«Формула движения»: какие транспортные проекты 2023 года удостоились награды?

  • Павел Яблоков
    14 ноября 2023 г. — 17:35
    319
    Иллюстрация: 

    автора

    С 14 по 16 ноября в Москве проводится XVII международный форум и выставка «Транспорт России — 2023», организованный Минтрансом России. В рамках первого дня состоялась церемония награждения X национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры «Формула движения». Отраслевая награда может служить своеобразной лакмусовой бумагой для выявления проектов, привлекающих наибольшее внимание на федеральном уровне.

    О многих номинантах этого года интернет-издание TR.ru — Транспорт в России на протяжении минувшего года рассказывало в своих публикациях. Заметную долю наград получили проекты, реализованные в столице. Из региональных активностей премии получили проекты, реализованные на Ямале и в Ярославской области. Также не обошли вниманием федеральные проекты РЖД и «Автодора» и международные связи с крупными странами Азии.

    Юбилей по-новому

    Премия «Формула движения» была учреждена Общественным Советом Минтранса России. в 2014 году. В этом году премию вручали уже десятый раз. В отличие от прошлых лет, когда церемония награждения лауреатов происходила в последний день, предваряя пленарное заседание, подытоживающее всю Транспортную неделю, в 2023 году премию вручали в первый день работы выставки в столичном Гостином Дворе сразу после первой панельной дискуссии. В конкурсе участвовали только реализованные проекты или услуги, получившие практическое применение в сфере транспорта в 2022-2023 гг. Следует отметить, что, хотя участие в премии, как и обычно, бесплатное, но для участия номинантам необходимо самим подать заявку. Поэтому значимые для транспортной отрасли достижения совершенно спокойно могли быть и не замечены премией.

    В этом году поступило около 90 заявок, из них в шорт-лист вошли 63.

    Инфраструктура

    В прошлом году номинацию «Лучший инфраструктурный проект» при сборе заявок разделили на две: «Лучший инфраструктурный проект федерального значения» и «Лучший инфраструктурный проект регионального уровня». Однако победителя выбрали в итоге одного, и не в пользу региональной повестки. ОАО «РЖД» получило премию за модернизацию железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба. В этом году разделение инфраструктурных проектов по региональному и федеральному признакам и их оценку довели до конца.

    Лучший инфраструктурный проект федерального значения выбирали из шести кандидатов

    • 1-4 этапы трассы М-12 «Восток» (Государственная компания «Автодор», ОАО «Институт Стройпроект»);
    • I этап комплексного развития Мурманского транспортного узла. железнодорожная линия Выходной — Лавна (Российские железные дороги);
    • Ввод в эксплуатацию нового сегмента пассажирского терминала Т2 международный аэропорта Домодедово (Московский аэропорт Домодедово);
    • Московский скоростной диаметр — новая транспортная реальность (Правительство Москвы);
    • Мультимодальный транспортно-логистический центр «Электроугли» (ООО «Облтранстерминал»);
    • Строительство комплекса перегрузки угля «Лавна» (АО «Государственная транспортная лизинговая компания»).

    Наиболее важным и прорывным была признана трасса М-12 «Восток», недавно получившая официальное подтверждение развития не до Казани, как изначально декларировалось, и не до Екатеринбурга, как анонсировалось позднее, а до Тюмени.

    Региональных инфраструктурных проектов было заявлено 10:

    • Большая Кольцевая линия Московского метрополитена (Правительство Москвы, ГУП «Московский метрополитен», ОАО «Мосинжпроект»);
    • Комплексная модернизация аэропорта Новый Уренгой (Управляющая компания «Аэропорты Регионов»);
    • Надземный пешеходный переход через железнодорожные пути в г. Реутов (ООО «ВТМ дорпроект СТОЛИЦА»);
    • Новый аэровокзальный комплекс аэропорта Геленджик (ООО «Аэропорт Геленджик»)
    • Пешеходный мост через реку Яуза в составе транспортного узла «Электрозаводская» («МИПСТРОЙ 1»);
    • Проспект Багратиона (Северный дублёр Кутузовского проспекта) (АО «Новая концессионная компания»);
    • Строительство автомобильной дороги «Обход г. Чусового» (Министерство транспорта Пермского края);
    • Съезд на транспортной развязке М-11 «Нева» и ЦКАД (ООО «АльмакорГруп»);
    • Транспортно-пересадочный узел «Привокзальный», г. Южно-Сахалинск (АНО «Центр Развития Городской Среды «Наш Город»);
    • Транспортно-пешеходное обслуживание новых станций МЦД (ГБУ города Москвы «МосТрансПроект»).

    Москва, признанная в августе этого года Президентом России эталонным примером города по развитию транспорта, получила награду за завершение формирования Большого метрокольца. Но и аэропорт Новый Уренгой также получил награду. Другой номинированный аэровокзальный комплекс по достоинству пассажиры оценить пока не смогут: аэропорт Геленджика с февраля 2022 года закрыт для приёма пассажирских рейсов.

    Пассажирский транспорт

    В номинации «Лучшее решение в области пассажирского транспорта» в прошлом году из шести номинантов была особо отмечена новая маршрутная сеть пригородного железнодорожного сообщения в Ивановской области. В этом году выбор был таким же по количеству участников, но стал шире по видам транспорта: прорывные решения обнаружились не только на городских или стальных магистралях, но и на воде.

    Столичные транспортники получили награду за МЦД-3 и МЦД-4. Но, как и в предыдущей номинации, внимания удостоились не только они. «Группа Мовиста», претерпевшая, как и руководства транспортного комплекса Ярославской области, внеплановые кадровые перестановки непосредственно в ходе запуска реформы Ярославской агломерации, удостоилась награды за проект «Транспорт Ярославии»: автопредприятие с одноимённым названием стало главным якорным перевозчиком Ярославля и Ярославского района.

    Грузовые перевозки

    Активнее стал участвовать непассажирский сектор перевозок, но на определении победителя это никак не отразилось. Если в прошлом году в номинации «Лучшее решение в области грузовой логистики» из четырёх проектов жюри премии выделило проект морских перевозок из Вьетнама в Россию (FESCO Vietnam Direct Line) транспортной группы FESCO, то в этом году отмечен другой её проект, связавший Россию с другими азиатскими странами:

    • Изменение процесса перевозки контейнеров с использованием полувагонов на ремонтируемом участке пути (АО «ОТЛК ЕРА»);
    • Комплексный сервис экспортных контейнерных перевозок свекловичного жома в Китай (Европак);
    • Открытие международной морской контейнерной линии между портами Китая, Индии и Санкт-Петербургом (Транспортная группа FESСO, ПАО «Дальневосточное морское пароходство»);
    • Сквозной сервис по восточному маршруту МТК «Север-Юг» (АО «РЖД Логистика»);
    • Скоростной контейнерный поезд (ОАО «РЖД»);
    • Транспортный аутсорсинг для малого и среднего бизнеса (Грузовичкоф).

    Техника и IT-решения

    Продолжающийся процесс импортозамещения сказался на малочисленности участников номинации «Лучшее инновационное решение в сфере транспортной техники»:

    • «Городские поезда — новый стандарт столицы» (АО «Трансмашхолдинг»);
    • Новая Автоматическая система сортировки багажа (АССБ) аэропорта Домодедово (Московский аэропорт Домодедово);
    • Сборщик льяльных вод проекта RST 38 «Копорье» (ФГУП «Росморпорт»);
    • Система интервального регулирования движения поездов «Виртуальная сцепка» (ОАО «РЖД»).

    Их, конечно, стало больше, чем в прошлом году, когда из трёх проектов выбрали победителями два: поезд метро «Балтиец» и автомобильно-железнодорожный двухтопливный паром «Генерал Черняховский». В этом году «Трансмашхолдинг», 2050.ЛАБ и Департамент транспорта Москвы получили награду премии за электропоезда серии «Иволга».

    Зато номинация «Лучшее решение в области цифровизации транспорта», и в прошлом году составлявшая ассорти из 10 проектов, в том году разрослась вообще до 14 наименований:

    • «Автодискавери»: ПО для создания цифровых двойников дорожно-транспортной инфраструктуры (Цифровые дороги);
    • «РЖД Маркет» (ОАО «РЖД»);
    • Airport Control Center — онлайн-мониторинг производственных показателей аэропорта (АО «Международный аэропорт Шереметьево»);
    • Smart Traffic System — ПО для мониторинга дорожного движения (CodeInside);
    • Внедрение на экопаромах ФГУП «Росморпорт» технологий автономного судовождения (а-Навигации) (ФГУП «Росморпорт»);
    • Единая карта жителя Мурманской области (Министерство цифрового развития Мурманской области);
    • Мобильный перрон (АО «Аэропорт Рощино» (Международный аэропорт Тюмень (Рощино) им.Д.И.Менделеева));
    • Модернизация Подсистемы мониторинга транспортных потоков (ООО «ТраффикДэйта»);
    • ОССиГ-контроль (ГК «Урбантех»);
    • ПО для цифровой транспортной модели Сочи и проекта реновации в Москве (ООО «ТрансНет»);
    • Платформа общего доступа для аэропортов и авиакомпаний ARCute (Управляющая компания «Аэропорты Регионов»);
    • Программа для ЭВМ ЕК АСУИ (ООО "ОЦРВ");
    • Проект «Цифровой аэродром» (ФГУП «АГА (А)»);
    • Электронная площадка «Оператор товарных поставок» ООО «Цифровая логистика» (входит в цифровой холдинг «РЖД-Технологии»).

    Если в прошлом году премию получила билетная система «СберТройки» на базе карты «Тройка», то в этом году симпатии жюри были на стороне РЖД.

    В прошлом году ручку хайпа в номинации «Лучшая PR-активность» довели практически до предела — из пяти претендентов лауреатом стала коммуникационная кампания про метрополитен Санкт-Петербурга для TikTok.

    Транспорт с уклоном

    Видимо с этим связан ребрендинг номинации, которая стала называться «Лучший социальный проект в сфере транспорта». В ней представили девять проектов:

    • «Патриотическая акция «ЭлектроПоезд ЗНАНИЕ» (РМОО «Омский областной студенческий отряд»);
    • Конкурс социальной рекламы по безопасности велосипедного движения (АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области»);
    • «Не летаем, но своих не бросаем» (Управляющая компания «Аэропорты Регионов»);
    • Продвижение продукции местных поставщиков из ДФО на бортах ВС ПАО «Аэрофлот» (ПАО «Аэрофлот»);
    • Проект корпоративно-социальной ответственности «Автобус Добра» (ООО «Интерсервис», г. Санкт-Петербург);
    • Социокультурный проект на транспорте в Улан-Удэ и Мурманске (АО «Государственная транспортная лизинговая компания»);
    • Специальный проект «Поезд Памяти» (Дирекция скоростного сообщения - филиал ОАО «РЖД»);
    • Туристический поезд «Большая перемена» (АО «ФПК»);
    • Центр содействия мобильности ОАО «РЖД» (ОАО «РЖД»).

    Появившаяся лишь в прошлом году номинации «Лучшее транспортное решение в сфере туризма», первым лауреатом которой стал круизный туристический поезд «В Карелию» (АО «Федеральная пассажирская компания», ООО «РЖД Тур»), в этом году привлекла внимание на трёх, а восьми участников, а виды транспорта перестали исчерпываться железной дорогой:

    • «Пермский край — территория пригородного железнодорожного туризма» (Министерство транспорта Пермского края);
    • Горный экспресс «Айгир» (АО «Башкортостанская ППК»);
    • «Грушинский экспресс» (АО «Самарская ППК»);
    • Круизный туристический поезд «К виноградникам у моря» (АО «Федеральная пассажирская компания»);
    • Многофункциональная зона дорожного сервиса на 173 км скоростной автомобильной дороги М-12 «Восток» (Государственная компания «Российские автомобильные дороги»);
    • Реновация скоростного пассажирского сообщения на СПК «Валдай-45Р» (ООО «Водолёт»);
    • Стоповер-программа «Путешествие на Полярный круг» (АО «АТК «Ямал»);
    • Туристический ретропоезд «Уральский экспресс» (ОАО «РЖД»).

    Победителем признан проект авиатранспортной компании «Ямал».

    Специальная номинация «Формулы движения» «Инновационные технологии — проекты будущего», также дебютировавшая в прошлом году, продолжения не получила.

    В прошлом году награждение лауреатов премии «Формула движения» состоялось 17 ноября.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Комментарии

    Комментарии (0)