«Общественный транспорт — 2023»: реформы, подвижной состав, инфраструктура и технологии

  • Павел Яблоков
    3 ноября 2023 г. — 18:25
    506
    Иллюстрация: 

    Telegram-канал ТРАНСПОРТИР

    Пассажирский транспорт в этом году и ближайшем будущем: какие проблемы и актуальные задачи стоят перед пассажирскими перевозками? Ответы на эти и многие другие вопросы 31 октября в Москве искали участники форума «Общественный транспорт — 2023»: руководители федеральных структур, представители регионов, крупнейших производителей подвижного состава, оборудования и разработчиков IT-решений. На сессиях форума участники обсудили имеющиеся проблемы в господдержке, модернизации инфраструктуры и нормативной базе, представили новые технологические решения, включая IT-разработки, поделились ближайшими производственными планами, а представители регионов рассказали о ходе проведения транспортных реформ. Основные обсуждаемые темы — в развёрнутом обзоре TR.ru — Транспорт в России.

    Вместе и параллельно

    Мероприятие, проводимое под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), стало традиционным и этом году прошло уже в четвёртый раз. Место проведения выставки-форума не изменилось — отель The Carlton Moscow в начале Тверской улицы в нескольких минутах ходьбы от Кремля, Госдумы и Красной площади, что позволило не только подключаться по видеосвязи, но и присутствовать лично достаточно занятым спикерам. А вот среди организаторов изменения были. Если в прошлом году мероприятие провели при поддержке госкорпорации ВЭБ.РФ, то в этом году генеральным партнером форума «Общественный транспорт 2023» выступила Государственная транспортная лизинговая компания (АО «ГТЛК»), а генеральным партнёр панельной сессии стало ПАО «Промсвязьбанк».

    В этом году основными темами форума стали:

    • меры государственной поддержки отрасли, включая вопросы поддержки производителей подвижного состава,
    • модернизация и расширение инфраструктуры городского электротранспорта,
    • совершенствование системы государственных и муниципальных закупок на выполнение работ по регулярным перевозкам пассажиров.

    Повестку этого года во многом задало августовское заседание Президиума Госсовета, посвящённое общественному транспорту. Обсуждение реализации поручений Президента РФ, подписанных по его итогам в сентябре, стало одной из ключевых тем на «Общественном транспорте — 2023».

    Как и год назад, все прозвучавшие доклады (кроме некоторых эпизодов подключения по видеосвязи) было хорошо слышно: это обеспечили изолированность залов друг от друга и от прочей территории гостиничного комплекса. Преимущество выставки-форума «Общественный транспорт — 2023» относительно проходившего в сентябре в столичном Экспоцентре созвучного мероприятия «Российская неделя общественного транспорта», где интересные выступления в обозначенных хлипкими ширмами «залах» нередко тонули в фоновом выставочном гуле и объявлениях по громкоговорящей связи, сохранилось.

    Более широкая повестка форума не дала в конце дня всем снова собраться в одном зале и подвести итоги обсуждений: после пленарного заседания, носившего в этом году название «Перспективы развития общественного транспорта в субъектах Российской Федерации», участники разделились по двум параллельным потокам, и больше, в отличие от прошлогоднего сценария, не соединялись. Ставшая уже привычной на многих мероприятиях отмена предварительно анонсированных сессий, организуемых транспортным комплексом Москвы (на этот раз — на тему «Корпоративный музей для транспортного бизнеса»), позволила и на ФОТ-2023 уменьшить проблему выбора, какое из заседаний посетить. В ходе форума на пяти сессиях прозвучало более 50 выступлений представителей федеральных и региональных органов власти и бизнеса — перевозчиков, производителей подвижного состава, компонентов и разработчиков IT-решений.

    Поручения Президента и основные задачи отрасли

    Тема пленарного заседания в этом году неслучайно звучала как «Перспективы развития общественного транспорта в субъектах РФ». Меры поддержки потенциально охватили уже все регионы, но не во всех ими успели или захотели воспользоваться.

    В 2024 году заканчивают действие существующие программы поддержки и то, что будет с отраслью после 2024 года, вызывает немало вопросов. И даже намеченные планы по продолжению и развитию-существующего курса на обновление транспорта нуждаются в конкретных утверждённых мероприятиях и финансовых ресурсах для их реализации, разных механизмах: инфраструктурных облигациях, специальные казначейских кредитах, программах лизинга.

    Немало внимания в выступлениях уделено необходимости сведения баланса потребностей рынка и возможностей производителей и того, какие меры поддержки нужно предпринять, чтобы достичь оптимального соотношения цена-качество в разных сегментах перевозок (городской транспорт, междугородные автобусы, транспорт в сельской местности).

    Подвижной состав: заказы появились, но нужна стабильность

    Многие выступавшие отметили возросшую обеспеченность заводов по производству автобусов, троллейбусов и трамваев заказами. Мощности производителей уже сложно назвать простаивающими. По троллейбусам в этом году новых заказов сформировано значительно меньше, чем в прошлом году, потому что производители продолжают выполнять прошлогодние контракты: где-то с просрочкой, а где-то планово, так как некоторые закупки изначально предусматривали поставку в течение двух лет.

    Генеральный директор АО «ГТЛК» Евгений Дитрих обратил внимание, что 79% автобусов (270 тыс.) в стране используется за пределами полезного срока. И кардинально изменить сложившуюся ситуацию можно только при активной совместной работе всех ключевых участников рынка — производителей, перевозчиков, региональных властей и финансовых организаций.

    В этом году тренд на увеличение объёмов господдержки позволил продолжить обновление автобусных парков в крупных городах, но и шагнул дальше вплоть до сельских районов. В 2023 году был одобрен и запущен инвестпроект ГТЛК с использованием средств ФНБ на два года на общую сумму в 73 млрд руб., позволяющий обновить около 4100 автобусов. Ещё 50 млрд руб., позволяющих приобрести около 6000 автобусов малого, среднего, большого и особо большого класса государство выделило по линии Минстроя на предоставление специальных казначейских кредитов (СКК) для покупки транспорта до 1 февраля 2024 года.

    Новые программы были положительно восприняты транспортным сообществом и в рамках поручений по итогам Госсовета планируется продлить меры поддержки на будущие годы.

    Глава ГТЛК Евгений Дитрих отметил, что одним основных условий для участия регионов в госпрограммах должен стать переход на модель организации пассажирских перевозок с применением брутто-контрактов со сроком действия от трёх лет. Также среди необходимых нововведений для мер господдержки им обозначено заключение контрактов жизненного цикла между перевозчиком и производителем при покупке нового транспорта. При этом при покупке транспортное средство обойдется дороже, но затем перевозчик получит бесплатное обслуживание на всём сроке эксплуатации.

    Алексей Цыденов, глава Республики Бурятия, Председатель комиссии Госсовета России по направлению «Транспорт» отметил, что ГТЛК реализует самую эффективную программу с государственной поддержкой по приобретению в лизинг нового и экологичного транспорта. В качестве разовой меры поддержки для масштабного обновления подвижного состава — это рабочий механизм, но каждый год брать новый кредит на обновление парка общественного транспорта для регионов затруднительно: нельзя ни регионы, ни муниципалитеты оставлять один на один с текущими задачами. Общественный транспорт — это не задача регионов, а общегосударственная задача, для которой необходим постоянный источник государственного финансирования.

    Отдельно Алексей Цыденов отметил важность поддержки частных перевозчиков, которым также необходимо обновлять подвижной состав: соответствующие механизмы должны быть разработаны на уровне глав регионов. Также глава Бурятии «подсветил» важность развития межмуниципального транспорта для поддержания сохранения населения не только в городах, но и в сельской местности — без общественного транспорта качественное территориальное распределение населения, обеспечение достойной жизни невозможно», - заключил глава Республики Бурятия.

    Была представлена и точка зрения производителей. Вице-президент по развитию корпоративных продаж «Группы ГАЗ» Николай Одинцов поведал, что проблемой являются сроки оформления контрактов. В этом плане сокращение периода от выхода распоряжений до проведения денег и начала процедур по контракту, могут улучшить планирование и закладку машин в конвейере. Производственный цикл автобусов получится существенно сократить при переходе на единые стандарты технического задания, для того чтобы опции, которые выбирают регионы, не были бесконечно широкими. Такая стандартизация и сокращение времени от выхода распоряжения до контрактов сможет помочь «Группе ГАЗ» с будущего года увеличить производство на 7-8 тысяч единиц машин.

    Схожей была и позиция второго автобусного гиганта. Самат Саттаров, директор по пассажирскому транспорту ПАО «КАМАЗ» добавил, что торможение заключения контрактов связано с тем, что каждый год начинается с чистого листа: в начале года появляется программа, затем идёт обсуждение условий, и в лучшем случае в четвертом квартале года приходит оплата. Но только долгосрочные программы мотивируют заводы на расширение производственных мощностей и на работу с поставщиками по развитию компонентной отрасли. Если будут долгосрочные программы, которые сразу будут определены на пять лет, и будет возможность заключать с производителями чёткие и твердые контракты на несколько лет — это позволит работать планово, заранее обеспечивать себя комплектующими и фиксировать цену. Тем не менее, на следующий год ПАО «КАМАЗ» уже подтверждает увеличение мощностей на 20%.

    В комплектации подвижного состава представитель КамАЗа предложил устанавливать системы подсчёта пассажиропотока, поскольку все расчёты окупаемости строятся на данных по пассажиропотоку. Модельный ряд пассажирского транспорта производителя уже охватывает автобусы большого класса с дизельным, газовым и электрическим двигателем для городских, пригородных и междугородных перевозок пассажиров и продолжает расширяться. «КАМАЗ» осваивает производство троллейбусов, автобусов среднего класса, электробусов с ночной зарядкой, электробусов особо большого класса. Буквально на следующий день на Петербургском газовом форуме дебютировал новый газомоторный низкопольный автобус большого класса НефАЗ-5222. В этом году начаты поставки автобуса-«вездехода» КАМАЗ-6250 для ПАО «Газпром». С середины следующего года модель станет доступной и для других заказчиков.

    Сроки поставок не должны срываться

    Заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин отметил, что сейчас регионам доступно семь программ поддержки развития общественного транспорта. Две из них основаны на лизинговой форме с господдержкой через государственную компанию ГТЛК. Благодаря всем программам, до конца первого квартала 2024 года регионы получат около 9,4 тысяч транспортных средств. Вице-премьер попросил Минпромторг РФ и руководителей регионов жестко контролировать закупку общественного транспорта. Несмотря на то, что в начале года всех производителей предупреждали о том, что будут заказы, когда пришло время закупки, начали срывать сроки поставки. Вдобавок к этому цена подвижного состава поднялась на 20-30%. Он обратил внимание присутствующих, что завышение цены приведёт к тому, что население получит на 20% меньше планируемых транспортных средств.

    Нормативная база: что с ней не так?

    Ограничения, а то и анахронизмы, имеющиеся в нормативной базе, мешают развитию актуальных трендов общественного транспорта.

    Президент Ассоциации транспортных инженеров, д.т.н., профессор МАДИ Султан Жанказиев на пленарной дискуссии форума отметил, что строительство новых дорог не поможет справиться с проблемой возрастающего спроса на перемещения, а только подтолкнёт к росту перемещений на индивидуальном транспорте. Поэтому необходимо повышать привлекательность общественного транспорта, в том числе за счёт доработки законодательства:

    • доработать программы федерального финансирования и иных видов господдержки систем общественного транспорта в городах, предусмотрев механизмы и источники выделения средств на реконструкцию и развитие отраслевой инфраструктуры: путей, тяговых подстанций и контактно-кабельных сетей электротранспорта, а также на приведение остановочных пунктов всех видов транспорта в соответствие условиям безбарьерной посадки в современный низкопольный подвижной состав;
    • разработать и внести законодательные инициативы, направленные на поддержку, развитие и повышение гибкости управления перевозками в городах на основе долгосрочных контрактов;
    • разделить сферы полномочий федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа...»: на два отдельных блока: городские и пригородные перевозки на регулируемых тарифах и на междугородные, международные и все прочие виды перевозок по нерегулируемым тарифам;
    •  «Уйти от проклятия пяти лет» — изменить ст. 12 федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа...» в части предоставления местным властям возможности и механизма оперативной (в срок не более 12 месяцев) отмены, изменения маршрута или изменения вида перевозок в городском и пригородном сообщении.

    Регионы делятся достижениями и планами

    Среди регионов наибольшую активность проявили представители Курской области, в областном центре которого продолжается реформа с сохранением и обновлением всех видов транспорта. Губернатор Роман Старовойт принял участие в пленарном заседании в режиме видеоконференции и поделился с коллегами информацией о ходе реализации комплексной модернизации пассажирского транспорта в Курской городской агломерации. Он сообщил о том, что прежде, чем приступать к конкретным шагам, изучили пассажиропоток и разработали новую маршрутную сеть. Использование всех возможных инструментов финансирования, позволило обновить порядка 320 единиц пассажирского транспорта. Ещё 39 единиц вышли на маршруты с 1 ноября, что позволило завершить переход городских автобусных маршрутов на работу по брутто-контрактам. В планах на 2024 год — закупить 26 троллейбусов с увеличенным автономным ходом для работы на городских маршрутах.

    Как позднее уточнил на другой сессии первый заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Александр Васильченко, все курские троллейбусы тоже будут работать по брутто-контрактам. А уже с 1 декабря в Курске начнёт работать первый электробусный маршрут № 7Э. Все 10 КАМАЗ-6282 уже прибыли, ведётся их подготовка к работе, установка зарядных станций и обучение водителей.

    Для стабильной работы общественного транспорта немаловажен вопрос становления системы заказа транспортной работы. В этом плане симпатии присутствующих в большей степени оказались на стороне брутто-контрактов. Александр Васильченко продемонстрировал один из используемых инструментов — вариативную матрицу объема финансирования, позволяющую эффективно взаимодействовать с Минфином и другими финансовыми блоками, и напомнил о том, что именно Курская область подняла на Госсовете вопрос применения формулы цены — возможности изменения финансовых параметров контрактов более чем на 10% от начальной цены, что крайне важно как в меняющейся экономической обстановке, так и для финансового обеспечения долгосрочных брутто-контрактов, за время действия которых пассажиропотоки в городах могут сильно перестроиться.

    Председатель Комитета Ленинградской области по транспорту Михаил Присяжнюк рассказал, что к 2025 году регион планирует перейти на новую модель транспортного обслуживания, что позволит не только решить проблемы с организацией пассажирских перевозок, но и обновить подвижной состав в регионе. В маршрутной сети Ленинградской области 131 маршрут обеспечивает связь поселений Ленинградской области с Санкт-Петербургом и ещё 32 маршрута осуществляют перевозку между муниципальными районами Ленинградской области.

    Программы поддержки и финансирования проектов по обновлению подвижного состава общественного пассажирского транспорта уже достигли в малых городах и сельских территорий, поэтому и там появилась возможность как вернуть утраченные маршруты, так и навести порядок с хаотично сформировавшейся маршрутной сетью.

    Цифровые решения

    О направлениях продолжения цифровизации транспортной отрасли рассказывали на стратегической сессии «Цифровые и инновационные решения на общественном пассажирском транспорте», хотя не обходили тему стороной и на пленарном заседании.

    Технический директор ГК SIMETRA Андрей Прохоров рассказал об инструментах отечественной цифровой платформы RITM³, применяемых для анализа и прогноза на общественном транспорте, уже позволяющей заместить импортные решения. В RITM³ есть модуль аналитики общественного транспорта и модуль прогнозирования и моделирования. Система визуальной аналитики позволяет выводить дашборды с анализом всех маршрутов, пассажиропотоков на маршрутах и остановках. Причём аналитика строится на базе как модельных расчётов, так и практических данных из подсистем.

    Также ГК SIMETRA анонсировала подготовку четвёртого выпуска ежегодного Рейтинга городов России по качеству общественного транспорта. Маршрутные сети для него оцифрованы в RITM³.

    Дивизион ЖАТ Группы компаний 1520, которую форуме представил директор по развитию систем городского рельсового транспорта Роман Гранат, представил инновационные системы управления движением для метрополитена и трамваев. В минувшие новогодние каникулы цифровую автоматику, позволившую заметно увеличить пропускную способность, внедрили на Кольцевой линии Московского метрополитена. Также новые решения используются на объектах замкнутой в 2023 году Большой Кольцевой линии метро и на трамвайной сети столицы.

    Управление парком подвижного состава перемещается в цифровую сферу. Заместитель генерального директора ГУП «Мосгортранс» Алексей Бакирей рассказал о переходе на цифровые водительские путевые листы — одну из инноваций этого года.

    Евгений Дитрих отметил, что необходимо создать единую цифровую платформу — агрегатор информации о состоянии парков и городской инфраструктуры, потребностях регионов и другой информации, позволяющей формировать адресные предложения по реформам для каждого региона и повысить эффективность управления системой общественного транспорта.

    Также участники сессии успели обсудить технологические тренды, проблемы разработчиков искусственного интеллекта и биометрии для транспортных решений, управление и обеспечение мобильности пассажирских перевозок с помощью умных цифровых сервисв, регуляторные и финансовые аспекты практического внедрения цифровых инноваций, внедрение и развитие технологий геолокации в оплате проезда.

    Программа развития ГЭТ

    «Котом в мешке» остаётся анонсированная почти год назад программе развития ГЭТ. Некоторые её принципы уже были озвучены на РНОТ — 2023, однако нужно официальное утверждение. Пока же заканчивается благополучный по заказам 2023 год, а на 2024 год, особенно по электротранспорту, ни процесс формирования производственной программы заводов ни возможности регионов по реанимации и развитию трамвайных и троллейбусных хозяйств, ещё не вошедших в начатые инфраструктурные проекты, до сих пор неизвестны.

    Электробусы и троллейбусы – конкуренты или собратья?

    С самого начала внедрения электробусов не прекращаются вопросы о том, надо ли их применять вместо троллейбусов или вместе с ними. Не стал исключением для поиска ответа и прошедший форум.

    ПАО «КАМАЗ» базирующее в Татарстане, и в вопросах выбора вида перспективного подвижного состава, придерживается той же мультикультурной политики, которую можно наблюдать в самом сердце Казани, где на территории Казанского Кремля уживаются православный храм и современная мечеть, а на окраине столицы Татарстана одним из ведущих художников республики создан культурно-просветительский «Храм всех религий» — «пусть расцветают все цветы». Самат Саттаров, директор по пассажирскому транспорту ПАО «КАМАЗ» рассказал, что высокие стандарты Москвы пять лет назад заставили «КАМАЗ» фактически обновить и автобусный модельный ряд, приступив к выпуску электробусов. В этом году начаты испытания доработанного опытного троллейбуса с увеличенным автономным ходом. А модельный ряд электробусов пополнится вариантами с ночной зарядкой и сочленёнными машинами. В этом году кроме поставок электробусов для ключевого потребителя — Москвы, компания завершит поставку 87 электробусов КАМАЗ-6282 по комплексной программе модернизации городского электрического транспорта в Волгоградскую, Курскую, Ростовскую, Липецкую области и Пермский край. Заказы для Волгограда и Курска уже выполнены, ведётся поставка в Липецк, на очереди —Ростов-на-Дону, Таганрог и Пермь.

    Интересно, что в качестве электробусов лбами столкнули «продвинутые» версии автобусов и троллейбусов: первые получили электрические двигатели, а вторые — аккумуляторные батареи для возможности автономного хода. В итоге участники дискуссий рекомендовали городам, где сохранилась троллейбусная инфраструктура, развивать электробусное движение на её основе, пользуясь технологиями автономного хода. А другим видам электробусов находить применение в городах, где по каким-то причинам троллейбусов либо никогда не было, либо они безвозвратно утрачены. Ещё более объединяющей всех позицией стало предложение сосредоточиться на электрификации транспорта для уменьшения использования двигателей внутреннего сгорания — сначала дизельных, а в перспективе — и газомоторных.

     В основе создаваемой программы развития городского электротранспорта, хотя и не утверждённой, но вчерне готовой, уже подсчитаны основные потребности субъектов РФ, в обновлении существующей и создании новой инфраструктуры городского пассажирского транспорта.

    Экология

    Экологическим вопросам была посвящена панельная сессия «Перспективы развития экологически чистого транспорта: лучшие практики компаний и регионов»

    На ней обсудили тенденции и прогнозы развития «зелёного» транспорта и проанализировали мировые и российские практики в транспортной отрасли.

    Перспективы развития видов транспорта на экологичных источниках энергии обнаружились в разных направлениях: электромобили, газомоторная техника (включая использования сжиженного природного газа для автомобилей и флота), электрификация железнодорожного транспорта, электросуда и водородный транспорт.

    Общественный транспорт с индивидуальным подходом

    Помимо регулярных пассажирских перевозок обсуждалась и работа сервисов с более «точечной» настройкой. ПАО «КАМАЗ» представило цифровую платформу «Челнок» для сервиса поездок по вызову.

    А Группа компаний «Современные транспортные технологии» представила транспортные решения, направленные на обеспечение транспортной доступности объектов городской среды для маломобильных граждан в рамках социального такси.

    Водный транспорт

    Речному и морскому транспорту была посвящена отдельная сессия «Концепция развития регулярного водного пассажирского транспорта». Помимо Москвы, в этом году запустившей регулярные маршруты городских электросудов, волжских городов, возрождающих скоростное сообщение между регионами и экспериментирующими с прогулочными электросудами, одной из «точек роста» водного пассажирского транспорта стала Санкт-Петербургская агломерация.

    Как сообщил заместитель директора подведомственного Комитету по транспорту Санкт-Петербурга Агентства внешнего транспорта Дмитрий Куклин, в рамках реализуемого с 2014 года проекта «Городские причалы Санкт‑Петербурга» количество городских причалов увеличилось с четырёх до 19. За этот же период количество швартовок к причалам возросло с 400 до 38 080. По итогам навигации 2023 года количество швартовок к городским причалам уже превысило на 22 % установленный на текущий год план.

    В ближайшей перспективе — обустройство новых причалов около музея Фаберже, на Октябрьской наб. и в Кронштадте.

    В августе также был запущен в тестовом режиме регулярный маршрут водного транспорта «Речной Вокзал — Синопская наб. д. 10 — Эрмитаж». В этом году «Метеорами» перевезено 416 пассажиров, порядка 80% из них воспользовались вечерним рейсом с отправлением от причала «Эрмитаж». В навигацию 2024 года планируется увеличение количества рейсов на этом маршруте до двух в день. Пассажирам будут доступны абонементы с еще более выгодными условиями проезда, а также покупка билетов онлайн. Также прорабатывается вопрос установки на маршруте новых остановочных пунктов: у городского причала «Арсенальная набережная» и у причалов на Октябрьской набережной.

    Некоторые вопросы повестки форума были смежными для нескольких сессий. Поэтому Андрей Гурленов, вице-президент Sitronics Group, генеральный директор ООО «Ситроникс Электро» рассказал, о разработке компании на сессии по цифровым решениям. Sitronics Group разработала автоматические системы учета пассажиропотока и информирования для регулярных маршрутов электросудов по Москве-реке. С их помощью исключается превышение разрешённого количества пассажиров на судах, а также проход через турникет и оплату проезда до причаливания транспорта.

    Также на «водной» сессии рассматривались вопросы актуальности внедрения водного транспорта в субъектах РФ и создание условий для привлечения частных инвестиций. -

    Обновление подвижного состава важно и для речников, особенно замещение устаревших судов пассажирского речного транспорта суднами нового поколения (судна на подводных крыльях, водный электротранспорт), и как следствие, меры поддержки и финансирование проектов по развитию водного транспорта, донастройка механизма покупки и лизинга речных пассажирских судов.

    Лизинг: в эту игру можно играть вдвоём?

    Некоторые из поддержанных на федеральном уровне инициатив по обновлению подвижного состава последнего времени реализуются по лизинговой схеме. Предполагалось, что специализированная Государственная транспортная лизинговая компания будет единственным оператором, привлекающим федеральные средства, в частности, из Фонда национального благосостояния. Но с таким подходом не согласен другой заметный лизингодатель. От «Сбербанк Лизинга» прозвучало предложение обеспечивать доступ к распределению бюджетных средств для дальнейшей реализации лизинговых программ с производителями и потребителями подвижного состава на конкурсной основе.

    Глава ГТЛК Евгений Дитрих, напротив, отметил, что сейчас наблюдается некоторая рассинхронизация действующих мер господдержки, что приводит к перетеканию клиентов из одной программы другую без увеличения общего объёма заказов на технику. Поэтому, на его взгляд, лучшим решением станет разработка и утверждение нового долгосрочного федерального проекта с единым оператором-поставщиком.

    Именно аналитики «Сбербанк Лизинга» провели оценку возможностей девяти производств России и Беларуси, и озвучили: суммарная мощность производств – 1500 единиц. С одной стороны, это хорошо, так как позволит при стабильном финансировании и планировании заказов всего за 3,5 года полностью решить вопрос обновления парка. С другой стороны – после этого производства станут бесполезными без расширения рынка сбыта, а добиться этого можно только массовым строительством новых троллейбусных линий, что требует дополнительных капвложений и затрат на операционные расходы, а стало быть — и дополнительных стабильных источников финансирования этих статей.

    Представители железнодорожного транспорта подняли важный для них вопрос — возможность разработки программ льготного лизинга для операторов железнодорожных пригородных пассажирских компаний. За исключением «Центральной ППК», практически все остальные компании арендуют подвижной состав у РЖД, а дополнительный механизм помог бы обзавестить постепенно собственным подвижным составом.

    Внешние угрозы не столь актуальны

    Если на прошлогоднем форуме тема внешних угроз достаточно активно упоминалась выступлениях спикеров и наряду с внутренними противоречиями транспортной отрасли являлась основной проблемой, то на этот раз она ушла на второй план. За год многие технологические процессы производителей подвижного состава и оборудования сумели адаптироваться к новым экономическим реалиям.

    А «китайскую угрозу» в адрес российских производителей подвижного состава удалось нивелировать двумя новыми проектами, стартовавшими в этом году – инвестпроекту льготного лизинга ГТЛК с привлечением средств ФНБ и специальными казначейскими кредитами (СКК), предполагающими практически гарантированную реализацию российским автобусным заводам около 10 тыс. единиц подвижного состава до конца 2024 года.

    Транспортная «игра в кости» от ГТЛК

    В фойе перед залами по традиции была размещена экспозиция ряда компаний. Но самой концептуальной оказалась экспозиция ГТЛК, состоявшая из трёх «кубов», с баннерами на вертикальных гранях. На каждой стороне баннера под тематическими картинками приведены по две цитаты на тему общественного транспорта, принадлежащие восьми российским государственным деятелям современности. Многие из них прозвучали на августовском заседании Президиума Госсовета.

    Каждая из граней кубов помимо символики ГТЛК была озаглавлена одним из четырёх способов «для людей», «для жизни», «для будущего» и «новый транспорт регионам».

    Как показало дальнейшее, все эти понятия встретить в одной плоскости оказалось затруднительно и в ходе обсуждений форума.

    «Для людей»:

    • «Ежегодно в России автобусами, троллейбусами и трамваями перевозится более десяти миллиардов человек» (В.В. Путин);
    • «Всё больше людей предпочитают именно общественный транспорт как более быстрый, доступный и современный» (В.В. Путин);
    • «В этом году впервые, наверное, за многие-многие годы мы планируем заменить 10 тыс. автобусов до конца года» (М.Ш. Хуснуллин);
    • «К 2030 году в городских агломерациях обновят 100% автобусов и 80% трамваев» (М.Ш. Хуснуллин);
    • «Есть потребность приобретения всех типов автобусов» (А.С. Цыденов);
    • «Вопросы организации общественных перевозок всеми видами транспорта должны относиться, условно, к защищённым статьям бюджета» (А.С. Цыденов).

    «Новый транспорт регионам»:

    • «Вопросы развития общественного транспорта важны для миллионов граждан нашей страны, практически для каждого человека» (В.В. Путин);
    • «Наша важнейшая задача – обновление парка» (В.В. Путин);
    • «Необходимо, чтобы людям было удобно передвигаться по населённым пунктам» (М.В. Мишустин);
    • «Власти регионов должны строго следить за доступностью и качеством услуг общественного транспорта» (М.В. Мишустин);
    • «Всё делается для того, чтобы автобусы, который перевозит в десятки раз больше людей, чем любая легковая машина, получил приоритет на дороге» (М.С. Ликсутов);
    • «Жители столицы активно пересаживаются на общественный транспорт, а личные машины используют по выходным и в основном для поездок на дачу» (М.С. Ликсутов).

    «Для будущего»:

    • «Надо, не откладывая, решать накопившиеся проблемы в сфере обновления и развития общественного транспорта», В.В. Путин
    • «В приоритете должны быть вопросы совершенствования транспортной инфраструктуры, повышение безопасности и доступности транспортных услуг», В.В. Путин
    • «Мы ожидаем активного перехода транспорта на газовое топливо, затем на электричество, а потом, возможно, и на водород» (Е.И. Дитрих);
    • «Принцип такой: те улицы, которые мы отремонтировали в городах, должны получить новый общественный транспорт» (Е.И. Дитрих);
    • «Перед нами поставлена стратегическая задача создать во всех регионах надёжные, безопасные и комфортные системы наземного городского пассажирского транспорта» (А.А. Костюк)
    • «Если говорить о ключевых инициативах Минтранса, то городской пассажирский транспорт является фактически ключевой» (А.А. Костюк).

    Для жизни

    • «Общественный транспорт во всех регионах страны должен, конечно, не ветшать, а молодеть» (В.В. Путин);
    • «От эффективного функционирования всех звеньев отрасли зависит качество жизни миллионов» (В.В. Путин);
    • «Необходимо создавать такие условия, чтобы жители при прочих равных выбирали общественный транспорт» (М.Ш. Хуснуллин);
    • «Общественный транспорт должен быть современным, комфортным как для мам с колясками, так и для маломобильных пассажиров» (М.Ш. Хуснуллин);
    • «Отт того, как в городах будет развиваться общественный транспорт, зависит и самочувствие населения» (А.Н. Шохин);
    • «Важно, чтобы рынок пассажирских перевозок остался конкурентным. Но от конкуренции за пассажиров на маршруте нужно переходить к конкуренции за долгосрочные контракты» (А.Н. Шохин).

    Больше всего цитат отведено Президенту страны Владимиру Путину: их хватило на четыре блока, охватывающих все сферы — будущее, людей, жизнь и новый транспорт регионам

    Второе место после президента по количеству цитат — два блока —принадлежит Марату Хуснуллину, за последнее время ставшим более влиятельным в реализации транспортных проектов, касающихся общественного транспорта. Именно через возглавляемую им правительственную комиссию распределили 50 млрд руб. на обновление региональных автопарков по программе специальных казначейских кредитов. Его непосредственный руководитель, председатель Кабмина Михаил Мишустин, тоже вошёл в своеобразную восьмёрку влиятельных транспортников страны.

    Цитаты заместителя Мэра Москвы — руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максима Ликсутова напоминали о том, что на заседании Президиума Госсовета именно Москва была отмечена как город с практически идеальной (по российским меркам) транспортной системой. А присутствие в блоке «новый транспорт регионам столичные подарки заканчиваются, дальше нужно обновлять региональные парки не «гуманитаркой», а новым подвижным составом.

    Региональные чиновники были представлены в цитатнике главой Бурятии Алексеем Цыденовым, но он по совместительству является председателем комиссии Госсовета по вопросам транспорта.

    Интересно, что министр транспорта Виталий Савельев оказался не представлен ни одной цитатой, хотя он на заседании Президиума Госсовета, в отличие от некоторых цитируемых, присутствовал. Однако министр транспорта занимается не только общественным, а любым транспортом. Минтранс России в цитатнике ГТЛК был представлен первым заместителем ведомства Андреем Костюком, также занимающим пост председателя совета директоров ГТЛК.

    «Министерский след» также представлен бывшим министром транспорта, ныне президентом АО «ГТЛК» Евгением Дитрихом. Время «бессменных наркомов» в транспортной отрасли прошло, поэтому подсчёт того, сколько министров и замминистров транспорта России, бывших и действующих, находится в зале, стало уже почти обязательной неформальной традицией. Забегая вперёд, можно отметить, что в нынешнем форуме приняли участие с выступлениями бывший министр транспорта, ныне советник президента России Игорь Левитин, бывший замминистра транспорта России, ныне губернатор Курской области Роман Старовойт (по видеосвязи), бывший замминистра транспорта России, ныне гендиректор ГУП «Мосгортранс» Николай Асаул и бывший директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России, ныне первый замгендиректора ГУП «Мосгортранс» Алексей Бакирей.

    Не могли обошлись в цитатнике ГТЛК без главы РСПП — организатора форума «Общественный транспорт», — Александра Шохина.

    Если все 24 высказывания нанести на четыре обычных шестигранных кубика, то можно принимать управленческие решения, играя в «транспортные кости»: получится 1296 различных комбинаций фраз из наборов «для жизни», «для людей», «для будущего» и «нового транспорта регионам» из которых случайным образом можно определять «повестку дня». Например, при выпадении из каждого набора, указанного выше первое, второе, третье и четвёртое высказывания соответственно, получим:

    • «Ежегодно в России автобусами, троллейбусами и трамваями перевозится более десяти миллиардов человек» (В.В. Путин);
    • «Наша важнейшая задача — обновление парка» (В.В. Путин);
    • «Мы ожидаем активного перехода транспорта на газовое топливо, затем на электричество, а потом, возможно, и на водород», Е.И. Дитрих
    • «Общественный транспорт должен быть современным, комфортным как для мам с колясками, так и для маломобильных пассажиров» (М.Ш. Хуснуллин).

    И значит сформированный «вектор дня» — обновление парка автобусов, троллейбусов и трамваев экологичным газомоторным или электрическим низкопольным транспортом.

    А при выпадении шестого, пятого, четвертого и третьего высказываний в группах, получится следующий набор:

    • «Вопросы организации общественных перевозок всеми видами транспорта должны относиться, условно, к защищённым статьям бюджета» (А.С. Цыденов).
    • «Всё делается для того, чтобы автобусы, который перевозит в десятки раз больше людей, чем любая легковая машина, получил приоритет на дороге» (М.С. Ликсутов);
    • «Принцип такой: те улицы, которые мы отремонтировали в городах, должны получить новый общественный транспорт» (Е.И. Дитрих);
    • «Необходимо создавать такие условия, чтобы жители при прочих равных выбирали общественный транспорт» (М.Ш. Хуснуллин).

    И вот уже поднимается вопрос организации перевозок любым общественным транспортом: на первое место встаёт качественная инфраструктура, реконструированная под нужды пассажиров с практически гарантированным финансированием инфраструктурных мероприятий и транспортной работы.

    Из курьёзов можно отметить, что цитата из Максима Ликсутова о приоритете автобусам на дорогах была размещена в помещении The Carlton Moscow на Тверской улице — одной из самых широких и центральных улиц, до сих пор не обустроенных выделенными полосами для движения общественного транспорта.

    Подобная «деловая игра» не какая-то абстракция. Когда проблем, требующих решения, становится слишком много, как это произошло с общественным транспортом, то сфокусировать внимание на какой-то из них можно только случайным образом. Выступление первого заместителя председателя Общественного совета при Минтрансе России с докладом «Роль Общественного совета при Минтрансе России в цифровизации и развитии общественного транспорта» ещё раз подтвердила это: количество комиссий и рабочих групп практически не поддаётся счёту.

    Продолжение в следующем году?

    Многие участники, рассказывая о проблемах транспортной отрасли или разговаривая уже реализуемых планах, упоминали о том, что через год им будет ещё что рассказать. Поэтому, скорее всего, этот четвёртый форум — не последний.

    Традиционно по итогам форума планируется принять резолюцию, которую от имени РСПП направят в адрес Правительства РФ.

    А обсуждать важнейшие темы состояния и перспектив развития транспортной отрасли на высоком уровне продолжат уже через несколько дней в середине ноября на Транспортной неделе в Москве. Основные мероприятия пройдут по традиции в Гостином дворе.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Комментарии

    Комментарии (0)