О магистральных маршрутах Астрахани: необходимые разъяснения

  • Павел Яблоков
    22 ноября 2022 г. — 18:25
    1021
    Иллюстрация: 

    Информационно-новостной портал «КаспийИнфо» / kaspyinfo.ru

    2 ноября этого года интернет-издание TR.ru — Транспорт в России опубликовало материал под названием «В Астрахани магистральные маршруты не будут магистральными», в котором обратило внимание читателей на то, что в ходе планируемой транспортной реформы Астраханской агломерации пассажиры не смогут получить сервис заявленного качества. Публикация вызвала определённый резонанс среди общественности и в региональных СМИ, вследствие чего на портале органов власти Астраханской области Astrobl.ru 11 ноября было опубликовано разъяснение министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области.

    К сожалению, вынуждены констатировать, что обозначенная в нашем материале проблема всё-таки существует. Поэтому редакция TR.ru — Транспорт в России выступает с необходимым разъяснением со своей стороны.

    Что такое магистральный маршрут в 2022 году?

    Ситуация с магистральными маршрутами, ставшими в своё время определённым показателем качества и надёжности пассажирского сервиса в крупных городах, является неоднозначной.

    Наше издание совместно с компанией SIMETRA 8 сентября опубликовало исследование, посвящённое проблематике магистральных маршрутов, охватившее 84 крупнейших города страны с населением от 200 тысяч жителей и выше, включая Москву и Санкт-Петербург, а также для менее населённых городов, которые являются центрами субъектов РФ, — Абакана и Петропавловска-Камчатского. Исследование показало, что в Астрахани, как и ещё в 28 городах, ни один из маршрутов не является магистральным.

    При этом принцип, по которым оценивалось наличие или отсутствие в городе магистральных маршрутов, был принят идентичным принятому экспертным транспортным сообществом при рассмотрении заявок субъектов Российской Федерации для реализации мероприятия по обновлению подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» национального проекта «Безопасные качественные дороги».

    Действительно, как отмечает Минтранс Астраханской области, определение магистральных маршрутов, вошедшее в п. 3.1.1 социального стандарта транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, утверждённого распоряжением Минтранса России от 31 января 2017 года № НА-19-р, позднее было из него исключено.

    Но это не значит, что само понятие магистральных маршрутов претерпело в транспортном сообществе качественные изменения. Определённые рамки изменены в сторону упрощения их соблюдения: вместо соблюдения интервала движения не более 10 мин. в течение всего периода работы, критерии смягчились до непревышения 20-минутных значений, но с обязательным наличием часов пик: периодов не короче двух часов утром и вечером с интервалами движения 10 мин.

    Соответствующий «Порядок определения субъектов Российской Федерации для реализации мероприятия…» и в действующей редакции, утверждённой протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» от 19.11.2019 No 8 (в редакции изменений, утверждённых протоколами от 24.04.2020 No 3, от 27.10.2020 No 11, от 03.09.2021 No 5, от 25.03.2022 No 4)», с текстом которого можно ознакомиться на сайте Минтранса России, даёт определение магистральных маршрутов в таком виде:

    «3) обеспечение эксплуатации приобретаемого подвижного состава на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам, проходящих в границах городской агломерации, с началом работы не позднее 6:00 и окончанием не ранее 23:00 в ежедневном режиме, имеющих интервалы движения в часы пик (два двухчасовых пиковых периода, утренний и вечерний, которые определяются исходя из фактически сложившейся транспортной ситуации) не более 10 минут, а в остальное время работы маршрута не более 20 минут (далее — магистральные маршруты).».

     

    Работа подвижного состава на магистральных маршрутах является одним из основных условий оказания федеральной поддержки обновления подвижного состава городского общественного пассажирского транспорта в рамках реализации нацпроекта «БКД».

    К сожалению, деятельность профильной экспертной комиссии по рассмотрению заявок не отличается публичностью, и ознакомиться с заявкой Астраханской агломерации, в том числе с заявлявшимися при отборе параметрами маршрутов, не представляется возможным. Однако необходимые документы транспортного планирования для реформы готовили специалисты ФАУ «РОСДОРНИИ», к предложениям которых прислушиваются во всём транспортном сообществе. Из вышедшего в январе этого года пресс-релиза известно, что специалисты РОСДОРНИИ предложили кардинально изменить систему астраханского общественного транспорта: исключить непродуктивное дублирование маршрутов, частично изменить трассы следования, задействовать на магистральных направлениях только большие автобусы с интервалом не более 10 минут.

    Несомненно, разработанные документы транспортного планирования позволили Астраханской агломерации пройти отбор и войти наряду с ещё 20 агломерациями в перечень регионов, утверждённых Минтрансом России, в которых будет обновлён подвижной состав: в 2022-2024 годах в 21 городскую агломерацию поступит 1161 единица нового общественного транспорта. На эти цели из федерального бюджета будет направлено порядка 10 млрд руб. В конкурсе на получение мер поддержки за каждое место состязались не менее двух претендентов: как сообщал Минтранс России, всего поступили заявки из 44 регионов.

    За время, прошедшее с момента публикации материала, ставшего резонансным, произошли некоторые важные для транспортной реформы Астраханской агломерации события. 7 ноября были подписаны шесть контрактов между ГКУ «Организатор перевозок Астраханской области» и ООО «Таксомоторный парк № 20» на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по 26 маршрутам, в том числе маршрутам №№ М1-М6. 15 ноября АО «Государственная транспортная лизинговая компания» сообщило о подписании контракта с городским перевозчиком на поставку в лизинг по плану БКД на 2022 год 94 автобусов Volgabus-5270G большого класса для обслуживания шести пассажирских маршрутов в Астрахани. Таким образом, определены перевозчик и его подвижной состав для запуска первых маршрутов реформы. Выпуск автобусов большого класса согласно параметрам маршрутов, включённых в аукционную документацию и контракты, запланирован на уровне 83 автобусов большого класса (с учётом резерва — 94) в рабочие дни. При этом расписания в контрактах составлены так, что всю транспортную работу большого класса можно выполнить выпуском всего 75 автобусов в будни: часть из них могут работать в две смены.

    Почему магистральные маршруты важны для Астрахани?

    Те же 84 города, для которых проводилось выявление магистральных маршрутов, впоследствии стали и участниками третьего выпуска Рейтинга городов России по качеству общественного транспорта, презентация которого компанией SIMETRA при поддержке ВЭБ.РФ и Общественной палаты РФ состоялась в Москве 14 ноября. В нём Астрахань третий раз подряд, как и в рейтингах 2020 и 2021 годов, заняла последнее место.

    Безусловно, у Астрахани, как и у любого другого города есть потенциал для улучшения этой ситуации в будущем. И здесь важно отметить, что часть критериев Рейтинга напрямую связана с магистральными маршрутами. В запланированном для реализации виде, положенном в основу заключённых 7 ноября этого года контрактов с перевозчиком ООО «Таксомоторный парк № 20», они заметных баллов городу не принесут.

    Важным фактором удобства транспорта является его доступность в широком временном диапазоне. Однако после вечерних часов пик во многих городах транспорт практически прекращает свою работу. Поэтому одним из критериев оценки транспортных систем стала доля рейсов, совершаемых в вечернее время суток (после 21:00 и до окончания движения). Если для магистральных маршрутов принятые транспортным сообществом интервалы движения не превышают 20 мин. в любые часы их работы, то в Астрахани после 21:00 на любом «магистральном» маршруте они установлены в диапазоне от 28 до 46 мин. Поэтому транспорт в поздние часы по-прежнему будет труднодоступен, а заработанные городом баллы — невысокими.

    Два показателя Рейтинга посвящены непосредственно магистральным маршрутам: оценивается доля населения с доступом к магистральным маршрутам общественного транспорта (в пределах 1000 м для линий метрополитена и скоростного трамвая и 500 м для прочих маршрутных линий наземного общественного транспорта) и процент территории, покрытой остановочными пунктами магистральных маршрутов общественного транспорта (в пределах 1000 м — для линий метрополитена и 700 м — для прочих маршрутных линий наземного общественного транспорта). При нулевом количестве по-настоящему магистральных маршрутов в городе нулевыми останутся и соответствующие оценки. Необходимо отметить, что Рейтинг — это своеобразное многоборье, где города оцениваются по 52 расчетным характеристикам, объединённым в пять групп показателей: физическую и ценовую доступность для населения, эффективность транспортной сети, комфорт и удобство, а также безопасность и устойчивое развитие. При этом система оценки такова, что при достижении нормативов показателей им присваивается максимальный балл, а дополнительные бонусные баллы за перевыполненные нормативы не начисляются: нельзя компенсировать «отстающие» показатели за счёт других более успешных.

    Запуск маршрутов №№ М1, М2, М3, М4, М5, М6 запланирован в период с 1 по 20 января 2023 года со следующими параметрами перевозок:

    • № М1 «ул. Латышева — Якорь» (15 автобусов БК в будни, 155 рейсов; 12 в выходные дни, 124 рейса; интервалы движения в будни — 11 мин. в часы пик, 13 мин. в межпиковые часы, 22 мин. в вечернее время; в выходные дни — 13-16 мин. (вечером — 28 мин.));
    • № М2 «Жилая ул. — Кубанская ул.» (15 автобусов БК в будни, 96 рейсов; 12 автобусов в выходные дни, 76 рейсов; интервалы движения в будни 18-20 мин. (вечером — 37 мин.), в выходные дни — 24 мин. (вечером — 46 мин.));
    • № М3 «ул. Латышева — Пороховая ул. — ул. Латышева» (кольцевой; 9 автобусов БК в будни, 60 рейсов; 8 в выходные дни, 48 рейсов; интервал движения в будни 14-16 мин. (вечером — 31 мин.), в выходные дни — 19 мин. (вечером — 37 мин.));
    • № М4 «ТЦ Добрострой — Жилая ул.» (14 автобусов БК в будни, 130 рейсов; 9 в выходные дни, 104 рейса; интервал движения в будни 13-15 мин. (вечером — 26 мин.), в выходные дни — 17-18 мин. (вечером — 34 мин.));
    • № М5 «ТЦ Добрострой — ул. Латышева» (12 автобусов БК в будни, 120 рейсов; 9 в выходные дни, 96 рейсов; интервал движения в будни 14-15 мин. (вечером — 28-29 мин.), в выходные дни — 19-20 мин. (вечером — 34 мин.));
    • № М6 «Грановский пер. — сквер Строителей» (18 автобусов класса в будни, 104 рейса;14 в выходные дни, 84 рейса; интервал движения в будни 17-19 мин. (вечером — 30 мин.), в выходные дни — 21-24 мин. (вечером — 38-39 мин.)).

    Обслуживание маршрутов по всем контрактам предполагается в течение семи лет.

    Будущее транспорта закладывается сегодня. Редакция TR.ru — Транспорт в России желает всем причастным к реформе системы общественного транспорта Астраханской агломерации успехов в достижении заявленных результатов, а пассажирам — качественного общественного транспорта.

    Вопросы транспортных реформ обсуждались на Транспортной неделе в Москве. 17 ноября проведён круглый стол «Транспортные реформы в городах России — что можно считать реформой и какое место должен занимать горэлектротранспорт в транспортной системе города».

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: