Планами расширения маршрутной сети поделились в Башкортостане, Татарстане и Челябинской области
Mobile Legends / mobillegends.net
Средства индивидуальной мобильности (СИМ) уже несколько лет не являются редкостью на улицах городов даже зимой при минусовых температурах воздуха. Однако шеринговые сервисы всё ещё обладают ярко выраженной сезонностью. В Москве, Петербурге и Казани прокат самокатов и велосипедов вновь стал доступен с апреля.
С развитием сервисов курьерских доставок в период пандемии улицы крупных городов страны наводнили курьеры на электровелосипедах и электросамокатах, пользующиеся ими практически в любую погоду. Хотя предложения внести изменения в правила дорожного движения для упорядочения движения электросамокатов и других СИМ звучат всё чаще, на сегодняшний день эти транспортные средства продолжают находиться в «серой зоне». Некоторые городские администрации, как в Томске, пытаются в отсутствии федерального регулирования обходиться локальными нормативно-правовыми актами и соглашениями с компаниями, предоставляющими сервис проката. Регулируют работу электросамокатов и в соседнем государстве — Беларуси.
В Санкт-Петербурге регламент работы на этот год с крупнейшим в России сервисом проката электросамокатов Whoosh согласовал Комитет по транспорту. Соглашение, подписанное 12 марта, является логическим продолжением работы, проделанной в прошлом году. Несмотря на то, что юридически статус пользователей СИМ не зафиксирован в ПДД, необходимо создать такие условия эксплуатации транспортных средств и работы кикшеринговых сервисов, которые будут обеспечивать безопасность и учитывать интересы всех участников дорожного движения.
Новое соглашение регулирует зоны, в которых запрещено пользоваться кикшеринговыми самокатами и зоны обязательного снижения скорости, а также общие правила движения и парковки, общее количество самокатов в прокате и действия в случае ухудшения погодных условий.
Зонирование работы кикшеринговых самокатов связано заботой о безопасности. Полностью запрещено пользоваться ими на Дворцовой, Исаакиевской и Сенатской площадях, Невском проспекте, Малой Морской и Большой Конюшенной улицах. Также обозначены так называемые «медленные зоны»: это преимущественно пешеходные участки, такие как площадь Восстания, улицы Пушкинская, Садовая, Гороховая, Пестеля, Итальянская, набережные канала Грибоедова и реки Мойки. При движении по этим зонам максимальная доступная скорость электросамоката будет автоматически снижаться с 20 до 15 км/ч.
Оставлять самокаты тоже можно не везде: соглашение запрещает парковку везде, где это может затруднить движение пешеходов и транспортных средств. К примеру, теперь парковочные места для электросамокатов нельзя будет размещать вблизи остановок общественного транспорта и вестибюлей метро, также запрещено их оставлять на газонах и зелёных насаждениях.
Также электросамокаты не будут работать в плохую погоду: при выпадении снега, значительном понижении температуры либо появлении гололёда на дорогах самокаты будут недоступны для аренды, а при въезде в такие зоны самокаты перестают реагировать на нажатие рычага газа.
Первое соглашение между Петербургом и ключевыми кикшеринговыми компаниями было заключено в июне прошлого года. После этого местная администрация зафиксировала положительную динамику в статистике нарушений на дорогах, связанных с использованием электросамокатов. В начале лета инспекторы оштрафовали 3000 петербуржцев и гостей города. После вступления соглашения в силу количество выписанных штрафов сократилось почти в 10 раз, сообщает официальный сайт администрации Санкт-Петербурга.
5 марта в Москве возобновил после долгого зимнего перерыва работу первый сервис аренды электросамокатов, объединяющий всех крупных операторов кикшеринга. Сервисом пользуются уже более 1 млн активных пользователей. При этом парк самокатов пока представлен только 25 тыс. единиц. В этом году его планируется существенно расширить: до 40 тыс. самокатов, доступных москвичам и гостям столицы для аренды во всех районах Москвы и даже за МКАДом.
Также продолжает своё развитие городской велосипедный прокат: 18 апреля, даже раньше запланированного срока, частично стартовал 10 сезон работы сервиса «Велобайк». В связи с погодными условиями станции открывались постепенно, и полностью запустились только к 25 апреля. В этом году сезон продлится предположительно до 31 октября.
В разных районах Москвы уже работает 721 станция, позволяющая арендовать более 7 тыс. велосипедов, включая 500 электрических. География велопроката уже охватывает большинство районов Москвы: в прошлом году «Велобайк» появился в Измайлово и даже в удалённых от МКАД Троицком и Зеленоградском округах столицы. В этом году новые точки проката появятся в Сколково, сообщает компания «СитиБайк» — оператор проекта.
Прокат велосипедов и самокатов не только в центре города, но и в спальных районах, у транспортно-пересадочных узлов, таких, как станции метро и МЦД, может выступать альтернативой перехватывающим парковкам и в целом сокращать расходы жителей на транспорт. Современные электросамокаты и электровелосипеды вполне могут стать для многих удобной, экологичной и недорогой заменой личному, общественному транспорту или такси.
В финансировании проекта с 2013 года принимают участие банк ВТБ и Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. Также оператору сети в этом году окажет поддержку правительство города: всё это должно позволить продолжить обновлять велосипедный парк. В этом году велосипеды стали более яркими: помимо базового серого окраса, их рамы украсили наклейки с оранжевым цветом. Предполагается, что единый колористический стиль повысит доверие пользователей к сервису, так как оранжевый цвет уже стал привычным для каршеринга.
С 23 апреля в Казани стартовал сезон проката электросамокатов. На этот год в столице Татарстана большие планы по развитию сервиса: количество парковочных мест для электротранспорта увеличится в четыре раза. В прошлом году в городе появилось 122 точки парковок и проката. Утверждённая в этом году постановлением городского исполкома схема предусматривает уже 500 таких точек. Разработкой схемы занималось бюро транспортного планирования Управления архитектуры и градостроительства Казани.
Развитие сервисов идёт параллельно утверждению их юридического статуса: свод правил, регламентирующих деятельность компаний, предоставляющих электросамокаты напрокат, был утверждён в прошлом году по поручению мэра города. В этом году, прежде чем открыть новый сезон, Комитет по транспорту заключил дополнительные соглашения с наиболее крупными прокатчиками: компаниями Whoosh и Urent.
Документы регламентируют разрешённую максимальную скорость электросамокатов на различных участках дорожно-транспортной сети города и уточняет ПДД, соблюдение которых призвано обеспечить более комфортные условия как для пользователей сервиса, так и остальных участников дорожного движения.
Так, специально обозначено 39 участков дорог Казани, движение по проезжей части которых на электросамокатах не допускается. Кроме того, на арендованных электросамокатах нельзя будет пересекать проезжую часть, в том числе по пешеходному переходу. Максимальная скорость — 20 км/ч, на некоторых участках ещё ниже. Ограничение скорости до 15 км/ч действует на 45 участках дорог и на всех велосипедных и велопешеходных дорожках. По тротуарам и ещё на 440 участках дорог на электросамокате можно двигаться не быстрее 10 км/ч.
Как сообщает официальный портал органов местного самоуправления города Казани, с более мелкими компаниями, предоставляющими аналогичные услуги, также планируется подписывать соглашения.
На улицы Томска могут вернуться электросамокаты Whoosh. В августе прошлого года 189 единиц техники изъяла полиция, мотивируя свои действия тем, что электросамокаты были оставлены бесхозно. В сентябре их вернули компании.
В этом году ситуация может сложиться для прокатчика более безопасно: администрация города разработала специальный регламент, включающий в себя правила пользования электросамокатами, допустимый скоростной режим, перечень мест для парковки. В случае, если соглашение будет подписано, компания Whoosh сможет вернуться к работе в Томске, не опасаясь нового витка конфликта с полицией.
Согласно требованиям, выдвинутым администрацией, максимальная доступная скорость электросамокатов не должна подниматься выше 10 км/ч в пешеходных, велосипедных зонах и во дворах. На некоторых участках улиц города электросамокаты использовать вообще запрещено, сообщает ТАСС.
В Беларуси вопрос легального урегулирования статуса электросамокатов недавно был решён на более высоком уровне. Указ о поправках в ПДД № 145 «О совершенствовании организации дорожного движения» подписал президент Беларуси. Документ, среди прочего, дополняет свод законов нормами, касающимися использования электросамокатов, гироскутеров, моноколес, сигвеев и прочих современных транспортных устройств.
В первую очередь дополнение вводит новое обобщённое понятие для всех этих видом транспорта: «средство персональной мобильности». Далее определяется порядок использования транспортных средств, относящихся к этому классу.
В общем случае передвижение на СПМ должно осуществляться по велосипедной дорожке. Но велосипедные дорожки есть, конечно, не везде, поэтому, в случае её отсутствия, разрешается перемещаться по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине. В таком случае вступает в силу ограничение скорости в 25 км/час, чтобы не мешать движению пешеходов.
Другое важное ограничение — возрастное. Управлять СПМ разрешается с 14 лет. Правда, в жилых и пешеходных зонах дети могут продолжать кататься, сообщает сетевое издание «Союзное Вече».
Весной прошлого года похожие изменения в местное законодательство внесли в Польше, также ограничения скорости действуют в Париже. Прошлым летом TR.ru — Транспорт в России публиковал исследование о преимуществах и недостатках использования электросамокатов в городской среде.
Планами расширения маршрутной сети поделились в Башкортостане, Татарстане и Челябинской области
При этом в Северной столице продолжают модернизировать вагоны с продлением срок службы для собственных нужд
На маршруты страны в ближайший сезон должны выйти несколько десятков новых электросудов, теплоходов и катамаранов
«Трансмашхолдинг» готовится к производству вагонов увеличенной вместимости, «ЖДЯ» разместило заказ в Беларуси
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.