В Чебоксарах горожане проголосовали за развитие троллейбусной маршрутной сети

  • Павел Яблоков
    10 августа 2022 г. — 10:00
    424
    Иллюстрация: 

    Сетевое издание Чебоксары.ру / cheboksary.ru

    В Чебоксарах уже стало традицией при изменении маршрутов общественного транспорта спрашивать горожан. На днях подвели итоги очередного опроса на местном портале «Открытый город». Большинством голосов были поддержаны изменения троллейбусной сети, в результате которых пассажиры смогут получить пять обновлённых трасс маршрутов. Улучшить транспортное обслуживание пассажиров позволит прошлогодняя закупка нового подвижного состава: с её помощью удастся увеличить выпуск троллейбусов на линию. На подходе — новые поставки техники и документы транспортного планирования Чебоксарской агломерации, которые помогут ещё больше повысить роль троллейбусов в обслуживании Чебоксар, Новочебоксарска и на межмуниципальных маршрутах.

    Голосование по троллейбусным вопросам: новый сезон

    В июле на портале «Открытый город» — проекте администрации города Чебоксары, объявили голосование по изменению схем движения троллейбусных маршрутов. Инициатором предложений стало МУП «Чебоксарское троллейбусное управление», обслуживающее 16 городских троллейбусных маршрутов (№№ 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 20, 21, 22).

    Так как изменения маршрутов взаимосвязанные, то горожан попросили «пакетом» высказаться по всем предложениям сразу. В основе изменений — попытка заново разобраться с трассами встречно-кольцевых маршрутов №№ 6 и 8, которые хотели изменить ещё почти два года назад.

    Кольцевой маршрут № 8 «пос. Южный — Промтрактор — Промтрактор» предложили разомкнуть со снятием движения по просп. Ивана Яковлева и ул. Ашмарина, направив двусторонним движением от Железнодорожного вокзала до микрорайона Альгешево (остановка «ул. Розы Люксембург») по просп. Ленина, ул. Юрия Гагарина, ул. Калинина, Марпосадскому шоссе, просп. Тракторостроителей, Эгерскому бульв., ул. Ф. Орлова и ул. Айзмана, что позволит пассажирам без пересадок добраться с ул. Айзмана и ул. Ф. Орлова на просп. Тракторостроителей. Количество троллейбусов на маршруте планируется увеличить с 8 до 12. При росте протяжённости оборотного рейса маршрута с 24,2 до 44,5 км и времени оборотного рейса с 73 до 130 мин., интервалы движения вырастут с 9 до 11 минут.

    Встречный к маршруту № 8 кольцевой маршрут № 6 «Железнодорожный вокзал — Промтрактор —Промтрактор» снимется с Марпосадского шоссе и северной части просп. Тракторостроителей с организацией кольцевого движения «Маштехникум — Железнодорожный вокзал — Маштехникум» по просп. Тракторостроителей, Эгерскому бульв., просп. Мира, просп. Ивана Яковлева, Привокзальной ул., просп. Ленина, ул. Юрия Гагарина, ул. Калинина, просп. Мира, Эгерскому бульв., ул. Ленинского Комсомола, просп. Тракторостроителей. Количество троллейбусов планируется сохранить прежним — шесть машин. Незначительный рост оборотного рейса маршрута с 69 до 72 минут и уменьшение протяжённости оборотного рейса с 21,7 до 20,6 км сохранит интервалы на уровне 11-12 мин. Обновлённый маршрут позволит пассажирам доехать с ул. Гагарина и просп. Мира на ул. Ленинского Комсомола.

    В противоположном маршруту № 6 направлению предложили открыть новый кольцевой маршрут № 5 «Маштехникум — Агрегатный завод» с обслуживанием шестью троллейбусами (протяжённость 20,6 км, оборотный рейс 72 мин., интервалы в часы «пик» 12 мин.). Его трасса пройдёт по просп. Тракторостроителей, ул. Ленинского Комсомола, Эгерскому бульв., просп. Мира, ул. Калинина, ул. Юрия Гагарина, просп. Ленина, просп. Ивана Яковлева, просп. Мира, Эгерскому бульв, просп. Тракторостроителей. Маршрут позволит добраться с ул. Гагарина, просп. Мира, и Эгерского бульв. на просп. Тракторостроителей. До 6 февраля 2021 года маршрут № 5 работал примерно по такой же трассе, но проходил в обоих направлениях по ул. Ленинского Комсомола, затем его объединили с маршрутом № 11.

    Маршрут № 9 «Аэропорт — Агрегатный завод» предлагается снять с части ул. Ашмарина и с ул. Скворцова, оставив на ведущей к аэропорту линии встречно-кольцевой маршрут № 2, а также маршрут № 15, тем самым сохранив все связи «ворот в город» с его центром. Вместо этого «девятку» направят двусторонним движением к Маштехникуму. Он будет следовать по просп. Тракторостроителей, Эгерскому бульв., ул. Ашмарина, просп. Ивана Яковлева, далее кольцом по просп. Мира, ул. Калинина, ул. Юрия Гагарина, просп. Ленина, просп. Ивана Яковлева, образуя двустороннюю связь ул. Ашмарина и Эгерского бульв. с просп. Тракторостроителей (сейчас маршрут № 8 здесь следует только в одну сторону). Количество троллейбусов на маршруте предполагается увеличить с семи до восьми. При росте протяжённости оборотного рейса с 21,6 до 29,6 км и времени с 73 до 97 мин. интервалы в часы «пик» в среднем незначительно увеличатся с 11 до 12 мин.

    Троллейбусный маршрут № 11 «Завод им. Чапаева — Маштехникум», участок которого от ул. Юрия Гагарина до Маштехникума будет совпадать с новыми трассами маршрутов №№ 5 и 6, предложено сократить до Железнодорожного вокзала. Он будет следовать по Заводской ул. (обратно — Коллективной ул.), Социалистической ул., Гражданской ул., ул. Юрия Гагарина, просп. Ленина с разворотом через просп. Ивана Яковлева и Привокзальную ул. Количество троллейбусов на нём предлагается сократить почти вдвое — с 11 до шести, как и протяжённость (16,7 км вместо 37,1 км), а также оборотный рейс (56 мин. вместо 128), это позволит уменьшить интервалы движения с 11-12 до 9-10 мин. в часы «пик».

    Голосование завершилось 31 июля. В нём приняло участие 2232 пользователя «Открытого города», что составляет около 0,5% от численности жителей города. Для сравнения: в Москве по транспортным вопросам на портале «Активный гражданин» голосует около 200-235 тыс. пользоателей, что составляет 1,5-1,8% от численности городского населения.

    Больше 43% (965 человек) проголосовали «за», 26% высказались против изменений (589 чел.). Больше 30% предоставили право решать специалистам (678 чел.), сообщает портал «Открытый город». Учитывая, что специалистами изменения и были инициированы, то итогом голосования можно считать поддержку изменений 73% голосов.

    По поручению Главы городской администрации результаты голосования переданы межведомственной комиссии по развитию транспортной сети и безопасности дорожного движения горадминистрации для рассмотрения на ближайшем заседании. В комиссию входят специалисты в области организации дорожного движения, сотрудники Госавтоинспекции и автодорожного надзора и Минтранса Чувашии. Далее итоговое решение предстоит оформить внесением в реестр маршрутов регулярных перевозок города Чебоксары и утвердить срок запуска нововведений, сообщил сайт администрации города Чебоксар.

    Как отмечают специалисты, предлагаемые решения позволят создать еще больше беспересадочных поездок, запустить троллейбусы в новые микрорайоны и сделать экологичный транспорт доступным для большего числа пассажиров. При этом выпуск на маршруты планируется увеличить на шесть единиц подвижного состава.

    В конце 2020 года на «Открытом городе» открыли пять голосований по изменению семи троллейбусных маршрутов. Три из пяти изменений были реализованы в начале 2021 года. Тогда же предполагалось объединить маршруты №№ 6 и 8 в единый маршрут № 8 ровно по той же трассе, что и в нынешнем голосовании. «За» высказались тогда 35% голосовавших, «против» — 43,1%, доверили решение специалистам — 21,9%. Маршруты остались работать прежними трассами. Примерно так же («за» — 38%, «против» — 44,1%, отдали решение на откуп специалистам — 17,9%) проголосовали тогда горожане за объединение маршрутов №№ 5 и 11. По формуле «одобрение + доверие» челябинские транспортники получили большинство голосов для запуска объединённого маршрута, но, спустя полтора года, вновь решили разъединить маршруты. В варианте 2020 года предполагалось больше разрывов транспортных связей, а саму сеть планировалось изменить без привлечения дополнительного транспорта.

    В этом году новая техника уже позволила расширить троллейбусную маршрутную сеть без строительства дополнительной контактной сети. Правительством Чувашии было закуплено 68 троллейбусов: восемь «классических» машин отправились работать в город-спутник Новочебоксарск, а 44 «классических» и 16 троллейбусов с увеличенным автономным ходом в начале прошлого года пополнили три троллейбусных депо МУП «ЧТУ». Продлённый в прошлом году до микрорайона «Солнечный» маршрут № 14 (он стал лидером прошлого пакета «троллейбусных» голосований, набрав 69% положительных откликов), теперь удлинился и в другую сторону. С 9 июля от Университета он продлён кольцом до микрорайона Университет-2. Троллейбусы на автономном ходу следуют по Университетскому проезду и объезжают микрорайон по часовой стрелке по ул. Академика Миначева и ул. Филиппа Лукина, совершая по пути остановки «ул. Академика Миначева», «Лесная», «Университет-2». Выпуск на маршруте не изменился: работают 13 троллейбусов с интервалом 11-12 мин. в часы «пик».

    Изменение маршрутной сети позволит улучшить состояние муниципального перевозчика

    МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» — единственный муниципальный перевозчик в городе (автобусными перевозками занимаются частные компании). В трёх депо обслуживаются 252 пассажирских троллейбуса, из которых 25 с увеличенным автономным ходом. Контактные сети общей протяжённостью 192 км питают 22 тяговые подстанции. В 2019 году новые троллейбусные линии были проложены в микрорайоне Новый город и на улице Чернышевского. Появление новой линии в этом году позволило сохранить троллейбусное движение до ПО им. Чапаева. Сквозное движение транспорта по Гражданской улице закрыто на время её реконструкции и с 21 мая троллейбусные маршруты №№ 11 и 17 следуют в объезд перекрытого участка по ул. Энтузиастов и ул. Чернышевского. По такой же трассе, но в постоянном режиме до ПО им. Чапаева следуют троллейбусные маршруты №№ 15, 20 и 22. Запустить движение транспорта, включая троллейбусы, по обновлённой и расширенной Гражданской улице планируют к сентябрю этого года.

    Несмотря на увеличение в I квартале этого года пассажиропотока на 4% (10,4 млн поездок) по сравнению с прошлым годом, МУП «ЧТУ» получило убыток в 73,4 млн руб.

    Стоимость разовой поездки составляет 25-28 руб., а с учётом применения многими пассажирами проездных билетов средняя стоимость поездки 20 руб. А себестоимость перевозки — 30,1 рублей на одного пассажира. Амортизационные отчисления с расширением парка (получение новой техники при минимальном списании старой, не потерявшей работоспособность) и маршрутов стали больше на 36,518 млн руб., или в 8,7 раза. Кредиторская задолженность, из которой 72% за электроэнергию, составила 156 млн руб.

    В 2021 году МУП «ЧТУ» удалось оптимизацией процессов внутри предприятия сэкономить 23,1 млн руб. за счёт использования более энергоэффективного обновлённого парка подвижного состава, перевода подстанций на более низкие цены по электроэнергии, корректировки маршрутов, сдачи в аренду диспетчерского пункта «Агрегатный» и сокращения подготовительно-заключительного времени, проводимого водителями и кондукторами.

    В 2022 году планируется сохранить 29,7 млн руб. благодаря переходу на бескондукторное обслуживание, сдачи в аренду диспетчерских пунктов «Восточный» и Гладкова» и вышеупомянутому изменению троллейбусной маршрутной сети.

    В апреле 2022 года Правительство Чувашии и администрация города приняли решение о поддержке Чебоксарского троллейбусного управления предоставлением ему субсидии в размере 95,5 млн руб., сообщила Администрация города Чебоксары.

    Обновление троллейбусного парка столицы Чувашии будет продолжено: в 2024 году в рамках нацпроекта «БКД» планируется поставка ещё 40 троллейбусов.

    Планирование – надолго

    3 августа Минтранс Чувашии презентовал Главе региона целевую модель организации транспортного обслуживания населения Чебоксарской агломерации, которую по заказу региона разрабатывало ООО «Центр экономики инфраструктуры» (ЦЭИ).

    Проекты документов транспортного планирования предполагают мероприятия со сроком реализации до 2032 года, определяя единую долгосрочную стратегию в развитии транспорта общего пользования.

    На основании проведённых обследований пассажиропотоков ЦЭИ построена математическая модель распределения пассажиропотока на общественном транспорте Чувашской Республики, определены места концентрации пассажиропотока, представлены предложения по изменению маршрутной сети.

    Предложения проходят экспертизу у согласующих ведомств региона и в муниципальных образованиях. Для начала реализации предложений необходимо завершить согласования, получить одобрение экспертного совета Минтранса России и утвердить документы нормативным актом Кабинета Министров Чувашской Республики.

    Во главе угла в мерах по развитию перевозок поставлен переход на регулируемые тарифы, оптимизацию маршрутов, организацию работы по расписаниям, соблюдение скоростного режима при осуществлении регулярных перевозок и повышения безопасности транспортного обслуживания населения, поясняет Минтранс Чувашии.

    Новая маршрутная сеть предусматривает создание новых остановочных пунктов и транспортно-пересадочных узлов. По расчётам специалистов, Чебоксарам не хватает 76 остановок, а Новочебоксарску 14 остановок для улучшения пешеходной доступности общественного транспорта. Изменения в маршрутной сети направлены на уменьшение количества дублирующих маршрутов, в том числе муниципальных межмуниципальными, а троллейбусных — автобусными. Вместо субсидий, предоставляемым транспортным организациям, предлагается переход на бюджетное финансирование выполнения ими транспортной работы. Организацию перевозок в Чебоксарах и Новочебоксарске предлагается передать на республиканский уровень: тем самым координацию и контроль за работой муниципальных и межмуниципальных маршрутов ядра региона удастся сосредоточить в одном органе. Специально созданное или перепрофилированное учреждение должно выполнять функции регионального заказчика перевозок, постепенно переводящего работу по организации перевозок на долгосрочные контракты. Перевозчики в ходе реформы перейдут на новые тарифные меню и откажутся от использования кондукторов.

    За счёт использования подвижного состава большого класса количество транспортных средств, работающих на маршрутах в часы «пик» планируется сократить с 790 до 637, при этом доля троллейбусов в общей провозной способности может вырасти до 70%. В частности, предлагается реорганизовать межмуниципальное сообщение между Чебоксарами и Новочебоксарском, заменив семь существующих автобусных маршрутов на три новых троллейбусных, охватывающие основные направления обоих городов, с использованием подвижного состава с увеличенным автономным ходом, сообщил пресс-центр Администрации Главы Чувашии. В 2020 году между Чебоксарами и Новочебоксарском уже запускался экспериментальный троллейбусный маршрут № 100, но малое количество «автономных» троллейбусов не позволило «раскатать» маршрут: троллейбусы продолжили работу на городском маршруте № 10, с мая 2020 года продлённом в микрорайон Альгешево.

    Регионы: