В основе сети — троллейбус. Йошкар-Ола перейти готовится весной на новые маршруты

  • Павел Яблоков
    21 января 2022 г. — 18:00
    3373
    Иллюстрация: 

    МЭТР Марий Эл Телерадио / metr12.ru

    Ближайшей весной на новый уровень качества должен перейти общественный транспорт Йошкар-Олы. В городе готовится к запуску новая маршрутная сеть, главное место в которой займёт электротранспорт, который в столице Марий Эл представлен троллейбусами. Существующие маршрутки продолжат работу только до 1 апреля 2022 года.

    10 ноября 2021 года постановлением Правительства Республики Марий Эл № 474 утверждены республиканские Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) на 2021-2031 гг. и Комплексная схема организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ) — важнейшие документы транспортного планирования.

    Полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом перераспределены от органов местного самоуправления городского округа Йошкар-Ола к органам государственной власти Республики Марий Эл Законом Республики Марий Эл № 47-З от 02.11.2020.

    Постановлением Правительства Республики Марий Эл № 319 от 17.08.2021 утверждён Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории городского округа Йошкар-Ола на 2021-2023 гг. Документ планирования предусматривает отмену всех существующих муниципальных маршрутов на территории Йошкар-Олы (восьми троллейбусных и 12 автобусных, причём из последних два не обслуживаются) и установление новых муниципальных маршрутов, существенно расширяющих географию транспортного обслуживания, которые не будут дублировать муниципальные маршруты городского электротранспорта. Троллейбусу в новом Документе планирования отдан приоритет. Из реестра муниципальных маршрутов Йошкар-Олы с 1 апреля 2022 года подлежат исключению маршруты

    • № 1 «Вокзал — ДК им. Ленина»;
    • № 2 «Вишнёвая ул. — 9-й микрорайон»;
    • № 3 «Мясокомбинат — 9-й микрорайон»;
    • № 5 «Мясокомбинат — Транспортная ул.»;
    • № 6 «Транспортная ул. — ул. Гайдара»;
    • № 7 «Мясокомбинат — микрорайон Дубки»;
    • № 10 «3-й микрорайон — ул. Гайдара»;
    • № 11 «Вокзал — микрорайон Сомбатхей»;
    • № 1к «Профессиональная — Республиканская больница — Профессиональная» (кольцевой);
    • № 3к «ул. Я. Крастыня — Туруново»;
    • № 5к «ул. Мышино — Луговая ул.»;
    • № 7к «Вокзал — Новый лесхоз»;
    • № 8к «микрорайон Тарханово — микрорайон Ширяйково»;
    • № 14к «ДК им. Ленина — Туруновское кладбище»;
    • № 17к «Овощевод — ул. Прохорова»;
    • № 21к «ул. Я. Крастыня — микрорайон Звёздный»;
    • № 22к «Профессиональная — микрорайон Сомбатхей — Профессиональная» (кольцевой)»;
    • № 28к «микрорайон Ширяйково — с. Семёновка»;
    • № 34к «Фестивальная ул. — микрорайон Звёздный»;
    • № 40к «сады Ветеран — Туруновское кладбище».

    Научно-исследовательскую работу «Разработка комплексной транспортной схемы межмуниципальных маршрутов Республики Марий Эл и муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах муниципального образования городского округа "Город Йошкар-Ола"» по заданию региональных властей выполнило санкт-петербургское ООО «Дорнадзор». Презентация работы в Правительстве Марий Эл состоялась 23 декабря 2021 года.

    Специалисты «Дорнадзора» строили транспортные модели, рассчитывали подвижной состав и изучали его текущее состояние, общались с жителями и анализировали более 1,5 тыс. анкет, чтобы выявить проблемные точки и очаги нарушений ПДД. Для аналитики использовали модули ГИС и инструменты геокодирования. Разработанная КСОТ содержит предложения по организации новых ТПУ и строительству контактной сети для троллейбусов, а также подробный план-график перехода на регулируемый тариф общественного транспорта, сообщает компания.

    В новую маршрутную сеть вошло 11 троллейбусных и 11 автобусных маршрутов.

    Среди троллейбусных маршрутов девять будут городскими, а два будут уходить в пригород Йошкар-Олы:

    • № м1 «Вокзал — ДК им. Ленина» (аналогично существующему маршруту № 1; восемь троллейбусов в будни и семь в выходные дни);
    • № м2 «Звёздный микрорайон — 9-й микрорайон» (продление действующего маршрута № 2 «Вишнёвая ул. — 9-й микрорайон» по ул. Мира и Звёздной ул. с отменой движения части рейсов через ул. Петрова вместо Воскресенского просп.; 12 троллейбусов в будни и 10 в выходные дни);
    • № 3 «Мясокомбинат — Опытное поле» (продление действующего маршрута № 3 «Мясокомбинат — 9-й микрорайон» по ул. Йивана Кырли, ул. Логинова и ул. Чехова; шесть троллейбусов; движение только в будни);
    • № м5 «Мясокомбинат — Транспортная ул.» (аналогично существующему маршруту № 5; 11 троллейбусов в будни и девять в выходные дни; с 2023 г. — пять троллейбусов ежедневно);
    • № м6 «Транспортная ул. — ул. Гайдара» (изменение действующего маршрута № 6 «Транспортная ул. — ул. Гайдара» с движением по ул. Петрова и бульв. Ураева вместо частей Ленинского просп. и ул. Карла Либкнехта; 11 троллейбусов в будни и девять в выходные дни);
    • № 7 «Мясокомбинат — Вишнёвая ул.» (изменение действующего маршрута № 7 «Мясокомбинат — микрорайон Дубки» с направлением после моста через р. Малую Кокшагу со стороны Мясокомбината по Ленинскому просп., ул. Петрова, ул. Воинов-Интернационалистов, ул. Кирова Ленинскому просп., ул. Лебедева, далее кольцом по ул. Героев Сталинградской битвы, ул. Мира и ул. Лебедева; четыре троллейбуса; движение только в будни);
    • № м8 «Вишнёвая ул. — пос. Медведево» (аналогично действующему маршруту № 8 с отменой движения части рейсов до микрорайона Звёздный; 15 троллейбусов в будни и 12 в выходные дни);
    • № м10 «3-й микрорайон — ул. Гайдара» (аналогично действующему маршруту № 10; восемь троллейбусов ежедневно);
    • № м11 «Вокзал — микрорайон Сомбатхей» (кольцевой; аналогично внутреннему кольцу действующего маршрута № 11; семь троллейбусов в будни и пять в выходные дни);
    • № м12 «Вокзал — микрорайон Сомбатхей» (кольцевой; аналогично внешнему кольцу действующего маршрута № 11; семь троллейбусов в будни и пять в выходные дни);
    • № м15 «Мясокомбинат — микрорайон Фестивальный» (новый маршрут; по трассе маршрута № 5 (ул. Карла Маркса, ул. Панфилова, Первомайской ул., Красноармейской ул.), далее по ул. Йывана Кырли, ул. Баумана, ул. Анникова, Фестивальной ул.; шесть троллейбусов в будни и пять в выходные дни; запуск движения ориентировочно в 2023 г.).

    В новой сети в регулярном движении снова будет задействована законсервированная линия по участку ул. Кирова между Красноармейской ул. и Ленинским просп., пустующая с момента отмены маршрута № 4. Для участка маршрута № м15 от Транспортной ул. до микрорайона Фестивальный необходимо строить контактную сеть или использовать машины на автономном ходу, которых пока в городе нет. В прошлом году Йошкар-Ола получила только 10 «классических» троллейбусов БКМ-321. Также контактная сеть отсутствует в новом микрорайоне на бульв. Ураева и части ул. Петрова между ул. Воинов Интернационалистов и бульв. Ураева, где проложена трасса обновлённого маршрута № м6. Межмуниципальный троллейбусный маршрут № 9 «ул. Подольских Курсантов — Опытное поле» в новую маршрутную сеть не вошёл: вместо него продлён маршрут № 3.

    Городских автобусных маршрутов будет всего пять:

    • № 20 «Мясокомбинат — ул. Чернякова» по ул. Карла Маркса, ул. Панфилова, Советской ул., Пролетарской ул., ул. Машиностроителей, ул. Подольских Курсантов, Транспортной ул., Красноармейской ул., ул. Йывана Кырли, ул. Баумана, ул. Анникова, Западной ул., ул. Васильева, далее кольцом по ул. Яна Крастыня, ул. Прохорова, ул. Чернякова и ул. Некрасова;
    • № с21 «Луговая ул. — Медведевское кладбище» по Советской ул., Пролетарской ул., Комсомольской ул., Ленинскому просп., Первомайской ул., ул. Герцена, ул. Соловьёва, ул. Крылова (один автобус ежедневно);
    • № 22 «микрорайон Ширяйково — сады Ветеран» по ул. Луначарского, ул. Панфилова, Советской ул., ул. Яналова, просп. Гагарина, Ленинскому просп., Первомайской ул., бульв. Победы; пл. Победы, ул. Свердлова и ул. Анциферова (обратно — ул. Машиностроителей), ул. Суворова, ул. Ползунова, Транспортной ул., Школьной ул. (заезд в Тарханово), Транспортной ул. (шесть автобусов в будни и пять в выходные дни);
    • № 23 «ул. Шевцовой — ул. Чернякова» по ул. Воинов-Интернационалистов, ул. Кирова, бульв. Ураева, бульв. 70-летия Победы, Воскресенскому просп., Царьградскому просп., Красноармейской ул., Первомайской ул., бульв. Победы, пл. Победы, ул. Машиностроителей, ул. Баумана (обратно ул. Строителей), ул. Прохорова, далее кольцом по ул. Яна Крастыня, ул. Некрасова, ул. Чернякова и ул. Прохорова (шесть автобусов в будни и пять в выходные дни);
    • № 24 «ул. Галавтеева — ул. 40 лет Октября» по Звёздной ул., ул. Мира, Ленинскому просп., ул. Кирова, бульв. Чавайна, Воскресенскому просп., Царьградскому просп., Советской ул., Ленинскому просп., Первомайской ул., бульв. Победы, пл. Победы, ул. Машиностроителей, Красноармейской ул., Транспортной ул., ул. Димитрова (восемь автобусов в будни и шесть в выходные дни).

    Шесть пригородных маршрутов также будут активно участвовать в городских перевозках:

    • № 50 «Савино — Руэм (Школа)» по ул. Микрорайон, ул. Савино, ул. Данилово, Советской ул., Интернатской ул., Молодёжной ул., Сернурскому тракту, ул. Карла Либкнехта, ул. Мира, бульв. Ураева, бульв. 70-летия Победы, Воскресенскому просп., Водопроводной ул., Комсомольской ул., Красноармейской ул., ул. Йывана Кырли, ул. Логинова, ул. Чехова, Кооперативной ул., ул. Победы (14 автобусов в будни и 12 в выходные дни);
    • № 51 «Туруново-3 — Новый (ул. Строителей)» по дороге вдоль Туруновского кладбища, Ленинградской ул., ул. Мира, ул. Кирова, бульв. Чавайна, ул. Эшкинина, Ленинскому просп., Первомайской ул., бульв. Победы, ул. Машиностроителей, ул. Дружбы, Водопроводной ул. (12 автобусов в будни и восемь в выходные дни);
    • № 52 «Знаменский (ул. Черепанова) — Руэм (Лесная ул.)» по ул. Черепанова, Медицинской ул., ул. Карла Либкнехта, ул. Кирова, Ленинскому просп., просп. Гагарина, ул. Яналова, Советской ул., ул. Карла Маркса, ул. Строителей, ул. Машиностроителей, ул. Терешковой, Советской ул., ул. Чехова, Кооперативной ул., далее кольцом по ул. Шумелёва, Лесной ул., ул. Мосолова (12 автобусов в будни и семь в выходные дни);
    • № 53 «Опытное поле — Семёновка» по ул. Чехова, ул. Гагарина, ул. Ленина, ул. Медведево, Советской ул., ул. Логинова, ул. Йывана Кырли, ул. Строителей, ул. Крылова, ул. Соловьёва, ул. Карла Маркса, ул. Панфилова, Советской ул., ул. Яналова, просп. Гагарина, Ленинскому просп., ул. Эшкинина, бульв. Чавайна, ул. Петрова, Сернурскому тракту, далее кольцом по ул. Карла Либкнехта, Медицинской ул., ул. Черепанова, Заречной ул., ул. Победы, Советской ул., Интернатской ул., Молодёжной ул., Сернурскому тракту (13 автобусов в будни и девять в выходные дни);
    • № 54 «Медведево (пл. Победы) — Семёновка» по ул. Медведево, ул. Мира, ул. Терешковой, ул. Строителей, ул. Йывана Кырли, Козьмодемьянскому тракту, ул. Суворова (обратно также ул. Машиностроителей, ул. Зарубина и ул. Анциферова), ул. Герцена, Первомайской ул., Ленинскому просп., Комсомольской ул., Красноармейской ул., Царьградскому просп., ул. Воинов-Интернационалистов, ул. Петрова, Сернурскому тракту, далее кольцом по Молодёжной ул., Интернатской ул., Советской ул., ул. Победы, Заречной ул., ул. Черепанова, Медицинской ул., ул. Карла Либкнехта (11 автобусов в будни и девять в выходные дни);
    • № с55 «Яметкино — ТЭЦ-2» по ул. Федоскино, Новой ул., ул. Победы, Заречной ул., ул. Черепанова, Знаменскому пос., Ленинградской ул., ул. Мира, ул. Карла Либкнехта, Ленинскому просп., просп. Гагарина, ул. Яналова, Советской ул., ул. Панфилова, ул. Карла Маркса, Кокшайскому пр., ул. Большое Чигашево (два автобуса ежедневно).

    По расчётам ООО «Дорнадзор», троллейбусные перевозки в Йошкар-Оле будут выполняться подвижным составом большого класса (89 в будни и 65 в выходные дни). Интервалы движения на «м»-маршрутах в часы пик составят от четырёх до 10 минут, на маршрутах №№ 3 и 7 будут около 20 минут. Автобусы будут менее вместительны: районные маршруты (без префиксов) будут обслуживаться автобусами среднего класса, а социальные (с префиксом «с» в номере) — машинами малого класса. На районных автобусных маршрутах планируется интервал в часы пик около 10 мин., на социальных — около часа. Всего сеть должны обслуживать 93 автобуса в будни и 69 в выходные дни, из них три — малого класса, остальные — среднего.

    При разработке КСОТ Марий Эл специалисты «Дорнадзора» обследовали 123 междугородных маршрута в республике и 18 муниципальных маршрутов общественного транспорта в Йошкар-Оле.

    Данные о пассажиропотоках и опрос населения позволили выявить проблемные точки и включить мероприятия по их решению в КСОТ. Для наиболее точного определения интенсивности движения транспорта использовались промышленные камеры и радиолокационные радары, позволяющие определить среднюю скорость движения потока и загруженность полос с точностью 95%.

    Подобные работы в крупных городах необходимо проводить регулярно, по мере изменения структуры расселения, появления новых промышленных зон и строительства крупных жилых массивов. Актуализировать работы желательно каждые пять лет, считают проектировщики.

    На основе полученной информации были изучены пешеходная доступность и оснащённость остановочных пунктов, а также проанализированы характеристики маршрутов общественного транспорта, включая дублирование, непрямолинейность, уникальность, связность и охват территории.

    Несмотря на то, что до аннулирования старой маршрутной сети Йошкар-Олы осталось чуть более двух месяцев, допуск перевозчиков на новые городские и ближние пригородные маршруты пока не объявлен.

    В новой маршрутной сети учтён перевод внутриреспубликанских пригородных и междугородных маршрутов на новый автовокзал «Йошкар-Ола» на Ленинском проспекте, открытие которого намечено на 24 января.

    В 2021 году Йошкар-Ола заняла 44-е место в рейтинге городов России по качеству общественного транспорта. На июль этого года планируется реформа маршрутной сети Курска.

    Регионы: 
    Виды транспорта: