Международные поезда в новом сезоне: какие направления ещё могут открыться?

  • Павел Яблоков
    20 июля 2022 г. — 18:20
    14381
    Иллюстрация: 

    «Ковидные» ограничения надолго закрыли границы стран для международных поездов, и заново они открываются гораздо медленнее, чем прекращалось весной 2020 года. Вслед за Абхазией, Беларусью, Казахстаном, Монголией, Киргизией и Узбекистаном с конца августа возобновятся пассажирские прямые поезда между Россией и Таджикистаном.

    Тем не менее, на 2022 / 2023 годы железнодорожники стран бывшего Советского Союза предусмотрели несколько десятков пассажирских трансграничных маршрутов. Часть из них уже разморожено, но многие сохраняются в законсервированном состоянии. Ещё несколько десятков прежних маршрутов исчезли даже из списков для разработки графиков. И как минимум на пару лет отложено восстановление движения до Москвы поездов из Средней Азии.

    Совет по железнодорожному транспорту утвердил международные маршруты

    Бывшее пространство «колеи 1520 мм» после распада Советского Союза нуждалось в координации действий и сохранения бесперебойного процесса грузовых и пассажирских перевозок между странами. Для этого решением глав правительств государств-участников СНГ от 14 февраля 1992 года создан Совет по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества, в который входят железнодорожные администрации Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, также пять железнодорожных администраций (Болгарии, Грузии, Латвии, Финляндии и Ирана) являются ассоциированными членами Совета, а Литва и Эстония участвуют в работе Совета по договорам. В первые годы он собирался по нескольку раз, а в последнее время стабильно два раза в год. В мае этого года состоялось 76-е заседание Совета: на этот раз, в заочном режиме. Как обычно, на первом в году заседании в повестку вопросов вошла и разработка графиков движения пассажирских международных поездов на следующий сезон. Сетевой график железных дорог 2022 / 2023 гг. вступает в действие с 00:00 часов 11 декабря 2022 года. Протокол заседания подписан 15 июня председателем Совета, генеральным директором — председателем правления ОАО «РЖД» по согласованию с остальными членами Совета, часть из которых выразили свои особые мнения по некоторым вопросам, не затрагивающим пассажирские перевозки.

    Семидесятым заседанием Совета для разработки графика движения на 2019 / 2020 годы предусматривалось 119 пар международных поездов, 25 пар пригородных поездов и 105 маршрутов прицепных и беспересадочных вагонов. В связи с пандемией коронавируса на 2020 / 2021 годы было решено новый график не разрабатывать, а продлить действие предыдущего. Свод пассажирских поездов на 2021 / 2022 год «похудел» не столь значительно — до 108 пар поездов дальнего следования, 24 пар пригородных поездов и 70 маршрутов прицепных и беспересадочных вагонов. Однако на момент его подписания лишь по считанным направлениям реально выполнялись перевозки. На этом фоне перечень маршрутов 2022 / 2023 годов заметно скромнее: 68 пар поездов дальнего следования, 12 пар пригородных поездов и 38 маршрутов прицепных и беспересадочных вагонов. В это число не вошли маршруты, проходящие через границу с Украиной (таковых 22 дальнего следования, 10 беспересадочных и восемь пригородных). Письмом от 03.05.2022 № Ц/88/853-22 железнодорожная администрация Украины официально уведомила о приостановке своего членства в Совете, поэтому в отсутствие голоса УЖД списки маршрутов технически сохранили в неизменном виде, что называется, «для сведения», хотя вероятность выполнения перевозок по этим направлениям в ближайшее время близка к нулю. Но и вместе с «украинскими» поездами список маршрутов для нового графика заметно меньше прежнего: от многих направлений отказались даже на перспективу с учётом изменения пассажиропотоков, возраста и численности вагонного парка государств. Старение вагонного парка потребовало внесение изменений в Положение о фирменном поезде и фирменной группе вагонов в международном пассажирском сообщении. Если раньше такие составы формировались из вагонов не старше 15 лет постройки, то теперь в отдельных случаях по результатам комиссионной проверки (аттестационной комиссии) допускается срок службы не более 20 лет после постройки.

    Для железнодорожников ряда стран закрытие границ оставило их почти без работы: во внутригосударственном сообщении потребность в поездах дальнего следования на железных дорогах Киргизии, Узбекистана и Таджикистана значительно меньше, чем в международном сообщении. Приостановка маршрутов на два года привела к сокращению персонала и вагонного парка, поэтому в прежних объёмах возобновлять перевозки затруднительно. Если раньше большинство маршрутов из стран бывшего СНГ в Россию шло до Москвы, то теперь конечными пунктами стали Волгоград, Самара и Казань. Таким способом удаётся решить сразу несколько проблемных вопросов. За счёт сокращения протяжённости маршрутов удаётся улучшить санитарное состояние поездов и уменьшить потребность в ресурсах: вагонах и персонале. Для РЖД уменьшается дублирование международных маршрутов с внутрироссийскими. Ещё один веский довод записан в решении заседания Совета, и он же определяет, что восстановленные маршруты до Москвы доберутся не ранее, чем через два года. Восстановление сообщения между столицей России и столицами Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана будет предусмотрено после окончания проведения реконструкции Московского железнодорожного узла при разработке нормативов графика движения поездов на 2024 / 2025 годы.

    Ближайшие восстановления маршрутов

    Пока же ближайшими перспективами возобновления международного сообщения является запуск уже в июле дополнительных поездов между Москвой и Калининградом, а с конца августа восстановление поездов из Таджикистана в Россию.

    С 21 июля в связи с возросшей популярностью курортов Калининградской области и большим спросом на билеты в сообщении с Калининградом холдинг «РЖД» по согласованию с администрациями Литовской и Белорусской железных дорог назначил дополнительные поезда №№ 148 / 147 сообщением Калининград — Москва. Они будут отправляться три раза в неделю: из Калининграда в 16:03 по понедельникам, четвергам и воскресеньям с 21 июля по 25 сентября с прибытием на Белорусский вокзал Москвы в 16:19 следующих суток и из Москвы в 22:58 по понедельникам, вторникам и пятницам с 22 июля по 26 сентября с прибытием в Калининград на следующие сутки в 18:34.

    Также в сообщении с Калининградом продолжают курсировать поезда №№ 29 / 30 «Янтарь» Москва — Калининград, №№ 79 / 80 Санкт-Петербург — Калининград и №№ 359 / 360 Адлер — Калининград. Российские поезда по-прежнему следуют через Литву транзитом без права посадки и высадки пассажиров на территории этого государства с сохранением квоты мест не более 250 пассажиров в одном составе, сообщает АО «РЖД».

    В соответствии с уведомлением ГУП «Рохи Охани Точикистон» (железные дороги Таджикистана), прерванное с 17 марта 2020 года железнодорожное пассажирское сообщение будет возобновлено с 30 августа. Пока что расписанием предусмотрено два еженедельных маршрута:

    • №№ 329 / 330 Душанбе — Волгоград отправлением один раз в неделю из Душанбе с 30 августа по вторникам, из Волгограда — со 2 сентября по пятницам;
    • №№ 359 / 360 Худжанд — Волгоград отправлением из Худжанда с 7 сентября по средам, из Волгограда — с 10 сентября по субботам.

    Продажа билетов будет открыта в ближайшее время, информирует Федеральная пассажирская компания

    Какие поезда войдут в график 2022 / 2023?

    В перечни маршрутов поездов дальнего следования, пригородных поездов и беспересадочных вагонов вошли как уже возобновлённые направления, так и те, которые ещё могут быть восстановлены. Для них указана максимальная периодичность движения, которую следует предусматривать в сетевом расписании, оставляя «нитки» для международных поездов: в реальности поезда могут курсировать реже или не назначаться вовсе. В то же время несколько неежедневных маршрутов могут следовать на общем участке одинаковым расписанием по разным дням.

    Границу зоны обслуживания РЖД с сопредельными государствами продолжат пересекать поезда:

    • №№ 2 / 1 «Беларусь» Минск — Москва (круглогодично ежедневно);
    • №№ 4 / 3 Брест — Москва (круглогодично через день) с вагонами Гродно — Москва;
    • №№ 5 / 6 Ташкент — Самара (круглогодично; в январе, декабре и летом один раз в неделю, в остальные месяцы два раза в неделю);
    • №№ 7 / 8 Москва — Брест (круглогодично через день) с вагонами Гродно — Москва;
    • №№ 17 / 18 Бишкек — Самара (круглогодично два раза в неделю);
    • №№ 28 / 27 Брест — Москва (круглогодично ежедневно);
    • №№ 30 / 29 «Янтарь» Калининград — Москва (круглогодично ежедневно);
    • №№ 52 / 51 Брест — Санкт-Петербург (круглогодично ежедневно) с вагонами Минск — Санкт-Петербург;
    • №№ 56 / 55 Гомель — Москва (круглогодично ежедневно) с вагонами Полоцк — Москва;
    • №№ 66 / 65 Минск — Мурманск (круглогодично, один раз в неделю) с вагонами Мурманск — Новосокольники и летом Псков — Мурманск;
    • №№ 80 / 79 Калининград — Санкт-Петербург (круглогодично, четыре раза в неделю);
    • №№ 83 / 84 Гомель / Гродно — Санкт-Петербург (круглогодично ежедневно);
    • №№ 83 / 84 Караганды — Самара (круглогодично через день) с вагонами Петропавловск — Санкт-Петербург;
    • №№ 113 / 114 Алматы — Казань (круглогодично один раз в неделю; на участке Шу — Казань — с вагонами сообщением Бишкек — Казань (поезда №№ 305 / 306 Бишкек — Шу));
    • №№ 145 / 146 Караганды — Омск (круглогодично, три раза в неделю, при снижении пассажиропотока в осенне-зимний период — два раза в неделю);
    • №№ 148 / 147 Калининград — Москва (круглогодично по датам);
    • №№ 235 / 236 Брест — Москва (по указанию);
    • №№ 240 / 239 Полоцк — Москва (по указанию);
    • №№ 250 / 249 Минск — Санкт-Петербург (по указанию);
    • №№ 302 / 301 Минск — Адлер с вагонами Гомель — Адлер (круглогодично через день);
    • №№ 324 / 323 Ташкент — Волгоград (круглогодично; в январе и летом один раз в неделю, в остальные месяцы — два раза) с вагонами Нукус — Волгоград;
    • №№ 329 / 330 Душанбе — Волгоград (круглогодично два раза в неделю и третий раз в неделю по согласованию);
    • №№ 359 / 360 Худжанд — Волгоград (круглогодично один раз в неделю);
    • №№ 360 / 359 Калининград — Адлер (круглогодично через день) с вагонами Брянск — Адлер, Смоленск — Адлер и Калининград — Анапа;
    • №№ 385 / 386 Бишкек — Новосибирск (круглогодично один раз в восемь дней);
    • №№ 390 / 389 Минск — Анапа (летний, один раз в четыре дня) с вагонами Гомель — Анапа;
    • №№ 625 / 626 Атырау — Астрахань (круглогодично через день) с вагонами Мангистау — Астрахань;
    • №№ 717 / 718 Москва — Минск («Ласточка»; круглогодично ежедневно);
    • №№ 721 / 722 Москва — Минск («Ласточка»; круглогодично ежедневно);
    • №№ 6117 / 6120 Рубцовск — Локоть (ежедневно);
    • №№ 6119 / 6118 Алейская — Локоть (ежедневно);
    • №№ 6754 / 6753 Оренбург — Илецк (ежедневно);
    • №№ 6973 / 6974 Петропавловск — Исилькуль (ежедневно);
    • №№ 6975 / 6976 Петропавловск — Петухово (ежедневно);
    • №№ 6979 / 6980 Петропавловск — Исилькуль (ежедневно).

    Также предусмотрена возможность возобновления курсирования поездов:

    • №№ 7 / 8 Алматы — Саратов (круглогодично через день, при снижении пассажиропотока — один раз в четыре дня; КЗХ) с вагонами Алматы — Уральск;
    • №№ 32 / 31 Москва — Хельсинки (круглогодично; летом ежедневно, зимой шесть раз в неделю);
    • №№ 34 / 33 Москва — Санкт-Петербург — Таллинн (круглогодично; летом и в праздники ежедневно, в остальное время три раза в неделю) с вагонами Москва — Санкт-Петербург;
    • №№ 149 / 150 Андижан — Самара (круглогодично; в январе, декабре и летом один раз в неделю, в остальные месяцы два раза в неделю);
    • №№ 182 / 181 Рига — Москва (круглогодично ежедневно);
    • №№ 229 / 230 Смоленск — Санкт-Петербург (по указанию);
    • №№ 295 / 296 Москва — Брест (по указанию) с вагонами Москва — Прага;
    • №№ 301 / 302 Алматы — Новосибирск (круглогодично через день; при снижении пассажиропотока в осенне-зимний период —один раз в четыре дня; КЗХ);
    • №№ 315 / 316 Ташкент — Казань (круглогодично один раз в неделю);
    • №№ 319 / 320 Куляб — Волгоград (круглогодично, один раз в неделю);
    • №№ 334 / 333 Ташкент — Саратов (круглогодично один раз в неделю) с вагонами Нукус — Саратов;
    • №№ 349 / 350 Ташкент — Астрахань (с октября по март один раз в неделю) с вагонами Термез — Астрахань;
    • №№ 355 / 356 Баку – Астрахань (круглогодично через день; Азербайджанские железные дороги);
    • №№ 369 / 370 Ташкент — Новосибирск (круглогодично; зимой и летом один раз в восемь дней, весной и осенью один раз в четыре дня);
    • №№ 381 / 382 Ташкент — Уфа (круглогодично один раз в неделю);
    • №№ 426 / 425 Калининград — Челябинск (летний, один раз в неделю) с вагонами Самара — Калининград;
    • №№ 238 / 237 Брест — Москва (по указанию);
    • №№ 781 / 782 «Аллегро» Санкт-Петербург — Хельсинки (круглогодично ежедневно);
    • №№ 783 / 784 «Аллегро» Санкт-Петербург — Хельсинки (круглогодично ежедневно);
    • №№ 785 / 786 «Аллегро» Санкт-Петербург — Хельсинки (круглогодично ежедневно);
    • №№ 787 / 788 «Аллегро» Санкт-Петербург — Хельсинки (круглогодично ежедневно);
    • №№ 6184 / 6183 Орша — Красное (ежедневно);
    • №№ 6186 / 6185 Орша — Красное (ежедневно);
    • №№ 6545 / 6546 Кричев — Сураж (ежедневно);
    • №№ 6641 / 6644 Витебск — Рудня (ежедневно);
    • №№ 6643 / 6646 Витебск — Рудня (четыре раза в неделю);
    • №№ 6814 / 6813 Костанай — Троицк (три раза в неделю);
    • №№ 6871 / 6872 Уральск — Озинки (пять раз в неделю);
    • №№ 6997 / 6998 Тобол — Карталы (пять раз в неделю).

    За пределами России предусмотрено движение железнодорожных поездов участников Содружества:

    • №№ 1 / 2 Алматы — Ташкент;
    • №№ 38 / 37 Баку — Тбилиси;
    • №№ 202 / 201 «Армения» Ереван — Батуми (летний);
    • №№ 251 / 252 Самарканд — Нур-Султан;
    • №№ 367 / 368 Душанбе — Канибадам (по указанию);
    • №№ 389 / 390 Хатлон — Канибадам (по указанию);
    • №№ 372 / 371 Ереван — Тбилиси;
    • №№ 455 / 456 Ташкент — Рыбачье;
    • №№ 647 / 648 Нукус — Бейнеу;
    • №№ 801 / 802 Минск — Вильнюс;
    • №№ 805 / 806 Минск — Вильнюс;
    • №№ 809 / 810 Минск — Вильнюс;
    • новые поезда Караганды — Самарканд (круглогодично два раза в неделю).

    Сопредельные с Россией железные дороги Монголии и Китая не являются членами-участниками Совета по железнодорожному транспорту, поэтому вопросы организации пассажирских перевозок с ними обсуждаются отдельно. Кроме того, границы государств не всегда совпадают с границами обслуживания государственных железных дорог. Участок длиной 180 км, проходящий по территории Северо-Казахстанской области Казахстана, включая станцию в областном центре, находится под управлением российских железнодорожников. Но более двух лет остановка поездов была только технической из-за пандемийных ограничений. В свою очередь, с начала 1990-х годов под управлением «Казахстан Темир Жолы» находится станция Илецк 1 в Соль-Илецке Оренбургской области России и прилегающий к ней участок железной дороги до российско-казахской границы. Соотвественно, такие поезда с точки зрения организации маршрутного движения не являются международными и в международный свод поездов не входят. В то же время в нём учтены внутригосударственные поезда №№ 15 / 16 Алматы — Петропавловск, №№ 75 / 76 Кызылорда — Петропавловск, №№ 105 / 106 Алматы — Петропавловск, №№ 623 / 624 Нур-Султан — Петропавловск (с вагонами Нур-Султан — Кзыл-Ту) Казахстанских железных дорог, заходящие на инфраструктуру РЖД.

    Сетевой график железных дорог 2021 / 2022 годов действует с 12 декабря 2021 года.

    Виды транспорта: