В Иванове сотканную маршрутную сеть отложили в долгий ящик

  • Павел Яблоков
    6 октября 2022 г. — 18:15
    396
    Иллюстрация: 

    Росавтодор / rosavtodor.gov.ru

    Транспортная реформа в Ивановской агломерации, активно обсуждаемая в конце прошлого и начале этого года, перенесена на неопределённое время. Между тем, маршрутная сеть уже разработана транспортными инженерами. А промедления в оптимизации маршрутов и начале применения современных тарифно-билетных решений негативно скажутся на экономике муниципального перевозчика, эксплуатирующего троллейбусную сеть.

    «Поставили на паузу»

    На прямой линии, проведённой 26 сентября этого года, губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский сообщил:

    «Это не транспортная реформа — это улучшение качества транспортного обслуживания. Обсуждение изменений в транспортной маршрутной сети в Иванове продолжается. Сами преобразования мы поставили на паузу.

    В связи с событиями в мире нарушились многие цепочки поставок. Вопрос — в наличии всего необходимого количества магистральных автобусов для улучшения работы нашего транспорта. И мы обязательно это сделаем, как только поставки восстановятся.

    Сейчас я предлагаю продолжить обсуждение, которое проходит среди горожан — надо по-честному договориться, какая это будет маршрутная сеть.»

    Cлова руководителя региона приводит СМИ IvanovoNews.

    Департамент дорожного хозяйства и транспорта дополнил в ответах к вопросам для прямой линии в соцсети ВКонтакте ещё больше тумана насчёт перспектив транспортной реформы: «На сегодняшний день проект новой маршрутной сети не утвержден, все поступившие предложения проанализированы и, по возможности, будут учтены в случае принятия проекта новой маршрутной сети».

    Стартовые условия

    К началу реформ маршрутной сети наземного транспорта Ивановской агломерации подходили постепенно. Ещё в 2019 году приняли областной закон, по которому с 1 января 2020 года полномочия по транспортному обслуживанию города Иванова, Ивановского муниципального района и города Кохмы перешли в ведение Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области. Ивановский район окружает собой как Иваново, так и Кохму. Такое географическое расположение муниципалитетов привело к тому, что многие муниципальные маршруты получили межмуниципальных дублёров, за организацию которых ранее отвечал другой уполномоченный орган в сфере транспортного обслуживания. В городе Иваново проживает около 400 тысяч жителей, в Кохме — около 30 тысяч, в населённых пунктах Ивановского района — около 37 тысяч.

    Также концентрация транспортных полномочий в рамках ивановской агломерации в одних руках на уровне региональной власти позволила Ивановской области получить федеральную поддержку по обновлению подвижного состава общественного транспорта. На ту пору одним из условий участия в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКД) значилось наличие на территории агломерации единых региональных нормативных актов в сфере перевозок.

    Участие в программе БКД позволило в 2020-2021 гг. заметно улучшить конкурентоспособность МУП «Ивановский пассажирский транспорт». 39 полностью низкопольных троллейбусов ПКТС-6281.00 «Адмирал», приобретённых с помощью софинансировая проекта «Безопасные качественные дороги», полностью заменили старую технику на маршрутах №№ 4, 5 и 6. Кроме того, в ходе реконструкции просп. 70-летия Победы была построена небольшая, но значимая для расширения маршрутной сети новая троллейбусная линия в микрорайон Рождественский.

    Конкуренция среди перевозчиков в борьбе за пассажиров негативно сказывается на безопасности перевозок. Так, с начала 2018 года по конец февраля 2020 года у 16 основных перевозчиков, владевших около 750 транспортных средств, произошло 560 ДТП с 206 пострадавшими. При этом 263 инцидента произошло по вине водителей. Также произошло 4,8 тыс. нарушений ПДД, 30% которых были нарушениями скоростного режима, когда водители устраивали «гонки» на маршрутах.

    Поэтому региональные власти были намерены оптимизировать маршрутную сеть, повысить наполняемость транспортных средств, увеличить вместимость автобусов и повысить безопасность пассажирских перевозок. При этом важным направлением транспортной реформы являлось изменение системы оплаты проезда. Внедрение безналичной оплаты позволит стать пассажиром на законных основаниях с использованием телефонов, банковских карт и проездных билетов.

    Релиз — в народ

    Новую маршрутную сеть по заказу Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области разрабатывала компания OTS Lab, ставшая летом 2021 года победителем конкурса по разработке КСОТ Ивановской агломерации. 17 ноября после завершения разработки проекта новой маршрутной сети был открыт специализированный интернет-ресурс https://www.trans-reform37.ru/ для ознакомления пассажиров с сетью и сбора предложений от них.

    Задачу обоснования строительства дополнительных троллейбусных линий, или использования троллейбусов с увеличенным автономным ходом, что также могло расширить приближение маршрутов электротранспорта к местам пассажирского спроса, судя по результатам, перед проектировщиками новой сети не ставили.

    Как сообщал разработчик, несмотря на финансовые сложности предприятия-перевозчика, в Иванове не было приостановлено троллейбусное движение, и сегодня город видит большой потенциал в развитии этого вида транспорта. Инфраструктура троллейбуса достаточно сильно изношена, как и во многих городах России, и необходимо тщательно просчитать финмодель её обновления. Проектировщик новой маршрутной сети решил помочь Ивановской области подготовить проработанную и выполнимую транспортную реформу с опорой на экологически чистый электротранспорт.

    К реформе маршрутная сеть Ивановской агломерации подошла с 74 автобусными маршрутами (из них 49 городских ивановских) и 11 троллейбусными (включая межмуниципальные маршруты из Иванова в аэропорт и из Иванова в Кохму). В перевозках на маршрутах задействовано 765 автобусов разных классов вместимости и 96 троллейбусов большого класса. Количество маломестного транспорта при этом аномально: фактически, на один автобус среднего класса приходилось по пять микроавтобусов. Перегрузка «маршруток» в часы пик во многих районах приводит к отказам в посадке. Около 50 маршрутов дублируют друг друга на более чем половине протяжённости пути. Троллейбусная сеть тоже почти полностью задублирована автобусными маршрутами. При этом после 20 часов треть городских и пригородных маршрутов не работает, на остальных количество транспорта падает более чем на 50%, а после 22 часов вечера рассчитывать возможно и вовсе только на троллейбусы.

    В базу новой маршрутной сети создатели положили принцип сочетания трёх типов маршрутов. Магистральные маршруты должны ходить по основным направлениям с интервалом движения каждые 5-10 минут в часы пик, а работать с 5 утра до полуночи. Городские маршруты должны ходить с интервалом в 10-20 минут, обеспечивая охват всей территории города, с 6:00 до 22:00. Подвозящие маршруты останутся на малозагруженных направлениях, обеспечивая доступность удалённых городских и пригородных территорий. При этом основные маршруты сети будут работать с 5 часов утра до полуночи. Обслуживание всех маршрутов будет переведено на контрактную систему с соответствующими обеспечением контроля их выполнения и штрафными санкциями. В нумерации маршрутов проектировщики для новых маршрутов задействовали неиспользуемые номера, сведя к минимуму излишние перенумерации. Но автобусов и троллейбусов с одинаковыми номерами маршрутов в новой сети нет: такие случаи «развели».

    В новой маршрутной сети весь транспорт должен быть низкопольным, количество автобусов малого класса сократится с 450 до 30 машин, оставшись только на малодеятельных подвозящих маршрутах.

    Первые отклики и коррективы

    Первоначально предполагалось, что сбор предложений через сайт с новой маршрутной сетью продлится всего один месяц и на этом «интерактив» закончится. Но уже в первые две недели количество и характер обращений пассажиров привели к пересмотру этого решения. 1 декабря на слушаниях по проекту новой маршрутной сети губернатор Ивановской области поставил задачу доработать маршрутную сеть с участием жителей. К тому времени уже поступило 3,2 тыс. обращений. Учитывая, что на регулярной основе общественным транспортом пользуются 45% жителей агломерации с населением около 470 тыс. человек, собственное мнение выразило более 1,5% пассажиров.

    Губернатор предложил максимально сохранить имеющуюся транспортную сеть и постараться делать изменения только там, где они действительно необходимы, чтоб такая модель заработала.

    Критике подвергся и вопрос нумерации маршрутов, где магистральные, на манер Москвы, планировалось выделить литерой «м». При подходе, предложенном разработчиком, прежнюю нумерацию сохранили бы лишь порядка 10 маршрутов. Губернатор попросил по максимуму сохранить сложившуюся нумерацию.

    Пассажиров взволновало и то, что в новой маршрутной сети предполагается больше пересадок, что приведёт к увеличению трат на проезд. Областной Департамент дорожного хозяйства и транспорта сообщил, что механизм, как сделать пересадки бесплатными, обсуждается. Но на момент презентации сети этот аспект не акцентуализировался как подготовленное и рассчитанное решение.

    Замечания к новой сети поступили от жителей посёлка Железнодорожный и местечка Седеево в Кохме, деревень Богданиха, станции Ермолино и местечка Горино: некоторые из них вообще не попали в новую схему, а где-то сообщение с центром Иванова предлагалось только с пересадками, что сочли неудобным.

    В декабрьском релизе в маршрутную сеть добавили маршруты, которых ранее вообще не существовало: в частности, соединили транспортным сообщением проспекты Ленина и Шереметевский. Менее радикальной стала нумерация маршрутов: на ряде направлений вернули прежние номера маршрутов. При этом планировавшийся троллейбусный маршрут № М19 «Кохма (Октябрьская пл.) — пл. Победы» был продлён со стороны Кохмы до ТЭЦ-3, а со стороны пл. Победы — до местечка Авдотьино и переведён на обслуживание автобусами: в скорректированной сети он фигурирует под № М36. А троллейбусный маршрут № М14 «м. Отрадное — 3-я Сосневская ул.» перевели из категории «магистральный» в категорию «городской» с увеличением интервалов движения и присвоением № 14. Вместо проектируемого троллейбусного маршрута № 23 по просьбе пассажиров в маршрутную сеть возвращен троллейбусный маршрут № 8 «Афанасово — Детская областная больница» по существующей схеме движения. Планируемый троллейбусный маршрут № М18 «м. Афанасово — ст. Текстильный» во избежание путаницы с действующим автобусным маршрутом № 18, который решили сохранить, переименовали в № М22. Изменены также предложения по более чем двум десяткам автобусных маршрутов.

    Второе обновление проекта маршрутной сети

    После этого сбор замечаний и предложений продолжили. Очередной релиз выпустили ровно через три месяца после начала обсуждений, 17 февраля. Замечания к этому, последнему публично обсуждаемому варианту новой маршрутной сети Иванова и пригородов принимались до 28 февраля этого года. Сеть стала менее радикально обновляемой.

    В первом варианте маршрутной сети количество маршрутов планировалось сократить с 74 до 50, но при этом число троллейбусных маршрутов должно было вырасти с 11 до 15.

    В февральском релизе количество маршрутов заметно увеличилось, а роль троллейбусов в сети понижена. Последний публичный вариант проекта содержал 64 маршрута, из которых 13 были троллейбусными: 14 магистральных маршрутов (шесть троллейбусных), 25 городских (семь троллейбусных), 16 подвозящих и девять пригородных.

    Автобусный маршрут № М16 продлили до троллейбусного кольца в Кохме, чем увеличили дублирование сетей автобусного и троллейбусного транспорта.

    В проект маршрутной сети вернулся троллейбусный маршрут № 4 «м. Отрадное — Автовокзал — м. Отрадное». Также вместо планируемого троллейбусного маршрута № 25 вернулся маршрут № 5 в существующей трассе «м. Курьяново — Меланжевый комбинат». Добавлен новый троллейбусный маршрут № 29 «микрорайон Рождественский — пл. Пушкина». Троллейбусный маршрут № 26, соединяющий Кохму с центром города, продлён через центр города до Отрадного по Ташкентской ул., ул. Богдана Хмельницкого, просп. Ленина и Смольной ул.

    В проект новой маршрутной сети возвращён троллейбусный маршрут № 3, который вместо нынешней трассы «Железнодорожный вокзал — Автовокзал» будет идти по сокращенной трассе от Площади победы по Лежневской улице, проспекту Строителей, улицам Куконковых и Постышева.

    Из-за дублирования магистральных связей в новом релизе исключены планировавшиеся троллейбусные маршруты №№ 27 и 27А, а магистральный № М17 «разжалован» до городского № 17.

    Относительно действующей маршрутной сети в проекте новой сети Ивановской агломерации предусмотрены следующие изменения:

    • № 1 «Железнодорожный вокзал — 3-я Сосневская ул.» продлён: после просп. Ленина вместо Железнодорожного вокзала направлен в м. Отрадное по ул. Ермака и Смольной ул., новый № 14;
    • № 2 «Железнодорожный вокзал — 1-я Санаторная ул.» заменён на маршрут № М15 «м. Пустошь Бор — 1-я Санаторная ул.»;
    • № 3 «Железнодорожный вокзал — Автовокзал — Железнодорожный вокзал» сокращается в сообщении «пл. Победы — Автовокзал — пл. Победы»;
    • № 4 «м. Отрадное — Автовокзал — м. Отрадное» сохраняется в качестве магистрального № М4;
    • № 5 «м. Курьяново — Меланжевый комбинат» сохраняется в качестве магистрального № М5;
    • № 6 «Иваново (Железнодорожный вокзал) — Кохма (Октябрьская пл.)» сохраняется в качестве магистрального № М6;
    • № 7 «м. Пустошь-Бор — микрорайон Рождественский» заменён на № М20 «Железнодорожный вокзал — микрорайон Рождественский»;
    • № 8 «м. Афанасово — Областная детская больница» сохраняется;
    • № 9 «Железнодорожный вокзал — Энергетический университет» отменяется;
    • № 10 «ст. Текстильный — микрорайон Рождественский» заменён на маршрут № М22 «м. Афанасово — ст. Текстильный»;
    • № 11 «Железнодорожный вокзал — Аэропорт» сохраняется;
    • вводится № 17 «Железнодорожный вокзал — ул. Шубиных»;
    • вводится № 26 «м. Отрадное — Кохма (Октябрьская пл.)»;
    • вводится № 29 «пл. Пушкина — микрорайон Рождественский».

    Анонсировалось, что скорректированный вариант маршрутной сети по итогам февральских предложений вновь представят жителям на обсуждение. И что подобных встреч будет несколько, пока предложенный вариант не устроит всех участников. Как пояснил губернатор, в регионе должна появиться традиция обсуждать совместно с жителями ключевые решения. Где такие обсуждения проходят, там проект имеет успех, а где мнение жителей не учитывается, появляются проблемы. Однако после 1 марта обсуждение проекта, получившего свыше 7500 замечаний и предложений, на несколько месяцев исчезло из публичного пространства. Хотя, судя по тому, что последняя версия сети собрала всего около 500 откликов, консенсус транспортников с пассажирами был уже близок.

    К чему приведёт постановка на паузу?

    Отложенная транспортная реформа Ивановской агломерации негативно сказывается на состоянии единственного муниципального предприятия областного центра «Ивановский пассажирский транспорт», в 2020-2021 гг. получивших по программе «Безопасные качественные дороги» 39 современных дорогостоящих троллейбусов ПКТС-6281.00 «Адмирал». Транспорт закуплен с использованием механизма льготного лизинга, но используется не максимально эффективно из-за наличия параллельно курсирующих под проводами многочисленных маршрутов частных перевозчиков.

    Избыточность действующей маршрутной сети Ивановской агломерации привела к тому, что по исследованию, проведённому компанией SIMETRA, в Иванове не обнаружилось ни одного магистрального маршрута общественного транспорта. Не стали по-настоящему такими и те, для которых закупали троллейбусы: №№ 4, 5, 6. Один из маршрутов (№ 5) и в часы пик не приближается к 10-минутным интервалам, а в 21 час уже прекращает работу, а также он и маршрут № 6 в выходные дни начинает работу только с 7:30. С соблюдением 20-минутных интервалов в межпиковые и послепиковые часы, а также в выходные дни у маршрутов тоже не всё благополучно.

    В случае промедления с запуском маршрутной сети троллейбус Иванова рискует утратить даже существующее влияние на рынке пассажирских перевозок областного центра.

    Поэтапные транспортные реформы этим летом вступили в активную фазу в Южно-Сахалинске и Нижнем Новгороде. А анонсированная в начале года новая маршрутная сеть Йошкар-Олы, так и не реализована и ушла из публичного пространства.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.