Новые электропоезда: «Иволга 3.0» уже с пассажирами, «Восток» готовят к серийному выпуску

  • Павел Яблоков
    7 апреля 2023 г. — 18:25
    2120
    Иллюстрация: 

    Московский транспорт / transport.mos.ru

    Пока модернизация железнодорожных линий для запуска линий D3 и D4 Московских центральных диаметров продолжается, железнодорожники уже начали знакомиться с новыми составами, которые во второй половине года начнут работать на диаметральных маршрутах. Первые составы серии ЭГЭ2Тв «Иволга 3.0» начали обкатку с пассажирами на линии МЦД-2 (D2). Для дальних маршрутов D3 продолжается поставка новых электропоездов серии ЭП2Д на Казанское направление. Помимо Москвы и Подмосковья, серийные электропоезда производства Демиховского завода поступят в этом году для обслуживания 15 российских регионов. А российский аналог «Ласточки» готовится к началу серийного производства: в конце года железнодорожники уже рассчитывают на новые составы.

    «Иволга 3.0» на D2

    С 5 апреля пассажиры линии МЦД-2 (D2) Нахабино — Подольск могут прокатиться на модернизированной версии электропоездов «Иволга», обслуживающих это направление с 2019 года. Первые составы поступили в распоряжение Центральной ППК в декабре 2022 года и до апреля проходили техническую обкатку без пассажиров.

    Если версии «Иволга», «Иволга 1.0» и «Иволга 2.0» имели одинаковое обозначение модели ЭГ2Тв (62-44996), то отличия «Иволги 3.0» более существенные и выходят за рамки изменения дизайна и эргономики, поэтому обновлённая версия имеет обозначение ЭГЭ2Тв (62-4556). Как сообщает Центральная ППК, «Иволги 3.0» на 97% созданы из отечественных комплектующих, отличаются повышенной эргономичностью, плавным ходом и низким уровнем шума. У ЭГЭ2Тв конструкционная скорость увеличена по сравнению с ЭГ2Тв со 120 до 160 км/ч, что делает его по этому показателю сопоставимым с электропоездами серии «Ласточка». Улучшенные скоростные свойства позволяют быстрее набирать установленную скорость (ускорение поезда увеличилось на 10% — до 1,0 м/с²) и тем самым сокращать время поездки и при частых остановках в городском цикле.

    В новой версии электропоездов в мини-столики, помимо подставок для стаканов добавлены беспроводные зарядные устройства для телефонов (138 на 11-вагонный состав), количество USB-разъёмов в вагонах увеличено почти вдвое (до 1600 на 11-вагонный состав), кроме того, впервые появились разъемы Type-C. Количество мест в «Иволгах 3.0» по сравнению с «Иволгами 2.0» увеличено с 668 до 718. Также в электропоездах можно зарядить электросамокаты: соответствующие розетки находятся рядом с велокреплениями в головных вагонах. Вагоны «Иволг 3.0» оснащены новыми типами сидений с откидными подлокотниками.

    Начиная с 5 апреля «Иволги 3.0» будут практиковаться в работе на маршруте МЦД-2 (D2) в дневное время, а по мере подготовки инфраструктуры будут переводиться на маршруты будущих диаметров. В этом году на Московский транспортный узел должно поступить более 600 вагонов (55 составов) пригородных поездов.

    ЭП2Д для ЦППК

    На Центральном (Московском) железнодорожном узле новые электропоезда Демиховского машиностроительного завода серии ЭП2Д в этом году поступают для работы на Казанском направлении. Продолжается начатая в 2019 году традиция: электропоезда ближних маршрутов на МЦД представлены в основном «Иволгами», а на дальних маршрутах курсируют составы ЭП2Д. На Киевском направлении, которое станет западным лучом линии МЦД-4 (D4), электропоезда ЭП2Д уже заменили своих предшественников более старых серий. На восточном луче этот процесс пока продолжается.

    В начале апреля на маршрутах Казанского и Рязанского направлений вышли работать ещё два электропоезда серии ЭП2Д. Их общее количество за девять месяцев доведено до 20, тем самым вагонный парк, как сообщила Центральная ППК, обновлён на 62,5%. Для полного обновления необходимо 32 состава.

    Более старые электропоезда серии ЭД4М постепенно покидают Казанское направления, переходя работать на другие участки.

    По мере сертификации обновлённой «импортозамещённой» модификации ЭП2ДМ, завод перейдёт к её серийному производству

    ЭП2Д и ЭП3Д для регионов

    6 апреля АО «Трансмашхолдинг» сообщило о том, что в конце марта подписало контракт с ОАО «РЖД» на поставку в 2023 году 42 электропоездов постоянного тока модели ЭП2Д и переменного тока модели ЭП3Д производства Демиховского машиностроительного завода разной составности. До конца года заказчику будет передано 220 вагонов. 90 вагонов серии ЭП2Д будут сформированы в 16 составов: один десятивагонный, два восьмивагонных, шесть шестивагонных, и семь четырёхвагонных. 130 вагонов серии ЭП3Д будут сформированы в 26 составов: два восьмивагонных, девять шестивагонных и 15 четырёхвагонных.

    Новые электропоезда отправятся работать на Дальневосточную, Куйбышевскую, Западно-Сибирскую, Восточно-Сибирскую, Северную, Северо-Кавказскую, Юго-Восточную, Свердловскую, Горьковскую железные дороги. Как уточняет Юго-Восточная железная дорога, составы будут обслуживать пассажиров на пригородных маршрутах в 15 регионах: в Ярославской, Владимирской, Нижегородской, Воронежской, Ростовской, Пензенской, Свердловской, Омской, Новосибирской, Кемеровской, Иркутской областях, а также в Алтайском, Приморском, Хабаровском краях и Республике Башкортостан. При этом Горьковская железная дорога ранее анонсировала, что для пассажиров Нижегородской области поступит пять четырёхвагонных составов ЭП3Д.

    Электропоезда ЭП2Д и ЭП3Д последних партий оборудованы удобными двух- и шестиместными диванами из износостойких материалов с USB-разъёмами для зарядки мобильных устройств. Подвижной состав приспособлен для выхода на высокие и низкие платформы. Дополнительные выдвижные подножки облегчают вход в вагон с низких платформ.

    ОАО «РЖД» закупает электропоезда ЭП3Д с 2018 года, а ЭП2Д — с 2019 года. Затем они передаются в аренду местным пригородным пассажирским компаниям.

    «Восток» вместо «Ласточек»

    В конце марта железнодорожники озвучили актуальные планы по запуску в серию российских электропоездов, которые должны заменить выпускаемые заводом «Уральские локомотивы» совместно с ушедшей из проектов в России компанией Siemens электропоезда серии «Ласточка» (ЭС1П и ЭС2Г).

    Поставка первых электропоездов постоянного тока серии ЭС104 «Восток» планируются уже во второй половине 2023 года. Компания «Синара — транспортные машины» сообщила о планах начать сертификацию нового российского пассажирского электропоезда в мае.

    Поставка двухсистемных поездов серии ЭС105 планируется на 2025 год. Российский электропоезд для высокоскоростного движения железнодорожники рассчитывают предъявить на сертификационные испытания в 2027 году, сообщил Председатель ОАО «РЖД» на выступлении в Совете Федерации 29 марта. Завершение разработки и сертификация ЭС105 планируется в 2024 году.

    Днём позже на форуме «PRO//Движение.Туризм» в Казани информация о планах на этот год детализировалось: ОАО «РЖД» ожидает к концу 2023 года поставку 60 импортозамещённых вагонов для поезда серии ЭС104. Соответствующий контракт находится в стадии согласования и подписания. Первый экземпляр электропоезда с российским тяговым приводом будет представлен в августе на выставке «PRO//Движение.Экспо» в Санкт-Петербурге, сообщило ИИС «Металлоснабжение и сбыт». Наибольшие внешние изменения затронут форму головного вагона.

    С марта в Алтайском крае работает первый в регионе электропоезд ЭП3Д. До конца года планируется поставка ещё двух аналогичных поездов.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: