В Ассоциации транспортных инженеров не поддержали закрытие троллейбусного движения в Белгороде

  • Павел Яблоков
    27 июня 2022 г. — 11:00
    369
    Иллюстрация: 

    АиФ Белгород / bel.aif.ru

    Принятое местными властями решение о закрытии троллейбусного движения в Белгороде не нашло поддержки среди ведущих транспортных инженеров страны. Результаты транспортного моделирования и расчётов говорят о том, что в долгосрочной перспективе эта мера не будет экономически выгодной для города. Участники Ассоциации транспортных инженеров, объединяющей специалистов в области развития транспортных систем и обеспечения их эффективного функционирования, подписали обращение представителей профессионального сообщества в адрес Губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова о развитии городского электрического транспорта Белгорода.

    Один из лидеров в области социально-экономического развития и повышения качества жизни населения — Белгород — в последние годы делал заметные шаги по развитию транспортной инфраструктуры. Успехи города в реформе маршрутной сети, переходе на брутто-контракты и запуске выделенной полосы на ул. Щорса, прозванной «российским BRT», положительно оценили и участники транспортного сообщества. Так, в рейтинге городов России по качеству общественного транспорта компании SIMETRA в 2021 году город поднялся с 52-го места на 41-е, при том, что количество оцениваемых участников рейтинга увеличилось с 60 до 76. Однако вразрез с этими достижениями идёт решение, озвученное главой Белгорода Антоном Ивановым 2 июня на встрече с журналистами о закрытии троллейбусного движения в городе с 1 июля 2022 года. Три действующих маршрута троллейбуса планируют заменить аналогичными автобусными, а персоналу троллейбусного депо Белгорода предложили трудоустройство в основном городском перевозчике — ООО «Единая транспортная компания».

    Как считают специалисты профессионального транспортного сообщества, принимаемое местными органами власти решение о ликвидации троллейбусного движения и инфраструктуры идёт в разрез с ранее разработанными научно-обоснованными предложениями по развитию пассажирского транспорта общего пользования в Белгородской городской агломерации. Такое решение крайне негативно отразится на развитии всей транспортной системы города, на имидже города и региона на федеральном уровне, а также нанесет существенный экономический и экологический ущерб.

    Таких последствий можно избежать. Для Белгородской городской агломерации разработан проект Комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ), обосновывающей не только сохранение действующих троллейбусных маршрутов, но и поэтапное развитие троллейбусного транспорта. Это предложение обусловлено более низкой стоимостью его транспортной работы по сравнению с автобусами и электробусами, а также экологическим эффектом по сравнению с развитием автобусного сообщения. Специалисты приводят цифры: стоимость 1 км пробега троллейбусов при соответствующих объёмах перевозок более чем на 30% ниже по сравнению с автобусами (соответствующий расчёт затрат на транспортную работу выполнен в соответствии с методикой, утверждённой приказом Минтранса России от 25.10.2021 № 351). Что касается стоимости транспортной работы для электробусов, то она будет ещё выше, а создание инфраструктуры для электробусов обойдется дороже, чем воссоздание троллейбусного сообщения. Кроме того, в настоящее время инфраструктура электробусов не может быть определена для целей государственного или муниципального заказа, так как данный вид транспорта отсутствует в приказе № 351.

    Представители транспортного сообщества готовы совместно с руководством региона разработать программу развития троллейбусного сообщения, позволяющую существенно повысить качество и доступность транспорта общего пользования города и региона, а также добиться кардинального сокращения эксплуатационных затрат за счет перехода от автобусного к преимущественному развитию электрического транспорта.

    Свои подписи под обращением к Губернатору Белгородской области поставили вице-президент Ассоциации транспортных инженеров, профессор кафедры «Транспортные системы» СПбГАСУ, доктор экономических наук, профессор Александр Солодкий, член правления Ассоциации транспортных инженеров, доктор экономических наук, профессор Андрей Горев, проректор по научной работе Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС), член правления Ассоциации транспортных инженеров, доктор технических наук, профессор Игорь Пугачёв и научный руководитель института ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ), кандидат технических наук, член президиума научно-технического совета Министерства транспорта РФ, почётный работник транспорта России, руководитель рабочей группы по транспортной политике Ассоциации транспортных инженеров Вадим Донченко.

    Также обращение подписали ведущие представители Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), Российской академии транспорта, МАП ГЭТ, МПУ и МЦСЭИ. Отдельное обращение о судьбе троллейбусного сообщения в Белгороде в адрес Губернатора региона направило ФАУ «РОСДОРНИИ».

    К сожалению, случай с Белгородом не единственный, когда результаты транспортного моделирования не в полной мере учитываются местными властями. Так, в ходе готовящейся транспортной реформы с 1 апреля 2023 года от троллейбусов планируют отказаться в Костроме: такое решение принято курирующим проект заместителем губернатора региона. При этом разработчики документов транспортного планирования рекомендовали развивать троллейбусное движение: сохранять существующие маршруты, увеличить выпуск машин в более чем 2,5 раза и открывать новые направления с помощью троллейбусов на автономном ходу.

    Успешное применение результатов транспортного планирования и моделирования позволяет сэкономить миллионы и даже миллиарды рублей, как показала практика применения Единой транспортной модели в автодорожной отрасли. Ежегодно Ассоциация транспортных инженеров проводит международные практические конференции «Транспортное планирование и моделирование», на которых транспортные планировщики в широком кругу обсуждают новые вызовы и задачи, делятся назревшими проблемами и имеющимся опытом, формируют задачи и пути их решения, а также позицию профессионального сообщества по основным направлениям развития транспортных систем. В этом году конференция состоялась в мае в онлайн-формате и в Санкт-Петербурге. Ранее TR.ru — Транспорт в России опубликовало интервью с Президентом Ассоциации транспортных инженеров Султаном Жанказиевым о том, как будет развиваться транспортная система России.