В Оренбурге снова приближаются к маршрутной реформе

  • Полина Лемешева
    19 января 2022 г. — 17:20
    419
    Иллюстрация: 

    «Оренбургское региональное телевидение (ОРТ)» / media56.ru

    По заказу городской администрации новый проект маршрутной сети Оренбурга подготовили представители местного университета. Обновлённая схема подразумевает оптимизацию и сокращение количества маршрутов общественного транспорта. При этом ранее для города в 2018-2019 годах уже готовили дорогостоящий масштабный проект реформы дорожной системы с проработанными сценариями изменений вплоть до 2032 года.

    Оптимизация сократит количество маршрутов почти на 20% 

    14 января в Оренбурге на заседании транспортной комиссии города представили новый проект маршрутной сети городского пассажирского транспорта. Работу над проектом вели в рамках муниципального контракта стоимостью 1,2 млн руб. специалисты кафедры автомобильного транспорта Оренбургского государственного университета. Заказчиком выступила администрация Оренбурга. В исследованиях были задействованы и профессорско-преподавательский состав кафедры, и студенты.

    Проект предполагает модернизацию маршрутов общественного транспорта: часть уже существующих по этому проекту должны будут сократить, многие изменятся. Также на карту будут добавлены принципиально новые маршруты. Это первый шаг на пути к разработке конкурсных процедур по отбору перевозчиков по регулярным маршрутам в отношении нерегулируемых тарифов, сообщает официальный портал Оренбурга.

    Для создания проекта сотрудниками кафедры проведён детальный анализ потребности населения в транспорте. Также определили актуальные транспортные микрорайоны города. Как выявили в ОГУ, сейчас в Оренбурге работают 58 маршрутов, обслуживающих 338 транспортных микрорайонов, центром которых являются существующие или проектируемые остановочные пункты. 

    Проект сокращает количество маршрутов регулярных перевозок с 58 до 47. Из них только 16 маршрутов останутся без изменений, для 29 предлагается изменение схемы движения. Также новая схема дополняет карту общественного транспорта двумя принципиально новыми маршрутами. Один из них соединит Степной микрорайон Оренбурга и центр города. Он пройдет от торгового комплекса «Медовый» через улицу Рокоссовского до железнодорожного вокзала. Второй предполагаемый маршрут будет кольцевым и пройдет по улице Челюскинцев через улицу Постникова.

    При разработке новой схемы движения исходили из стремления избежать ситуаций, при которых популярные маршруты имеют конечные остановки в центре города. По словам экспертов, это создаёт повышенный уровень загрузки транспортной системы. Другие приоритеты при создании проекта — обеспечение транспортной доступности новым районам города. Для удобства пассажиров постарались по возможности сократить интервалы движения подвижного состава и увеличить количество остановок общественного транспорта.

    Сейчас коллектив кафедры работает над второй частью проекта. Формируются конкретные предложения по необходимым типам и классам транспорта, по количеству единиц подвижного состава и интервалам движения. Детали будут озвучены в феврале этого года.

    При этом пока остаётся неотвеченным вопрос о том, сохранится ли в городе троллейбусное сообщение. На сегодняшний день это единственный оставшийся в городе вид электротранспорта, причём и он находится далеко не в лучшем состоянии: в городе действует всего несколько троллейбусных маршрутов, на некоторых направлениях они уже заменены автобусами. Также пока неизвестен формат оплаты транспортной работы и режим работы маршрутов. Сейчас в Оренбурге после 21 часа общественный транспорт фактически прекращает работу. Отсутствуют в городе и пересадочные тарифы. Если существующая система работы при реформе маршрутной сети останется прежней, то смысла в изменениях будет немного, и одним из наиболее заметных может стать простой передел рынка между перевозчиками.

    Вопрос наведения порядка с пассажирскими перевозками назрел и по условиям безопасности движения. У горожан возникают вопросы к соблюдению водителями оренбургских маршруток правил дорожного движения и управления транспортным средством. 15 января сотрудники Госавтоинспекции провели рейд, в ходе которого выявлено 19 случаев административных правонарушений. В основном речь идёт о незначительных нарушениях: так, в восьми из 19 случаев штрафы выписывались по ст. 11.23 КоАП РФ (нарушение режима труда и отдыха либо отсутствие тахографа). Но в 5 случаях выявлено наличие неисправностей транспортного средства по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ. Ещё 4 водителя не пристегнули ремни безопасности — и были привлечены к административной ответственности по ст. 12.6 КоАП РФ. В двух случаях проблемы возникли с документами: один водитель не имел при себе страховку, а другой — права, сообщает сетевое издание «Новости Оренбурга»

    Старая идея на новый лад? В 2018 году для Оренбурга уже разрабатывали КСОДД

    Интересно, что ранее для Оренбурга уже велась разработка комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД). Ещё в 2018 году компания SIMETRA (ранее «А+С Транспроект») подписала контракт стоимостью 27,5 млн руб. с МБУ «Центр организации дорожного движения города Оренбурга» на разработку программы ежегодных мероприятий на период с 2018 по 2032 годы.

    К услугам экспертов из компании SIMETRA городская администрация обращалась, так как именно благодаря их исследованиям на тот момент уже были реализованы обновления транспортных систем во многих городах России и стран СНГ, в том числе для Грозного, Алматы и Челябинска.

    Прежде, чем разрабатывать проект, специалисты провели всестороннее изучение состояния городской дорожной системы. Был проведён опрос населения с масштабной выборкой: 3000 респондентов. Выявлены и обследованы 64 проблемных перекрёстка города, проведены замеры транспортных и пассажирских потоков и сделана оценка их интенсивности в разное время суток. Также рассчитали, какой нагрузке подвергаются ключевые транспортные узлы.

    К апрелю 2019 был готов «транспортный генплан» с учётом уникальных особенностей Оренбурга, включая узкие улицы в историческом центре. Город получил рекомендации по модернизации и максимально благоприятному и безопасному развитию транспортной инфраструктуры, включая пешеходную, парковочную и велосипедную. 

    В сфере оптимизации работы пассажирского транспорта план предполагал переход на безналичный расчет на единой электронной платформе и запуск системы видеонаблюдения за работой автобусов. Также эксперты разработали новую маршрутную схему, которая должна была помочь сократить среднее время поездки на общественном транспорте и время ожидания на остановках. Учитывалась и необходимость разгрузки городской дорожной сети. В разработанных предложениях также содержались рекомендации о приоритетном использовании подвижного состава большой вместимости, с преимущественно электрической тягой, что в полной мере соответствует мировым тенденциям и положительно влияет на безопасность и комфорт пассажиров.

    Исследование выявило набор обязательных организационных мероприятий, которые нужно было провести в первую очередь. Для максимально комфортного претворения плана в жизнь были разработаны несколько альтернативных сценариев, по которым можно было минимизировать неудобства, возникающие у горожан на первом этапе реформы городской маршрутной сети. 

    Но готовый план так и не был реализован: в 2019-2020 годах продолжалось его обсуждение, в том числе с новым главой города. А после от реализации проекта в предложенном виде и вовсе отказались в связи с резким падением пассажиропотока после введения ограничений из-за распространения эпидемии коронавируса, сделав ставку на минималистичные, «бюджетные», изменения.

    Как итог — в 2021 году Оренбург попал в десятку худших городов страны по качеству общественного транспорта.