задача федерального субсидирования внутрирегионального сообщения: пока она не имеет правового решения.
Планируемой реализации национального проекта «Развитие беспилотных авиационных систем» была посвящена конференция «Беспилотные технологии в гражданской авиации: практика и перспективы развития».
Правительство страны продолжает развивать инфраструктуру Севморпути как наиболее короткого маршрута между Азией и Европой. Для этого расширяется флот ледокольных судов, внедряется цифровая экосистема для безопасного и комфортного мореплавания в арктической зоне и модернизируются портовая инфраструктура и пункты пропуска на границе.
Технологические аспекты работы флота обсуждали на конференции «О ходе реализации проектов ИЦК "Морской и речной транспорт"» одного из четырёх индустриальных центров компетенций (ИЦК) в комитете «Транспорт», созданном больше года назад по поручению Председателя Правительства России. Основная задача ИЦК — поддержка предприятий отрасли в области перехода с иностранного программного обеспечения на отечественное. В частности, на отечественные решения переводятся системы управления движением судов, создаётся информационная система обеспечения лоцманской деятельности.
Однако и пассажирский сегмент водных перевозок не менее активно обсуждался. На форуме «Транспорт России» прошло первое заседание созданной в октябре для реализации проекта «Речные Магистрали» комиссии по развитию скоростных речных пассажирских перевозок. Вслед за ним состоялась отраслевая конференция «Пассажирские перевозки по речным магистралям России: новый импульс развития».
В Транспортной стратегии России до 2030 года с прогнозом до 2035 года поставлена задача создания единого оператора на опорной речной сети в европейской части России. При условии реализации мер поддержки отрасли к 2030 году пассажирские перевозки по внутренним водным путям должны возрасти до 19 млн человек. Рост уже начался: заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай сообщил, что за девять месяцев 2023 года объём перевозок пассажиров на внутреннем водном транспорте составил 9,4 млн человек, что на 18% больше аналогичного периода прошлого года. За весь 2022 год перевезено 9,1 млн человек, в том числе 77% на социально значимых перевозках, 19% на экскурсионно-прогулочных и 4% на круизных рейсах. Исходя из запросов регионов, к 2030 году необходимо построить 360 единиц нового пассажирского флота.
Первый этап проекта «Речные Магистрали» готовят реализовать в Нижегородской области, Татарстане и Чувашии. ГТЛК накануне форуме внесла изменения в программу льготного лизинга для опережающего строительства 19 пассажирских судов. Четыре скоростных пассажирских судна «Метеор 2020» для нужд Республики Татарстан будут строиться на Зеленодольском заводе им. Горького. А 15 «Валдаев 45Р» и «Метеоров 120Р» — на ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева. Минтранс Нижегородской области сообщил о планах пополнения флота базовой компании региона в 2024 году на два скоростных судна и расширении географии поездок с четырёх до девяти регионов: в будущие маршруты из Нижнего Новгорода планируется включить Ульяновск, Кострому, Ярославль и Рыбинск. Для обслуживания всех намеченных линий потребуется 17 «Валдаев» и шесть «Метеоров». Cейчас скоростной флот Нижегородской области представлен пятью СПК «Валдай 45Р» и двумя СПК «Метеор 120Р».
В навигацию 2023 года Республикой Татарстан выполнены пробные межрегиональные перевозки в Ульяновскую область, Республику Удмуртию и Чувашскую Республику. Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов озвучил ближайшие планы. К двум приобретённым в 2023 году скоростным судам «Метеор-2020» прибавят два в 2024 году и ещё два в 2025 году. Особое внимание уделяется внимание причальной инфраструктуры. В 2024 году запускается новая причальная стенка в Чистополе. Удлиняется причальная стенка в городе Болгар: на ней будет предусмотрена швартовка круизных судов и скоростных судов типа «Метеор-2020». В 2024-2025 годах планируется обустроить причал в Набережных Челнах. Дополнительные суда поставят на маршрут Казань — Чебоксары, где пока ходят Валдаи. Планируется возродить регулярные перевозки по Каме в Набережные Челны и Елабугу. Вторым этапом подключится участок Ульяновск — Самара. Прорабатывается возобновление скоростного маршрута в Сарапул и Пермь.
На полях форума подписано соглашение ГТЛК с Ростовской областью. Судно на подводных крыльях «Метеор 120Р», планируемое к поставке в 2024 году, хотят использовать на маршруте «Азов — Ростов-на-Дону — Волгодонск — Волгоград». В 2025 году планируется приобрести суда «Валдай 45Р» и «Метеор 120Р», а в 2026 году — два судна «Метеор 110М». Другое подписанное Ростовской областью с соседними регионами соглашение предусматривает в 2026 году, после поставки двух морских судов «Метеор 110М», открытие нового маршрута «Ростов-на-Дону — Таганрог — Мариуполь — Бердянск» и развитие причальной инфраструктуры. Иной вариант использования судов предполагает их работу на маршрутах «Ростов-на-Дону — Азов — Таганрог — Ейск — Анапа» и «Ростов-на-Дону — Таганрог — Керчь — Ялта».
Пермский край проявил заинтересованность в передаче двух скоростных судов в лизинг местному оператору, в ГТЛК эту инициативу поддержали.
Участники конференции обсудили возможность субсидирования из федерального бюджета части стоимости проезда пассажиров по межрегиональным скоростным маршрутам по аналогии с субсидированием авиаперевозок по «Программе 1242». «Раскатка» маршрутов и увеличение численности флота отчасти может решить проблему: в Нижегородской области размер субсидий с 2019 года сократился на 15%. В то же время водные регулярные перевозки без субсидирования практически невозможны. Например, в арктической зоне Ямало-Ненецкого округа, где работает компания «Северречфлот», субсидируется 84% затрат. При этом авансовый платёж 30% в размере от суммы договора позволяет перевозчику до начала навигации подготовить флот и закупить топливо.
В то же время, в 2023 году по данным судоходных операторов более 75% межрегиональных рейсов по Волге осуществлялись в туристических целях. И базовый оператор Нижегородской области «Водолёт» участвовал в этом году с проектом «Реновация скоростного пассажирского сообщения на СПК "Валдай-45Р"» в категории «Лучшее транспортное решение в сфере туризма» премии «Формула движения», а не в номинации за лучшее решение в области пассажирского транспорта, где участвовал, но не победил, столичный проект круглогодичного регулярного речного электрического транспорта. Представитель московского транспортного комплекса сообщила о планах перевода на электротягу и столичного прогулочного флота. Компания «ВодоходЪ» сообщила о новом проекте гибридных прогулочно-банкетных судов «Москва 2.0» на смену судам проекта «Москва». Рабочий проект судна готов на 80%. В первый этап обновления флота запланировано 15, во второй — 10 судов. С ГТЛК уже согласовано финансирование проекта, интерес к нему выразили Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Пермь, Башкортостан — регионы готовы создать для них зарядную инфраструктуру. Дизель-генераторы будут выполнять роль страхующих, основная тяга — электрическая.
На стенде Республики Татарстан судостроительная корпорация «Ак Барс» представила свои проекты для возрождения пассажирского водного сообщения: прогулочно-экскурсионное судно «Чайка-СПГ» на сжиженном природном газе, пассажирское судно на подводных крыльях «Метеор-2020» и прогулочно-экскурсионное судно с энергетической установкой на водородных топливных элементах.
Компания «ВодоходЪ» озвучила, что на круизном флоте 75% — это «возвращающиеся» пассажиры, поэтому всегда есть запрос на создание новых маршрутов. В 2023 году маршрутная сеть компании пополнилась четырьмя пунктами судозахода — Уфа, Выборг, Таганрог и Юрьевец. Перспективные направления для строительства причалов и включения в состав круизных маршрутов являются Кандалакша, Сортавала, Пеллотсаари, Бесов Нос, Кондопога на северо-западе, в центральной части Завидово, Юрино, Мариинский Посад и Сызрань. На юге России требуется причальная инфраструктура в Ахтубе и Махачкале. Ввод в постоянную работу причала в Завидове позволит на двое суток сократить круизные маршруты из Москвы. Он построен, но по ряду бюрократических причин не введён в эксплуатацию. Три круизных судна проекта «Карелия» по заказу «Водохода» строятся к 2025-2026 годам. Их характеристики позволят работать в Черном и Белом морях, а также Финском заливе. Отдельный проект судна готовится для работы на Байкале: для него нужна зарядная и причальная инфраструктура. По одному электрическому катамарану запущено в Нижнем Новгороде, Красноярске и Ярославле, с Правительством Ярославской области обсуждается строительство ещё трёх электросудов.
Из 148 тыс. пассажиров круизных судов «Водохода» прошедшей навигации 101 тыс. — в сегменте «три звезды». Основной вариант обновления флота — реновация: создание новых судов обходится дорого, в то же время то, в каком классе оно строится, зависит только от отделки. Разница в стоимости составляет всего 20%, поэтому новые суда будут строиться в «пятизвёздочной» комплектации, а трёхзвёздочные — поэтапно проходить модернизацию.
Помощник Президента РФ Игорь Левитин на центральной пленарной дискуссии «Россия 2035: к новой экономике транспорта» напомнил про прошедший в августе Госсовет по вопросам общественного транспорта. И констатировал, что для решения поставленных задач нужно нарастить выпуск подвижного состава в три раза. Также он сказал, что с Минфином России согласован постоянный, хотя и не самый большой, источник финансирования — 15 млрд руб. ежегодно за счёт перенаправления средств утилизационного сбора.
Основные вопросы наземного городского (и не только) общественного транспорта обсудили 14 ноября на круглом столе «Автомобильные перевозки пассажирским транспортом общего пользования: глобальные тренды развития». За неимением другого тематически близкого мероприятия в формате форума, об успехах Таганрога и планах Нижнего Новгорода по развитию городского электротранспорта рассказывалось тоже здесь.
Сергей Семёнов, директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России отметил, что автомобильный транспорт везёт львиную долю пассажиров: если в 2022 году перевезено 14,3 млрд пассажиров, то за 9 месяцев этого года перевезено уже 11 млрд, что на 4,5% больше показателя аналогичного периода прошлого года. Также он сообщил, что меры поддержки пассажирского транспорта в агломерациях значительно расширены: в этом году регионам стало доступно еще три новых вида поддержки, и сейчас производственные мощности заводов достаточно нагружены. Задача Минтранса — сделать эту нагрузку ритмичной, продлить программу до 2030 года.
Его заместитель Владимир Луговенко подчеркнул, что без правильного планирования, ориентированного на стандарты транспортного обслуживания, невозможно получить действительно качественную транспортную систему. При этом участники круглого стола отметили, что качество документов транспортного планирования и транспортных моделей напрямую зависит от исходных данных.
К сожалению, как сообщили представители ОАО «НИИАТ», в рамках экспертного совета при Минтрансе России только около 10% документов получают одобрение с первого раза. На изменения в этой сфере участники круглого стола рассчитывают с появлением региональных стандартов транспортного обслуживания и региональных комплексных планов транспортного обслуживания (РКПТО). Обязательность их разработки с недавних пор предусмотрена Федеральным законом № 220-ФЗ.
Среди вопросов межрегиональных и международным пассажирским перевозок, обсуждались открытие новых маршрутов, проблемы цифровизации контрольно-надзорной деятельности в автомобильной отрасли, и транспортная инфраструктура. В стране строятся новые автобусные терминалы. Наиболее крупный проект — в Ростове-на-Дону на месте бывшего аэропорта возводится областной автовокзал «Центральный». Но развитие автобусных перевозок под угрозой из-за приближающейся смены системы оплаты перевозчиками услуг автовокзалов: на бремя перевозчиков должны лечь все расходы автостанций. Вместо комиссии от продажи билетов новой редакцией Федерального закона № 226-ФЗ с 2026 года предусмотрено «позаездная» тарификация для перевозчиков, что увеличит их расходы и сделает их работу нерентабельной.
Заместитель председателя Общественного совета при Минтрансе России Илья Зотов обратил внимание на то, что нужно принять программу обновления автобусов для межрегиональных рейсов. Если применить аналогию с другими видами транспорта, реализация такого перспективного механизма повлечёт создание аналога воздушной «Программы 1242» и субсидирование (регулируемые тарифы) части межрегиональных автобусных рейсов. Пока такие возможности Федеральным законом № 220-ФЗ не предусмотрены: все межрегиональные перевозки (за исключением смежных между Москвой и Подмосковьем, Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, Краснодарским краем и Адыгеей, Крымом и Севастополем) могут выполняться только по нерегулируемым тарифам. Поэтому стоит переопределить полномочия регионов и федерального центра в части формирования и развития межрегиональных автобусных маршрутов.
Технической работой по ведению реестров остановочных пунктов и маршрутов регулярных перевозок и международных маршрутов занимается ФБУ «Росавтотранс». Как было отмечено на круглом столе, в федеральный реестр внесено около 3,5 тысяч остановочных пунктов, в том числе 663 автовокзала и автостанции. В реестре межрегиональных перевозок включено более 6 тысяч маршрутов межрегиональных перевозок, при этом он продолжает постоянно пополняться: за 10 месяцев 2023 года уже отработано более 6,5 тысяч заявлений, что превышает уровень всего 2022 года. Автоматизированная система позволяет принимать и обрабатывать сведения, получаемые от перевозчиков и иных заявителей по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок. 20 остановочных пунктов для межрегиональных маршрутов зарегистрировано в новых субъектах РФ.
ГУП «Московский метрополитен» — оператор автовокзалов Москвы, озвучил проблему: до многих населённых пунктов из Москвы невозможно купить билет, потому что остановки в них не внесены в федеральный реестр, соответственно, нет их и в реестровых трассах маршрутов. Другим обсуждаемым проблемным вопросом стало «захламление» реестра межрегиональных автобусных маршрутов недействующими маршрутами. Их наличие не позволяет согласовывать новые маршруты, так как они номинально занимают место в расписаниях автостанций, чьи пропускные возможности небезграничны. А контрольно-проверочные мероприятия Ространснадзора, позволяющие аннулировать регистрацию маршрута, проводятся недостаточно оперативно. Для планирования работы по открытию новых межрегиональных маршрутов с учётом определения востребованности направлений и исключения из реестра неэксплуатируемых маршрутов «Росавтотранс» заключает соглашения по обмену информацией с автовокзалами и автостанциями, а также с региональными властями о пассажиропотоке, загруженности сети, количестве неэксплуатируемых маршрутов.
Заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Денис Рябинин стал одним из немногих, затронувших в своём выступлении городской электрический транспорт. В 2025 году заканчивают действие свидетельства по нерегулируемым тарифам и город-миллионник полностью перейдёт на регулируемые тарифы с долгосрочными брутто-контрактами. Модернизация трамвайной инфраструктуры должна помочь увеличить скорость движения трамваев в полтора раза и привлечь дополнительный пассажиропоток. В 2026 году намечено завершить комплексную транспортную реформу Нижегородской агломерации, начатую в 2022 году. Симптоматично, что рассказывая о преобразованиях в регионе, представитель нижегородского Минтранса затронул концессионный трамвайный проект, строительство двух новых участков метро с тремя станциями, канатную дорогу через Оку, развитие проекта городских электричек, электротакси и даже возрождение скоростного судоходства по Волге, но не обмолвился ни словом про готовящийся запуск 120 электробусов: Они должны полностью заместить троллейбусы в двух из трёх нижегородских троллейбусных депо. При этом запланированная поставка 120 машин с ультрабыстрой и медленной зарядками является крупнейшей среди подписанных в этом году контрактов и это достижение сразу способно поставить город по численности электробусов нетроллейбусного типа на второе место в стране после Москвы, недавно получившей уже 1300-й электробус
Из проблемных вопросов локального значения администрацией Таганрога была озвучено предложение приравнивания межмуниципальных маршрутов с начальным и конечным пунктами, расположенными на территории одного и того же муниципалитета к муниципальным маршрутам: таким образом для перевозок из одной части города в другую можно будет предоставлять льготы, установленные для городских маршрутов.
Голос дотационных регионов, в силу финансовых и кадровых возможностей пока далёких от реализации самых передовых трендов в развитии общественного транспорта, был представлен Минтрансом Кировской области. В качестве мер по сохранению доступности пассажирских перевозок был назван подход с объединением рентабельных и нерентабельных маршрутов в один лот, что позволяет избегать закрытия маршрутов. За рамками рассказа министра транспорта остался тот аспект, что в регионе до сих пор практикуется заключение контрактов по регулируемым тарифам номиналом 0,1-1,0 рублей: по ним выполняются перевозки в Кирове, а также Оричевском, Орловском, Слободском районах области.
Среди новых решений для пассажирского транспорта «Группа ГАЗ» анонсировала разработку электробусов среднего класса. Тем временем на стенде ГК «Современные транспортные технологии» — основного дилера «Группы ГАЗ» — был представлен 15-местный туристический автобус малого класса на базе «Газель CITY».
В экспозиции выставки на стенде «Росавтотранса» была размещена карта России с нанесёнными метками по регионам, куда в 2023 году поставляется новый подвижной состав в рамках программ «БКД», инвестпроекта ГТЛК-ФНБ и специальных казначейских кредитов (СКК). Из него явствовало, что ы 2023 году (с переходом программ на 2024 год) ни одной из мер поддержки не смогли воспользоваться Калмыкия, Крым, ЛНР, Мордовия, Тверская, Ульяновская и Херсонская области, а также Ненецкий и Чукотский автономные округа. Напротив, всеми тремя программами сумели воспользоваться в Башкортостане, Чувашии, Краснодарском и Пермском краях, Курской, Нижегородской, Новгородской, Оренбургской, Саратовской и Тульской областях.
Если перечень 73 участников программы СКК был известен ещё летом, то по инвестпроекту ГТЛК-ФНБ аналогичная информация не озвучивалась. Согласно данным схемы, инвестпроект заинтересовал 57 регионов: Адыгею, Башкортостан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Коми, Марий Эл, Северную Осетию — Аланию, Татарстан, Тыву, Удмуртию, Хакасию, Чеченскую Республику, Чувашию; Камчатский, Краснодарский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский края; Амурскую, Архангельскую, Астраханскую, Белгородскую, Владимирскую, Воронежскую, Ивановскую, Иркутскую, Калининградскую, Калужскую, Кемеровскую, Кировскую, Костромскую, Курганскую, Курскую, Ленинградскую, Магаданскую, Московскую, Мурманскую, Нижегородскую, Новгородскую, Новосибирскую, Оренбургскую, Псковскую, Ростовскую, Рязанскую, Самарскую, Саратовскую, Сахалинскую, Свердловскую, Тамбовскую, Томскую, Тульскую, Тюменскую, Челябинскую, Ярославскую области, Ханты-Мансийский АО — Югру и Севастополь.
На площадке выставки были озвучены и некоторые новые планы регионов по развитию городского электротранспорта. В частности, их представителями подписано соглашение о сотрудничестве по модернизации трамвайной сети Уфы и проявлен интерес к приобретению дополнительных электробусов для Курской области.
В пресс-центре форума «Транспорт России» 14 ноября состоялась презентация новой работы Центра экономики инфраструктуры — исследования «Состоянии управления городским транспортом в России». Специалисты ЦЭИ изучили 141 крупнейшую агломерацию страны с населением более 100 тыс. жителей: в них проживает 93,2 млн человек — 63% населения России. Исследовались устройство маршрутные сетей, состояние рынка перевозок и подвижного состава.
Были озвучены интересные цифры. В 92 агломерациях преобладают перевозки по регулируемым тарифам, а в 47 по нерегулируемым. При этом в 25 агломерациях все перевозки выполняются по регулируемым тарифам, из них 12 расположены в Сибири и на Дальнем Востоке (в том числе Красноярская, Томская и Тюменская). Среди городов-миллионников полностью по регулируемым тарифам работают Красноярск и Санкт-Петербург, в Москве и Екатеринбурге доля регтарифов чуть ниже — 97-98%. Полностью по нерегулируемым тарифам выполняются перевозки в 13 агломерациях: шесть из них расположены на Северном Кавказе (в том числе Владикавказ и Махачкала). Из крупных городов высокий (более 80) процент маршрутов по нерегулируемым тарифам в Краснодарской, Саратовской и Хабаровской агломерациях. Больше всего пассажирских транспортных средств работает в Московской агломерации (16.2 тыс.), следом идут Петербургская (6,0 тыс.), Махачкалинская и Волгоградская (2,3 тыс.), а также Новосибирская (2,1 тыс.).
В семерке крупнейших автобусных перевозчиков страны — ГУП «Мосгортранс» (6,9 тыс. транспортных средств), холдинг «Ранд-Транс» (5,7 тыс.), АО «Мострансавто» (5,1 тыс.), холдинг «Питеравто» (НТА) (3,8 тыс.), СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (2,3 тыс.), холдинг «Третий парк» и ГУП «Башавтотранс» (по 2,1 тыс.). Развитость тарифной системы агломераций сильно различается: в девяти доступен только разовый билет за наличные. Чуть больше чем в половине агломераций (77) внедрены безлимитные билеты, а пересадочные тарифы используют только 26. В 19 агломерациях более 90% всего маршрутного транспорта — автобусы малого класса. Напротив, более 80% представлено автобусами большого класса в Ачинской, Казанской, Вологодской, Казанской и Новоуренгойской агломерациях.
В результате выполненной работы был составлен рейтинг городов по уровню зрелости их транспортных систем по пяти классам. «Пятёрку» смогли получить только Московская, Пермская, Тверская и Ярославская агломерации. А низший балл получили Владикавказ, Невинномысск, Уссурийск и Хасавюрт.
Также были даны рекомендации по совершенствованию механизмов управления общественным транспортом. Среди предложений — переход от контрактации по маршрутам на контрактацию по объёму транспортной работы, что позволит более гибко изменять маршрутную сеть. От перевозок п нерегулируемым тарифам предлагается полностью отказаться, введя общеобязательные требования к перевозчикам и создав полнофункциональную службу заказчика перевозок.
Федеральная пассажирская компания представила на выставке новый вариант интерьера спальных вагонов с традиционным расположением мест. Длину полок увеличена до 2,0 м (на 16 см). Его будут использовать при проведении капитального ремонта вагонов существующего парка модели 61-4174. Однако в производство вариант пойдёт только при получении отзывов от потенциальных пассажиров: их собирали и во время выставки. А Центральная ППК продемонстрировала фрагмент салона уже ставшего серийным электропоезда «Иволга 3.0», получившего в этом году премию «Формула движения» за лучшее инновационное решение в сфере транспортной техники.
Но основное внимание участников дискуссий было приковано к развитию грузового сообщения. За 10 лет пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей увеличилась более чем в 1,5 раза. По итогам 2023 году она должна достичь 173 млн т, а к 2030 году по ним планируется перевезти 210 млн т.
На стендах выставки демонстрировались макеты новых грузовых железных дорог, в том числе кинетический макет порта «Лавна» в Мурманской области и Сибай — Подольск — Новорудная протяжённостью 163,8 км к месторождениям в Башкортостане. «Лавна» уже в декабре должна принять первый состав с углём — железная дорога откроет рабочее движение, и начнется заполнение угольных площадок. А проект однопутной линии по территории Башкортостана, затрагивающий часть Оренбургской области, только готовится к реализации: её строительство ориентировочно займёт шесть лет, а начнётся в 2026 году (в 2024 году — старт проектирования). В отличии от проекта на Кольском полуострове, южноуральский предусматривает и местное пассажирское сообщение помимо доставки рудных грузов.
На пленарной дискуссии «Наука в движении: живые транспортные системы» участники отметили, что цифровизация транспортной отрасли направлена на снятие транзакционных издержек и упрощение взаимодействия между всеми госорганами, включая контрольные.
Постепенно различные данные цифровых логистических сервисов агрегируются и интегрируются на федеральном уровне. Успехи в этом процессе и возникающие проблемы обсуждали на пленарной сессии «Данные на транспорте: от корпоративных проектов к национальной платформе», посвящённой созданию и развитию национальной транспортно-логистической платформы (НЦТЛП), создаваемой СИЦ Минтранса России, из концепта превращающейся в реальный инструмент трансформации транспортной экономики. Как сообщил на пленарной сессии «Россия 2035: к новой экономике транспорта» вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, благодаря НЦТЛП средняя скорость доставки товаров увеличится до 15% и объем грузоперевозок вырастет до 12%.
Цифровизация транспортной отрасли важна для ускорения перевозки грузов и обеспечения надёжности транспортировки. Исчерпав физические лимиты по ускорению многих операций, подключают «интеллект». Поэтому немало внимания уделяется вопросам внедрения электронных навигационных пломб, электронных очередей через пограничные контрольно-пропускные пункты, электронных международных транспортных накладных. В частности, навигационные пломбы способствуют созданию зелёных коридоров: такой подход упрощает таможенные и другие досмотровые процедуры при пересечении границы. Стратегия цифровой трансформации отрасли дополнена новым проектом по обеспечению информационной безопасности на объектах критической информационной инфраструктуры.
Выходят на дороги и беспилотные технологии. Для обеспечения безопасного движения беспилотных транспортных средств создан цифровой двойник автомобильной дороги М-11 «Нева».
Справиться с возросшим грузопотоком по железной дороге на Восточном полигоне помимо строительства вторых путей, модернизации станций и разъездов позволяет и технология виртуальной сцепки дистанционное управление несколькими составами, позволяющая сократить интервал движения между грузовыми поездами и повысить пропускную способность линий.
Если городскому электрическому транспорту не нашлось отдельной дискуссионной площадки на «Транспорте России», то для средств индивидуальной мобильности прошла конференция «Дорожная карта развития средств индивидуальной мобильности: регулирование, инфраструктура, культура вождения». На ней обсудили дорожную карту Минтранса по использованию СИМ, вопросы микромобильности, социальной роли кикшеринга и его участия в транспортной системе городов, а также инфраструктуру, как драйвер роста средств индивидуальной мобильности.
Заместитель руководителя Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимир Луговенко отметил, что электросамокаты, моноколёса, сигвеи очень плотно вошли в нашу жизнь — это социум, который точно нельзя запрещать, его надо развивать по причинам экономии затрат времени, материальных, финансовых, территориальных ресурсов, и экологичности. В то же время, после появления чёткого определения СИМ, нужно установить ответственность по всем параметрам в рамках ПДД — за нарушение скоростного режима и использования не предназначенной для СИМ инфраструктуры. К инфраструктуре для СИМ, напротив, нужно установить дополнительные требования.
Алексей Смирнов из компании «STEP. Транспортные решения» обратил внимание на отсутствие связности инфраструктуры: дорожки не образуют единую сеть из-за отсутствия велопереездов — они, как правило, не проектируются и не закладываются при строительстве или благоустройстве.
Много обсуждений на полях форума было посвящено вопросам безопасности на транспорте и транспортной безопасности (оба этих термина, несмотря на схожую семантику, обозначают совершенно разные направления).
В частности, Группа компаний «Урбантех» и НИУ ВШЭ на «Транспортной неделе» впервые представили пилотную версию Всероссийского индекса безопасности дорожного движения. Индекс рассчитывается на основе только официальных данных Росстата, НЦ БДД МВД России и Госавтоинспекции и основан на комплексной методике, оценивающей различные параметры, в том числе тяжесть последствий ДТП, уровень социального и транспортного риска. Решение позволяет оценить уровень БДД в каждом регионе.
А Дивизион ЖАТ ГК 1520 совместно с ЗАО «Позитив Текнолоджиз» представили новое решение по киберзащите — Региональный центр обеспечения кибербезопасности для непрерывного мониторинга за технологической инфраструктурой Кольцевой линии Московского Метро.
Транспортная неделя — 2023 закончилась, но скоро достижения транспортного комплекса страны, представленные на форуме и выставке «Транспорт России — 2023» начнут демонстрироваться на ВДНХ. В рамках международной выставки-форума «Россия» 25 ноября планируется открытие экспозиции «Россия в движении».
31 октября вопросы развития общественного транспорта обсуждались на форуме «Общественный транспорт — 2023» в Москве.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)