автора
Пассажиры — всего лишь один из видов грузов, перевозимых коммерческим транспортом. В очередной раз это красноречиво показала экспозиция Международной выставки коммерческих автомобилей COMTRANS 2023, прошедшая 5-8 сентября в столичном Экспоцентре на Красной Пресне. В то же время среди участников транспортного рынка стало появляться понимание, что важнее победы в борьбе за пассажира относиться к ним с любовью.
Место под солнцем на выставке заняла исключительно грузовая и коммунальная техника: на открытой площадке между павильонами Экспоцентра не демонстрировалось ни одного образца подвижного состава общественного транспорта. Более полутора десятка образцов автобусов и электробусов можно было встретить внутри, под крышей, что в некотором роде символично. О том, что отрасли для развития и даже сохранения нужны тепличные условия, красноречиво говорят многочисленные программы федеральной поддержки, о которых министр транспорта России не далее, как в прошлом месяце докладывал Президенту страны на тематическом заседании Президиума Госсовета. Подробно о выставке — в репортаже TR.ru — Транспорт в России.
Открытая площадка выставки
Выставка COMTRANS впервые прошла в Экспоцентре на Красной Пресне: ранее она проводилась в подмосковном «Крокус Экспо» в Красногорске, впрочем, расположенном в шаговой доступности от станции Московского метро.
Как сообщили организаторы выставки, премьеры представили все ведущие отечественные производители коммерческой техники: КАМАЗ, Группа ГАЗ, Автозавод УРАЛ, Минский автомобильный завод, UNITRUCK, Грюнвальд, Интерприцеп, Итэлма, Автоприбор, Август, Автокама, Роснефть, Завод ТерраФриго и многие другие. Также масштабно представили премьеры компании из Китая, Ирана и Турции. Из 238 участников компании 149 были российскими, но в это число вошли и некоторые дилеры зарубежной техники. 67 компаний представляли Китай, 19 — Турцию. Беларусь была представлена только ОАО «МАЗ» — управляющей компанией холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», единичными были на выставке и представители Ирана и Казахстана.
Однако в сфере пассажирского транспорта география стран была компактнее: как и на предыдущей крупной выставке в столичном регионе BW Expo — 2022, автобусные новинки представили лишь производители из России, Беларуси и Китая.
Как сообщают организаторы, в 2021 году количество участников было заметно меньше — 141, в этом плане выставка вернулась к более ранним показателем (217 в 2017 году и 266 в 2019 году).
Все дни на площадке выставки проводилась деловая программа, в ходе которой обсуждали аналитику и прогнозы рынка коммерческих автомобилей в России, новые рынки и транспортные коридоры для автомобильных и интермодальных международных перевозок, альтернативные виды топлива, пути развития мультимодальной пассажирской мобильности, мониторинг подвижного состава, специализированные маркетплейсы для коммерческих автомобилей, а также провели стратегическую панельную сессию генеральных директоров компаний-автопроизводителей.
Значительная доля продукции на выставке была представлена предприятиями ПАО «КАМАЗ» и «Группы ГАЗ». «КАМАЗовская» техника заняла значительную часть открытой площадки и один из секционов выставки. Большинство посетителей выставки воспользовалось возможностью зарегистрироваться для посещения выставки онлайн. Те из них, кто распечатал билеты-пропуски на выставку, могли взять у входа на выставку пустые бейджи и вставить в их окна аккуратно складываемый вчетверо лист A4. Посетители могли самостоятельно выбрать бейджи с лентой одного из двух типов: логотипами KAMAZ или «Группы ГАЗ». Тем самым они могли выразить свои симпатии одной из двух сторон в своеобразном дерби двух крупнейших автохолдингов страны.
Один из углов большого зала, полностью выделенного для демонстрации продукции ПАО «КамАЗ» (KAMAZ), заняли три новых автобуса. Холдинг со штаб-квартирой в Набережных Челнах намерен занять место в новых для себя сегментах пассажирского рынка.
Электробус большого класса КамАЗ-6282-0000030 (KAMAZ-6282 ONC) отличает от ранее выпущенных моделей специализация на ночной зарядке. Заявленный запас хода на литий-никель-марганец-кобальтовых накопителях энергии (NMC) с энергоёмкостью 499 кВт⋅ч — до 285 км. Салон электробусы выполнен в стиле петербургского транспорта, что не случайно. Уже в следующем году местный «Пассажиравтотранс» намерен открыть первую очередь нового электробусного парка «Ржевка», и самое время начать испытания техники для последующей массовой закупки. Компоновка электробуса позволяет вмещать до 85 пассажиров с 35 местами для сидения. Полная зарядка электробуса через разъём CCS Combo 2 выполняется за пять часов (300 минут).
Электробус КАМАЗ-6282 ONC
Электробус КАМАЗ-6282 ONC
Электробус КАМАЗ-6282 ONC
Электробус КАМАЗ-6282 ONC
Два других автобуса КАМАЗ относятся к среднему классу. Их появление должно повысить конкуренцию между российскими и белорусскими производителями в этом сегменте.
Двухдверный автобус среднего класса KамАЗ-4290-30-5M, как его близкие аналоги, МАЗ-206, Volgabus 4298 или ЛиАЗ-429260 (в двухдверном варианте) сочетает низкопольную часть у передней одностворчатой двери и главной средней двери с подиумом в задней части машины. Автобус длиной 9,02 м с автоматической коробкой передач способен принять до 70 пассажиров, располагая 25 местами для сидения и одним местом для инвалидов-колясочников. В базовой комплектации он оснащён дизельным двигателем KAMAZ 445.520-210 экологического класса Евро-5.
Автобус КамАЗ-4290-30-5M
Автобус КамАЗ-4290-30-5M
Автобус КамАЗ-4290-30-5M
Салон автобуса КамАЗ-4290-30-5M
Ещё одна новинка, автобус среднего KAMAZ VEGA, имеет компоновку, родственную ПАЗ «Vector Next»: низкая площадка у задней двери. Как и KAMAZ-4290-30-5M, он соответствует критериям программы «Доступная среда». Автобус длиной 8,5 м вмещает 65 пассажиров. В высокопольной части автобуса размещено 19 мест для сидения, а на низкопольной площадке у задней двери — два откидных сидения и место для инвалида-коясочника.
Автобус KAMAZ VEGA
Автобус KAMAZ VEGA
Автобус KAMAZ VEGA
Салон автобуса KAMAZ VEGA
Салон автобуса KAMAZ VEGA
Задняя площадка автобуса KAMAZ VEGA
Как сообщили представители ПАО «КАМАЗ», серийное производство автобусов среднего класса планируется наладить в 2024 году. Поэтому конкурсные процедуры 2023 года, связанные с поставкой в регионы тысяч автобусов на средства специальных казначейских кредитов (СКК0 и по инвестпроекту ГТЛК с использованием средств ФНБ пройдут без участия новинок от КАМАЗа. Но расширяющиеся производственные мощности КАМАЗа по производству до 3000 автобусов в год должны быть востребованы в последующем. О продолжении программы предоставления СКК на обновление автобусных парков хотя бы ещё на 2024-2026 годы регионы уже попросили Президента на заседании Президиума Госсовета.
Помимо подвижного состава, на стендах группы KAMAZ представлялись и технологические решения. В частности, сервис поездок по заказу «Челнок». Он уже применяется в родном городе группы — Набережных Челнах и в Подмосковье, а также на «КАМАЗовском» программном обеспечении работает теперь и столичный сервис по пути. Разработчики предлагают использовать возможности сервиса не только для транспортной доступности пригородов и транспорта «первой и последней мили», но и для логистики школьных, корпоративных и ночных перевозок. Отдельное направление проекта — система управления внутригородскими и пригородными перевозками «Челнок Карго».
Пригородный автобус большого НЕФАЗ-5299-31-52, демонстрировавшийся на выставке BW Expo — 2022 меньше чем за год прошёл путь от единичного экземпляра до серийной модели. 329 автобусов поставлено в адрес крупнейшего автобусного перевозчика Московской области — АО «Мострансавто». Он стал победителем конкурса Гран-при журнала «За рулём» «Коммерческие автомобили» в номинации «Автобусы большого класса».
У «Группы ГАЗ» экземпляров подвижного состава общественного транспорта было представлено больше, в стёклах некоторых из них отражались надписи «KAMAZ» из соседнего зала.
Если на BW Expo — 2022 демонстрировался автобус среднего класса CITYMAX 9 производства Павловского автобусного заводаc дизельным двигателем, то на нынешней выставке его место занял уже вариант на КПГ — CITYMAX 9 CNG. Компоновка с площадью низкого пола 10 кв м позволяет обеспечить пассажировместимость на уровне большого класса (84 пассажира). Также накопительная площадка позволяет разместить одновременно детскую и инвалидную коляски. Автобус укомплектован российским газовым двигателем ЯМЗ-535 с запасом хода на одной заправке не менее 500 м.
Автобус CITYMAX 9 CNG
Автобус CITYMAX 9 CNG
Автобус CITYMAX 9 CNG
Автобус CITYMAX 9 CNG
Салон автобуса CITYMAX 9 CNG
Два автобуса были представлены в ливрее «Транспорт Подмосковья» и, более того, на их кузовах уже указано название перевозчика. Крупнейший автобусный перевозчик Московской области, подведомственное региональному минтрансу АО «Мострансавто», будет занимать подконтрольной опытной эксплуатацией автобусов для городских и пригородных перевозок.
Автобус CITYMAX 12 производства Ликинского автобусного завода предназначен для городских маршрутов. Расчётная вместимость — 115 пассажиров, включая 33 места для сидения. Автобус оснащён дизельным двигателем ЯМЗ-537.
Автобус CITYMAX 12
Автобус CITYMAX 12
Салон автобуса CITYMAX 12
«Транспортная» отделка сидений CITYMAX12
Автобус под ранее известным брендом «Круиз» в новом обличии символизирует возвращение «Группы ГАЗ» и в нишу автобусов для междугородных маршрутов. В прошлом году крайне похожий автобус демонстрировался под маркой Foton (модель BJ 6122).
Автобус Cruise
Автобус Cruise
Автобус Cruise
Как сообщили представители дилера «Группы ГАЗ» — ГК «Современные транспортные технологии» (ГК «СТТ»), CITYMAX 12 пока что находится в статусе предсерийного образца, а CITYMAX 9 в вариантах как с дизельным, так и с газовым двигателями уже готовы к массовым поставкам в регионы при наличии заказов.
Также на выставке демонстрировался микроавтобус ГАЗель CITY.
Ставшие было модными в 2021 году концепты водоробусов на COMTRANS 2023 не демонстрировались. Но подготовка к очередной попытке перехода на водородное топливо идёт. На выставке был представлен близкий родственник двигателя ЯМЗ-53514 для «Ситимаксов» — водородный двигатель ЯМЗ-535 H2, предназначенный для использования на автомобилях полной массой от 8 т.
Несмотря на значительный дефицит водителей общественного транспорта, до появления беспилотного транспорта на дорогах ещё далеко. Единственным представителем этого сегмента техники на выставке стала расположившаяся на противоположном от автобусов фланге экспозиции Группы ГАЗ автономная транспортная платформа для транспортировки грузов, и предназначенная для использования на закрытых территориях для использования в межцеховой логистике в различных отраслях промышленности с возможностью адаптации для работы в аэропортах, грузовых складах, портах.
Беспилотная платформа разработки Группы ГАЗ
Белорусский производитель автобусов, троллейбусов и электробусов представил на выставке всего одну модель пассажирского транспорта. Новинка — туристический автобус МАЗ-350046 — призвана также демонополизировать присутствие китайских производителей в этом сегменте. Трёхосный автобус длиной 14,81 м с двигателем Евро-6 рассчитан на перевозку 61 пассажира (плюс одно место для сопровождающего рядом с водителем).
Автобус МАЗ-350046
Автобус МАЗ-350046
Брюс Ли, как и на BW Expo — 2022 на пару с мифическим животным украсил один из автобусов производства китайской марки Golden Dragon. На этот раз автобус модели XML 6122 J длиной 12,38 м, вмещающий 55 пассажиров (плюс одно откидное место сопровождающего) оказался не белым, а красным/
Автобус Golden Dragon XML 6122 J
Автобус Golden Dragon XML 6122 J
Компанию ему составил ещё один международный автобус модели XML 6126 JR длиной 12,0 м на 51+1 посадочное место. Оба автобуса укомплектованы агрегатами, с прошлого года труднодоступными российским производителям — двигателями Cummins, гидроусилителем руля ZF. Впрочем, передние и задние мосты — китайского производства Dongfeng.
Автобус Golden Dragon XML 6126 JR
На рекламных буклетах продукции китайскго бренда, представляемого в России эксклюзивным дистрибьютором ООО «Техцентры Sotrans», почему-то использовался слоган «Чемодан. Вокзал. Golden Dragon», обычно используемый как рекомендация в негативной коннотации поскорее покинуть нынешнее место дислокации.
ООО «Транспортный центр» в качестве официального дилера представило продукцию Yutong. В 2023 год на первый план вышли демонстрируемые образцы Нового модельного ряда.
Туристический автобус среднего класса модели ZK 6947 H длиной 9,45 м с двигателями Cummins экологического класса Евро-5, механической КПП Fast, мостами Jingyida, рассчитан на перевозку 39 пассажиров в салоне и одного сопровождающего на откидном месте рядом с водителем.
Автобус Yutong ZK 6947 H
Автобус Yutong ZK 6947 H
Традиционно демонстрируемые туристические автобусы большого класса представлены дизельным автобусом модели Yutong ZK 6128 H длиной 12,3 м с 53+1 местом с двигателем Weichai, механической КПП Fast, мостами Jingyida.
Автобус Yutong ZK 6128 H
Также «Транспортный центр» предлагает газомоторный вариант Yutong ZK 6128 H — ZK 6128 HN-CNG с двигателем Yuchai, автобус для пригородных и междугородных переводок Yutong ZK 6127 HQ, туристический/междугородный Yutong ZK 6122 H9, а также междугородный/туристический электробус ICE 12 длиной 12,5 м, рассчитанный на перевозку 61 пассажира с литий-железо-фосфатными аккумуляторами (LiFePO4).
Дилеры автобусов Zhong Tong кардинально сменили настроение по сравнению с BW Expo — 2022. Если демонстрируемый в конце прошлого года автобус модели LCK6105HG украшали надписи «ZT-34», «Надёжность», «Простота» и «Победа», то в этот раз стендом правила любовь. Любовью были украшены оба демонстрируемых автобуса и декорации стенда. Надписи на кузовах автобусов на разных языках признавались в любви к продукции Zhong Tong — на русском, китайском, английском, немецком, финском и грузинском языках.
Стенд Zhong Tong Rus
На выставку на этот раз приехал газомоторный городской автобус белого цвета модели Zhong Tong 6890 длиной 8,68 м с двумя дверьми, низким уровнем пола в передней и средней частях кузова и подиумом в задней части. Он укомплектован двигателем Weichai, пятью баллонами по 120 литров каждый, мостами Dongfeng, АКПП Fast. В салоне предусмотрено 22 посадочных места плюс два откидных, общая вместимость 60 пассажиров.
Автобус Zhong Tong 6890
Салон автобуса Zhong Tong 6890
Компанию ему составил туристический Zhong Tong 6127.на 53+1 место (впрочем, существуют ещё и вариант с бизнес-классом, рассчитанный на 34 места) длиной 12,59 м с двигателем Cummins, коробкой передач Fast, рулевой системой ZF и мостами Dongfeng.
Автобус Zhong Tong 6127
Также в каталоге продукции дилера Zhong Tong Rus значатся городские 10,5-метровые автобусы Zhong Tong 6105 с двигателями, работающими на дизельном или метановом топливе, с 25 стационарными и тремя откидными местами для сидения и вместимостью 76 пассажиров. Также предлагаются 12,2-метровые автобусы Zhong Tong 6105 в газомоторном или дизельном исполнении, 22 стационарными и тремя откидными местами для сидения и вместимостью 104 пассажира.
Из модельного ряда King Long была представлена одна уже демонстрировавшаяся ранее модель.
Туристический автобус King Long
Компетенции и производственные мощности бывших совместных предприятий с европейскими компаниями продолжают конверсироваться. Предприятие «МБ Рус» вместо выпуска «Мерседес Спринтер» нашло восточных партнёров и в качестве дистрибьютора продвигает новую линейку микроавтобусов и фургонов на базе Foton. Микроавтобус Foton Toano рассчитан на перевозку 16 пассажиров и предназначен для междугородных маршрутов и заказных перевозок.
Микроавтобус Foton Toano
Салон микроавтобуса Foton Toano
На выставке COMTRANS 2023 свою технику продемонстрировали не все российские производители. Уже в конце месяца в соседнем павильоне разместится экспозиция выставок, проводимых в рамка Российской недели общественного транспорта и городской мобильности: некоторые «нишевые» производители, не имеющие линейки грузового транспорта, могут сделать ставку и на неё. Так или иначе, на COMTRANS 2023 не было замечено присутствия «Бакулин Моторс Групп» (автобусы Volgabus). По сравнению с прошлогодней выставкой BW — Expo 2022 стало меньше и китайских автобусных марок. Корпорация Weichai представила свои комплектующие, но на этот раз без демонстрации междугородного туристического автобуса Asiastar. Автобусы Foton вместо больших туристических оказались представлены только микроавтобусом. Ограничился показом только туристического модельного ряда, исключив городские модели, King Long. Вовсе не демонстрировались на выставке автобусы Higer.
Переходить на новый модельный ряд российские автобусные заводы смогут при наличии стабильного спроса, стимулируемого федеральными мерами поддержки, что позволит сформировать долгосрочные производственные программы. Обновление подвижного состава стало одной из основных тем прошедшего 17 августа этого года заседания Президиума Госсовета. Перечень поручений по его итогам на день окончания выставки ещё не был обнародован.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)