Автодорожные мегапроекты сэкономят миллиарды благодаря транспортному моделированию

  • Павел Яблоков
    17 июня 2022 г. — 17:40
    139
    Иллюстрация: 

    Сетевое издание «Комсомольская правда. Санкт-Петербург» (Юлия Пыхалова) / spb.kp.ru

    Вызовы нового времени оставляют строительство и реконструкцию автодорог крайне актуальным вопросом. Не менее важным является и экономия средств при реализации проектов. Грамотно распоряжаться ими позволит транспортное моделирование всех процессов для выбора перспективных проектов, оптимизации проектных решений, определения тарифной политики и других мероприятий. Поэтому «Автодор» будет продолжать развивать использование Единой транспортной модели, разработанной при участии компании SIMETRA. Новый контракт на её актуализацию заключён этой весной и будет действовать до 2025 года. Перспективы развития сети опорных автомобильных дорог России обсудили 16 мая в рамках Петербургского международного экономического форума. Государственная компания «Автодор» провела традиционный деловой завтрак с представителями власти, главами субъектов РФ, руководителями подрядных организаций и представителями бизнеса, на котором раскрыла некоторые ближайшие планы развития дорог.

    «Автодор»: ближайшие планы и проекты

    Сейчас в доверительном управлении ГК «Автодор» находится 4043 км автомобильных дорог, в том числе 1904 км платных трасс. Госкомпанией реализовано порядка 18 проектов на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) и привлечено более 235 млрд частных инвестиций.

    До 2027 года госкомпания «Автодор» планирует построить и реконструировать почти 1500 км скоростных дорог первой категории на территории 14 регионов страны. При этом обозначены четыре перспективных проекта: «Меридиан», Юго-Западная хорда, Джубга — Сочи и КАД-2.

    Самое масштабное развитие получит транспортный коридор «Запад — Восток» от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга. Уже до конца этого года будут введены в эксплуатацию первые участки автодороги М-12 Москва — Казань: от ЦКАД до автодороги А-108 в районе Орехово-Зуево (22,5 км) и участок на обходе Владимира (26,5 км). В конце второго квартала 2023 года планируется завершить крупнейший инфраструктурный проект госкомпании с более чем 800 км новой скоростной трассы полностью. В дальнейшем планируется достроить скоростной участок трассы от Казани до Екатеринбурга «Дюртюли — Ачит» протяжённостью 275 км.

    Перспектива развития новых автомобильных маршрутов оценивается с учетом текущей ситуации и изменения логистических цепочек движения грузов. Основными точками входа грузопотоков европейской части России, Урала и Сибири становятся пункты пропуска на юге страны — сухопутные выходы к Казахстану и Азербайджану и крупнейшие порты Азовского, Черного и Каспийского морей. Это предопределило начало работ по проекту Юго-Западной хорды, которая протянется от Екатеринбурга до Черноморского и Каспийского побережий, обеспечивая связи более десятка городских агломераций — Челябинской, Екатеринбургской, Уфимской, Казанской, Нижнекамской, Самарской, Саратовской, Краснодарской, Волгоградской, Ростовской, Астраханской между собой и морскими портами. В увязке с проектом «Меридиан» маршрут значительно повысит экспортный потенциал страны и создаст условия для движения грузов из Китая, Ирана и Индии, сообщила госкомпания «Автодор».

    Транспортное моделирование в действии

    Поиск перспективных проектов — лишь часть задач, решаемых с помощью Единой транспортной модели автомобильных дорог (ЕТМ), введённой «Автодором» в промышленную эксплуатацию в 2017 году. Более подробно о важности транспортного моделирования представитель госкомпании «Автодор» — начальник отдела моделирования транспортных потоков департамента тарифной политики и операторской деятельности Андрей Курочкин поведал на недавно прошедшей VII ежегодной международной научно-практической конференции «Транспортное планирование и моделирование», организованной Ассоциацией транспортных инженеров. Решение каждой из задач, стоящих перед госкомпанией, требует прогноза интенсивности и выручки. Уже более пяти лет для этих целей в её распоряжении имеется единый инструмент — ЕТМ, активная разработка которого велась в 2013-2015 гг. компанией SIMETRA с помощью программного продукта PTV Visum. Самая масштабная и наиболее детальная транспортная моделью дорог в России сейчас включает в себя 59 регионов России и более 250 тыс. км автомобильных дорог, в области тяготения которых проживает около 80% населения страны.

    ЕТМ поддерживается в актуальном состоянии. Очередной договор на выполнение актуализации модели заключён в апреле этого года и будет действовать до 2025 года. «Автодор» ежегодно проводит замеры интенсивности транспортных потоков, придорожные опросы пользователей дороги для оценки актуальных корреспонденций и платёжеспособности, а также макроэкономические исследования с мониторингом изменения численности населения, изменения рабочих мест, реальных доходов, автомобилизации и других параметров за прошедший год. Также ежегодно выполняется анализ транспортных стратегий регионов России. Эти данные позволяют проводить перекалибровку ЕТМ. Далее моделирование применяется для всех стадий: от поиска перспективных проектов до текущих вопросов эксплуатации.

    Для поиска перспективных проектов с помощью исходных данных из ЕТМ выполняются предварительные расчеты, позволяющие принимать дальнейшие решения о том, делать ли глубокое предпроектное исследование или нет. При этом, если проектные работы небольшие (например, реализация дополнительного съезда на транспортной развязке), то из ЕТМ выдается полностью готовый прогноз интенсивности движения для защиты в Главгосэкспертизе.

    В уже подготовленных проектных решениях ЕТМ помогает их оптимизации. Так, проведённые расчёты позволили оптимизировать систему взимания платы. В проектной документации по реконструкции участка км 33 — км 84 автомобильной дороги М-1 «Беларусь» была запланирована закрытая система взимания платы из 4 пунктов взимания платы (ПВП). На основе проведённых расчетов реализован вариант с открытой системой взимания платы с одним ПВП. В результате достигнутая экономия составляет более 5 млрд руб. только на одном участке. Аналогичное решение предложено и для готовящегося к реализации проекта по реконструкции участка км 65 — км 124 автомобильной дороги М-3 «Украина». При оставлении одного из трёх запланированных ПВП экономия составит более 7 млрд руб.

    Транспортное моделирование позволяет выявлять точки генерации транспортных потоков в уже реализованных проектах. Транспортные потоки по ЦКАД могли бы быть интенсивнее при строительстве дополнительных транспортных развязок. Так, результаты расчетов интенсивности транспортных потоков с помощью ЕТМ показали, что, при реализации развязки ЦКАД с Дмитровским шоссе, ожидается увеличение выручки и интенсивности на всем ЦКАД на 7%, что в масштабах такого проекта — довольно много, сообщает компания SIMETRA.

    ЕТМ используется и для определения тарифной политики. При вводе новых платных участков, либо планируемом изменении тарифов на действующих, на транспортной модели прорабатывается до 10 возможных сценариев для каждого участка. Расчёты помогают увидеть интенсивность потоков и выручку по каждому сценарию для всей дороги, подготовить портрет пользователя. На выходе ЕТМ позволяет получить оптимальную тарифную линейку, а также систему скидок и абонементов. В феврале госкомпания «Автодор» провела ежегодную индексацию платы за проезд автомобилей по платным дорогам, находящимся у неё в доверительном управлении.

    За пределами сети «Автодора» тоже ведётся транспортное строительство. 10 июня открыто регулярное движение автотранспорта по новому автомобильному мосту через Амур, соединившему Россию и Китай.

    Организации: 
    Виды транспорта: