автора
Почти на шесть лет позже Москвы на брутто-контракты переводится и общественный транспорт Санкт-Петербурга. Как и в столице страны, пока что без заключения контрактов обошлись петербургские госпредприятия, обслуживающие маршруты трамваев, троллейбусов и автобусов. Многочисленные ПАЗики-«кашки» уходят в историю, заменяясь новыми автобусами, работающими по регулируемым тарифам. Запуск обновлённой сети будет проходить в три этапа, первый из которых стартует 1 апреля.
В апреле-июле 2022 года несколько десятков автобусных маршрутов Санкт-Петербурга станут обслуживаться частными перевозчиками на основании брутто-контрактов по единым городским билетам. Льготные категории пассажиров смогут воспользоваться правом бесплатного проезда. На этом в северной столице должна закончиться история вида перевозок, известного как «маршрутное такси», в нынешнем обличье сформировавшегося в «лихие 90-е». TR.ru —Транспорт в России попытался разобраться в масштабах происходящей «бархатной революции» петербургского наземного транспорта.
Всего по брутто-контрактам разыграно 347 маршрутов, на которых должен работать 2801 автобус. Для сравнения, в 2015-2016 году при запуске «Новой модели транспортного обслуживания» в Москве системой брутто-контрактов охватили всего 211 маршрутов с примерно 2000 автобусов. Часть маршрутов и ранее уже обслуживалась частными перевозчиками по регулируемым тарифам, но система оплаты транспортной работы была более простой, а контракты не такими долгосрочными.
Все автобусы, работающие по петербургским контрактам, должны быть достаточно новыми: первичное оформление ПТС или ЭПТС должно быть не ранее 2021 года. Машины должны использовать один из трёх видов топлива: дизельное, компримированный природный газ (КПГ) и сжиженный природный газ (СПГ). При этом конкретный тип подвижного состава и вид топлива для каждого маршрута определены госконтрактами.
Для розыгрыша обновлённой маршрутной сети летом 2021 года было объявлено 20 аукционов общей начальной стоимостью контрактов 194,198 млрд руб. Торги позволили сэкономить часть средств: контракты с перевозчиками заключены на сумму 191,0496 млрд руб. Стоимость самого небольшого контракта — 361,152 млн руб. А самый крупный «потянул» на 24,60157 млрд руб.
Наиболее крупным держателем контрактов стало ООО «Вест-Сервис», представляющее Национальную транспортную ассоциацию (холдинг «Питеравто»): в активе компании пять контрактов на общую сумму 86,494 млрд руб. ООО «Вест-Сервис» должно обслуживать 167 маршрутов, на которых предусмотрена работа 1289 автобусов. 75 маршрутов должны обслуживаться 783 автобусами большого класса (в том числе на 20 маршрутах должны работать 122 автобуса на КПГ), 91 маршрут — 504 автобусами среднего класса (в том числе 27 маршрутов на КПГ — 104 машинами) и ещё один маршрут — двумя автобусами малого класса.
Следующим по значимости перевозчиком на ближайшие годы будет АО «Третий парк», получившее четыре контракта на общую сумму 63,474 млрд руб. Оно будет обслуживать 113 маршрутов 905 автобусами. На 64 маршрутах будет работать 640 автобусов большого класса (в том числе на четырёх из них — 64 машины на КПГ), ещё 41 маршрут будет обслуживаться 261 автобусом среднего класса на СПГ и восемь маршрутов — четырьмя машинами малого класса.
ООО «Домтрансавто», входящее в «подмосковную» группу компаний «Ранд-Транс», дебютирует на маршрутах Петербурга. Компания записала в свой актив четыре контракта на общую сумму 37,344 млрд руб., что позволит обслуживать 56 маршрутов 535 автобусами. Из них 31 маршрут будет обслуживаться 369 автобусами большого класса (три маршрута — 66 автобусами на КПГ, остальная техника будет на СПГ), ещё 25 маршрутов — 166 автобусами среднего класса на СПГ.
ООО «Такси» получило больше всего контрактов — семь, но по самым небольшим лотам, поэтому общая доля их составила всего 1,96% от суммы всех контрактов: 3,737 млрд руб. Перевозчик будет обслуживать 11 маршрутов 72 автобусами: на 10 направлениях будет работать 71 автобус среднего класса, а один маршрут будет обслуживаться единственным микроавтобусом.
Контракты предусматривают работу на каждом из маршрутов в течение ровно шести лет. При этом в 10 «крупных» контрактах стоимостью 15-24 млрд руб. содержатся маршруты, начинающие или заканчивающие работать в любом из трёх предусмотренных этапов перезапуска маршрутной сети. По более мелким контрактам стоимостью около 1 млрд руб. или ниже начало обслуживания маршрутов назначено на 15 июля этого года. При этом в «миноритарных» лотах отсутствуют маршруты, для обслуживания которых понадобились бы автобусы большого класса. Тем не менее, строгие правила проведения аукционов, особенно в части наличия необходимых банковских гарантий, привели к тому, что и на этот сегмент рынка было не так много желающих. Большинство из 10 «малых» лотов (семь) взяла компания ООО «Такси». Ещё три забрали компании «большой тройки»: два — ООО «Домтрансавто» и один — АО «Третий парк».
Ещё при подаче заявок и городское транспортное руководство, и все потенциальные перевозчики точно знали, когда им предстоит начать работу. Все маршруты, начинающие работать 1 апреля 2022 года, будут работать по 31 марта 2028 года включительно. Маршруты, запускаемые с 1 июня 2022 года, будут работать по 31 мая 2028 года. Маршруты, запускаемые с 15 июля 2022 года, будут перевозить пассажиров вплоть до 14 июля 2028 года. В Москве крайняя дата начала перевозок по контрактам была «плавающей» и зависела от даты заключения контрактов, отстоя от неё на шесть месяцев вперёд. Поэтому в столице и в 2016 году, и позднее в 2021 году возникали проблемы с необходимостью запускать какие-то части маршрутов с разницей порой в один день. В Санкт-Петербурге изначально всю информационную кампанию и всю логику изменений маршрутной сети, включая запуск новых и прекращение работы старых маршрутов, свели к трём датам.
С 1 апреля начинают работу 97 маршрутов (45 — АО «Третий парк», 39 — ООО «Вест-Сервис» и 13 — ООО «Домтрансавто»). На всех них будут работать только автобусы большого и среднего класса на СПГ (всего 864 машины). Тем временем в городе готовят дополнительные мощности для заправки автобусов, использующих КПГ в качестве топлива.
С 1 июня начнут работу 94 маршрута (10 — АО «Третий парк», 66 — ООО «Вест-Сервис» и 18 — ООО «Домтрансавто») с 693 автобусами.
С 15 июля запланирован запуск работы перевозчиков по самой крупной части контрактов — 156 маршрутов (58 — АО «Третий парк», 62 — ООО «Вест-Сервис», 25 — ООО «Домтрансавто» и 11 — ООО «Такси») с 1244 автобусами. Последним из четырёх перевозчиков к работе по контрактам приступит ООО «Такси». Таким образом, после 15 июля этого года городской транспорт Санкт-Петербурга должен полностью перейти на регулируемые тарифы с предоставлением пассажирам всех полагающихся им льгот.
Большинство «контрактных» автобусных маршрутов будет работать по одинаковым расписаниям круглогодично. При этом, как правило, расписания на будние и выходные дни предусмотрено разным. Также петербургские транспортники чётко придерживаются правила «один маршрут — одна трасса», вытекающего из определения маршрута регулярных перевозок, данного Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Поэтому укороченные, продлённые, либо модифицированные объездами или заездами трассы уже являются отдельными маршрутами, часть из которых могут быть нужны только несколько раз в сутки и выполняться машинами с «основного» маршрута.
Также часть автобусов в течение дня может переключаться между маршрутами. Несколько маршрутов будут работать только в одном направлении. Обратно те же самые автобусы будут следовать под другим номером. Сделано это для того, чтобы маршруты со сложными трассами не встречались в разных направлениях на одних и тех же посадочных площадках. Так, маршруту № 104 «ул. Жени Егоровой — метро «Парнас» пару составляет маршрут № 148 «метро «Парнас — ул. Жени Егоровой», маршруту № 307 «г. Сестрорецк, Курортная ул. — ж.-д. станция Горская» — маршрут № 309 «ж.-д. станция Горская — г. Сестрорецк, Курортная ул.», маршруту № 311 «г. Сестрорецк, Курортная ул. — г. Сестрорецк, ул. Володарского» — маршрут № 312 «г. Сестрорецк, ул. Володарского — г. Сестрорецк, Курортная ул.», а маршруту № 134А «Лахтинский разлив — Репищева ул.» — маршрут № 134Б «Репищева ул. — Лахтинский разлив».
Один из курьёзных случаев произошёл с маршрутом № 458, который, согласно аукционной документации, должен обслуживаться автобусом, переключаемым с маршрута № 458А. Но тот оказался мало того, что в другом разыгрываемом лоте, но и вообще у другого перевозчика.
На некоторых «дачных» направлениях перевозки будут выполняться лишь с 15 апреля по 15 ноября включительно, либо в выходные дни. Поэтому на это время у части «основных» маршрутов выпуск по пятницам и выходным дням сокращён. Несколько маршрутов (№№ 18, 35, 58, 113, 205, 335, 458) будет работать только в будни или (№№ 109А, 415ш) по будням и субботам.
Главной задачей реформирования маршрутной сети на этапе запуска брутто-контрактов, по всей видимости, значилось сохранение основных «коммерческих» маршрутов, но уже по регулируемым тарифам. На самых загруженных и протяжённых маршрутах может работать до 30 автобусов большого класса. Определённое устранение дублирующих маршрутов тоже произошло. В то же время, «чистка» не затронула малодеятельные маршруты, которые с минимальным количеством рейсом оказались и в новых контрактах. Так, брутто-контракты не помешали продлить жизнь существующему с прошлого века маршруту № 35, расписание которого за десятилетия эволюции «схлопнулось» до трёх рейсов только по будням в часы пик.
Изменения нумерации маршрутов в основном коснулись исключения префикса «К-» у бывших маршрутов по нерегулируемым тарифам. Поскольку маршруты с такими же цифрами, но без префикса, как правило, уже есть, то заменам «кашек» подобрали максимально похожие номера. Так, преемник маршрута № К-90 получил № 290. Также в обновлённой маршрутной сети будет заметное количество маршрутов с дополнительными литерами «А», «Б» и другими после цифровой части номера. Никакой сверхзадачи, подобной московскому делению нумерации «по секторам», в петербургской реформе не заложено.
Объёмы работы, выполняемой перевозчиками, учитываются в километрах. Параметры обслуживания маршрутов регулируются приложением к контракту. Часть маршрутов должна работать по интервалам. В этом случае приложением к контракту устанавливается расписание движения в виде интервалов отправления из начального (конечного) пункта. Для малодеятельных маршрутов расписание движения транспортных средств указывается в виде времени отправления автобусов от каждого остановочного пункта.
Интервальные расписания у петербургских маршрутов устроены таким образом, что интервал отправления может меняться от рейса к рейсу. Сами интервалы могут иметь любое значение: никаких «тактовых» интервалов с «круглыми» значениями типа 10, 12, 15, 20, 30 минут, как в московских контрактах образца 2021 года, позволяющих установить отправления автобусов в одинаковые минуты каждого часа, нет и в помине.
Вся выручка проездной платы в полном объёме поступает в городской бюджет, а не компаниям-перевозчикам. Все деньги, которые пассажиры вносят в качестве оплаты за проезд, получает город. Работа компаний-перевозчиков оплачивается уже из бюджета только за километры выполненной транспортной работы. Благодаря такой схеме основное внимание перевозчиков и водителей концентрируется не на сборе максимальной выручки, а на точном соблюдении расписания движения и правил движения на дорогах.
За соблюдением условий госконтрактов планируется установить строгий контроль. Контрактами определено 37 видов нарушений, по которым могут быть штрафные санкции. Если их размер достигнет определённой критической величины от суммы контракта, контракт может быть расторгнут.
Для обеспечения контроля пригодится весь арсенал технической начинки, которой будут оснащены новые автобусы.
Также контрактами определены единые требования к мужской и женской форменной одежде водителей. В дни праздников, среди которых День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (27 января), День защитника Отечества (23 февраля), Международный женский день (8 марта), Праздник весны и труда (1 мая), День Победы (9 мая), День города Санкт-Петербург (последние выходные мая), День России (12 июня), День работника автомобильного и городского электрического транспорта (последнее воскресенье октября), День народного единства (4 ноября), водителями должна надеваться парадная форма.
Первое, что будет бросаться пассажирам в глаза ещё до выбора маршрута поездки, — это количество автобусов лазурного цвета разных размеров и моделей. В ходе обновления автобусного парка частных перевозчиков таковых станет больше почти на три тысячи. Герб Санкт-Петербурга будет заметен на всех машинах. А в дополнение к нему на автобусе обязательно будет присутствовать название самой компании-перевозчика.
Все автобусы, используемые перевозчиками для исполнения госконтрактов, делятся на три типа по вместимости (малый, средний и большой класс).
Автобусы большого класса должны вмещать не менее 80 пассажиров, из них минимум 22 должны ехать сидя. 1792 машины должны обслуживать 170 маршрутов (143 — 1525 автобусами на СПГ, 27 — 267 на КПГ).
Каждый из 1002 автобусов среднего класса должны вмещать не менее 49 пассажиров, из которых минимум 22 могли бы ехать сидя. Их можно будет встретить на 167 маршрутах (140 с 898 автобусами на СПГ, 27 со 104 автобусами — на КПГ)
На дизельном топливе по новым контрактам будут работать только микроавтобусы, доля которых в общем объёме крайне мала: всего семь машин по 10 маршрутам (в районе Зеленогорска микроавтобусы в течение дня будут переключаться на разные трассы). В них должно вмещаться не менее 19 пассажиров с не менее чем 14 посадочными местами.
Большое внимание при организации новых социальных перевозок уделяется внешнему и внутреннему оформлению транспорта, системам информирования пассажиров, оборудованию автоматическими комплекса контроля и мониторинга, климат-контролю. Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга разработан подробный регламент информационного обеспечения подвижного состава наземного транспорта, который надлежит соблюдать и перевозчикам-контрактникам. В частности, правилами визуализации текстовой информации на указателях маршрутов и внутрисалонных информационных табло регламентированы даже допустимые сокращения статусных слов. На бортах транспортных средствах в передней части кузова должны быть размещены стикеры с гербом Санкт-Петербурга. А вот размещение рекламы на автобусах запрещено.
Требования к автобусам регламентируют расположение и содержимое всего и вся внутри автобусов, сверху донизу. Настил пола и аппарели должен быть с противоскользящим эффектом. В салоне должны быть аварийный люк и современная система пожаротушения. Система климат-контроля должна поддерживать фиксированную комфортную температуру в салоне.
В автобусах всех классов вместимости должно быть не менее одного места, оборудованного для размещения инвалидов в креслах-колясках. Уровень пола без применения системы книлинга не должен быть выше 340 мм. Класс экологической безопасности не ниже Евро-5. Цвет окраса автобусов тоже стандартизирован: все петербургские автобусы должны быть лазурными (RAL 2107035).
Маршрутные указатели на автобусах должны быть светодиодными, которые будет легко увидеть в тёмное время суток. А в самом салоне обязательным является наличие электронного табло с бегущей строкой, информирующей о времени, температуре в салоне и на остановках. Кроме того, остановки должен объявлять автоинформатор. Звуковая коммерческая реклама категорически запрещена. У автобусов, включая малый класс, должна быть механическая аппарель для помощи в посадки и высадке маломобильных пассажиров.
Все автобусы должны иметь систему навигации ГЛОНАСС, «тревожную кнопку» в отсеке водителя, оборудование подсчёта пассажиропотока (по комплекту на каждую дверь) и комплект видеокамер (восемь в салоне автобуса большого класса, шесть в автобусе среднего класса и три в салоне микроавтобуса). В салоне автобусов должны быть установлены стационарные терминалы оплаты проезда с функцией приёма бесконтактных банковских технологий: по одному у каждой двери, при этом хотя бы один из них должен быть с функцией приёма QR-кодов.
Требованиям петербургских контрактов удовлетворяет продукция нескольких производителей автобусов в странах Таможенного союза.
Выбор ООО «Домтрансавто» в части автобусов большого класса на СПГ пал на МАЗ-203.945.
ООО «Вест-Сервис» холдинга «Питеравто» в качестве автобусов на СПГ приобретает продукцию «Бакулин Мотор Групп», входящее в Национальную транспортнаю ассоциацию, в том числе автобусы большого класса Volgabus-5270.G4 и Volgabus-5270.G2, часть из которых работает на СПГ, а остальные на КПГ.
АО «Третий парк» среди автобусов среднего класса выбрало МАЗ-206.945, работающие на СПГ, в качестве машин большого класса — ЛиАЗ-5292.67 на СПГ, а также НефАЗ-5299-40-57 как на СПГ, так и на КПГ.
Новые тарифы на проезд в городском транспорте Санкт-Петербурга введены ещё с 1 января этого года. Но некоторые опции тарифного меню образца 2022 года начинают действовать лишь одновременно с запуском реформы. Оплатить проезд можно будет всеми видами действующих электронных проездных (включая льготные, школьные и студенческие), бесконтактной банковской картой или разовым QR-билетом.
Самые выгодные цены на поездки в метро и наземном городском транспорте предложены пользователям Единой карты петербуржца (ЕКП), бюджетникам и тем, кто оплачивает проезд с помощью мобильных приложений. Туристам и гостям города приходится платить больше.
С 1 января 2022 г. стоимость разовой поездки в метро составляет 65 руб., а на наземном городском транспорте — 60 руб. При оплате картой «Подорожник» стоимость ниже: 45 и 40 руб. соответственно. Пользователи карт платёжной системы «МИР» могут платить за проезд 44 руб., а если расплачиваться токенизированной банковской картой (с помощью смартфона) с использованием технологии NFC, то через приложение за поездку спишут всего 41 руб. По ЕКП стоимость проезда 35 руб., а при использовании Mir Pay — 31 руб.
С 1 апреля вступают в силу сразу два нововведения в системе оплаты проезда в наземном общественном транспорте. Во-первых, в городе начнёт действовать специальная система тарифов «60 минут» для поездок с пересадками. Первая поездка на любом социальном маршруте наземного транспорта будет стоить 40 руб., а вторая — всего 10 руб. Третья и последующие поездки при пересадке в течение этого же часа будут для пассажиров бесплатными.
Кроме того, единый городской тариф будет установлен по всей городской и пригородной маршрутной сети Большого Петербурга: 60 руб. за одну поездку по разовому билету и 40 руб. при оплате поездки картой «Подорожник». Ранее действовавшие участковый и километровый тарифы, приводившие к повышенным издержкам пассажиров городов и пригородов в составе Большого Петербурга: Петергофа, Ломоносова, Зеленогорска и других, по мере перевода маршрутов на работу по контрактам, упраздняются.
Изменение тарифной политики приведёт и к тому, что в автобусах, работающих по контрактам, в отличие от «маршруток», не будет кондукторов. Автобусы на остановках будут открывать все двери для входа и выхода пассажиров. Пассажиры должны будут самостоятельно оплатить проезд сразу после входа в салон.
На первом этапе реформы маршрутной сети вместо 33 упраздняемых маршрутов по нерегулируемым тарифам и трёх по регулируемым тарифам вводятся 24 новых маршрута по регулируемым тарифам, работа ещё трёх восстанавливается. Также изменены трассы 16 маршрутов.
С 1 апреля открываются 24 новых маршрута:
Восстанавливается движение трёх маршрутов:
Отменены маршруты по регулируемым тарифам («социальные»):
Помимо маршрутов, заменённых новыми маршрутами по регулируемым тарифам, как дублирующие отменены маршруты по нерегулируемым тарифам («коммерческие»):
Изменена трасса 16 маршрутов:
Одновременно усилены маршруты №№ 68, 85, 88, 89, 99, 112, 119. Также усилены маршруты №№ 8, 171, сообщает СПб ГКУ «Организатор перевозок».
С 1 апреля на работу по брутто-контрактам переходят маршруты:
Для них изменения трасс не произойдёт. Пассажиры ощутят изменения в виде нового подвижного состава (во многих случаях на маршруты придут новые перевозчики), отсутствия кондукторов, исключения оплаты проезда наличными. Кроме того, для маршрутов Большого Петербурга тариф поменяется с зонно-участкового на общегородской.
Оплатить проезд в автобусах, переведённых на работу по госконтрактам можно будет картой «Подорожник», льготным электронным билетом, банковской картой или разовым QR-билетом. Последний способ оплаты станет доступен с 1 апреля: разовый QR-билет будет продаваться в кассах метрополитена и киосках «Организатора перевозок», в том числе и за наличный расчёт. Сеть продаж разовых QR-билетов будет постепенно расширяться.
На каждом этапе внедрения новой системы оплаты к ней будет подключаться всё больше маршрутов городского транспорта. Всего в течение года предполагается совершить три таких этапа, сообщает СПб ГКУ «Организатор перевозок».
С 1 июня в рамках второго этапа ввода новой системы проезда оплату наличными перестанут принимать в автобусах, работающих на маршрутах №№ 1Л, 2Л, 17, 23, 28, 37, 48, 52, 62, 66, 68А, 70, 71, 97, 98, 103, 116, 135, 138, 139, 145Б, 147, 150, 155, 160, 174, 175, 188, 197, 201, 202, 204, 205, 219, 239, 240, 241, 249, 252, 253, 256, 258, 273, 288, 294, 297, 325, 331, 335А, 336, 337, 337А, 343, 347, 348, 349, 352, 360, 364, 367, 368, 369, 370, 373, 376, 377, 378, 380, 381, 382, 383, 390, 396А, 438, 438з, 469, 469А, 475, 475А, 481, 482, 482В, 484, 485, 489, 494, 545, 682, 683, 683А, 684, 685А и 686.
С 15 июля новая система оплаты проезда будет распространена на автобусы маршрутов №№ 3АЛ, 3Л, 4Л, 7Л, 14, 18, 29, 38, 41, 42, 45, 47, 57, 60, 67, 75, 79, 84, 94, 101, 101А, 104, 105, 109, 109А, 109Б, 113, 120, 121, 124, 125, 126, 129, 131, 144, 146, 148, 149, 149А, 151, 152, 154А, 170, 177, 179, 182, 193, 194, 199, 206, 211, 211Э, 213, 214А, 214Б, 215, 216, 216А, 217, 220, 222, 223, 225, 226, 227, 231, 232, 234, 236, 237, 242, 243, 244, 245, 246, 250, 254, 260 ,261, 262, 264, 265, 269, 270, 271, 272, 275, 278, 281, 282, 284, 286, 295, 299, 301, 304, 305, 318, 319, 320, 321, 322, 329, 330, 332, 333, 335, 339, 342, 345, 351А, 351Б, 353, 354, 355, 371, 379, 384, 385, 389, 392, 394, 396, 404, 408, 410, 415, 415А, 415Ш, 420, 420А, 420Б, 436, 442, 442А, 443, 446, 454, 458, 458А, 458Б 461, 463, 463А, 476, 477, 483, 483А, 488, 493, 540, 544, 547, 552, 552А и 555.
После 15 июля оплату наличными по-прежнему будут принимать только в автобусах маршрутов №№ 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 13А, 15, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 33, 39, 39Э, 40, 46, 49, 50, 54, 56, 59, 61, 65, 74, 76, 77, 80, 81, 82, 86, 87, 90, 91, 92, 93, 100, 102, 106, 107, 114, 115, 115А, 118, 123, 127, 128, 130, 132, 133, 134, 136, 137, 140, 141, 142, 143, 145, 145А, 153, 154, 157, 158, 161, 165, 169А, 171, 172, 178, 180, 181, 184, 186, 187, 187А, 190, 195, 196, 198, 200, 210, 300, 326, 327, 328, 356, 356Ш, 359, 375, 375А, 397 и 398. СПб ГУП «Пассажиравтотранс», пользуясь указанным в 220-ФЗ исключением для госпредприятий городов федерального значения, продолжит выполнять городской заказ по старым правилам, без работы по брутто-контрактам.
Менее значительные изменения маршрутов с начала апреля произошли в Челябинске, Кемерове, Петрозаводске. Готовится изменение трасс трамвайных и троллейбусных маршрутов в Ульяновске.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.