Бескондукторная оплата и транспортные карты: способы оплаты проезда меняют в Перми, Кемерове и Чувашии

  • Полина Лемешева
    23 января 2022 г. — 11:00
    542
    Иллюстрация: 

    Plusworld.RU / transport.plusworld.ru

    Один из способов снизить темпы роста стоимости поездок в общественном транспорте — повысить уровень продаж проездных. Для транспортников выгоднее продавать лимитные или безлимитные карты на длительный срок и сокращать присутствие контролёров на линиях. Именно это и происходит сейчас в Перми и Кемерове, правда, нововведения не всегда проходят гладко. В Чувашии тем временем только обсуждают введение единого проездного — для Чебоксар, Новочебоксарска и пассажирских перевозок между ними.

    В Перми подорожал проезд — а кондукторов стало меньше

    Всё больше автобусов в Перми выходят на рейсы без кондукторов: к началу этого года пассажиры самостоятельно оплачивали проезд в автобусных маршрутах №№ 3, 4, 10, 11, 14, 17, 19, 45, 59, 64, 67, 78 и 80. С 15 января в этот режим работы перешли ещё четыре маршрута: №№ 1, 32, 55, 60. В конце декабря мэрия пообещала включить валидаторы ещё для шести автобусных маршрутов: №№ 6, 15, 20, 36, 50 и 77. Также бескондукторная система оплаты проезда действует во всех трамваях города.

    Одновременно с распространением бескондукторной системы пермский дептранс изменил систему тарифов оплаты проезда. С 10 января во всех автобусах и трамваях Перми существенно выросла стоимость разовой поездки, зато стали выгоднее тарифы по транспортным картам. 

    Разовый билет на проезд подорожал до 33 руб. как при оплате наличными, так и за безналичный расчет. Это на два рубля меньше экономически обоснованного тарифа по данным на ноябрь 2021 года. Цена установлена ниже, так как муниципальный транспорт рассчитывает на рост популярности транспортных карт. 

    По новой системе тарифов безлимит на месяц подешевеет на 20% до стоимости 51 поездки, а годовой безлимит станет дешевле на 6 тыс. руб. Так, самый популярный тип проездного — на 1 месяц — теперь стоит 1683 руб., то есть, если в течение месяца совершать по две поездки в день, 11 из них будут бесплатны. Безлимит на сутки по новому тарифному плану стоит 124 руб., на 15 дней — 891 руб. Появился проездной на 3 месяца за 4752 руб. Также можно оплатить транспортную карту на год вперёд за 12870 руб. Ещё один вариант сэкономить для редко пользующихся общественным транспортом пассажиров — приобрести лимитированный проездной на 40 поездок за 1188 руб. (по стоимости 36 поездок). Правда, на лимитированные проездные не распространяется право льготной пересадки с 50-процентной скидкой: в таком случае спишется полная стоимость поездки.

    О необходимости повышать стоимость проезда и привлекательность проездных в Перми заговорили в ноябре прошлого года. На тот момент проездными в Перми пользовались всего 5-6% пассажиров. Нововведения могут поднять популярность проездных до 35%.

    Для отдельных категорий пассажиров предусмотрены льготные тарифы. Школьники, студенты, пенсионеры и члены малоимущих многодетных семей могут приобрести лимитированный проездной на 30 поездок за 693 руб. или безлимитные проездные на 15 дней или месяц. Проездной на неограниченное количество поездок со сроком действия 15 дней стоит 693 руб., на месяц — 990 руб.

    Также с 1 января в Перми стал бесплатным проезд для учащихся младших классов (с 1-го по 4-й). Но и школьникам потребуется прикладывать транспортные карты к валидаторам: это нужно для учёта пассажиропотока. 

    Рост цен и отсутствие кондукторов — большое искушение для любителей прокатиться «зайцем». В Пермской администрации это понимают, поэтому увеличат штат контролёров в 5 раз. Резюме от желающих работать в контрольно-ревизорской службе принимают по электронной почте gortransnabor@yandex.ru, сообщает «59.ру».

    В планах городской администрации также поднять штрафы за безбилетный проезд. Пока что безбилетнику придётся заплатить 500 руб., а в случае повторного нарушения — 1000 руб. Депутатам Законодательного Собрания края уже поступило предложение городской администрации повысить размер штрафов до 2,5 и 5 тыс. руб. соответственно.

    Согласно правилам пассажирских перевозок, оплачивать проезд в городском транспорте необходимо сразу после входа в салон. Времени у пассажира немного: пока автобус или трамвай не доедет до следующей остановки. После этого, если пассажир не оплатил проезд, по закону он уже считается безбилетником. При это приложить карту в последний момент не получится: проверяющие контролёры, заходя в салон, дожидаются, пока оплатят пассажиры, зашедшие вместе с ними, после чего блокируют работу валидаторов до окончания проверки. 

    Как правило, валидаторы для оплаты проезда расположены у каждой двери, а также в накопительной площадке автобусов и трамваев. К ним можно прикладывать транспортные или банковские карты, также в Перми принимается оплата через виртуальный счёт со смартфонов, поддерживающих технологию NFC. Альтернативный способ — отсканировать QR-код, наклейки с которым размещены у каждого входа и на окнах в автобусах и трамваях. Жителям Перми предлагают предварительно зарегистрироваться в мобильном приложении «Транспортная карта Пермь», создать цифровую транспортную карту и пополнить её баланс либо оплатить использование одного из тарифов. Приложение доступно со смартфонов на базе Android и iOS. 

    Одним из самых популярных вариантов оплаты проезда по-прежнему останется применение банковских карт. Однако этот способ имеет свои недостатки: иногда карты попадают в стоп-листы. Это происходит в том случае, если ранее по какой-то причине не прошла оплата за совершенную поездку. Нехватка средств на счёте — не единственная возможная причина блокировки. Иногда банки в одностороннем порядке отклоняют платёж, если списание оплаты за проезд распознаётся в системе банка как подозрительное. Если банк отклонит транзакцию, пассажиру придётся искать способ вывести карту из «чёрного списка».   

    В отсутствие кондуктора оплатить проезд наличными можно только у водителя. Чтобы не задерживать движение, пассажирам рекомендуют заранее подготовить необходимую сумму в 33 руб. и входить через переднюю дверь. 

    В Чувашии обсуждают Единый проездной билет

    В Чебоксарах и Новочебоксарске обсуждают разработку Единого проездного билета. На рабочем совещании министр транспорта Чувашии Владимир Осипов обсудил варианты реализации проекта с представителями муниципальных образований и перевозчиками.

    Всего предложено два варианта с принципиально разными системами оплаты электронной карты. Первый вариант — это безлимитный проездной за фиксированную цену. Альтернативой ему может стать абонемент на 10, 25 и 50 поездок, действующий 45 календарных дней. При такой более гибкой системе пассажирам будет выгоднее сразу приобретать билеты на большее количество поездок.

    Единый билет будет действовать не только в Чебоксарах, но и в Новочебоксарске и в сообщении «Чебоксары — Новочебоксарск».

    Мониторинг показал, что чаще всего жители республики совершают по транспортным картам от 10 до 60 поездок в месяц. Это составляет подавляющее большинство всех оплаченных поездок на общественном транспорте — 81%, сообщает ИА «Чувашинформ».

    Окончательное решение о тарифной системе будущего Единого проездного билета и о маршрутах, на которых он будет действовать, рабочая группа должна будет принять 31 января.

    В Кемерове после изменения тарифов спрос на проездные поднялся настолько, что их пришлось завозить самолётами

    В Кузбассе с 15 января стоимость проезда в общественном транспорте существенно увеличилась. Согласно постановлению РЭК № 969, подписанному 30 декабря, разовая поездка в городском транспорте подорожала в полтора раза. Теперь один билет обойдётся в 30 руб. при оплате наличными, безналичным способом — на пять рублей дешевле.

    Последний раз тарифы повышали более трёх лет назад, в декабре 2018 года. Из-за инфляции стоимость проезда в городском транспорте установили в размере 20 руб. Для льготных категорий пассажиров, например, пенсионеров, одна поездка до сих пор стоила всего 10 руб. Как заявили представители регионального Минтранса, себестоимость проезда одного пассажира на сегодняшний день в разы выше: 40 руб. Как следствие, повышение цен на проезд — необходимая мера для транспортных предприятий.

    По новым тарифам стоимость проезда подняли для всех, включая льготников: согласно постановлению, учащиеся теперь будут платить 14 руб. при оплате картой или 18 руб. наличными, пенсионеры — 12 руб. картой или 15 руб. наличными. 

    От введения пересадочного тарифа отказались: в местной администрации считают, что более правильным и целесообразным шагом будет внедрение электронного проездного. Оплачивая тариф на неограниченное количество поездок в течение определённого промежутка времени (на месяц, на неделю, год), пассажиры смогут спокойно строить свой маршрут с любым количеством пересадок.

    Безлимитные проездные билеты на месяц, неделю и сутки, а также льготные для школьников, студентов и пенсионеров действительно уже поступили в продажу. Стандартный проездной со сроком действия 1 месяц стоит 1250 руб. Безлимит на неделю обойдётся кемеровчанам в 450 руб. Проездной на неограниченное количество поездок в течение суток стоит 150 руб. Один месяц поездок для школьников и учащихся вузов обойдётся в 700 руб., неделя — 252 руб., сутки — 84 руб. Проездной на месяц по пенсионному билету стоит 600 руб., недельный — 216 руб., суточный — 72 руб.

    При этом проездные на месяц начнут работать только с 1 февраля, а суточные и недельные — только в марте. До тех пор пенсионерам и школьникам придётся ездить без льгот, оплачивая проезд наличными или банковской картой.

    Другая проблема заключается в том, что проездной не действует без активации в специальном приложении. Купить отдельный физический проездной билет как таковой нельзя. Сперва приобретается транспортная карта, и с помощью мобильного приложения «Транспортная карта» или «Сбербанк Онлайн» она превращается в проездной на нужный срок. Таким образом, для того, чтобы активировать действие проездного, школьникам и пенсионерам необходимо пользоваться личными смартфонами, что в некоторых случаях может вызывать сложности.

    В связи с тем, что проездные карты внезапно стали самым выгодным способом оплаты проезда, в первые дни января в городе возник дефицит транспортных карт. Проблему решили эффектно: транспортные карты доставляли по воздуху. По информации «Сибдепо» 19 января в Кемерово приземлился самолёт с партией из 10000 транспортных карт на борту. В общей сложности администрация Кемерова дозаказала 100 тыс. карт, поступать они будут дважды в неделю. По данным мэрии, на руках у кемеровчан уже свыше 120 тыс. транспортных карт. Правда, учитывая население Кемерова — 550 тыс. человек — дефицит всё равно может сохраниться. 

    Также власти сообщили, что в будущем продаваться транспортные карты будут не только в «Подорожниках» и диспетчерских центрах, но и в других объектах мелкорозничной торговли, например, «Сибирских блинах» и точках продажи прессы «Ёж».

    Помимо этого, введение новых тарифов натолкнулось и на ряд технических трудностей: так, горожане жаловались на то, что далеко не во всех автобусах Кемерова работают валидаторы. Как сообщал информационно-деловой портал «Сибдепо», 15 января, в день введения новых тарифов, пассажирам приходилось отвлекать водителя лишними вопросами и оплатой наличными. Это замедляло движение транспорта, и в целом такая ситуация небезопасна: внимание водителя должно быть сосредоточено на дороге. Позже в мэрии уточнили: если в автобусе не работает валидатор или терминал, а у пассажира нет наличных, то проезд должен быть бесплатным.

    В некоторых случаях водители по своей воле устанавливали единую оплату проезда: жители Кемерова публиковали фотографии из маршруток, в которых рядом с водителем была распечатанная табличка, надпись на которой гласила: «Проезд 25 рублей для всех». Водители этих маршруток принимали оплату в размере 25 руб. и наличными, и по карте. Фото из одного такого автобуса поделились в сообществе «Инцидент Кузбасс». В комментариях под фото жители назвали сразу несколько маршруток, в которых они видели такие таблички: №№ 81Т, 33Т, 31Т, 6Т и 18Т. Как сообщают комментаторы, на вопросы о причинах такой ценовой политики водители отвечали, что это их личное желание. В некоторых случаях за проезд принимали по 30 руб.

    Ещё один способ оптимизации движения общественного транспорта — реформирование маршрутной сети. Сокращая или спрямляя неактуальные маршруты и охватывая новые микрорайоны, можно повысить и качество, и окупаемость работы муниципального транспорта. Для Оренбурга по заказу городской администрации представители местного университета подготовили новый проект маршрутной сети. Для Курска утверждена новая маршрутная сеть, которую введут с 1 июля 2022 года. Йошкар-Ола готовится к изменениям в апреле этого года.

    Виды транспорта: