Непростой 2022-й год глазами TR.ru — Транспорт в России. Часть 3. Инфраструктура и маршруты

  • Павел Яблоков
    3 января 2023 г. — 11:00
    888
    Иллюстрация: 

    Официальный сайт Мэра Москвы / mos.ru

    TR.ru — Транспорт в России продолжает подводить некоторые итоги ушедшего 2022 года. В этой части настало время вспомнить важные инфраструктурные события из жизни пассажирского транспорта: открытие и закрытие станций и пересадочных узлов, новые и отменяемые маршруты, и многое другое. В фокусе внимания — железная дорога, метро, и, конечно же, классическая тройка видов городского транспорта: трамваи, автобусы и троллейбусы. Представляем вашему вниманию хронологию основных событий, произошедших за год.

    Железная дорога: новые и возрождённые маршруты

    В течение всего года не давали скучать инфоповодами железнодорожники, открывавшие новые и возобновлявшие старые маршруты как в дальнем, так и в пригородном сообщении. Как и в прошлые годы, построено и открыто несколько новых остановочных пунктов.

    • с 1 января в Татарстане после многолетнего перерыва возобновлено пассажирское движение до станции Бурундуки;
    • с 1 января межрегиональные электропоезда «Ласточка» связали Анапу и Таганрог;
    • с 20 января в Пермском крае организовано движение электропоездов «Ласточка» по экспресс-маршруту Пермь-II — Чусовская;
    • с 31 января в Башкортостане запущен маршрут «Западный экспресс», соединивший Уфу и Приютово;
    • с 17 февраля в Красноярском крае назначены электропоезда Зыково — Красноярск — Ачинск;
    • с 1 марта открыт межрегиональный маршрут рельсовых автобусов Воронеж — Курск;
    • с 1 марта в Пермском крае маршрут электропоездов Краснокамск — Пермь-II продлён до станции Голованово;
    • с 5 марта в Мордовии возобновлено пригородное сообщение на участке Зубова Поляна — Тёплый Стан;
    • с 6 марта начато регулярное движение беспересадочных вагонов по маршруту Йошкар-Ола — Владимир;
    • с 1 апреля «Ласточки» по маршруту Москва Бологое поменяли перевозчика и статус: вместо ДОСС маршрут обслуживает Московско-Тверская ППК, а маршрут вместо дальнего следования переведён в статус пригородного;
    • с 15 апреля маршрут «Западного экспресса» Уфа — Приютово продлён до города Абдулино в Оренбургской области, а с 10 июня границу Башкортостана и Оренбургской области в этом направлении начали пересекать и электропоезда 6000-й нумерации.
    • с 20 апреля возобновлено железнодорожное пассажирское сообщение между Россией и Казахстаном;
    • с 22 апреля на Петербургском железнодорожном узле после нескольких лет перерыва назначены летние поезда «выходного дня» Санкт-Петербург-Финляндский — Пупышево;
    • с 29 апреля возобновлено курсирование пассажирских поездов между Россией и Монголией;
    • с 1 мая открыт межрегиональный маршрут рельсовых автобусов ВоронежБелгород;
    • с 14 мая в Свердловской области открыт новый сезонный экспресс-маршрут «выходного дня» ЕкатеринбургМихайловский Завод с обслуживанием рельсовым автобусом РА-3 «Орлан»;
    • с 1 июня восстановлена остановка транзитных поездов ОАО «РЖД» в в самом северном городе Казахстана — Петропавловске.
    • с 8 июня возобновлено движение пассажирских поездов между Россией и Киргизией, а также пригородных поездов между Россией и Казахстаном по маршрутам Исилькуль — Петропавловск и Петропавловск — Петухово;
    • с 15 июня в Карелии открыто пригородное сообщение рельсовым автобусом между Лендерами и Костомукшей;
    • с 23 июня возобновлено движение международных пассажирских поездов между Россией и Узбекистаном;
    • со 2 июля на летнее время впервые назначены беспересадочные вагоны Йошкар-Ола — Сочи;
    • с 28 июля в Карелии открыт маршрут рельсовых автобусов Беломорск — Кемь;
    • с 1 августа станция в аэропорту Сочи впервые приняла дальние маршруты: маршрут электропоездов «Ласточка» Анапа — Адлер продлён до авиатерминала; с 25 августа добавлена ещё одна пара Краснодар — аэропорт Сочи, а с 11 октября в сочинский аэропорт направлена «Ласточка» из Ростова-на-Дону;
    • с 1 августа маршрут скорых поездов №№ 91 / 92 Москва — Старый Оскол продлён до станции Валуйки;
    • с 4 августа экспресс-электропоезда связали Казань и Нижний Новгород, а с 28 октября эта связь стала симметричной: поездки «одним днём» можно совершит в обоих направлениях;
    • с 16 августа возобновлено железнодорожное сообщение между Таджикистаном и Россией;
    • с 24 августа АК «Железные дороги Якутии» вместо беспересадочных вагонов запустила прямые поезда №№ 317 / 318 Нижний Бестях — Благовещенск;
    • с 30 августа впервые с 2014 года прямые поезда связали Таганрог и Санкт-Петербург;
    • с 1 октября в Самарской области изменён маршрут электропоездов «Ласточка» Самара  — Жигулёвск: конечной стала станция Тольятти, а на участке Жигулёвск — Жигулёвское море организованы подвозящие рейсы электропоездами серии ЭД4М;
    • с 1 октября маршрут поездов дальнего следования №№ 51 / 52 Нижний Новгород — Казань продлён до Ижевска;
    • с 1 октября электропоезда «Ласточка» маршрута Уфа — Улу-Теляк продлены из Башкортостана до города Аша в Челябинской области: сначала только по выходным дням, а с 7 ноября — ежедневно;
    • с 1 октября в Башкортостане начато формирование перспективного маршрута «Восточный экспресс»: на первом этапе поезда «выходного дня» Уфа — Айгир продлены до Белорецка, в дальнейшем планируется продлить маршрут до Магнитогорска в соседней Челябинской области;
    • с 14 октября в Пензенской области открыт экспресс-маршрут электропоезда «Сурская стрела» между Пензой и Кузнецком;
    • с 17 октября в Свердловской области открыт беспересадочный экспресс-маршрут Екатеринбург — Красноуфимск, обслуживаемый электропоездами «Ласточка»,
    • с 30 сентября в Ульяновской области назначены ускоренные рейсы рельсовых автобусов РА-3 «Орлан» между Ульяновском и Димитровградом;
    • с 11 ноября межрегиональный экспресс-маршрут рельсовых автобусов соединил Челябинск и Екатеринбург;
    • с 11 ноября в Нижегородской области отменены электропоезда, назначенные с прошлого года между Нижним Новгородом и Пильной: после возобновления ежедневных экспресс-электропоездов между Нижним Новгородом и Казанью с остановками в Арзамасе, Сергаче и Пильне, пассажиропоток на пильненских рейсах снизился;
    • с 1 декабря в Свердловской области открыто регулярное пассажирское движение рельсовых автобусов между Екатеринбургом и Верхней Пышмой: для пассажиров оборудована новая платформа Верхняя Пышма Музей;
    • с 12 декабря в Алтайском крае открыт новый скорый пригородный маршрут Барнаул — Славгород;
    • с 16 декабря в Оренбургской области начато ежедневное движение электропоезда-экспресса серии ЭП3Д между Орском и Оренбургом;
    • с 26 декабря рельсовые автобусы РА-3 «Орлан» соединили экспресс-маршрутом Узловую, Новомосковск и Венёв, расположенные в Тульской области, с Москвой;

    За год на сети РЖД появилось два новых направления, где регулярно по выходным дням работают паровозы: с 18 июня Ростов-на-Дону — Таганрог, а с 3 декабря — Екатеринбург — Верхняя Пышма.

    Не обошёлся год и без некоторых утрат в маршрутной сети.

    • с 1 января 2022 года в Сахалинской области отменены пригородные поезда на участке Холмск — Невельск, возобновившиеся с 4 сентября 2021 года впервые с 1999 года.
    • с 12 июня в Татарстане прекращено движение пригородных поездов на участке Светлое Озеро — Альметьевская;
    • с 3 сентября прекращено движение пригородных поездов на участке протяжённостью около 50 км на границе Мордовии и Нижегородской области между станциями Красный Узел и Ужовка;

    В этом году железнодорожники помогали автомобилистам, беря на себя часть перевозок через водные переправы там, где ремонтировали автомобильные мосты. Дополнительные электрички и дизель-поезда запускали в Перми через КамГЭС в Нижегородской области по Борскому мосту через Волгу, в Карелии и на других направлениях.

    Новые имена

    Некоторые пассажирские станции и остановочные пункты в течение 2022 года изменили свои название. Свердловская железная дорога продолжила переименовывать железнодорожные объекты, имеющие вместо имени только цифровое обозначение километра, на котором они расположены. Ещё 16 остановочных пунктов, разъездов и блок-постов Свердловской и Тюменской областей, ХМАО-Югры, ЯНАО и Пермского края в начале 2022 года обрели новые имена. Весной восемь остановок переименовали в Татарстане на Куйбышевской железной дороге, а ещё восемь в Свердловской области. В октябре на Свердловской железной дороге топонимические названия получили ещё 28 остановочных пунктов: в основном в Свердловской области, и немного в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре и Пермском крае. В ноябре на Свердловской железной дороге переименовано ещё 19 остановочных пунктов в Свердловской области, а также Пермском крае и Челябинской области.

    С 15 июня остановочный пункт Мурино в Санкт-Петербурге получил новое название Новая Охта.

    С 1 августа пассажирские платформы станции Москва-Каланчёвская приказом Росжелдора получили новое название Площадь Трёх Вокзалов.

    С 12 декабря в Калужской области станция Калуга II получила новое название Калуга — Сергиев Скит.

    Железная дорога: подвижной состав

    Помимо надёжности, пассажиров интересует комфорт, который зачастую обеспечивает новый подвижной состав.

    На дальних маршрутах с 25 февраля двухэтажные вагоны работают в составе поездов №№ 66 / 65 Тольятти — Москва. Весной обновили двухэтажными вагонами составы поездов №№ 21 / 22 Ульяновск — Москва (с 15 апреля), №№ 57 / 58 Йошкар-Ола — Москва (с 16 апреля) и №№ 53 / 54 Чебоксары — Москва (с 19 апреля), №№ 160 / 159 Москва — Петрозаводск (с 19 мая).

    С 10 марта отставлены от работы поезда «Стриж» на локомотивной тяге. На линии Москва — Нижний Новгород их заменили электропоезда «Ласточка». А ещё с января «Стрижи» перестали работать на маршрутах №№ 713 / 714 Санкт-Петербург — Самара (через Нижний Новгород) и №№ 711 / 712 (111 / 112) Санкт-Петербург — Москва (Киевский вокзал): первый из них возрождён с 5 августа с обычными купейными и СВ вагонами.

    С 28 марта прекращено курсирование прямых международных скоростных поездов «Аллегро» между Россией и Финляндией.

    С 1 июня из-за реконструкции Московского железнодорожного узла прекращено движение электропоездов «Сапсан» на участке Москва — Нижний Новгород. В то же время на линию Москва Санкт-Петербург в течение года выпущены все четыре состава, которые успели поставить в Россию до февраля 2022 года по дополнительному контракту, заключённому в 2019 году.

    Королями пригородных маршрутов неэлектрифицированных железных дорог продолжают оставаться рельсовые автобусы РА-3 «Орлан». В этом году они освоили ещё некоторые направления:

    Расширили за год географию своей работы электропоезда:

    В Калининградской области, где подвижной состав электрифицированных участков полностью заменён на электропоезда «Ласточка», продолжились работы по строительству пассажирских платформ, адаптированных под «Ласточки».

    Поезда на локомотивной тяге заменялись в 2022 году и рельсовыми автобусами предыдущих серий:

    • со 2 июля на маршруте Рузаевка  — Саранск — Ужовка, соединяющем города Мордовии с приграничным районом Нижегородской области, начал курсировать рельсовый автобус РА-1 (с 3 сентября движение между Красным Узлом и Ужовкой прекращено);
    • с 1 июля в Волгоградской области на маршрутах Волгоград-1 — Суровикино и Волгоград-1 — Чернышков начали работать рельсовые автобусы серии РА-2.

    Городские электрички

    Всё большее значение уделяют приспособлению железных дорог для перевозки пассажиров внутри крупных городов и их ближайших пригородов.

    Приспособление железных дорог под внутригородские перевозки продолжается в Москве. Активные строительные работы ведутся на двух будущих диаметрах (МЦД-3 и МЦД-4). Часть этих строек приходится и на уже действующие участки линий МЦД-1 и МЦД-2, соседом которых на некоторых участках и станет МЦД-4:

    • в течение года продолжалась реконструкция центральных участков МЦД-1 и МЦД-2 вдоль линии МЦД4, в том числе в районе Курского и Белорусского вокзалов;
    • 4 апреля на Киевском направлении МЖД для будущей линии МЦД-4 открылась станция Минская. Вторая островная платформа заработала с 26 декабря;
    • с 8 мая в Москве в связи закрытием одного из трёх путей Горьковского направления на время реконструкции двух путепроводов на участке Курский вокзал — Нижегородская для будущего МЦД-4 сокращено количество поездов.
    • с 1 июня на Московской железной дороге открыта новая линия между Южным и Северным терминальными комплексами аэропорта Шереметьево, маршрут электропоездов «Аэроэкспресс» продлён;
    • 10 июня в Москве на Курском направлении МЖД (линия МЦД-2) открылась станция Печатники;
    • 15 июня первых пассажиров принял новый остановочный пункт Ольгино в подмосковной Балашихе на Горьковском направлении МЖД (часть будущей линии МЦД-4);
    • со 2 июля начата реконструкция станции Железнодорожная, будущего конечного пункта линии МЦД-4;
    • с 10 июля в Москве на Киевском направлении МЖД все электропоезда перестали делать остановку на станции Очаково в связи с началом реконструкции остановочного пункта для включения его в состав линии МЦД-4;
    • с 1 августа отменено реверсивное движение на центральном участке МЦД-2 между станциями Ржевская и Курская (Курский вокзал): для пропуска поездов используются два пути, интервалы движения сокращены;
    • с 7 ноября в Москве на реконструкцию закрыта платформа Рижская Ленинградского направления Октябрьской железной дороги;
    • с 25 декабря на временные платформы, расположенные на отдалении 500 м от прежних, перенесён остановочный пункт Беговая Белорусского направления МЖД (МЦД-1);
    • 26 декабря в Москве на Киевском направлении МЖД (будущая линия МЦД-4) открыты новые постоянные платформы остановочного пункта Переделкино;

    В других регионах тоже произошло немало значимых событий:

    • с 30 апреля в Перми в рамках проекта «Компактный город»: электропоезда «Ласточка» поехали по новому маршруту «Пермское центральное кольцо», а ряд дальних электричек, ранее начинавших/заканчивавших маршруты на станции Пермь-II объединили в диаметры;
    • 16 мая в Новокузнецке запустили первые два рейса городской электрички под названием «Северный экспресс»;
    • 17 мая на маршруте «Пермское центральное кольцо» открывалась пассажирская платформа Кабельная на ранее бывшей только грузовой станции;
    • с 11 июля в Нижегородской области открыты новые маршруты с использованием существующей инфраструктуры: в тестовом режиме запустилась первая линия Нижегородских центральных диаметров, объединившая маршруты нескольких радиальных поездов Нижний Новгород — Бор и Нижний Новгород (Московский вокзал) — Проспект Гагарина, а также по рабочим дням открыт маршрут электропоездов Дзержинск — Кустовая;
    • с 6 августа в Тамбовской области после почти 20-летнего перерыва пригородные поезда снова стали соединять Тамбов с городом Котовском.
    • с 6 августа в Тамбове на двупутной неэлектрифицированной магистральной линии Тамбов-1 —Мичуринск-Уральский первых пассажиров принял остановочный пункт Радужный;
    • с 1 сентября втрое увеличено количество поездов в Южно-Сахалинской агломерации по маршруту Южно-Сахалинск — Дальнее 1, а с 28 ноября платформа Дальнее 1 «переехала» на новое постоянное место в составе ТПУ «Алые розы»;
    • 13 октября в Казани открыт ТПУ «Копрессорный» на базе одноимённого остановочного пункта, прошедшего серьёзную реконструкцию;
    • с 1 декабря в Свердловской области открыто регулярное пассажирское движение рельсовых автобусов между Екатеринбургом и Верхней Пышмой: для пассажиров построена новая платформа Верхняя Пышма Музей;
    • с 11 декабря на Петербургском железнодорожном узле на участке Санкт-Петербург — Павловск организовано тактовое движение пригородных поездов: отправление поездов с одинаковым интервалом в часы с наибольшим пассажиропотоком от двух основных станций Витебского направления;
    • с 11 декабря в Свердловской области увеличено количество сквозных пригородных поездов через станцию Екатеринбург-Пасс.;
    • с 11 декабря на Московском железнодорожном узле открыто прямое движение между главным ходом Савёловского направления МЖД и Северным терминальным комплексом аэропорта Шереметьево, изменены маршруты «аэроэкспрессов»;
    • с 26 декабря в Перми на внутренней стороне «Пермского центрального кольца» благодаря восстановлению второго пути на перегоне Кабельная — Лёвшино введена остановка на платформе КамГЭС;
    • 28 декабря открылась платформа Южный парк в пригороде Казани.

    Метро: строительство и ремонты

    В Москве впервые за долгое время в течение календарного года не открыли ни одной новой станции метро. Зато жители проголосовали за названия строящихся и готовящихся к вводу в 2023-2027 гг. объектов. В августе 22 названия утвердили постановлением Правительства Москвы. Осенью на голосование выставили будущие имена ещё семи столичных метровокзалов и подвели итоги.

    Среди значимых событий 2022 года в метро:

    • с 6 февраля по 26 декабря в Санкт-Петербурге были закрыты на реконструкцию вестибюль № 2 и наклонный ход станции «Московская»;
    •  21 февраля в Москве после завершения реставрации открыт восточный вестибюль станции метро «Динамо»;
    •  5 марта в Москве после окончания реконструкции открыт вестибюль станции метро «Новослободская»;
    • 6 апреля после реконструкции открылся западный вестибюль станции метро «Каховская»;
    • 7 мая после реконструкции, длившейся с августа 2020 года открыта станция метро «Рижская»;
    • весной в Москве после многолетнего перерыва возобновилось строительство станции «Суворовская» Кольцевой линии;
    • с 25 октября в Санкт-Петербурге на полтора года закрыта на реконструкцию станция «Чернышевская»;
    • 3 ноября в Москве полностью открыт ТПУ «Окружная», включая северные вестибюль и наклонный ход одноимённой станции метро Люблинско-Дмитровской линии;
    • с 12 ноября в Москве на срок около шести месяцев в связи с ремонтными работами закрыт участок Замоскворецкой линии метро между станциями «Автозаводская» и «Орехово»;
    • с 30 ноября по 30 декабря в Москве состоялась серия технических пусков оставшихся участков Большой Кольцевой линии;
    • 23 декабря в Москве открыта воссозданная эскалаторная галерея, соединяющая южный вестибюль станции «Воробьёвы горы» с ул. Косыгина;
    • с января начало активное строительство продления единственной линии Самарского метро.
    • В Нижнем Новгороде приступили к работам по продлению Автозаводской линии от станции «Горьковская» до станции «Сенная» с промежуточной станцией «Площадь Свободы».
    • в Казани продолжилось строительство первой очереди второй, Савиновской, линии метро, для станций которой пассажиры выбрали названия.

    Метрополитен Санкт-Петербурга начал эксплуатацию поездов новой серии «Балтиец» (81-725.1/726.1/727.1), специально разработанной под нужды северной столицы.

    Трамваи: линии и маршруты

    Трамвайная инфраструктура в основном оставалась без изменений. Часть рельсов получила давно необходимый уход. Открыты новые линии, закрытий и демонтажа тоже не удалось избежать:

    • с 1 января в Челябинске заработал дополнительный трамвайный № 12 «Харлова — Чистопольская»;
    • с 10 января в Самаре в связи со строительством станции метро «Театральная» закрыто трамвайное движение по части Галактионовской ул.;
    • с 17 января в Волгограде возобновился старейший маршрут скоростного трамвая СТ-1 «ВгТЗ — пл. Чекистов»; одновременно восстановлено регулярное движение трамваев до кольца «пл. Чекистов», отсутствовавшее с октября 2020 года;
    • с 5 февраля в Таганроге МУП «ТТУ» прекратило обслуживание последнего маршрута № 6 «доконцессионной» трамвайной сети, став исключительно троллейбусным оператором;
    • с 1 марта чуть менее запутанной стала маршрутная сеть Магнитогорского трамвая: отменено пять малодеятельных маршрутов;
    • 31 марта в Краснодаре открыта новая трамвайная линия по Московской улице: продлены маршруты №№ 8, 15, 21, 22, а позднее, с 21 апреля, — и маршрут № 5;
    • с 1 апреля в Челябинске в ходе продолжения транспортной реформы отменён маршрут № 8 «Чистопольская — Завод им. Колющенко»;
    • с 30 апреля в Таганроге возобновлён трамвайный маршрут № 2, который обслуживается компанией-концессионером;
    • с 14 мая в Москве в связи со строительными работами на путепроводе железной дороги движение трамваев по Волочаевской ул. организовано в реверсивном режиме по временной однопутной линии;
    • с 16 мая в Ульяновске в связи с реконструкцией Минаевского моста через реку Свиягу встречно-кольцевые маршруты № 9 «Дамба — Речной порт — Октябрьская ул. — Дамба» и № 10 «Дамба — Октябрьская ул. — Речной порт — Дамба» объединились во временный маршрут № 90 «Дамба — Автовокзал (Пушкарёвское кольцо)»; также введён временный маршрут № 70 «Северный венец — УКСМ», отменённый с 20 мая;
    • с 21 мая в Барнауле в связи с реконструкцией путепровода на просп. Мира трамвайные маршруты №№ 3 и 7 направлены по временным трассам; с 23 мая маршруты №№ 1 и 4 направлены до временного разворотного кольца у Нового рынка;
    • с 21 мая в Москве в связи с реконструкцией Горьковского направления МЖД в рамках проекта «Московские центральные диаметры» прекращено трамвайное движение по шоссе Энтузиастов и Рогожскому Валу между станцией метро «Авиамоторная» и Абельмановской заставой;
    • с 1 июля в Нижнекамске в связи с отказом от рейсов предприятий нефтехимического комплекса отменён трамвайный маршрут № 3 «Лесная — НШЗ-2»;
    • со 2 июля новая маршрутная сеть трамваев введена в Казани, при этом после долгого перерыва возобновлено движение по линии в Речной порт;
    • с 14 июля в Магнитогорске в связи с открытием после реконструкции путепровода на ул. 9 Мая восстановлено движение трамваев, количество трамвайных маршрутов увеличено;
    • с 15 июля в Челябинске после окончания реконструкции восстановлено движение трамваев по Ленинградскому мосту;
    • с 31 августа открыто движение по новой межмуниципальной линии между Екатеринбургом и Верхней Пышмой с запуском маршрута № 333 «Екатеринбург (ул. Фрезеровщиков) — Верхняя Пышма (Трамвайное кольцо)» концессионного проекта «Верхнепышминский трамвай»;
    • с 4 сентября в Таганроге после окончания реконструкции возобновлено движение трамваев по линии концессионной сети от пл. Восстания до пл. Авиаторов, восстановлен маршрут № 4, запущен временный маршрут № 9и;
    • с 10 сентября в Нижнем Новгороде после трёхлетнего перерыва возобновлено трамвайное движение по Зеленскому съезду и Рождественской улице, восстановлен маршрут № 11;
    • с 27 сентября в Таганроге после окончания реконструкции в рамках реализации концессионного проекта восстановлено трамвайное движение от Смирновского пер. до завода «Прибой» с маршрутами № 5 «завод "Прибой" — Университет» и № 6 «пл. Авиаторов — завод "Прибой"»;
    • С 15 октября в Москве организован новый маршрут трамвая № 4 «метро "Бульвар Рокоссовского" — Курский вокзал»; одновременно отменены маршруты трамвая №№ 4л, 4пр, 46;
    • с 17 октября в Москве отменён маршрут № 34;
    • с 21 октября в Туле по окончании ремонта Демидовского моста и трамвайных путей на ул. Демидовская плотина маршруты №№ 6, 10, 15 восстановлены постоянными трассами, действовавшими до октября 2021 года;
    • с 31 октября в Перми после окончания реконструкции Трамвайной улицы спустя три года возобновил работу маршрут № 3 «Красный Октябрь — ст. Пермь II»;
    • с 5 декабря в Калининграде восстановлен трамвайный маршрут № 3 «Южный вокзал — Парк Центральный», не действовавший более семи лет, при этом участок трассы не по просп. Мира не использовался в маршрутном движении 10 лет;
    • с 22 декабря в Усть-Илимске прекращено движение трамваев по на участке от трамвайного депо до 9-го микрорайона, с 31 декабря работа трамваев полностью остановлена, собственником  — ООО «Финтранс ГЛ» планируется постепенный демонтаж всей инфраструктуры.

    В течение года заметные ремонты трамвайных путей проводились во Владикавказе, Калининграде, Новокузнецке, Санкт-Петербурге, Москве, Челябинске, Туле, Ачинске, Томске и некоторых других городах. С 5 ноября в Нижнем Новгороде начата реконструкция трамвайной инфраструктуры в рамках заключённого концессионного соглашения, в декабре к строительству нового трамвайного узла в рамках концессии приступили в Краснодаре. Начаты подготовительные работы по строительству концессионной трамвайной сети «Славянка» в Санкт-Петербурге.

    В Ангарске Иркутской области разобрана ранее оставшаяся без регулярных маршрутов полукилометровая линия от ул. Коминтерна до трамвайного кольца «17-й микрорайон», некогда бывшего крупнейшей конечной станцией трамваев в городе с тремя путями и тупиком для отстоя вагонов. В Ростове-на-Дону в августе демонтировано трамвайное кольцо «ул. Сиверса».

    В Екатеринбурге начато строительство трамвайных линий в микрорайон Солнечный и в Академический район. В Челябинске проведён тендер на выполнение проектных и строительных работ по сооружению первой линии метротрамвая, которая пройдёт в направлении «Север — Юг»

    Действующие трамвайные линии за 2022 год оборудовали удобными посадочными платформами в Златоусте. В Москве начата программа обособления трамвайных путей бортовым камнем.

    16 апреля 2022 года подписан Федеральный закон № 101-ФЗ о внесении изменений в Бюджетный кодекс, позволяющий направление бюджетных ассигнований дорожных фондов субъектов РФ и муниципальных дорожных фондов на реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт трамвайных путей, находящихся на одном уровне с проезжей частью, в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения (местного значения).

    Троллейбусы: линии и маршруты

    Троллейбусам, в отличие от трамваев, не нужны рельсы. Более того, не всегда им нужны и провода. Троллейбусы с увеличенным автономным ходом (УАХ) позволяют обслуживать маршруты с участками без строительства контактной сети, чем воспользовались транспортники нескольких городов:

    • с 1 января в Волгограде возобновлено движение троллейбусов в Нижний посёлок ВГТЗ: туда вместо Спартановки направлен маршрут № 9 «пл. Куйбышева — Спартановка»; кроме того, троллейбусный маршрут № 12 «Спартановка — Детский центр» получил новый № 8. Маршрут № 10а «ул. Землячки — пл. Возрождения» продлён до Спартановки;
    • с 1 января в Челябинске заработал дополнительный троллейбусный маршрут № 25 «ЧКПЗ — Политехникум», также изменены трассы маршрутов №№ 10 и 26;
    • с 1 января в Армавире прекращена работа троллейбусов на маршруте № 1 «Вокзал 1 — Мясокомбинат», одновременно изменён маршрут № 3 «Мясокомбинат — Азовская»;
    • с 1 января в Пензе возобновлено прекращённое с 17 января 2019 года движение троллейбусов маршрута № 6 по бездействовавшей три года линии до станции Пенза-III;
    • со 2 января в Ивановской области восстановлена работа межмуниципального маршрута № 11, прекращённое в августе 2021 года в связи с реконструкцией Лежневской ул.;
    • с 24 января в Тамбове маршрут № 9 «Магистральная ул. — ПАО "Пигмент"» переведён на обслуживание автобусами;
    • с 1 февраля в Воронеже открыт новый троллейбусный маршрут № 99 «ВГУ — ул. Вл. Невского (универсам "Молодёжный")»: восстановлено регулярное движение троллейбусов по четырёхкилометровой линии от ул. Хользунова до ул. Вл. Невского, прекратившееся с 18 сентября 2021 года после перевода маршрута № 17 на обслуживание автобусами;
    • с 3 февраля в Орле обновлена маршрутная сеть троллейбуса: вместо маршрутов №№ 1 и 8 открыты маршруты №№ 2 и 7;
    • с 5 февраля в Костроме из-за реконструкции путепровода троллейбусные маршруты № 1 «пос. Октябрьский — микрорайон Паново» и № 3 «пос. Октябрьский — фабрика "Знамя труда"» вместо Октябрьского посёлка сокращены до микрорайона Черноречье.
    • с 11 февраля в Туле в связи с ремонтом Московского путепровода троллейбусный маршрут № 4 «станция Южная — пос. Горелки» переведён на обслуживание троллейбусами на автономном ходу, а маршрут № 6 «Московский вокзал — пос. Горелки» вместо Горелок направлен в Малые Гончары;
    • 21 марта в Альметьевске открыта троллейбусная линия по ул. Шевченко и просп. Изаила Зарипова: маршрут № 7А, открытый с участком автономного хода, стал полностью проходить под контактной сетью;
    • с 1 апреля в Челябинске в ходе продолжения транспортной реформы отменены три троллейбусных маршрута № 8 «ПКиО им. Гагарина — ЧКПЗ», № 11 «АМЗ —ЧТЗ» и № 15 «Молдавская — ЧМК»;
    • с 1 апреля в Миассе после многолетнего перерыва возобновлён маршрут № 5 «пос. Строителей — Машгородок»;
    • с 1 апреля в Петрозаводске возобновлён № 6 «ул. Корабелов — станция Товарная»;
    • с 1 апреля в Москве прекращено движение по единственному внутригородскому троллейбусному «музейному» маршруту «Т» «метро "Комсомольская" — Елоховская пл.».
    • с 3 апреля в Коврове в связи с аварийным состоянием Павловского моста (путепровода) по нему прекращено движение троллейбусов: сокращены трассы маршрутов № 2 «Троллейбусное депо — Красный Текстильщик», № 4 «Троллейбусное депо — Вокзал» и № 8 «Вокзал — Колхозная ул. — Красный Текстильщик — Вокзал»;
    • с 12 апреля в Самаре после почти двухлетнего перерыва, связанного с реконструкцией автодороги восстановлено движение по полной трассе троллейбусного маршрута № 6 «Губернский рынок — Грозненская ул.»;
    • с 23 апреля в Нижнем Новгороде в связи со строительством метро снято троллейбусное движение с ул. Горького; маршрут № 9 «пл. Максима Горького — микрорайон Кузнечиха-2» перенаправлен к пл. Минина и Пожарского, маршрут № 31 «пл. Минина и Пожарского — микрорайон Щербинки-2» сокращён до пл. Максима Горького;
    • с 1 мая в Брянске при переходе на новый контракт отменены маршруты № 3 «Стальзавод — ул. Горбатова», № 5 «10-й микрорайон — Центральный рынок», № 13 «бульв. Щорса — ул. Горбатова» и (фактически возобновлённый с 13 июля) б/№ (№ 8) «Мясокомбинат—Телецентр»;
    • с 1 мая в Волгограде открыт первый маршрут с участками автономного хода № 8А «Инструментальный завод (посёлок ГЭС) — Оптово-строительный рынок», заменивший аналогичный автобусный маршрут № 95; одновременно сокращён режим работы маршрута № 8 «Детский центр — Спартановка» (с 7 мая маршрут полностью закрыт) и увеличены интервалы на маршруте № 9 «пл. Куйбышева — Нижний Тракторный пос.», также введён маршрут № 9А «Детский центр — Нижний Тракторный пос.»;
    • с 5 мая в Таганроге в связи с реконструкцией тяговых подстанций полностью прекратилось троллейбусное движение;
    • с 10 мая в Барнауле в связи с реконструкцией путепровода на просп. Ленина все три городских троллейбусных маршрута №№ 1, 6, 7 сокращены до остановки «Дом быта»;
    • с 6 июня в Великом Новгороде прекращена работа двух троллейбусных маршрутов №№ 4 и 5, обслуживавших деревню Григорово;
    • с 20 июня в Уфе прекращена работа маршрута №3 «ТК "Центральный" — СТО»: линия по просп. Дружбы Народов и ул. Ахметова вновь не занята в пассажирском движении;
    • с 1 июля в Белгороде вопреки рекомендациям ведущих транспортных специалистов страны закрыто троллейбусное движение;
    • с 1 июля в Коврове открыт маршрут № 12 «Волго-Донская ул. — Колхозная ул.» из трассы которого с 28 августа после переоборудования контактной сети исключён заезд на просп. Ленина;
    • с 9 июля в Чебоксарах троллейбусный маршрут № 14 продлён до микрорайона Университет-2;
    • с 14 июля в Рязани в связи с переходом на контрактную систему прекратили работу троллейбусные маршруты № 4 «ул. Крупской — Комбайновый завод» и № 17 «ул. Крупской — Рязцветмет»;
    • с 23 августа в Нижнем Новгороде в связи с началом транспортной реформы отменён маршрут троллейбуса № 8 «Дубравная ул. — Московский вокзал», а маршрут № 25 «микрорайон Мещерское озеро — Архангельская ул.» вместо Московского вокзала следует следовать через метро «Бурнаковская»;
    • с 1 сентября в Брянске восстановлен маршрут № 15 «ул. Горбатова — Центральный рынок»;
    • с 1 сентября в Петрозаводске открыт маршрут № 7А «ул. Корабелов — Лыжная ул.», впервые более чем за последние 10 лет в регулярном маршрутной движении используется полукилометровая линия-связка по Лыжной ул. между Лыжной пл. и Ключевским шоссе;
    • с 1 сентября в Волгограде маршрут № 10А продлён на автономном ходу до Жилгородка;
    • с 26 сентября в Челябинске прекратил работу сезонный маршрут № 21с «ЧТЗ — ТЭЦ-3» , возобновление его в будущем году не планируется;
    • с 1 октября в Рязани восстановлен троллейбусный маршрут № 4, но отменён маршрут № 2 «Октябрьский городок — Шереметьево»;
    • с 1 октября в подмосковном Подольске маршрут № 4К «МЦД Подольск (Стройиндустрия) Кутузово» значительно продлил участок на автономном ходу, протянувшись до микрорайона Кузнечики (ул. Академика Доллежаля, 19), с 1 ноября и с 1 декабря в трассу маршрута вносились дополнительные корректировки;
    • с 5 октября в Челябинске отменён троллейбусный маршрут № 26;
    • с 10 октября в Саранске с реконструкцией путепровода на ул. Титова и сопутствующим строительным работам временным демонтажом контактной сети с 10 октября троллейбусный маршрут № 13 «ул. Марины Расковой — ул. Есенина» переведён на обслуживание автобусами; с учётом сокращения численности троллейбусного парка и поступлением в столицу Мордовии новых автобусов замена рискует стать постоянной;
    • с 11 октября в Санкт-Петербурге изменён маршрут № 8: вместо Троллейбусного депо № 2 направлен к ст. Ручьи;
    • с 17 октября в Севастополе маршрут часть троллейбусов маршрута № 7 «ул. Горпищенко — Центр» следует продлённым маршрутом на автономном ходу до пос. Дергачи (маршрут № 7А),
    • с 5 ноября в Нижнем Новгороде на время реконструкции трамвайных путей восстановлен троллейбусный маршрут № 5 «Мещерское озеро — пос. Комсомольский»;
    • с 12 ноября в Чебоксарах при поддержке горожан изменены маршруты №№ 6, 8, 9, 11 и восстановлен маршрут № 5;
    • 30 ноября в Чите открыт новая троллейбусная линия от Троллейбусного депо до пос. Каштак: продлён маршрут № 1;
    • с 1 декабря в Екатеринбурге изменена нумерация части троллейбусных маршрутов: в ходе плавной маршрутной реформы она должна стать «сквозной» для всех видов городского транспорта;
    • с 1 декабря в Саранске объединены маршруты №№ 5 и ,
    • с 1 декабря в Оренбурге автобусами заменены троллейбусные маршруты № 7 «24 микрорайон — Железнодорожный вокзал» и № 10 «Волгоградская ул. — пос. Карачи»;
    • с 1 декабря в Ростове-на-Дону маршрут № 7 «Сельмаш — Гребной канал» сокращён до Центрального рынка: сокращён участок на автономном ходу;
    • с 1 декабря в Калуге в связи с проведением реконструкции путепроводов «Синие мосты» и демонтажом контактной сети движение троллейбусов по маршруту № 8 «ул. Кирова — Ольговская ул.» временно заменено автобусами аналогичного маршрута № 8А;
    • с 22 декабря в Санкт-Петербурге маршрут № 7 «Таллинская ул. — Петровская пл.» возобновлён постоянной трассой через Биржевой мост, действовавшей до начала реконструкции моста в октябре 2021 года;
    • в декабре в Ростове-на-Дону восстановлена контактная сеть по трассе троллейбусного маршрута № 17: троллейбусы с увеличенным автономным ходом заменены на «классические»;
    • с 30 декабря в Ростове-на-Дону открыт маршрут № 17А «Центральный рынок — микрорайон Левенцовский» с участком автономного хода, являющийся продлённым вариантом маршрута № 17.

    По традиции, весь год, с его начала и до конца, из-за строительных работ лихорадило троллейбусную систему Воронежа. На месяц из-за отсутствия финансирования прекращалось движение в Дагестане по межмуниципальной линии между Махачкалой и Каспийском.

    В течение этого года демонтаж не используемой для регулярного движения контактной сети проводили в Кирове, Казани, Самаре, Уфе и Нижнем Новгороде.

    В 2022 году начато строительство новой троллейбусной линии в Ленинске-Кузнецком, а в Омске заключены контракты на проектирование и строительство новых линий, планируемых к вводу в 2023 году, также в сибирском региональном центре «реанимируют» для троллейбусов депо № 2.

    Автовокзалы

    В ряде городов для пригородных и междугородных маршрутов открылись новые терминалы, а старые выведены из работы, при этом в малых городах и сельских населённых пунктах замены им не нашлось:

    • 11 января в Кизляре открылся самый крупный на севере Дагестана автовокзал «Черёмушки»;
    • 24 января открыт новый автовокзал в Йошкар-Оле;
    • в январе после четырёхлетнего перерыва открыта автостанция в Елабуге (Республика Татарстан);
    • 1 февраля открылась автостанция «Восточные ворота» в Челябинске;
    • в апреле закрылось здание автостанции «Сенная» в Нижнем Новгороде из-за строительства метро;
    • весной закрыт автовокзал в городе Похвистнево Самарской области;
    • с 1 мая в Удмуртии прекратили работу сразу шесть кассовых пунктов и автостанций, признанных убыточными;
    • с июня в Свердловской области закрыты автостанции в селе Бутка и посёлках Заречное и Рафтинское;
    • летом в Челябинске переименовали автостанции: «Южная» получила название «Южные ворота», а прежние «Южные ворота» стали «Центральным автовокзалом»;

    В первой части обзора ушедшего года подведены промежуточные итоги поставок подвижного состава городского электрического транспорта в города России в 2022 году и уже подтверждённые контрактами планы на 2023 год. Во второй части мы вспомнили многие основные события ушедшего года и публикации нашего издания.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Регионы: