Через четыре года здесь будет «Север — Юг». В Челябинске объявили конкурс на строительство первой линии метротрама

  • Павел Яблоков
    11 августа 2022 г. — 18:34
    820
    Иллюстрация: 

    Проект достройки Челябинского метрополитена путём интеграции подземных участков в существующую трамвайную сеть, пройдя предварительные стадии оценки целесообразности работ и выделения финансирования, вступает в стадию реализации. По заказу областного Миндортранса объявлен тендер на выполнение проектных и строительных работ по сооружению первой линии, которая пройдёт в направлении «Север — Юг». Её подземная часть будет включать две станции, а наземные участки подключат к трём трамвайным линиям сети. Запуск линии намечен на 2026 год.

    «Всё нормально, деньги есть!»

    АО «Челябинский Метротрамвай» 9 августа объявило электронный аукцион на разработку проектной документации и выполнение комплекса строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство линии скоростного транспорта в городе Челябинске. Линия Север — Юг» с начальной стоимостью контракта 49,515 млрд руб. На подачу заявок по столь крупному проекту отведена всего неделя до 16 августа и в этот же день планируют подвести итоги закупки.

    Выступившее в роли государственного заказчика АО «Челябинский Метротрамвай» существует с 2007 года, но нынешнее название получило лишь месяц назад, 11 июля 2022 года. До этого она называлась ОАО «Типография "Транспорт"» и находилась в процессе ликвидации, но 21 июня этого года вновь стала действующей. Ранее, до приватизации в 2007 году, организация называлась ОГУП «Типография "Транспорт"».

    Основной вид деятельности организации АО «Челябинский Метротрамвай» — аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом. Дополнительно организация заявила следующие виды деятельности: «Прочие виды полиграфической деятельности» и «Деятельность рекламных агентств».

    Инвестором проекта выступило Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области. Работы, выполняемые в целях реализации инфраструктурного проекта Челябинской области «Метротрамвай с интеграцией в трамвайную сеть в городе Челябинске» по сооружению линии «Север Юг» выделены в пять этапов:

    • вынос коммуникаций;
    • подготовительные работы, обустройство стройплощадок закрытого способа работ, временные сети, временные здания и сооружения, проходка шахтного ствола с подходной выработкой, надшахтные комплексы;
    • обустройство площадок открытого способа работ, временные сети, временные здания и сооружения, ограждающие конструкции котлованов открытого способа работ, разработка грунта, крепление котлованов;
    • строительство линии «Север-Юг» в полном объёме;
    • благоустройство.

    Проект задания на проектирования линии метротрамвая выполнен АО «Моспроект-3» (Научно-исследовательский и проектный институт гражданского строительства, благоустройства и городского дизайна «Моспроект-3») по заказу хозяйственного партнёрства «Конгресс-холл».

    Проект планировки территории с проектом межевания территории для размещения линейного объекта «Строительство метрополитена города Челябинска с интеграцией в трамвайную сеть» утверждён Распоряжением Администрации Челябинска от 28.02.2022 № 55-п и предшествовавшими ему документами городского планирования.

    В материалах обоснования инвестиций представлено 3 варианта трассировки двух подземных линий скоростного транспорта «Север — Юг» и «Восток-— Запад» с использованием построенных подземных сооружений с возможностью дальнейшей интеграцией в существующую трамвайную сеть после выхода подземных участков на поверхность. Основным их отличием являлось расположение станции «Площадь Революции» на линии «Север — Юг».

    Выбранный вариант № 3 имеет меньший срок строительства и стоимости так как остановочный пункт «Площадь Революции» в нём предусмотрен мелкого заложения и сооружаются открытым способом. Решение, предложенное хозяйственным партнёрством «Конгресс-холл», получило заключение о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций ФАУ «Главгосэкспертиза» № 02820-22/ГГЭ-31836/24-02 от 16.06.2022.

    Проектно-изыскательские работы необходимо выполнить до 24 мая 2024 года, к этому времени работы должны быть сданы подрядчиком и получить положительное заключение госэкспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости объекта строительства. Само же строительство объекта должно быть завершено до 30 декабря 2025 года. Из цены договора в 49 515 млрд. руб. стоимость выполнения инженерных изысканий, разработки проектной и рабочей документации, составляет 2,62 млрд руб., стоимость выполнения строительно-монтажных работ по созданию Объекта; включая устранение выявленных в период гарантийного срока (пять лет) недоделок и дефектов, составляет 46 895 млрд. руб.

    Работы будут финансироваться из бюджета Челябинской области. На 2022 год выделено 8,258 млрд. руб. (проектно-изыскательские работы (ПИР) — 1048 млрд. руб., СМР — 7,21 млрд руб.), на 2023 год — 22,103 млрд руб. (ПИР — 0,768 млрд руб., СМР — 21,317 млрд руб.), на 2024 год — 11,747 млрд руб. (ПИР — 0,768 млрд руб., СМР — 10,96 млрд руб.), на 2025 год — 7,407 млрд руб. (все — СМР). Сумма на 2022 год состоит из предусмотренного проектом договора аванса в размере 16,6778% от цены договора, который заказчик должен перечислить подрядчику в течение 60 рабочих дней со дня заключения договора.

    Подготовку территории строительства планирую начать в первом квартале 2023 года, а основные работы по сооружению линии, подземных и наземных остановочных пунктов со второго квартала 2023 года по второй квартал 2025 года.

    Ввод объекта в эксплуатацию (получение ЗОС, разрешение на ввод и регистрация) при соблюдении всего графика работ, станет возможен к концу первого полугодия 2026 года.

    Как метро, но трамвай

    Протяжённость линии «Север — Юг» 7,2 км. Также планами по строительству Челябинского метротрамвая предусмотрено строительство линии «Восток — Запад» длиной 3,8 км. Всего под землёй планируется размещение четырёх остановочных пунктов, два из которых будут пересадочными между линиями. Предполагаемая предельная стоимость строительства обеих линий 72,485 млрд руб.

    Многие элементы подземного строительства будут напоминать традиционное метростроение. Но трамвайная специфика внесёт определённые коррективы.

    Одна из часто использующихся составляющих станций метро — эскалаторы. Планируются они и для метротрамвая. Для подъёма с платформ остановочных пунктов в уровень распределительного зала или пешеходного перехода предусматриваются поэтажные эскалаторы тяжелого режима («Т») работы с шириной ленты 1 м. Наклонные ходы эскалаторов укроют стеклопластиковыми зонтами.

    Отделка пассажирских зон станций метротрамвая будет соответствовать метростроевским традициям. Будут использовать долговечные и восококачественные материалы отечественного производства. Полы платформ, вестибюлей, пересадочных узлов и прочих пассажирских помещений должны быть отделаны полированными плитами из натурального камня: гранит и габбро. Край платформы, ступени лестничных сходов, пандусы — из термообработанного гранита. Отделка полов и ступеней эвакуационных выходов — из керамгранит.

    Путевые стены будут облицованы плитами из натурального камня (гранит, габбро, мрамор) или кассетами из алюминия, Стены и колонны в пассажирских зонах — плитами из натурального (гранит, габбро, мрамор) или искусственного камня. Сиденья скамей на платформах должны быть выполнены из твёрдых пород древесины.

    На некоторых участках трамвайных подземных путей применят «трамвайные» рельсы с желобами для предотвращения схода с путей. На прямых и кривых участках радиусом более 400 м рельсы предусмотрена укладка рельс типа Р-65: с железобетонными полушпалами на путевом бетоне на подземных участках, и с железобетонными шпалами на щебне на рамповых наземных участках пути. На рамповых участках пути с радиусом менее 400 м и тоннельных участках с радиусом менее 200 м предусматривается путь на щебне с рельсами Т-62 с железобетонными шпалами с противоугонными рельсовыми скреплениями. Стрелочные переводы в тоннельной части должны быть типа Р-65, марки 1/9, адаптированные к нормативам рельсовой колеи трамвайных путей, на щебеночном основании в балластном корыте на деревянных брусьях.

    В подземные станции будут вести широкие подземных переходы: их габариты будет определяться по расчёту пассажиропотоков, но не менее 6 метров без учёта отделки стен. Ширина островных платформ должна быть не более 12 м, а береговых не более 6.2 м. Общая площадь подземных станций должна быть не более 7200 м2 без учёта вентиляционных шахт и пешеходных переходов.

    Интеграция линии метротрамвая в существующую трамвайную сеть предусматривается с учётом границы проектирования в местах ближайшего оборота (разворота) подвижного состава за рамповыми участками. Также предусматривается устройство стрелочных переводов и вилочного движения, а также новое строительство трамвайных путей. Обслуживание подвижного состава предполагается осуществлять в существующих трамвайных депо с подачей подвижного состава метротрамвая на линию по существующей трамвайной сети. Электроснабжение сети метротрамвая будет вестись от кабельных сетей 10кВ и контактной сети 600 В с устройством тягово-понизительных подстанций.

    Где пройдёт линия метротрамвая?

    В согласованном к реализации предпроектном предложении по строительству линии «Север —Юг» предусматривается сооружение подземных остановочных пунктов «Площадь Революции» и «Торговый центр». Уже построен участок со станцией «Торговый центр» под рекой Миасс и тоннели от неё в обоих направлениях протяжённостью около 1,7 км в двупутном исчислении. Большая часть трассы пройдёт под Каслинской ул. и Елькинской ул.

    Около 265 м построенных тоннелей ПК 81-ПК 83 линии «Север — Юг» между станциями «Торговый центр» и «Площадь Революции» разберут, чтобы на их месте построить новые, ведущие к станции мелкого заложения «Площадь Революции» вместо ранее планировавшегося здесь прохождения трассы глубоким заложением.

    Вестибюль станции «Торговый центр» будет иметь выходы на Каслинскую ул. южнее перекрёстка с ул. Братьев Кашириных. На южную сторону Миасса к улице Труда строительство выхода предусмотрено, но в отдалённой перспективе.

    Совмещенный вестибюль станций «Площадь Революции» предусматривается интегрировать с существующим пешеходным переходом, ведущим к ПТК «Никитинский» на перекрёстке просп. Ленина и ул. Воровского. А южный вестибюль линии «Север — Юг» должен иметь выходы к перекрёстку ул. Воровского и ул. Елькина.

    К югу от «Площади Революции» выход линии на поверхность запланирован на улице Овчинникова, где запланировано строительство одноимённой новой остановки «Улица Овчинникова» у выхода путей из рампы на поверхность и одиночного междупутного съезда сразу за остановкой. Далее новые трамвайные пути по ул. Овчинникова должны дойти до ул. Разина, где у железнодорожного вокзала соединиться с действующей трамвайной сетью в направлении к остановке «Завод им. Колющенко». Пока что она является конечной на привокзальной линии, но администрация Челябинска уже начала проектирование линии-связки в Ленинский район города через путепровод над железнодорожными путями станции Челябинск-Главный.

    К северу от «Торгового центра» линия «Север — Юг» будет разветвляться под землёй с двумя выходами на поверхность: на Каслинскую улицу в северном направлении и на проспект Победы в западном.

    Существующие остановочные пункты «Улица Косарева» и «Каслинская улица» («Каслинский рынок») перенесут, чтобы обустроить рядом с ними выезд трамвайных путей из подземной части на поверхность и соединить их «против шерсти» с существующими линиями, ведущими со стороны центра. При этом в зоне остановки «Каслинская улица» предусмотрено строительство нового разворотного кольца для вагонов, а за остановкой — «Улица Косарева» одиночного съезда.

    Что касается второй линии «Восток — Запад», то на ней планируется строительство двух подземных станций — «Комсомольская площадь» и «Площадь Революции». Уже построенный вестибюль № 2 станции «Комсомольская площадь» будет использоваться в качестве полноценного вестибюля, а вестибюль № 1 — сооружаться в качестве эвакуационного выхода.

    За остановочным пунктом «Площадь Революции» на линии «Восток — Запад» предусмотрено устройство тупиков и одиночного съезда. Также предусматривается возможность перспективного продления линии «Восток — Запад» далее в западном направлении.

    С 10 августа в Челябинске начали действовать новые тарифы на проезд в общественном транспорте. Долгосрочные билеты и безналичная оплата проезда позволяют пассажирам экономить на транспортных расходах. А в Москве 10 августа утвердили названия для 22 двух строящихся станций метрополитена.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)