Российская неделя общественного транспорта и городской мобильности 2023: главное

  • Павел Яблоков
    29 сентября 2023 г. — 17:00
    455
    Иллюстрация: 

    SIMETRA / simetragroup.ru

    С 27 по 29 сентября 2023 года в Москве в Экспоцентре на Красной Пресне прошла уже ставшая традиционной Российская неделя общественного транспорта и городской мобильности. Мероприятие объединило несколько тематических выставок, конференций и круглых столов.

    TR.ru — Транспорт в России предлагает Вашему вниманию краткий обзор происходившего в ходе трёхдневного мероприятия, в котором нашлось место не только демонстрации новых и серийных образцов разнообразной техники, «высвечиванию» актуальных проблем, но и обсуждению будущего. Одно из самых ожидаемых событий ближайших месяцев — утверждение государственной Программы развития городского наземного электрического транспорта. Она ещё разрабатывается специализированным проектным офисом, но основные принципы её формирования уже озвучены.

    По традиции к РНОТ-2023 был выпущен ежегодный информационный сборник, служащий своеобразным срезом состояния транспортной отрасли и представляющий участников включённых в программу выставок и конференций. Редакция TR.ru — Транспорт в России выражает признательность за включение в сборник подготовленной нашим изданием публикации, посвящённой августовскому заседанию Президиума Госсовета России «О развитии общественного транспорта в Российской Федерации».

    Виртуальные границы

    Как и в прошлом году, в одном помещении — не самом крупном павильоне № 3 Экспоцентра на Красной Пресне, было заявлено проведение четырёх специализированных выставок, имеющих многолетнюю историю. Их названия остались прежними: ЭлектроТранс, CityBus, Транспортная светотехника, Электроника-Транспорт. Также на площадке РНОТ-2023 проходили конкурс перспективных разработок «Зелёный свет», а также молодёжный форум специалистов ГЭТ и студентов транспортных специальностей высших и средних специальных учебных заведений.

    Границы выставочных площадок, по традиции, были не просто размыты — они отсутствовали. Принадлежность каждого стенда к той или иной выставке можно было определить только по его содержимому, но не по географии.

    Дополнение «…и городской мобильности» окончательно присоединилось к базовому названию мероприятия «Российская неделя общественного транспорта». Но происходившее непосредственно на мероприятии не заканчивалось ни городской повесткой, ни общественным транспортом. В частности, обсуждались действующие проблемы организации перевозок в междугородном и международном сообщении или проблем разработки техники для отдалённых районов Арктики.

    Как и в 2022 году, для проведения многочисленных дискуссий и круглых столов участникам были предоставлены четыре зала. И извечные проблемы площадки Экспоцентра вновь мешали слушать выступающих: временные перегородки, обрамляющие границы некоторые из залов, лишь ограничивали их площадь, но отнюдь не решали вопроса звукоизоляции.

    Вкупе с тем, что не все доклады имели визуальное сопровождение в виде презентаций, а часть важной информации содержалась в дискуссиях с собеседниками из зала, ещё менее подготовленными к работе с направленными микрофонами, многие звучавшие слова воспринимались порой с трудом, даже со звукоусилителями утопая средь общего выставочного гула.

    В определённые моменты все посетители РНОТ оказывались в роли обитателей зала ожидания, когда по громкоговорящей связи объявлялась посадка в автобусы участников очередного технического визита на транспортные предприятия.

    Ещё более российская неделя

    Подавляющее большинство участников Российской недели общественного транспорта и городской мобильности, представляли страну-организатора мероприятия. Компанию им составили лишь несколько представителей зарубежных стран. Вдвое меньше по сравнению с прошлым годом стало белорусских компаний: остались только «Белвнешинвест», НПП «Контактмодуль» и «Могилёвлифтмаш».

    На смену прошлогоднему гостю — китайской компании Zhejiang Okai Vehicle Co. с электровелосипедами и самокатами — в этот раз пришли ShenZhen LongCloud Electronic Technology Co. и Shenznen Quianbao Technology Co. Но даже тут удвоения присутствия зарубежных гостей нельзя ощутить, учитывая, что в прошлом году одна из белорусских компаний называлась… «Ченду Синьджу Шёлковый Путь Развитие». А мелькнувшие в прошлом году иранцы, вероятно, сочли не очень перспективным участвовать в достаточно внутреннем форуме.

    В 2022 году для участия были заявлены 144 организации, из них 94 — со стендами.

    Что обсуждали?

    Открыло программу РНОТ-2023 открытое заседание Общественного совета при Минтрансе России. Впоследствии именно это обстоятельство послужило на других дискуссиях поводом для критики, участники отмечали, что в его составе практически отсутствуют люди, работавшие «на земле».

    Одними из таких были автобусные перевозчики, обсуждавшие свои проблемы, предложения и пути их решения на тематическом круглом столе по внутренним и международным перевозкам. «Выжившие», по сути, просили и.о. руководителя Департамента государственной политики в области автомобильного транспорта Минтранса России просто им не мешать и не устанавливать избыточные законодательные требования, затрудняющие приобретение и эксплуатацию техники. В частности, среди пожеланий была отмена утилизационного сбора на ввозимые в страну автобусы, не имеющие аналогов среди российских моделей — эта ниша туристическими китайскими автобусами. Уменьшение НДС с 20 до 10% также сделало бы обновление парка более посильным перевозчикам, готовым работать на междугородных линиях без дотаций.

    Принципиально ситуация по сравнению с прошлым годом не изменилась — на многих круглых столах РНОТ-2023 в качестве проблем называлась именно сложность соблюдения требований действующих нормативных и законодательных актов, как уже давно известных транспортному сообществу, так и принятых совсем недавно. Нередко решение одних проблем в нормативно-законодательной базе влечёт за собой возникновение новых, при этом не всегда предсказуемых. А без их решения диалог бизнеса и власти крайне затруднён. По недоброй традиции, ни одна дискуссия в среде перевозчиков не обходится без критики в адрес Федерального закона № 220-ФЗ, пытающегося управлять как городскими трамвайными и троллейбусными, так и международными автобусными перевозками. Итог такой «всеядности» оказывается неудовлетворительным для всех.

    Иные законодательные инициативы выдвигаются одними участниками транспортного сообщества, но не находят поддержки у других — как, например, выделение туристических автобусов в отдельный класс перевозок. Внятно объяснить, зачем же это нужно, не смогла даже представитель Москвы, инициировавшей этот вопрос.

    Транспортное планирование и моделирование будет продолжать применяться при подготовке реализации разнообразных проектов. Компания SIMETRA представила цифровую платформу RITM³. Все модули системы увязаны в единую архитектуру на базе математической модели транспортных потоков. Они могут работать по отдельности, но в связке расширяют возможности системы. В программной среде RITM3 уже оцифрованы маршрутные сети всех населённых пунктов, включённых в Рейтинг городов России по качеству общественного транспорта. В этом году выйдет уже четвёртый выпуск табели о рангах: в нём по более чем 50 критериям будет «взвешено» более 85 городов, в том числе впервые — Дзержинск, Шахты и Нижнекамск.

    Запуск линий МЦД-3 и МЦД-4 в Москве и Подмосковье не мог не повлиять на информационную повестку РНОТ-2023. Интеграцию железнодорожного и городского общественного транспорта обсуждали как эффективный пути достижения национальных целей и повышения уровня транспортного обслуживания пассажиров: к запуску «мини-МЦД» идёт подготовка сразу в нескольких российских городах.

    Программа развития ГЭТ

    Старт подготовке государственной программы развития городского наземного электрического транспорта (ГЭТ) был дан в конце прошлого года после проведения парламентских слушаний в Госдуме. Однако в минувшем августе на заседании Президиума Госсовета России тему, актуальную для более 100 городов страны, обошли стороной, лишь коснувшись вопроса обновления трамвайного и троллейбусного подвижного состава. Причина проста — программа до сих пор находится в разработке. Однако основные контуры уже намечены, и на РНОТ-2023 основные штрихи смогли обозначить. Паспорт программы рассчитывают утвердить правительственным документом в конце 2023 года, чтобы с начала 2024 года уже приступить к реализации.

    Разработку программы развития ГЭТ ведёт специально созданный проектный офис, в состав которого вошли специалисты РОСДОРНИИ, НИИАТ, Сбера и многих организаций, занимающихся производством оборудования и внедрением технологических решений.

    Ожидаемая цель программы — приведение 100% подвижного состава и 100% инфраструктуры ГЭТ в нормативное состояние. При этом проекты, создаваемые в рамках одной городской агломерации, не будут предусматривать «слепое» обновление существующих линий: от переставших быть актуальными направлений откажутся в пользу нового строительства в районы и к объектам со стабильно высоким пассажиропотоком.

    В ходе подготовительной работы проектным офисом была проведена инвентаризация всех троллейбусных и трамвайных систем. Однако поскольку уровень финансирования программы неизвестен, как и заявляемые потребности регионов и городов, отбор участников будет вестись исходя из соображений эффективности капиталовложений. Директивно спасать любой ценой не желающие модернизироваться трамвайные и троллейбусные хозяйства никто не будет.

    Проекты развития ГЭТ будут оцениваться на всех уровнях функционирования: от операционных показателей предприятия через ретроспективу и прогноз маршрутной сети и пассажиропотока всех видов транспорта до готовности субъекта РФ к реализации проекта. Среди предложенных критериев отбора для участия программы ГЭТ — операционная и финансовая эффективность, обоснованность расходов, качественные показатели (приоритет общественного транспорта, рост билетной выручки, удобство и функциональность).

    Выбор инструментов финансирования и параметров каждого инструмента предполагается с учётом характеристик группы региона по бюджетной обеспеченности, долговой устойчивости и состояния ГЭТ. Приоритет будет отдаваться регионам с более высокой степенью бюджетной обеспеченности, а механизмы реализации проектов могут быть разные — прямое субсидирование, концессия, лизинг, инфраструктурный бюджетный кредит, субсидирование процентной ставки и инфраструктурные облигации.

    Помимо трамваев и троллейбусов в сферу влияния программы также попадут электробусы. Развитие систем ГЭТ будет рассматриваться в общей увязке с развитием всей транспортной системы соответствующих городов.

    Мероприятия будущей программы разделены на пять блоков:

    • стимулирование производства компонентов инфраструктуры ГЭТ (подвижной состав, путевое хозяйство, энергохозяйство и т.д.);
    • модернизация инфраструктуры ГЭТ;
    • планирование и проектирование сетей ГЭТ;
    • цифровые сервисы ГЭТ;
    • кадровые ресурсы ГЭТ.

    Будут ли они выделены в отдельные федеральные или ведомственные проекты — вопрос пока не решённый, но создатели программы твёрдо намерены придерживаться комплексного подхода к развитию систем электротранспорта: отдельно «тянуть» любое из направлений не имеет смысла.

    В частности, в кадровой среде ГЭТ предстоит:

    • актуализация программ и стандартов;
    • подготовка госслужащих, руководителей и преподавателей;
    • развитие сети образовательных центров;
    • массовая подготовка рабочих кадров отрасли;
    • создание интегрированной среды непрерывного обучения и трудоустройства кадров.

    Стартовавший в прошлом году пилотный проект по модернизации систем электротранспорта в 10 регионах на основе государственно-частного партнёрства в формате концессии уже обнажил многие проблемы отрасли. Даже для 10 регионов производственные мощности заводов по производству техники и подрядчиков, выполняющих строительно-монтажные работы оказались недостаточными. Дефицит предложения и необходимость соблюдения сроков работ «любой ценой» приводит как к закупке техники и услуг по завышенным ценам, так и попросту к использованию не самых современных, но оказавшихся более доступными решений. В результате таких хаотичных «урывок» на ближайшие 25-30 лет города, формально обновив подвижной состав и инфраструктуру, получают не самые современные и практичные способы их реализации.

    Среди городов с наибольшим потенциалом для возрождения ГЭТ участниками мероприятий неоднократно упоминался Тамбов. Город, сохранил троллейбусное движение, но 10 тяговых подстанций обеспечивают работу всего четырёх троллейбусов, хотя ранее в городе «под завязку» были забиты два троллейбусных депо. Подробный анализ, сколько автобусов в Тамбове занимают троллейбусное место, в прошлом году публиковался TR.ru — Транспорт в России.

    Сохранившаяся инфраструктура Воронежа, служащая для работы 18 троллейбусов ежедневно, тоже способна стать основой проекта «метробус».

    Наиболее готовым к дальнейшему развитию электротранспорта городом, судя по упоминаниям на РНОТ, является Калуга. Город сохранил не декоративную, а вполне жизнеспособную троллейбусную сеть, охватывающую основные коридоры пассажиропотоков.

    В рамках городской стратегии «ЭкоВологда», развитие системы электротранспорта может получить и северный областной центр, полностью сохранивший контактную сеть троллейбуса, но в котором на регулярной основе обслуживается только один маршрут.

    Неудивительно, что среди городов, упоминающихся в качестве первоочередных кандидатов на проведение комплексной модернизации электротранспорта, практически одни «троллейбусные» адреса. Наиболее готовые к «апгрейду» трамвайных сетей города уже либо вошли в концессионные проекты, либо, как в Челябинске, нашли другой путь развития. В отношении троллейбусов таких мер поддержки на федеральном уровне пока не предложили: «штучная» троллейбусная концессия Челябинска уникальный в своём роде продукт, реализуемый не благодаря, а вопреки «нулевому» уровню финансовой помощи центра.

    Актуальность применения троллейбусных технологий в развитии городского электротранспорта звучала на нескольких дискуссионных площадках мероприятия и особых возражений не получала: использование электробусов с динамической подзарядкой (троллейбусов с увеличенным автономным ходом) является самым эффективным способом работы электробусов на линии: вся необходимая подзарядка батарей происходит во время движения, в то же время «жёсткая» привязка к контактной сети, лимитировавшая ранее приход электротранспорта в новые микрорайоны или приводившая к остановке движения из-за дорожных работ, перекрывающих всего одну-две полосы для движения, на технологическом уровне отсутствует.

    Подвижной состав

    В этом году количество натурных образцов подвижного состава было больше прошлогоднего: на двух этажах павильона демонстрировалось четыре единицы подвижного состава большого класса и одна — среднего. Свысока на всех с верхнего яруса с любопытством поглядывал электробус на основе троллейбусных технологий производства ПК «Транспортные системы» модели 62181 «Генерал». Столице был представлен уже второй ходовой экземпляр этой модели: первая машина, продемонстрированная в конце 2022 года на выставке BW Expo — 2022, успешно проходит испытания с пассажирами в Череповце.

    Если «Генерал» сочетает в себе несколько электробусных способностей, то два других представителя электротранспорта, продемонстрированные на нижнем этаже, имели более чёткую специализацию. ПАО «КАМАЗ» продемонстрировало всё ещё не запущенный в серийное производство троллейбус с увеличенным автономным ходом КамАЗ-62825, но в виде нового экземпляра на актуальной и доступной в 2023 году компонентной базе.

    Уфимский трамвайно-троллейбусный завод представил электробус с ночной зарядкой модели 624201 «Электрогород».

    Следует отметить, что все троллейбусно-электробусные участники — действующие ходовые образцы и смогли самостоятельно покинуть экспозицию после её завершения.

    Традиционный участник экспозиции — компания «Транспортный центр» — вновь выступила в роли дилеров туристических автобусов Yutong. Но на этот раз выставочный экземпляр был украшен стикерами, сообщающими публике о том, что он является дизельным аналогом электробуса ICE 12 с литий-железо-фосфатными аккумуляторами (LiFePO4) длиной 12,5 м, рассчитанного на перевозку 61 пассажира. Китайские производители всё ближе к тому, чтобы не только полностью удерживать нишу «дальнобойных» автобусов, но и электрифицировать её.

    Как и в прошлом году, серийно выпускаемый автобус среднего класса ПАЗ-320435-04 «Vector Next» являлся приложением к демонстрации системы «Автокондуктор» группы компаний ISBC, а не новинкой колёсной техники как таковой.

    На выставке демонстрировались электромобили разных видов: прогулочный транспорт, рассчитанный на эксплуатацию в тёплое время года, коммунальный транспорт и легковые автомобили. Также были представлены поставщики инфраструктуры зарядных станций.

    Не забыли на выставке и о тех, кто любит транспорт, пассажирский и не очень, даже за рамками должностных обязанностей. На стенде компании «Веркстад» представлена разнообразная сувенирная продукция (значки, магниты) на транспортную тему, в том числе с изображением многих культовых моделей подвижного состава общественного транспорта — трамваев, троллейбусов, автобусов.

    Городская мобильность

    Основные обсуждения в области городской мобильности тоже отразились в названиях сессий и докладов:

    • приоритетные направления развития мобильности населения и повышения качества услуг: мультимодальность, экология, цифровизация;
    • эффективные PR- и маркетинговые стратегии популяризации общественного транспорта. механизмы повышения лояльности пользователей и работа с чувствительными темами;
    • востребованность электромобилей среди россиян;
    • электромобили LCV как драйвер развития городской логистики;
    • каршеринг как драйвер популярности автомобилей;
    • развитие технологии «аккумулятор как услуга».

    На других сессиях недели обсуждались вопросы улучшения работы транспортных предприятий при внедрении системы подсчёта пассажиров и контроля перевозок.

    В вопросах пассажирского сервиса мелочей не бывает. Как обсуждалось на круглом столе «Цифровые технологии и комплексная автоматизация пассажирского транспортного предприятия», даже расстановка валидаторов в салоне влияет на собираемость выручки. Именно поэтому «поручневые» решения оказываются эффективнее, чем установка валидаторов на накопительных площадках или их крепление на внутренних стенках кузова салонов транспортных средств. А климатический комфорт пассажиров обсуждался на отдельном круглом столе с участием российских производителей кондиционеров и вентиляторов, которым пришлось немало изменить в своей работе с учётом импортозамещения.

    Технологии и производство

    Города и целые регионы идут по пути трансформации транспортной отрасли: модернизации инфраструктуры, цифровизации, обновления подвижного состава. Комфортная поездка пассажира общественного транспорта из точки А в точку Б — это лишь вершина видимой части многих, зачастую глубинных процессов, которые необходимо создать или перестроить. Поэтому обсуждались не только платёжные решения, новые и «старые» веяния в технологиях оплаты проезда, учёта пассажиропотоков. Рассматривалась комплексная автоматизация работы пассажирских транспортных предприятий.

    Стартовавшие с федеральной поддержкой программы обновления инфраструктуры общественного транспорта в крупнейших агломерациях требуют технологической поддержки. Применяемые технические решения разбирали по элементам: снижение шума и вибрации рельсового транспорта, конструктивные решения для верхнего строения пути, повышение ресурса элементов стрелочных переводов, инновационные подходы к проектированию элементов плана и профиля трамвайного и железнодорожного пути.

    Немало на мероприятиях РНОТ-2023 говорилось об энергоэффективности, которая должна проникать на все уровни: инфраструктуры, эксплуатации (вождения), подвижного состава. Производителя рассказывали о новых российских тяговых двигателях, электроприводах, электротрансмиссиях, не забывая о рекуперации и способах повышения запаса хода на электротранспорте при применении тяговых батарей.

    Уделили время обсуждениям и презентации цифровых решений для развития городского рельсового транспорта, в том числе автоматизации и диспетчеризации движения.

    При наличии заказов и достаточного времени на их исполнение производители готовы увеличить мощность предприятий. В частности, таким посылом развеяла опасения представителя Санкт-Петербурга представитель «Трансмашхолдинга» в том, что электропоезда «Иволга» на много лет вперёд законтрактованы Москвой и другим городам их не светит приобрести. В целом, долгосрочность заказов и формирование стабильно наполненного ими портфеля — одна из любимых тем для всех производителей техники на последних отраслевых мероприятиях.

    Основные технологические тренды этого года можно отследить по названием тематических круглых столов и конференций:

    • нормативное и инструментальное сопровождение испытаний электрических транспортных средств и бортовых модулей для обеспечения внутрисистемной и межсистемной электромагнитной совместимости в свете рыночных требований;
    • комплексные решения для систем тягового электроснабжения ГЭТ;
    • российское освещение для транспорта и транспортной инфраструктуры: предложения производителей, правильное освещение ремзон, позитивный опыт модернизации освещения депо и автопарков, УФ-обеззараживание воздуха, подводные камни при закупках осветительной продукции муниципальными предприятиями;
    • импортозамещение: обновление систем связи в сфере транспорта;
    • кибербезопасность предприятий общественного транспорта;
    • зарядная инфраструктура электробусов;
    • новое поколение российских станций для электромобилей;
    • опыт развития зарядной инфраструктуры в регионах;
    • перспективы развития литий-ионных батарей на городском электротранспорте.

    Водители и беспилотники

    Высокопрофессиональным водителям остаться без работы не грозит. В то же время их труд хотят с одной стороны, облегчить, а с другой — сильнее контролировать.

    На отдельном круглом столе обсуждались биотехнические системы и технологии в сфере безопасности на транспорте, а также контроль состояния водителей и машинистов. В другой дискуссии обсуждался комфорт водителей общественного транспорта — важный фактор для эффективной работы и безопасности движения.

    Ещё один круглый стол, напротив, был посвящён развитию беспилотного транспорта и подготовке профессиональных кадров.

    За опытом — на предприятия

    Отдельным традиционным направлением РНОТ являются стали технические визиты на производственные предприятия, главным образом, находящихся в ведении Транспортного комплекса Москвы.

    Участникам программы РНОТ-2023 предложили знакомства с Демиховским машиностроительным заводом АО «Трансмашхолдинг», испытательным полигоном НАМИ, электродепо «Замоскворецкое» Московского метрополитена, электробусным парком «Митино» и автобусным парком филиала «Центральный» ГУП «Мосгортранс», и на объект внедрения инновационных решений в области трамвайной автоматики на инфраструктуре города Москвы (Верхний Сусальный пер.).

    ПК «Транспортные системы» традиционно завершила участие в выставке демонстрационным рейсом своей техники по центральной части Москвы: после августа 2020 года, когда в столице было ликвидировано троллейбусное движение такое событие возможно только раз в году. В движении свои возможности продемонстрировал электробус с комбинированной зарядкой модели 62181 «Генерал».

    До встречи в 2024?

    Некоторые из дискуссий и докладов, прозвучавших в ходе РНОТ-2023, достойны отдельного внимания и TR.ru — Транспорт в России ещё вернётся к ним в будущих публикациях.

    Следующая Российская неделя общественного транспорта и городской мобильности 2024 анонсирована на апрель 2024 года. Мероприятие, пожалуй, всё ещё нуждается в перезагрузке и переосмыслении своего позиционирования. Использование старых брендов выставок, вероятно, имеет под собой какие-то организационные удобства. Хотя деление на виды транспорта и степень интеграции отраслей друг в друга стремительно изменились за последние несколько лет. Сами по себе основные составляющие Недели — выставочную экспозицию, тематические конференции и круглые столы, а также технические визиты, нужно сохранить. Но личное и деловое пространство участников каждой из активностей желательно уважать. Места проведения обсуждений нуждаются в комфортной звукоизоляции от выставочного пространства. Оповещения о ближайших мероприятиях можно вынести в пространство мессенджеров в электронных кабинетах участников и посетителей, организовав его на одной из онлайн-платформ, по аналогии с другими конгрессами.

    В начале сентября в Экспоцентре на Красной Пресне состоялась международная выставка COMTRANS 2023.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Комментарии

    Комментарии (0)