Пешеходам хочется быть на уровне. Но инфраструктура не всегда позволяет

  • Полина Лемешева
    28 февраля 2022 г. — 12:20
    223
    Иллюстрация: 

    МК-Ставрополь (Кавказ) / kavkaz.mk.ru

    Наиболее оптимальный для пешеходов вариант перехода дорог — наземный. Однако часто в угоду автомобилистам пешеходов пытаются увести в другой уровень: надземный или подземный. Также многие пешеходные переходы делают нерегулируемыми, что не всегда безопасно. В Железноводске и Курске экспериментируют с «умными» нерегулируемыми переходами, на которых подсветка загорается только тогда, когда на «зебру» выходит пешеход. В Рязани депутаты обсудили создание надземных переходов, но, натолкнувшись на критику, решили пока оставить эти идеи нереализованными. Тем временем по всей стране, особенно в мегаполисах, всё больше внимания к себе требуют новые активные участники дорожного движения: курьеры служб доставок на велосипедах и электросамокатах. Изгнать их на тротуары или всё-таки ограничить скорость и приравнять к пешеходам — решения предлагаются разные, но эффективное пока найти не удаётся, тем более, что инфраструктуры для велосипедистов почти нет.    

    В одном уровне: в Железноводске и Курске пешеходов подсветили «умные» переходы

    Помочь сделать нерегулируемые пешеходные переходы безопаснее могут современные технологии. В курортном городе Железноводске Ставропольского края «умный» пешеходный переход создали на участке пересечения пешей Каскадной лестницы автомобильной дорогой. 

    Пешеходный переход, расположенный на Новой Каскадной лестнице, подключили к цифровой платформе «Умный город». Подобный «умный» пешеходный переход уже работает в посёлке Иноземцево. Чтобы предотвратить наезды на пешеходов ночью или в сумерки, специальные датчики автоматически реагируют на приближение пешехода, после чего над переходом загораются дополнительные светильники и активируются электронные табло. Таким образом, переход не просто хорошо освещён: он информирует водителей дополнительно в том случае, если на переходе уже находятся люди. 

    Кроме этого, отдельным стимулом соблюдать правила дорожного движения для автомобилистов будут камеры видеонаблюдения, фиксирующие нарушения. Дополнительно на участке установили новую уличную подсветку, световые дорожные знаки и иллюминацию разметки, сообщает официальный сайта Думы и администрации Железноводска.

    Популярная у туристов прогулочная лестница значительно расширилась после реконструкции в 2019 году: теперь её протяжённость составляет не 200, а 900 метров. Благодаря этому Каскадная лестница стала самой длинной на юге России полностью пешеходной. Дополнительная подсветка пешеходного перехода должна сделать ночные прогулки по Каскадке более безопасными. Кроме того, местные власти отмечают, что дополнительные меры безопасности нужны этому переходу из-за особенностей рельефа.

    В Курске на «умном» переходе освещение сопровождает пешеходов. Динамический режим подсветки заработал на нерегулируемом пешеходном переходе на пересечении улиц Дзержинского и Карла Либкнехта, сообщает ИА «Секунда. Медиа». Комплексная система SecurOS Soffit светового сопровождения людей тоже работает с помощью специализированной видеокамеры и блока интеллектуального контроля, распознающих приближение человека. 

    Детекторы регистрируют не только координаты, но и направление движения  пешехода, и сразу реагируют на них. Как только человек начинает переходить проезжую часть, система задействует дополнительную мощность соответствующего светодиодного модуля, а статичная подсветка остальных модулей продолжит функционировать на пониженной мощности. Такой режим работы иллюминации называется динамическим. Направленный свет прожектора освещает только пешеходов и не слепит водителей. Таким образом освещение максимально выделяет на «зебре» пешехода. 

    После выхода пешехода из зоны контроля, то есть пешеходного перехода и прилегающих к нему областей тротуаров с обеих сторон, прожектор возвращается в режим ожидания. В режиме ожидания светодиодный прожектор, состоящий из восьми светодиодных модулей, обеспечивает статичное освещение пешеходного перехода и при необходимости может заменить уличную систему освещения. 

    Другое направление развития ИТС в Курске — «умные» светофоры. В этом году в центре города появится 15 адаптивных регулировщиков.  

    Рязань: решать проблемы автомобилистов за счёт пешеходов?

    В Рязани обсудили идею построить надземные переходы: в четверг, 17 февраля, на комитете по градостроительству и землепользованию гордумы депутаты озвучили предложения построить надземные пешеходные переходы в районе дома № 22Б на Московском шоссе, на площади Победы, улице Соборной, а также возле Круиза и площади Ленина. Обосновали идею большим количеством ДТП на этих участках, сообщило ИА «RZN.info».

    Однако предложение натолкнулось на критику: строительство надземных переходов может обойтись бюджету в десятки миллионов за каждый такой объект. При этом высокая аварийность на этих улицах может только усугубиться из-за неправильного решения, и более рациональным способом было бы для начала оснастить существующие наземные переходы в соответствии со всеми требованиями безопасности, а также продумать их достаточно частое и удобное для пешеходов расположение.

    Анализ конкретных участков, на которых предложено возвести надземные переходы, показывает, в чём может быть причина их аварийности. Большое количество ДТП в районе дома № 22Б на Московском шоссе может быть объяснено тем, что здесь располагается нерегулируемый пешеходный переход через многополосное шоссе, который к тому же не оборудован островком безопасности. Учитывая тот факт, что именно у этого перехода располагается автобусная остановка, а трасса отсекает жилой микрорайон от зелёной зоны (поблизости расположен Приокский Лесопарк), неудивительно, что здесь высокий поток пешеходов. Соответственно нерегулируемого перехода недостаточно.

    Надземный переход неудобен для пешеходов: подъём и спуск занимают больше времени, и в особенности для маломобильных категорий — пожилых, инвалидов, родителей с детскими колясками, велосипедистов, даже людей с тяжёлыми сумками и чемоданами (менее, чем в 2 километрах от этой точки располагается Центральный автовокзал). В теории надземный переход должен быть выгоден автомобилистам, так как им не придётся ждать, пока горит красный свет. Однако практика показывает, что из-за того, что переходить по переходу трудно и долго, а в некоторых случаях даже невозможно, бюджетные вложения в обустройство надземных переходов далеко не всегда окупаются, а часто усугубляют аварийность участков. Пешеходы всё равно попадают под колёса, перебегая дорогу в неположенном месте рядом с надземным переходом. Особенно часты такие случаи как раз у остановок общественного транспорта: чтобы успеть сесть на уходящий автобус, пешеход может неосмотрительно выйти на проезжую часть. При этом всего в 500 метрах от этого участка на перекрёстке светофор всё-таки есть, так что много времени сэкономить на отсутствии регулировщика не смогут и автомобилисты. 

    На Соборной ул., где тоже предлагали установить надземный переход, сейчас есть переход возле Торговых рядов — со светофором, но без островка безопасности. Это пятиполосная улица, расширяющаяся до шести ближе к центру города. Соборная улица — одна из главных в Рязани, она проходит по центру, на ней есть магазины и остановки общественного транспорта. При этом пешеходные переходы на ней установлены на расстоянии в 300-350 метров. Также строительство надземного пешеходного перехода испортило бы на этой улице вид на Всехсвятскую часовню — одну из важных достопримечательностей города. 

    На площади Победы — схожие проблемы. Светофоры на пешеходных переходах есть, но нет островков безопасности, к тому же сами переходы расположены друг от друга на существенном расстоянии в полкилометра.

    В итоге местные власти сообщили, что строительство новых надземных переходов не входит в ближайшие планы. Как сообщает сетевое издание «62INFO.RU», представители администрации города в социальных сетях заявили, что перспективы рассматривались лишь на уровне предложений.

    Положительный опыт со снижением аварийности на рязанских дорогах всё-таки есть: примером может быть применение камер, фиксирующих нарушения ПДД и «умных» светофоров на аварийно опасных участках дорог.

    Курьеры «зависли» между тротуарами и дорогами

    С началом пандемии курьеры на велосипедах прочно вошли в повседневность российских городов: службы доставки активно развились на фоне карантинных ограничений. При этом инфраструктура оказалась не готова к резкому росту числа велосипедистов, тем более, что и правила дорожного движения курьеры соблюдать не обязаны, и привлекать их к ответственности, фактически, некому. Скорость перемещения на электромеханических и механических велосипедах заметно выше, чем у пешехода, но ниже, чем, к примеру, у мотоциклиста, что ставит их в неоднозначное положение. Количество дорожных происшествий с их участием с каждым годом возрастает. 

    К тому же курьеры на велосипедах доставляют неудобства пешеходам на узких тротуарах и пешеходных переходах, в особенности надземных и подземных (также из-за ограниченного пространства). Столичный Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры призвал компании служб доставки проводить чёткий инструктаж для каждого нового сотрудника. Однако рыночная система такова, что стандарты доставки только стимулируют компании принуждать курьеров нарушать правила. Чем быстрее будет доставлен заказ, тем лучше с точки зрения компании. И, как это чаще всего бывает, сам алгоритм работы накладывает определенные ограничения по времени и предъявляет курьерам почти невыполнимые требования по сроку доставки, из-за чего сотрудники вынуждены сокращать дорогу в неположенных местах или пересекать пешеходные переходы, не спешиваясь, а то и на красный свет.

    Ранее МВД России и Минтранс России предложили внести в правила дорожного движения (ПДД) изменения для электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ). Предлагалось ограничить максимальную разрешённую скорость для электрических самокатов 25 км/ч. Также, согласно предложению, водители СИМ должны ориентироваться на сигналы регулировщика для пешеходов.

    Другое предложение, прозвучавшее недавно, — запретить курьерам ездить по пешеходным зонам, — встретило сопротивление уже со стороны автомобилистов. Как сообщило ИА «НСН», представители рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» выступили против такой инициативы. По мнению водителей, это приведёт к полной бесконтрольности перемещения курьеров. За нарушением правил движения доставщиков на велосипедах по-прежнему некому будет следить — соответственно без обеспечения надзора, эта инициатива попросту не будет выполняться

    Возможности использования городскими властями новых трендов в ритейле для обеспечения устойчивой мобильности населения и эффективного распределения грузовых потоков по городу исследовались в работе норвежских учёных «E-groceries: Sustainable last mile distribution in city planning» (Электронный ритейл: Проблемы «последней мили» доставки продуктов в городском планировании).

    Виды транспорта: