В нескольких регионах технику тестируют перед закупкой
автора
Если перефразировать одно известное выражение, то можно вывести формулу «скажи, кого ты награждаешь, и я скажу кто ты». XVI международный форум и выставка «Транспорт России — 2022», организуемый Минтрансом России, уже сроднился с национальной премией за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры «Формула движения», которая в этом году вручалась уже в девятый раз. Отраслевая награда может служить своеобразной лакмусовой бумагой для выявления значимых на федеральном уровне проектов.
Символично, что церемония награждения лауреатов происходит в последний день, предваряя пленарное заседание, подытоживающее всю Транспортную неделю. При этом и пассажиры, и перевозчики, и машиностроители, и другие стороны транспортной отрасли могут испытывать определённое недоумение от приоритетов, одобренных Общественным Советом Минтранса России. Именно им премия «Формула движения» была учреждена в 2014 году.
Изменение внешнеполитической ситуации этого года не могло не сказаться на содержимом традиционного ежегодного мероприятия. Помимо изменившейся информационной повестки, сократилось время работы выставки: вместо полных трёх дней она работала два с половиной, хотя раньше присутствие одних из первых лиц Правительства на открывающем форум-выставку пленарном заседании не требовало перекрытия прочих активностей. Площадь территории под прозрачной крышей Гостиного двора не уменьшилась, но её полезное использование сократилось на 10-15%: некоторые места, в прошлом году занятые стендами, были либо пустыми, либо загромождены какими-то складами. Меньше было и выступлений: если в прошлом году наряду с главным залом «Колизей» и более компактными «Мельников» и «Бетанкур» активно использовалась студия «Проскуряков», то в этот раз лишь в один из трёх дней она пригодилась для единственного круглого стола.
Около половины производителей подвижного состава для общественного транспорта, выступавших или присутствовавших неделю назад на форуме «Общественный транспорт — 2022», не только не представило свою продукцию на выставке в Гостином Дворе, но даже не выступали на тематических мероприятиях: акцент дискуссий был смещён на грузоперевозки, дорожное хозяйство, электронику и междугородные виды транспорта.
Прошедшие пленарные и панельные дискуссии, отраслевые конференции и круглые столы по-прежнему изобиловали спикерами федерального уровня, ключевыми участниками отрасли, представителями регионов. Но на конференции «Водный транспорт в новых условиях: взгляд за горизонт» прозвучала фраза, возможно являющаяся ключевой для многих, если не всех мероприятий:
«Спасибо за этот диалог. Он, может, показался недостаточно открытым, но помним, что в условиях внешних угроз за нами наблюдают, за нами записывают и предлагают всё время какие-то новые меры против нас. А самым главным достижением этого года стало то, что мы перестали наших противников и врагов называть партнёрами. Мы понимаем, что придётся работать везде и по всем направлениям и делать это самим».
После такого откровенного высказывания модератора одной из дискуссий на «Транспорте России — 2022» возникает сомнение, стоит ли глубоко анализировать всё сказанное на мероприятиях Транспортной недели, если полной картины происходящего они могут не раскрывать, а также искать в произнесённом не последними людьми отрасли вынужденные недомолвки, сенсации и инсайды. Поэтому о настроениях в отрасли и трендах лучше предоставить слово премии «Формула движения» — выбор экспертов которой так или иначе подводит итоги тому, что уже свершилось и признано органом Минтранса России значимым для отрасли и определённым примером для подражания.
Международная повестка, впрочем, была весьма задействована в последний день трёхдневного форума. Впервые специальное мероприятие проводили с участием дипломатических представителей многих дружественных стран Евразии, Африки и Латинской Америки.
О многих номинантах этого года на получение IX национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры «Формула движения» интернет-издание TR.ru — Транспорт в России ранее сообщало в своих материалах.
В конкурсе участвовали только реализованные проекты или услуги, получившие практическое применение в сфере транспорта в 2021-2022 гг. Следует отметить, что, хотя участие в премии, как и обычно, бесплатное, но для участия номинантам необходимо самим подать заявку. Поэтому значимые для транспортной отрасли достижения совершенно спокойно могли быть и не замечены премией.
В прошлом году в номинации «Лучший инфраструктурный проект» премию получили сразу два номинанта. Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор») была отмечена за проект строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области (ЦКАД). А АО «Международный аэропорт Шереметьево» получило премию как лучший инфраструктурный проект за комплексную модернизацию аэропортовой инфраструктуры Международного аэропорта Шереметьево.
В этом году номинацию при сборе заявок разделили на две: «Лучший инфраструктурный проект федерального значения» и «Лучший инфраструктурный проект регионального уровня». Однако победителя выбрали в итоге одного из 10 заявившихся участников:
В итоге премию присудили одну и в общей категории, хотя весьма спорно сравнивать прорывные градостроительные или агломерационные проекты с развитием межрегиональных магистралей и хабов. Премию за модернизацию железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба получило ОАО «Российские железные дороги», хотя эта работа хоть и имеет каждый год какие-то завершённые этапы, но в целом является перманентным процессом. Даже статус первого в России проекта обновления трамвайной сети не принёс награды проекту Таганрога. Рекордной протяжённости одномоментно открываемый участок линии метро в столице страны тоже не привёл к получению федеральной премии.
В номинации «Лучшее решение в области пассажирского транспорта» на успех претендовало шесть участников:
В прошлом году премию получило АО «Центральная ППК» за развитие пригородных перевозок и обновление подвижного состава в Курской области. И это свидетельствовало скорее о том, что пассажирский транспорт страны переживает не лучшие времена, если приобретения трёх рельсовых автобусов РА-3 «Орлан» и запуска их по действовавшим маршрутам оказалось достаточным, чтобы оказаться ярче других событий в транспортной жизни. При этом из пассажирской инфраструктуры в Курской области в этом году реконструкция проведена только на вокзале и платформах станций Дьяконово и Поныри.
Вопреки расхожему выражению, что в одну воронку снаряд дважды не падает, как и год назад, победили железнодорожники. С минимальными вложениями в путевую инфраструктуру и заменой рельсовыми автобусами РА-3 «Орлан» поездов на локомотивной тяге по всей Ивановской области победу за новую маршрутную сеть пригородного железнодорожного сообщения отпраздновали железнодорожники, оставив позади как беспрецедентный проект соединения трамваями соседних городов, так и запуска нового формата динамических перевозок по заказу и восстановления водных перевозок. Более крупным проектом новой маршрутной сети, реализованным спустя два дня после вручения предыдущей, стала московская «Магистраль». Но её организаторы, по всей видимости, заявки на вручение премии не подавали. И, пожалуй, это самый яркий пример порочности поиска номинантов по самозаявкам.
В номинации «Лучшее решение в области грузовой логистики» выбирали из четырёх проектов:
Пожалуй, если не вдаваться в нюансы, в этой категории соревновались наиболее однородные решения. Победу одержал проект формирования и развития сервиса контрейлерных перевозок. В прошлом году победителем стало АО «РЖД Логистика» с проектом «Trans-Siberian landbridge».
В номинации «Лучшее инновационное решение в сфере транспортной техники» выбирали из трёх проектов:
Однако при самом узком выборе из традиционных номинаций премии, лауреатами стали сразу два проекта — «Балтиец» и «Генерал Черняховский».
Такое соломоново решение отражает звучавший и на мероприятиях, и в кулуарах «Транспортной недели» запрос на наличие прорывных инновационных проектов. В прошлом году в этой номинации верх одержало ФГУП «Росморпорт» за современный многофункциональный дизель-электрический ледоход «Виктор Черномырдин».
Номинация «Лучшее решение в области цифровизации транспорта» привлекла соискателей, воплотивших 10 проектов:
В прошлом году премию за лучшее решение в области цифровизации транспорта вручили ГУП «Московский метрополитен» за сервис оплаты проезда с помощью распознавания лица Face Pay. В этом году зарождённый в столице проект снова стал лучшим, однако награду он получил за то, что уже шагнул в регионы: премию получила билетная система «СберТройки» на базе карты «Тройка».
Номинация «Лучшая PR-активность» привлекла возможность пропиарить свои проекты в текущем году авторов пяти кампаний:
Хайп оказался верной стратегией — лауреатом стала коммуникационная кампания про метрополитен Санкт-Петербурга для TikTok.
В прошлом году лучшая PR-активность была отмечена у Госавтоинспекции МВД России и ООО «ДБО» за федеральный проект «Детство без опасности».
В этом году появление новой тенденции на развитие внутреннего туризма привело к образованию новой номинации премии «Лучшее транспортное решение в сфере туризма», в которой состязалось три участника, представлявших один и тот же железнодорожный вид транспорта:
Поезд «В Карелию» оказался победителем чемпионата по железнодорожному туризму.
В этом году всем участникам выставки-форума хотелось почувствовать, что будущее есть, и не в формате выживания, а по пути развития сервисов, технологий и экологичности. Это отразилось и в меню «Формулы движения», в котором появилась специальные номинация «Инновационные технологии — проекты будущего». В ней лауреатом на безальтернативной основе стал проект производства высоковольтных батарей для электротранспорта от ООО «Энергоэлемент».
В прошлом году награждение лауреатов премии «Формула движения» состоялось 18 ноября.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
В нескольких регионах технику тестируют перед закупкой
С 15 декабря открываются новые беспересадочные рейсы и увеличивается частота по популярным маршрутам
Свыше 130 остановочных пунктов сменили «километровые» имена на привязку к местным географическим объектам.
Трасса трамваев на Васильевском острове Северной столицы бездействовала девять лет из-за стройки метро
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.