Московская соцсеть / moskvichi.net
Уже ушедший 2022 год был богат на разнообразные события в транспортной отрасли. Мы решили вспомнить основные из них, привлекавшие внимание интернет-издания TR.ru — Транспорт в России в течение года. Первая часть обзора, вышедшая ещё 30 декабря, была посвящена подвижному составу городского электротранспорта. В следующей мы ходим напомнить о традиционных событиях, встречах и интересных публикациях, случившихся за минувший год.
Ряд событий в транспортной отрасли носит цикличный характер и случается каждый год.
За год в транспортной отрасли проведены десятки выставок, форумов и конференций, в том числе
Мнения спикеров многих из этих мероприятий нашли отражение в публикациях TR.ru — Транспорт в России.
Негативным для пассажиров, но объективно необходимым для транспортников было ежегодное повышение цен на проезд: оно затронуло как железнодорожников, так и наземный городской транспорт. В первых числах нового года к новым тарифам приходится привыкать, а в конце того же года изучать уже следующие прайс-листы. Часть подорожаний происходит и среди года. Их не избежали пассажиры многих городов и регионов.
Из всех видов транспорта наиболее цикличным сезонным является железнодорожный. Ежегодно сезонные поезда запускаются для дачников и курортников в летний период и для горнолыжных туристов и любителей новогодних праздников зимой. А во второе воскресенье декабря сразу по всей сети вводится новый график железных дорог 2022 / 2023 гг. для пригородных поездов и поездов дальнего следования.
22 сентября во многих городах мира, включая российские, отметили День без автомобиля.
За исключением имеющихся случаев регресса, который, как правило, случается, если ситуацию с транспортом пустить на самотёк, все остальные инфоповоды, выражающиеся в виде тех или иных событий, можно уложить в одно слово: «реформа». Это весьма многокомпонентная составляющая, многоборье, в котором в конечной счёте выигрывает только убедительный во всех дисциплинах участник.
В городах России по-прежнему много нерешённых вопросов с сетями маршрутов общественного транспорта. Их эффективность, как правило, находится на низком уровне, не давая пассажирам самого важного — надёжности транспортного сообщения.
Самой крупной реформой маршрутной сети в этом году отметился Санкт-Петербург: основные изменения разделили на три этапа, введённые с 1 апреля, 1 июня и 15 июля.
В Перми продолжили обустраивать выделенные полосы для общественного транспорта, а для модернизации трамвайной сети подготовили заключение концессионного соглашения.
В Казани в этом году изменили маршрутную сеть трамвая, введя новые пересадочные тарифы.
С 1 марта в Тверской области на систему работы по брутто-контрактам перешёл транспорт Конаковского муниципального района региона.
Рассчитанные на несколько лет рассчитаны преобразования идут в Челябинске. В ходе них развитие должен получить электротранспорт. Троллейбусная сеть передана в концессию, а трамвайная будет расширена за счёт реализации проекта «Челябинский метротрамвай» с интеграцией недостроенного метрополитена в трамвайную сеть и строительства новых участков. Постепенно видоизменяется и маршрутная сеть города, а перевозчики начинают переходить на работу по брутто-контрактам. В 2022 году внедрено новое тарифное меню и продолжается обустройство выделенных полос для автобусов и троллейбусов, а также обособление путей для трамваев.
Плавную транспортную реформу с переводом работы транспорта на регулируемые тарифы и постепенной перенумерацией маршрутов проводят в Кемерове, заметно повышая роль безналичной оплаты. Комсомольск-на-Амуре, напротив, не собирается отказываться от нерегулируемых тарифов, но занимается улучшением автобусной маршрутной сети. Продолжилась работа над ошибками в транспортной реформе Ярославля, стартовавшей в 2021 году.
В видимую фазу транспортной реформы, предварительно обсуждавшейся с горожанами, с 23 августа вошли в Нижнем Новгороде. Также в конце лета стартовала и транспортная реформа в Южно-Сахалинске.
Для ряда городов, ступивших на пути реформ «стартовый» капитал в виде нового подвижного состава большого класса, удалось приобрести благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги», в частности для Астрахани, Курска и Улан-Удэ. Для трамваев или троллейбусов помимо подвижного состава нужна большую роль играет инфраструктура электротранспорта, на которую самое пристальное внимание обратили в Брянске. Маршрутная сеть тоже реформируется, но без ресурсного обеспечения в виде не только новых троллейбусов, но и комплексной реконструкции депо, контактной сети, кабельных линий и тяговых подстанций отдавать приоритет троллейбусному движению было бы бессмысленно.
Претендентом на звание «регресс года» среди транспортных реформ стало прекращено троллейбусного движения в Белгороде с 1 июля 2022 года. Дурной пример заразителен —в Костроме региональные власти готовятся в ходе реформы к апрелю 2023 года полностью отказаться от использования троллейбусов, а пока что с 1 октября 2022 года немного оптимизировали автобусную сеть. А вот в Чебоксарах с троллейбусами, напротив, связаны основные планы по развитию маршрутной сети.
Инфраструктурные преобразования положены в основу будущей транспортной реформы Воронежа, где в основе маршрутной сети планируют выделенные коридоры для безрельсовых видов транспорта автобусов и троллейбусов. Метробус позиционируется не как вид транспорта, а как способ организации перевозок. Пока же в городе реализуют менее масштабные мероприятия, например, перенумерацию (делитеризацию) маршрутов, проводимую в несколько этапов
Многие транспортные реформы, ранее анонсированные, в этом году не состоялись, в частности, реформы для Иванова, где после обсуждения с горожанами и доработки сети по их предложениям вопрос запуска обновлённых маршрутов из медийного пространства исчез: его отложили «в долгий ящик». В Йошкар-Оле в основу сети был положен троллейбус, но в этом году маршрутная сеть осталась неизменной. «В долгий ящик» пока переложен и проект изменения маршрутной сети Ульяновска.
В Курске от реализации транспортной реформы с сокращением количества маршрутов почти в два раза, совмещённой с передачей в концессию трамвайного хозяйства города, не отказались. Преобразования в маршрутной сети города планировались ещё в 2022 году, но начаты с января 2023 года. Весь 2022 год готовились к транспортной реформе, начатой в январе 2023 года, в Кургане.
В Оренбурге в 2022 году много говорилось о маршрутной реформе: изменения даже обсуждались с жителями Однако к концу года из ощутимых результатов стали заметными лишь появление новых автобусов большого класса и сокращение троллейбусных маршрутов. Троллейбусам отведено мало места и в будущей маршрутной сети Вологды, которую начали воплощать в действительность с 1 декабря этого года, но о демонтаже инфраструктуры электротранспорта речи пока не идёт.
С 1 декабря поменяли номера для приведения к «сквозной» нумерации некоторые троллейбусные маршруты Екатеринбурга.
Федеральная территория «Сириус» выделившаяся из состава города Сочи, с января 2022 года, тоже обрела новую, изменённую нумерацию автобусных маршрутов.
TR.ru — Транспорт в России в 2022 году выпустил несколько аналитических материалов. Помимо традиционной подачи событий новостной ленты со «встроенной» аналитикой, увидели свет и несколько лонгридов, в которых, в частности,
Также TR.ru — Транспорт в России побывал на презентации аналитического отчёта «Троллейбусный транспорт в России: состояние и перспективы рынка», подробно осветил парламентские слушания в Госдуме по вопросам развития горэлектротранспорта.
А опубликованный изданием анализ параметров перевозок на новой маршрутной сети Астрахани, показавший, что в Астрахани магистральные автобусные маршруты не будут магистральными, вызвал немалый резонанс на местном уровне. К данному по сложившейся ситуации региональным министерством транспорта и дорожной инфраструктуры разъяснению, пришлось дать ещё одно разъяснение, подтверждающее, что проблема всё-таки существует.
В 2022 году мы продолжили общаться с интересными людьми, работающими в транспортной отрасли и узнавать у них информацию и мнения «из первых рук». В этом году нашими собеседниками были:
Также мы провели среди читателей мини-опрос о состоянии транспорта в их городах и необходимых направлениях развития транспортной отрасли и получили развёрнутые комментарии экспертов. А по результатам обсуждений совместно с Ассоциацией транспортных инженеров провели на тему «Транспортные реформы: в чем суть преобразований, с чего начинаются изменения и как добиться видимых результатов».
Безусловно, основная география нашего СМИ — Россия. Но и явления, происходящие в других странах, тоже нас интересуют. Помимо неоднократных публикаций об открытии, закрытии и изменении международных авиационных и железнодорожных маршрутов, в 2022 году мы упоминали:
TR.ru — Транспорт в России не только публикует материалы о событиях, происходящих в транспортной жизни страны, но и приглашает авторов для обсуждения актуальных тем развития транспортной отрасли. Ждём ваши материалы на news@tr.ru.
TR.ru — Транспорт в России поздравляет всех читателей с новым 2023 годом и обещает в наступающем году делиться подробностями самых интересных событий и явлений транспортной отрасли.
Проведём новый год вместе? Присоединяйтесь!
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.