В Рязани, Якутске и на Белгородчине готовятся к транспортным реформам, в Воронеже ждут инвестиций

  • Полина Лемешева
    29 марта 2022 г. — 12:00
    331
    Иллюстрация: 

    Официальный сайт Окружной администрации Якутска / yakutskcity.ru

    В регионах страны различные меры предпринимают для улучшения состояния общественного транспорта. В Белгородской области координацией пассажирскими перевозками займётся новое учреждение, аналог которого в областном центре упразднили в 2019 году. В Рязани готовятся к проведению конкурсных процедур, благодаря которым будет создана новая транспортная модель. Власти Якутска представили «Дорожную карту»: проект комплексной модернизации системы городского общественного транспорта. В Воронеже проект строительства метробуса оказался ещё более дорогостоящим, чем предполагалось ранее.

    Для Рязани разработают новую транспортную модель

    В Рязани для разработки подрядной организацией транспортной модели в ближайшее время будут проведены конкурсные процедуры. Управление транспорта уже получило от главы местной администрации поручение начать подготовку соответствующей документации.

    Кроме того, в начале марта внесено несколько изменений в работу рязанского общественного транспорта. В целях улучшения качества пассажирских перевозок жителей микрорайона Канищево в часы пик изменён маршрут автобуса № 5. Теперь он пролегает от площади Мичурина в прямом направлении через остановки «стадион "Спартак"», «Центральный рынок», «Медуниверситет», «Дом художника», «магазин "Фаворит"», «гипермаркет "Лента"» (пос. Борки), «Борковской карьер», «ул. Бирюзова», «Интернациональная ул., 23», «Муниципальный рынок», «3-й квартал», «Аптека», «Школа» и «Больничный комплекс» до остановки «Телезавод». Всего на линии по этому маршруту работают четыре автобуса большого класса вместимости.

    Другое изменение затронуло автобусный маршрут № 30. Здесь увеличен выпуск машин на линию. Учитывая высокий пассажиропоток, к работе на этом маршруте приступят пять дополнительных единиц техники. Таким образом, всего линию будут обслуживать 25 автобусов.  

    Как стало известно в ходе рабочего совещания, проведённого 9 марта главой городской администрации Рязани, по этим маршрутам будет осуществляться дальнейший мониторинг ситуации. Кроме того, дополнительно потребуется приложить усилия к тому, чтобы должным образом проинформировать местных жителей о вступивших в силу изменениях, сообщает официальный сайт рязанской администрации.

    В рейтинге городов России по качеству общественного транспорта Рязань в прошлом году «сползла» с 31-го места на 47-е. И это тревожный показатель, так как, несмотря на включение в «табель о рангах» 16 новых городов, значительная часть из них оказалась аутсайдерами.

    Систему общественного транспорта в Якутске решено реформировать

    21 марта на совещании в Якутске администрации края была представлена «Дорожная карта» с предлагаемыми мерами комплексной модернизации системы общественных пассажирских перевозок столицы Республики Саха. Над представленным проектом работали региональные министерство транспорта и министерство инноваций и городские власти. 

    На сегодняшний день система городского общественного транспорта Якутска находится в плохом состоянии, сообщили эксперты. За прошлый год Якутск спустился в рейтинге качества городского общественного транспорта сразу на 22 пункта: с 13 места на 35-е. Со стороны местных властей давно ожидается принятие соответствующих мер: преобразования необходимо разработать и внедрить, пока ситуация не усугубилась. При этом проведение изменений затруднено в связи с ремонтными работами на проспекте Ленина.

    Особое внимание в рамках обсуждения было уделено устареванию как транспортной системы города в целом, так и транспортных средств. Участники совещания отметили, что проект по усовершенствованию системы общественных пассажирских перевозок реализуется в перспективе в два этапа. 

    Первый — проведение научно-исследовательских работ. Они включают в себя определение потока пассажиров в общественном транспорте Якутска в весенний, летний и зимний периоды для разработки на основе полученных данных оптимального плана финансирования проекта. Второй этап — подготовка городских властей к заключению концессионного соглашения. Данный этап включает в себя различные конкурсные процедуры и поиск потенциальных операторов — тех, кто будет готов вложиться в модернизацию системы городского якутского транспорта и помочь с реализацией проекта властям.

    Для реализации проекта якутские власти хотят использовать инфраструктурные бюджетные кредиты. Они считают, что это новый и полезный инструмент для развития субъектов Российской Федерации.

    Согласно сообщениям информационно-аналитического портала «SakhaNews», городским властям и транспортным структурам правительства края была дана задача сформировать проектную команду. Она должна заняться поэтапной реализацией проекта.

    В Белгородской области воссоздан региональный оператор управления перевозками

    Правительство Белгородской области объявило о создании регионального организатора пассажирских перевозок. Главной целью новой организации станет выполнение задач по организации регулярных перевозок пассажиров и их багажа на автобусах и электротранспорте. Выполняться эта цель будет на маршрутах города Белгорода и его пригородов.

    Новое государственное казённое учреждение «Организатор пассажирских перевозок Белгородской области» было создано за счёт изменения типа и наименования областного государственного автономного учреждения «Центр экспертизы на автомобильном транспорте "Белгородцентравто"». Организация действует в области с 1998 года. Основное направление работ — сертификация продукции, услуг и организаций. Также проводится экспертное заключение технического состояния транспортного средства.

    Учредителем новой организации станет министерство автомобильных дорог и транспорта Белгородской области. До следующего месяца текущего года министерству необходимо назначить начальника учреждения. В Белгороде в 2017-2019 годах действовало муниципальное казённое учреждение «Организатор пассажирских перевозок г. Белгорода», в числе его задач было и обеспечение стабильной работы белгородского транспорта. В 2019 году организация прекратила работу.

    По сообщениям интернет-портала «Бел.ru», максимальная численность работников нового учреждения составит не более 35 человек.

    Кроме того, за последнее время автобусный парк Белгородской области получил пополнение. В начале марта в распоряжение ООО «Единая транспортная компания» (ЕТК) поступили новые газомоторные низкопольные машины ЛиАЗ-5292.67. Техника уже приступила к работе на линиях: пассажиры смогут воспользоваться автобусами на маршрутах №№ 2, 13, 15, 17, 24, 113, 238, 13к, 223а и 41а.

    Новый транспорт отличается особой комфортностью и безопасностью, адаптирован для использования маломобильными категориями граждан, включая инвалидов, пожилых и родителей с детскими колясками. Кроме того, автобусы оснащены кондиционерами, автоинформаторами и счетчиками пассажиропотока. Последние будут использоваться для сбора и анализа данных. Исходя из такой статистики в будущем появится возможность оптимизировать количество автобусов на маршруте в зависимости от интенсивности  пассажиропотока, сообщает ООО «ЕТК».

    Воронежскому метробусу могут потребоваться дополнительные  инвестиции

    Идеи, частично реализованные в Белгороде, планируется с большим размахом реализовать в другом региональном центре Черноземья. Федеральное автономное учреждение «РосдорНИИ» раскрыло для ИА «РБК» планы по созданию метробуса в Воронеже. Не исключено, что в скором времени для создания инфраструктуры  проекту потребуются инвестиции в размере 27 млрд руб. Ранее предполагалось, что обустройство инфраструктуры обойдётся бюджету всего в 10 млрд рублей. Дополнительные затраты вызваны замыслом преобразовать дорожно-транспортную систему Воронежа.

    Особенность проекта заключается в том, что, вместо вложения средств в строительство полноценного метро, местные власти рассчитывают обеспечить сравнимую скорость движения, изменив особенности организации дорожной системы. Метробусы будут двигаться по выделенным полосам, которые предполагается обустраивать не только по крайним правым полосам, но и по центральной части дорог. Это заметно отличается от привычных выделенных полос, ведь при движении в правом ряду автобус сталкивается с препятствиями. Движение по коридорам метробуса будет организовано городскими маршрутами наземного транспорта.

    Кроме того, эффективности работы метробуса способствуют посадочные платформы. Они смогут выступать одновременно в роли как остановок, так и разделительных полос. С обеих сторон от платформы будут организованы выделенные полосы. От основного автомобильного потока площадки отделят барьерами. Это сделано из соображений безопасности граждан: такие барьеры предотвратят заезд автомобилей на скоростные дороги.

    Сопутствовать введению метробуса будут другие меры, направленные на повышение эффективности работы системы городского общественного транспорта. К 2026 году городские власти планируют скорректировать маршрутную сеть, благодаря чему средние интервалы движения транспорта можно будет довести до рекомендуемых значений: пассажирам не придётся проводить лишнее время в ожидании на остановке.

     Другое запланированное направление работ — перевод наиболее востребованных маршрутов на электротягу. По трассам метробуса могут курсировать автобусы и троллейбусы с увеличенным автономным ходом. Также «РосдорНИИ» предлагает изменить состав парка подвижного состава, отдав предпочтение транспортным средствам большого и особо большого класса. Часть маршрутов останется на обслуживании автобусов малого класса, однако их роль в обслуживании общественного транспорта должна стать менее заметной.

    Пока метробус сохраняет статус проекта: идеи, сформулированные специалистами Российского дорожного научно-исследовательского института, ждут обсуждения в Воронежской Областной Думе. Кроме того, проект должен быть обсуждён с жителями города на общественных слушаниях.

    В случае одобрения проекта, строительство будет включать в себя два этапа. Первый — реконструкция автодорог и улиц. В ходе проведения этого этапа в Воронеже построят и обустроят около 57 километров дорог. «РосдорНИИ» заявляет о планах создания обособленной проезжей части (более 14 километров), выделенных полос по оси (16 км) и в правой части (26,6 км) дорог.

    Для удобства пользования общественным транспортом в городе появится ещё 62 остановки. Некоторые из них станут частью комплекса специализированных посадочных площадок. Всего таких площадок в плане насчитывается порядка 110. Первая очередь метробуса по подсчётам «РосдорНИИ» может быть реализована в 2025 году, что по предварительным оценкам обойдётся в 13,55 млрд руб. Сюда включена и модернизация контактно-кабельной сети троллейбусов, которые будут обслуживать большинство востребованных в Воронеже маршрутов, проходящих через коридор метробуса. В отдельную сумму в 7,05 млрд руб. оценено строительство путепровода на Московском шоссе в створе автодороги А-134 на повороте в Ямное. За рамками суммы почти 21 млрд руб. остаётся стоимость модернизации кабельной сети и тяговых подстанций, а также  строительства новых станций.

    Второй этап — создание дополнительных 3 км обособленной проезжей части для движения общественного транспорта и обустройство вдоль оси проезжей части ещё 9,5 км выделенных полос. Реализовать эту часть проекта планируется до 2030 года. На эти работы необходимо 7 млрд руб.

    Пока единственным городом России с участком метробуса является Белгород. В 2019 году на одной из магистральных улиц — Щорса — заработала выделенная полоса с нестандартным расположением в центре улицы, аналогичным варианту, который сейчас разрабатывают в Воронеже. Специалисты остановились на нестандартном расположении скоростной линии из-за наличия вдоль улицы Щорса многочисленных съездов во дворы. Реконструкцию другой магистральной улицы Белгорода — Б. Хмельницкого — в ноябре 2021 года было решено отложить. В числе причин называлось отсутствие «стратегического видения транспортной инфраструктуры». Поэтому Белгород рискует не продвинуться заметно выше в рейтинге городов России, хотя реформа маршрутной сети, переход на брутто-контракты и запуск выделенной полосы на ул. Щорса помогли выйти из десятки худших городов и подняться с 52-го места на 41-е.

    В Воронеже часто поднимался вопрос о строительстве метро, за последние годы было создано несколько проектов, однако ни один так и не получил реализации. По мнению местных властей, городской бюджет не может позволить себе расходы на строительство и поддержку подземки. Компромиссом должно стать появления на улицах Воронежа метробуса.

    Электротранспорт в Воронеже переживает далеко не лучшие времена: последние трамвайные линии были закрыты в 2009 году и затем демонтированы, постепенно угасает и система троллейбусов. Несмотря на общую отрицательную динамику, в феврале в центре города был запущен новый троллейбусный маршрут. Пока что Воронеж занимает в рейтинге 63-е место, оставаясь самым неразвитым в транспортном отношении среди городов-миллионников.