Автобусы придут на смену «маршруткам»: Астрахань вступает в транспортную реформу

  • Павел Яблоков
    14 сентября 2022 г. — 19:10
    1818
    Иллюстрация: 

    Информационно-новостной портал «КаспийИнфо» / kaspyinfo.ru

    Один из наиболее отстающих российских городов по качеству работы общественного транспорта — Астрахань — всерьёз занялся исправлением сложившейся ситуации. После многих месяцев подготовки изменения к лучшему пассажиры должны увидеть уже в начале будущего года. Новый подвижной состав начнёт работу по обновлённой маршрутной сети, в которой предусмотрено шесть магистральных направлений.

    Реформа назрела давно

    Деградация общественного транспорта Астрахани происходила постепенно в течение десятилетий. Вместительные автобусы сменились маломестными «маршрутками», а электротранспорт и вовсе прекратил свою работу: трамваи — в 2007 году, а троллейбусы — спустя 10 лет, в 2017 году.

    Несмотря на обилие микроавтобусов (более 1000 транспортных средств на полумиллионный город), система уже начала убивать саму себя. Из маршрутов, включённых в городской реестр, работает чуть больше половины. Износ подвижного состава, отсутствие регулируемых тарифов и безналичной оплаты, недоступность для маломобильных пассажиров, а также раннее завершение работы большинства маршрутов в вечернее время сделали пользование общественным транспортом максимально непривлекательным.

    Поэтому Астрахань уже дважды занимала последние места в Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта, ежегодно публикуемом компанией SIMETRA. В 2020 году город оказался худшим среди 60 городов, а в 2021 году даже расширения количества исследуемых городов до 76 не помогло ему занять хотя бы предпоследнюю строчку.

    Как сообщил в интервью для TR.ru — Транспорт в России директор по решениям в области общественного транспорта компании SIMETRA Владимир Валдин,

    «Астрахань прославилась попаданием по всем критериям в хвост этого рейтинга. Там практически нет общественного транспорта в привычном понимании: есть некая система частного извоза, всё остальное просто разрушено. И в конечном итоге, ситуация признана совершенно никуда не годящейся не только специалистами, но и местными жителями. Внимание СМИ к рейтингу, большое количество публикаций, передач способствовало пониманию, что с этим надо что-то делать и дало возможность быть услышанными местным активистам, специалистам, занимающимся этой тематикой.»

    Новый губернатор региона, вступивший в должность в 2019 году, оказался недоволен сложившейся ситуацией с общественным транспортом и выступил с инициативой по возрождению сети автобусных маршрутов.

    Транспортная реформа планируется полномасштабной

    ФАУ «РОСДОРНИИ» по заказу региональных властей было разработано несколько вариантов по оптимизации маршрутной сети. И руководство региона остановилось на варианте с кардинальной реструктуризацией сети и формированием 48 маршрутов, в том числе шести магистральных маршрутов, которые идут по основным улицам. При этом начнётся переход к обслуживанию основных направлений подвижным составом большого класса. Но и малый класс останется там, где сама топология сети в городе и частный сектор не оставляют другого выбора. Помимо маршрутной сети «РОСДОРНИИ» предложил достаточно многочисленные инфраструктурные мероприятия, так как в ходе изучения города нами выявлено отсутствие оборудованных и просто конечных пунктов, остановочных пунктов. Для обеспечения бесперебойной работы автобусов также требуется порядка 46 км выделенных полос. По поручению руководства региона подготовлены предложения по электрификации наиболее востребованных маршрутов, но это более дальняя перспектива: возобновление движения электротранспорта — достаточно затратное мероприятие при создании сети, пусть и более экономичное в дальнейшей эксплуатации.

    Для ресурсного обеспечения транспортной реформы современным подвижным составом 94 автобуса большого класса Астрахань рассчитывает получить по федеральному проекту «Безопасные качественные дороги» ещё до конца 2022 года.

    Постановлением Правительства Астраханской области от 17.06.2022 № 273-П утверждён Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам на территории Астраханской области на 2022-2026 году.

    Минувшим летом создана и основная структура, которая будет являться проводником транспортной реформы: ГКУ «Организатор перевозок Астраханской области» образовано на основании распоряжения Правительства Астраханской области от 07.07.2022 № 256-Пр. В этот же день Правительство Астраханской области приняло постановление № 307-П «О единой системе управления общественным транспортом на территории Астраханской области», которым дало старт формированию информационного ядра транспортной реформы, которое должно обеспечивать:

    • контроль выпуска транспортных средств на линию;
    • контроль выполнения рейсов с учётом требований по интервалам и графикам движения;
    • контроль ситуации на маршруте в целом или по выбранному транспортному средству;
    • оперативное управление транспортными средствами на линии посредством голосовой связи или смс-сообщениями;
    • фиксацию проявляющихся отклонений движения транспортных средств от запланированного;
    • перенаправление транспортных средств на альтернативный маршрут следования при возникновении чрезвычайных ситуаций;
    • корректировка расписаний движения транспортных средств;
    • приём и учёт оплаты проезда пассажирами с использованием банковских карт, транспортных карт и учёт платежей наличными денежными средствами;
    • оказание информационно-справочных услуг пассажирам посредством web-сервисов о параметрах маршрутной сети, расписаниях движения транспорта и стоимости проезда.

    Также 7 июля постановлением № 308-П принят социальный стандарт Астраханской области при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Им регламентируется физическая и ценовая доступность, надёжность (отклонения от расписания свыше двух минут допускаются не более чем для 15% рейсов), комфортность поездки, оснащённость автобусов средствами информирования пассажиров и безналичной оплаты, допустимые уровни температуры и заполняемости салонов, экологичности подвижного состава и другие показатели.

    Но для осуществления маршрутной реформы регионального центра, с учётом передачи полномочий по транспортному обслуживанию от муниципалитета на уровень субъекта РФ Законом Астраханской области от 04.07.2022 № 43/2022-ОЗ, в документ планирования подготовлены дополнительные изменения. Он теперь охватывает не только межмуниципальные областные маршруты, но и муниципальные маршруты на территории Астрахани.

    Новая маршрутная сеть значительно снизит уровень дублирования трасс многих маршрутов, предусматривает организацию новых и корректировку существующих маршрутов для охвата территорий с низким уровнем транспортной доступности. Проект нового документа планирования перевозок опубликован 7 сентября на сайте Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области.

    В основу реформы заложены документы транспортного планирования Астраханской области и Астраханской городской агломерации, в которые входят программа комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) и Комплексная схема организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ) Астраханской области, Комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД) Астраханской агломерации, разработанные ФАУ «РОСДОРНИИ».

    Внедрение оптимизированной маршрутной сети Астраханской агломерации планируется путём заключения с перевозчиками долгосрочных государственных брутто-контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по муниципальным и межмуниципальным маршрутам по регулируемым тарифам.

    Согласно проекту документа планирования, до конца этого года планируется проведение конкурсных процедур на обслуживание 14 маршрутов с обслуживанием 174 автобусами, которые должны начать работу с февраля 2023 года. Ещё 34 маршрута с 288 автобусами должны будут начать работу в марте.

    До начала работы обновлённых маршрутов этой осенью подрядные организации начнут обустройство транспортной инфраструктуры: конечных станций, разворотных площадок, остановочных пунктов, выделенных полос для общественного транспорта. На строительные работы из регионального бюджета выделено 142 млн руб., а всего за два года на создание инфраструктуры будет затрачено более 700 млн руб., сообщает «Блокнот Астрахань» со ссылкой на пресс-службу губернатора региона.

    В новой маршрутной сети будут магистральные маршруты

    До конца этого года планируется провести конкурентные процедуры на обновлённую маршрутную сеть из 48 маршрутов (13 межмуниципальных и 35 муниципальных), включая шесть магистральных, номера которых будут выделены литерой «М». Она будет основана на действующих маршрутах, но часть направлений будет новыми.

    Полный перечень маршрутов новой сети:

    • № М1 «Холодильники рыбокомбината (КС №1) — Якорь»;
    • № М2 «Кубанская ул. — Жилая ул. (КС №2)»;
    • № М3 «Холодильники рыбокомбината — Холодильники рыбокомбината (КС №1)»;
    • № М4 «Река Царев — Жилая ул. (КС №2)»;
    • № М5 «Река Царев — Холодильники рыбокомбината (КС №1)»;
    • № М6 «магазин "Горизонт" — Грановский пер.»;
    • № 2 «АПАП № 3 — ТЦ "Московский"»;
    • № 4 «Грановский переулок — Холодильники рыбокомбината»;
    • № 9 «Автоколонна №1465 — Октябрьская пл. — Автоколонна №1465»;
    • № 10 «Железнодорожный вокзал — микрорайон Пароходства»;
    • № 13 «Железнодорожный вокзал — ул. Рождественского (ПМК № 4)»;
    • № 14 «З-д им. К. Маркса — Агрономическая ул.»;
    • № 18 «Река Царев — пос. Войкова»;
    • № 19с «Карагалинская ул. — Центральный стадион»;
    • № 19н «ТЦ "Московский" — Школа № 71»;
    • № 21 «микрорайон УВД — ул. Галлея»;
    • № 24 «Центральный стадион — пос. Садовый»;
    • № 28 «Юго-Восточный микрорайон №3 — Октябрьская пл. — Юго-Восточный микрорайон №3»;
    • № 29 «АЦКК — Центральный стадион»;
    • № 30 «Астрахань-2 — Октябрьская пл.»;
    • № 33 «микрорайон Куликова — Октябрьская пл.»;
    • № 36 «микрорайон III Интернационала — Грановский пер.»;
    • № 37 «пос. Кири-Кили — микрорайон Куликова»;
    • № 38 «Тинаки-2 — Тинаки-2»;
    • № 43 «ул. Рождественского (Техсервис) — Минусинская ул.»;
    • № 45 «Аэропорт Нариманово — Мясокомбинат»;
    • № 47 «ТЦ "Три Кота" — микрорайон УВД»;
    • № 52 «бульв. Победы — ул. Александрова»;
    • № 53 «школа № 16 — Автовокзал»;
    • № 54с «Агрофарт — Кубанская ул.»;
    • № 54к «Тракторная — ТЦ "Маяк"»;
    • № 55 «Военный городок — Психиатрическая больница»;
    • № 57 «Автовокзал — пос. Инициативный»;
    • № 58 «АЦКК — з-д 10 лет Октября»;
    • № 59 «Октябрьская пл. — ст. Трусово»;
    • № 61 «Городское кладбище №3 — ТЦ "Московский"»;
    • № 63 «Грановский пер. — Юго-Восток № 3 — Грановский пер.»;
    • № 73 «Кубанская ул. — Каспийазавтосервис»;
    • № 78 «Холодильники рыбокомбината — микрорайон УВД»;
    • № 84 «Военный городок — с. Стрелецкое»;
    • № 85 «пос. Сабанс-Яр — ул. Маркина»;
    • № 86 «Аэропорт — Консервный завод»;
    • № 90 «пос. Войкова — Холодильники рыбокомбината»;
    • № 91 «Военный городок — Консервный завод»;
    • № 95 «Берёзовая ул. — Железнодорожный вокзал»;
    • № 116 «Красный мост — Фунтово»;
    • № 117 «Большие Исады — Яксатово»;
    • № 190 «Железнодорожный вокзал — Начало».

    Действующие старые маршруты будут отменены в первом квартале 2023 года по мере запуска новой маршрутной сети, но до этого на переходный период их собираются перевести на работу по регулируемым тарифам.

    Сейчас в Астрахани нет ни одного магистрального маршрута, как ещё в 28 городах, участвовавших в недавно проведённом исследовании компании SIMETRA.

    Вопросы организации и проведения транспортных реформ будут обсуждаться 16 сентября на вебинаре, организуемом Ассоциацией транспортных инженеров при информационной поддержке TR.ru — Транспорт в России.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: