Предъявите ваш умный билет! Как смарт-технологии улучшили оплату проезда

  • Владимир Валдин
    18 февраля 2022 г. — 09:45
    550
    Иллюстрация: 

    «Vkrasnoznamenske.ru» / vkrasnoznamenske.ru

    Применение смарт-технологий в билетном деле задумывалось как синергия удобства пользования для пассажиров, удобства учёта и снижения затрат на техпроцессы у перевозчиков и большей подконтрольности процессов с точки зрения ответственных государственных и муниципальных органов. Всего лишь 20 лет назад сложно было предположить, как применение таких систем сможет изменить качество планирования в отрасли в самом широком понимании этого слова.

    Сегодня же, в зависимости от глубины проникновения «электроники», данные валидаций и регистраций позволяют «увидеть» различные уровни востребованности транспортной системы. Например, колебания охвата потоков возможны от 100 % в авиации, на дальних железнодорожных перевозках и в метрополитенах, до различных промежуточных значений, зависящих от позиции государственных органов в части верификации льготников и качества линейного контроля, и до полного нуля там, где до сих пор возят исключительно за «нал». А наличие ретроспективных данных, которых уже накоплено достаточно много, позволяет с высокой точностью калибровать транспортные модели и прогнозировать как долгосрочные тенденции, так и сезонные колебания транспортного спроса.

    Как всё начиналось

    В европейских и ряде других наиболее технологически развитых стран переход к «умным» билетам подтолкнуло разнообразие тарифных меню, появившихся в 1990-х и даже ранее. В России впечатляющий скачок к современным принципам оплаты проезда произошёл из весьма архаичной среды, основанной на фиксированных «посадочных» тарифах в городском транспорте и зональном подходе аналогичного характера на региональных и междугородних маршрутах. Практика применения технологий «цифровой» оплаты проезда началась в 2006 году. Тогда стартовали продажи билетов на поезда дальнего следования с Ленинградского вокзала Москвы через официальный сайт РЖД и проект по оплате проезда с помощью смарт-карт на общественном транспорте в Новосибирске, созданный на основе российской платёжной системы «Золотая корона».

    Купить онлайн билет на все поезда дальнего следования стало возможным уже год спустя. Первое время для поездки оставалось необходимым распечатывать «настоящие» билеты в терминалах, установленных на станциях. На вокзалах Москвы и Петербурга они сохранились и сейчас — для покупки билета с нуля или случаев, когда пассажиру по какой-либо причине он необходим на фирменном бланке РЖД. Современная версия сайта РЖД с расширенными возможностями для пассажиров и новый интуитивно-понятный бланк электронного билета на поезда дальнего следования, разработанный студией Артемия Лебедева (можно распечатать на русском или английском языках), были представлены в 2020 году. Хотя непосредственно для посадки они больше не нужны: в начале того же 2020 года заработала новая система идентификации и обслуживания пассажиров. Теперь проводник производит контроль на специальном оборудовании на основании документа, удостоверяющего личность. Покупка и возврат билетов на многие поезда стали возможными вплоть до самого момента их отправления.

    Городские билетные сервисы также получили дальнейшее развитие. По состоянию на начало 2022 года транспортные карты под брендом «Золотой короны» действуют в 37 городах, в основном — на наземном транспорте. Метрополитен представлен только в самом Новосибирске. В иных городах, где в России есть метро, выпуском и поддержкой транспортных карт занимаются самостоятельно. Но везде предполагается возможность оплаты картами проезда во всех видах транспорта: в метро — на турникетах при входе на станции, в наземном транспорте — через валидаторы в салоне или, чаще, через ручной валидатор у кондуктора или водителя. При зонном тарифе действует система двойной валидации при посадке и выходе check-in — check-out.

    В Екатеринбурге система платежей Е-Карта на основе бесконтактных пластиковых карт с чипом NXP Semiconductors Mifare или Mifare UltraLight появилась в 2009 году. В 2010 году смарт-карты ввели в Казани. «Подорожники» на чипах Mifare Plus X4k заработали в Санкт-Петербурге в начале 2011 года. Принципиальным отличием архитектуры петербургской системы стал отказ от принципа классического «электронного кошелька»: при пополнении карты средства поступают сначала в организатор перевозок, а уже потом на сам проездной. Параллельно с «Подорожником» на тех же турникетах несколько лет продолжала работать и ранее разработанная отдельная смарт-карта только для поездок на метро. В Самаре возможность «умной» оплаты реализовали в 2013 году. В 2015 году были запущены «Ситикард» в Нижнем Новгороде и «Стрелка» в Московской области. Одновременно по всей стране шло внедрение собственных смарт-карт в пригородных пассажирских компаниях, где с переходом на автоматизированный контроль остро встала необходимость в надёжном носителе для разного вида абонементов.

    Эпоха смарт-карт

    У большинства транспортных смарт-карт в России функционал построен на принципе фиксации отдельных транзакций при «посадочной» системе оплаты, со списанием части предоплаченной суммы из записанного на носитель баланса, но с возможностью учёта социальных льгот, «прошитых» в отдельно выпускаемые карты. Это могут быть как специальные транспортные карты, так и банковские с транспортным приложением. Иногда реализованы и относительно простые алгоритмы записи билетов на определённый промежуток времени, чаще всего один месяц, или на определённое количество транзакций. Обычно этого достаточно, так как большинство систем общественного транспорта, включая метрополитены, в стране пока работает на принципах нетто-контрактов, с доплатами из бюджета до признанного экономически обоснованным тарифа за количество перевезённых пассажиров. Неудивительно, что как только встал вопрос о применении более сложных контрактных и тарифных схем, потребовались решения другого уровня.

    Долгое время самой «продвинутой» была карта «Тройка», введённая для всех видов городского транспорта Москвы (кроме пригородных поездов и тогда ещё существовавших «маршруток») в апреле 2013 года вместо разрозненных предшественников. Кроме функции «электронного кошелька», архитектура нового сервиса на базе Mifare (Plus S, Plus X или Plus EV1 2k) позволила впервые в стране реализовать льготные и бесплатные пересадки в течение 90 минут. А ещё на одну такую карту могут одновременно быть записаны два вида билетов из тарифного меню «Московского транспорта» или пригородных поездов ЦППК (за пределами действия зонного тарифа МЦД). Выбор тарифа происходит автоматически в момент валидации. «Тройкой» в режиме «кошелька» можно оплатить проезд на Московской канатной дороге, «Аэроэкспрессе», услуги велопроката и даже посещение десятков музеев.

    На основе «карточной» технологии работает программа лояльности «Город» , а также реализуются такие специальные предложения, как вдвое сниженная стоимость проезда в определённые часы при входе в метро на станциях Таганско-Краснопресненской и Некрасовской линий вместе со специальным тарифом на пригородные поезда участке Казанского направления. Это позволяет более равномерно распределить нагрузку по сегментам сети метро. За время действия акции с ноября 2020 года пассажиры совершили более 25 миллионов «льготных» поездок.

    С 2013 года по 2022 тираж «Тройки» составил более 30 миллионов. В июле 2017 появилось мобильное приложение «Транспорт Москвы», через которое можно удаленно пополнять «Тройку» онлайн, просматривать историю поездок и покупать различные тарифные планы. В конце 2020 года карту стало можно «персонализировать» в приложении «Моя Москва», а в случае её потери — перенести средства на новую. Наконец, в результате сотрудничества с Google, Mastercard и ВТБ в конце 2021 года появилась её виртуальная версия для смартфонов на Android с NFC. Сегодня по «Тройке» совершается около 90% всех поездок в столице. Планируется, что в состав сервисов «Тройки» в дальнейшем войдут услуги такси и каршеринга, и она станет единым билетом для всех видов транспорта города.

    Идея платежей на транспорте непосредственно бесконтактными банковскими картами получила развитие практически сразу после того, как эти технологии появились в России в 2011 году. PayWave и PayPass от Visa и MasterCard за считанные годы полностью заменили идентификацию по чипу на картах всех банков. Примерно к 2018 году на большинстве карт отечественного МИРа появился «Бесконтакт». Банки, заинтересованные в продвижении своих продуктов, приняли самое активное участие в реализации интеграции валидаторов для чтения одновременно транспортных карт и платёжных. Заметную роль в продвижении банковских карт для оплаты поездок сыграли «привязка» социальных программ к бесконтактной банковской технологии, неразвитая инфраструктура пополнения транспортных карт без больших очередей и уже упомянутый «посадочный» характер большинства тарифов.

    Способствовала популяризации и возможность самих банков и платёжных систем предлагать скидки от разового тарифа. Различные банки периодически проводят акции типа «поездка за 1 рубль», а национальная система платёжных карт МИР предлагает значительные скидки на поездки при оплате картами любого банка со своим брендом. В большинстве случаев платёжная транзакция по-прежнему производится непосредственно в момент валидации карты при входе в транспорт. Пересадочные или иные «продвинутые» тарифы оказываются не применимыми. Использовать банковскую карту, как средство не платежа, а идентификации ранее приобретённого билета начали только в 2020 году в Твери, хотя в мире подобный подход был обкатан ещё пару десятилетий назад на железных дорогах в Германии: там «прокаткой» карты кондукторы проверяли действительность распечаток билетов, купленных онлайн.

    Разновидностью оплаты с помощью банковских карт является оплата через смартфоны, работающие по технологии беспроводной передачи данных малого радиуса действия Near field communication (NFC). Установленные на телефонах приложения позволяют списывать деньги с банковского счёта аналогично банковским бесконтактных карт, делая ненужным пластиковую карточку как отдельный физический носитель. С 2012 года NFC-технология начала применяться при оплате проезда в Санкт-Петербурге, с 2013 года — в транспорте Новосибирска и Казани. В 2015 году запущен сервис «Мобильный билет Тройка» для оплаты проезда в городском общественном транспорте Москвы, включая Московский метрополитен, а с 2016 года — и МЦК. В 2016 году оплата проезда смартфонами стала применяться в Омске, Уфе и Якутске, а затем охватила фактически все крупные и средние города.

    Новые решения

    Запуск «Московских Центральных Диаметров», намеченный на 2019 год, потребовал создания единой билетной системы для железной дороги, метро, МЦК и наземного транспорта. Её разработку по контракту с АО «ЦППК» — оператором МЦД, выполнила московская группа компаний «Программный Продукт». Всю билетную инфраструктуру ЦППК связало решение, поддерживающее самый широкий в стране спектр билетных носителей: «Тройку», «Стрелку», социальные карты Москвы и Московской области, электронные билеты РЖД, различные платёжные карты. Это 1440 остановочных пунктов, расположенных в 11 регионах с более чем 2000 турникетов, а также более 6000 единиц контрольно-кассовой техники почти 20 видов, через которые ежедневно проходят почти два миллиона пассажиров. Более миллиона строк нового программного кода обеспечивают работу 12 подсистем в ЦОД, девяти компонентов на конечном оборудовании, трёх СУБД, сопряжение четырёх операционных систем и трёх языков программирования.

    В 2017 году комплекс был испытан на Павелецком направлении, а в начале 2018-го его внедрили на всём полигоне ЦППК. За эту разработку в ноябре 2018 «ЦППК» и «Программный Продукт» получили престижную премию ведущего издания в области информационных технологий CNews Awards в номинации «Билетные ИТ-системы: проект года». А ещё в 2018 году на инфраструктуре ЦППК к Чемпионату мира по футболу была организована система оформления бесплатных билетов болельщикам по Fan ID и билету на матч и расширены возможности автоматизированного предоставления бесплатного проезда для пенсионеров и других граждан, имеющих право на эту льготу.

    Идея унификации систем оплаты в разных регионах укрепилась по мере развития технологически близких платёжных средств. Ещё в 2016 году были выпущены две гибридные карты для Москвы и Московской области. Первая — «Тройка» с дополнительным транспортным приложением «Стрелка», вторая — «Стрелка», дополненная «Тройкой». Обе дают возможность использовать транспорт в Москве и области, включая электрички и «Аэроэкспресс», однако счета у них отдельные и пополнять их надо разными способами. Аналогичная карта, объединяющая «Тройку» и «Подорожник», выпускается с 2017 года, но из-за неудобства пополнения и ряда ограничений большого распространения не получила.

    Транспортный роуминг и распространение решений по регионам

    23 декабря 2020 года «Центр Финансовых Технологий», которому принадлежит бренд «Золотая Корона», сообщил об успешном запуске проекта «транспортного роуминга». Теперь владельцу любой не льготной карты системы, приезжая в другой город, где она действует, не нужно приобретать дополнительную карту этого города. Оплачивать проезд можно «домашней».

    Сама «Тройка» в 2020-м вошла в шорт-лист финалистов международной премии Transport Ticketing Awards. В 2021-м уже «СберТройка», цель которой — расширить применимость системы на другие регионы страны, одержала победу в номинации Best Smart Ticketing Programme («Самая умная билетная программа») с количеством ежедневных поездок свыше миллиона. Соперниками Москвы в этой категории были компании из Сингапура и Австралии. Тогда же приложение «Московский транспорт» было выбрано жюри победителем в номинации Best MaaS Initiative («Лучшая MaaS-инициатива»).

    «Сбертройка» — это система оплаты проезда на базе карты «Тройка» и процессинга «Сбера», который продвигается в регионы совместно с правительствами Москвы и Московской области. По 49% ООО «Сбертройка» принадлежит АО «Расчётные решения» — «дочке» Сбербанка, и ГУП «Московский метрополитен». Ещё 2% владеет АО «Мострансавто».

    Первым регионом, который присоединился к «СберТройке», в ноябре 2020 года стала Тульская область. Сейчас там можно оплатить проезд «Тройкой» на 64 городских, 267 пригородных маршрутах и в электричках Тула — Москва. За счёт гибкого тарифа количество безналичных транзакций увеличилось на 93%. В Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край) стадия пилота завершена и система полноценно заработает в течение 2022 года.

    На маршрутах Московской области, кроме МЦД, «Тройка» заработала в феврале 2021 года. За год по ней совершили более четырёх миллионов поездок по примерно 700 маршрутам на 1100 автобусах государственного АО «Мострансавто».

    По состоянию на конец 2021 года «СберТройка» работает в пилотном режиме на части транспортных средств муниципальных перевозчиков в Калуге, Новом Уренгое, Новосибирске и Ульяновске — по городским, Перми — по городским и пригородным маршрутам, параллельно с собственными транспортными картами этих городов и соответствующих регионов. В Нальчике, Петрозаводске и трёх районных центрах Ростовской области «пилотирование» началось в конце 2021 года «с чистого листа». В ближайшее время система начнёт работу в тестовом режиме в Воронеже, Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде, причём в последнем речь идёт о полной интеграции с действующей «Ситикард».

    В Ленинградской области «СберТройка» внедрена с декабря 2021 года на двух маршрутах автобуса между городом Сосновый Бор и Санкт-Петербургом. По данным областного Комитета по транспорту, изучается возможность распространения технологии на все автобусные маршруты региона (о поездах речь пока не идёт). Стоимость эксплуатации системы за счёт оплаты оператору процентов с каждой валидации может стоить больше 160 млн руб. в год. При этом возможности петербургского «Подорожника», который уже принимается на значительном числе пригородных маршрутов между двумя регионами, для области бесплатны, и предложенное «СберТройкой» решение здесь не выглядит столь же привлекательным, как в тех регионах, где ранее не получили развития другие технологии смарт-карт.

    Участники рынка отмечают, что базовые решения «Подорожника» и «Тройки» очень близки, только в Москве более «продвинутый» функционал тарифного меню и есть развитый и удобный механизм пополнения и активации карт. Поэтому технологически побороть именно «Подорожник» «Тройка» вряд ли сможет. К тому же, сам подход, основанный на смарт-карте, как отдельном носителе информации (пусть и с долей виртуальности), вполне может уступить смарт-системам следующего поколения. Тем не менее, «СберТройка» в 2022 году всё же должна появиться в Петербурге, как раз с оплатой посредством использования напечатанных на билете QR-кодов. Для их чтения должно быть модернизировано существующее бортовое оборудование в наземном транспорте.

    Из представленных на современном российском рынке билетных смарт-решений наиболее продвинутой и гибкой выглядит развёрнутая в начале 2020 года в Тверской области «Волга», созданная на цифровой платформе «Датапакс». Она объединяет транспортное приложение с возможностью выпуска виртуальных проездных различных видов и валидации как путём предъявления бесконтактной банковской карты, с которой был оплачен выбранный тариф, так и через сканирование QR-кодов в салонах транспорта. Есть тут и «традиционные» смарт-карты (которые, впрочем, можно точно так же «привязать» к приложению), и различные виды льготных карт, право проезда по которым оформляется через учреждения социальной защиты. В приложение заложено геопозиционирование, что позволяет тарифицировать пригородные поездки от точки начала до точки окончания. Судя по обратной связи в магазине приложений, именно этот механизм вызывает больше всего нареканий у пассажиров из-за сбоев. Но из-за его «железной» природы корректность «приручения» именно этого функционала явно выходит за пределы возможностей разработчика.

    В конце 2021 года решения «Датапакса» начали тестировать в Перми и Таганроге (на обновляемом концессионном трамвае), а в самой Твери при входе в автобус пока одного из маршрутов система стала сама предлагать пассажиру оплатить поездку в один клик со смартфона. В январе 2022 года эта платформа получила первый приз национальной премии «Цифровые вершины», как лучшее IT-решение для транспорта.

    «РЖД Пассажирам»

    Самое крупномасштабное по территориальному охвату смарт-решение – безусловно, транспортное приложение «РЖД Пассажирам». Его предшественник, «Билеты на поезд» от РЖД, был представлен в Google Play впервые в феврале 2016 года. Собственно, купить билеты на поезда дальнего следования со смартфона было можно ещё начиная с 2013-го, однако то приложение не было официальным от РЖД, а предоставлялось ООО «УФС», и за оформление билета взималась комиссия. «РЖД Пассажирам» стало доступно в онлайн-магазинах приложений в апреле 2017 года. Суммарно за год его запуска доля электронных продаж через сайт и приложение составила около 45% от общего количества по сети железных дорог. По состоянию на январь 2022 года приложение получило 29 обновлений, ряд из которых содержали значительные улучшения.

    Начиная с декабря 2019 года в приложении стало можно купить онлайн разовые билеты на пригородные поезда 24 из 25 перевозчиков страны на полигоне РЖД, кроме ЦППК. Её удалось подключить к системе в рабочем режиме в январе 2021-го. По мере развития этого функционала поддержка большинства самостоятельных приложений, разработанных для части пригородных пассажирских компаний отдельно, была прекращена. В «РЖД Пассажирам» виртуальный билет на электричку представляет собой QR-код на экране смартфона. Он читается и сканером поездного контролёра, и турникетом. Абонементные тарифы пока виртуализировать не получилось, для их покупки в каждом регионе сохраняются свои смарт-карты.

    Получили дальнейшее развитие и сервисы сайта, часть из которых доступна также и в приложении. В ноябре 2020 года РЖД запустили опцию отслеживания появившихся свободных мест, так называемый wait list, на поезда с уже раскупленными билетами — на случай чьего-то отказа от поездки или добавления большего числа вагонов в состав. В приложении рядом со словами «мест нет» у поезда появилась кнопка «отслеживать билеты». А с лета 2021 года люди с инвалидностью могут онлайн свериться с Федеральным реестром инвалидов (ГИС ФРИ) и получить доступ к соответствующим местам в поезде без необходимости поездки в кассу для предъявления справок.

    С начала 2021-22 учебного года в 2,5 раза выросло число регионов, где через мобильное приложение могут покупать льготные билеты на электрички школьники и студенты. До 1 сентября эту услугу предоставляли восемь перевозчиков в 18 регионах, теперь же перевозчиков стало 20, а регионов — 45.

    Конечно, цифры «пандемийных» лет могу показаться не слишком показательными, но в 2021 году через приложение были оформлены 6,9 млн пригородных билетов, что в три раза больше, чем в 2020-м, и более 26 млн билетов в дальнем следовании (35% от общего объёма электронных продаж). Всего же за год на поезда дальнего следования купили 74 млн электронных билетов (в два раза больше 2020-го). Общая доля электронных продаж по стране составила 69% от общего объёма, а в отдельные дни декабря доходила до 76%, когда вместо «средних» 200000 билетов их оформлялось до 300 тысяч.

    С 9 февраля 2022 года в «РЖД пассажирам» реализована новая возможность. Теперь пассажиры, относящиеся к федеральным льготным категориям граждан (инвалиды, ветераны, лица, подвергшиеся радиации и др.), сохранившие за собой право на получение бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, могут приобретать безденежные билеты на пригородные поезда дистанционно через мобильное приложение. Чтобы это стало возможным, РЖД и Пенсионный фонд РФ интегрировали информационные системы пригородных перевозчиков с информационными системами, содержащими сведения о гражданах, которым предоставляется право бесплатного проезда в пригородных поездах.

    Дальнейшее развитие

    В марте 2021 года правление ОАО «РЖД» утвердило Программу развития информационных технологий на период до 2025 года. Конечно же, компании и её многочисленным подразделениям интересно то, что в широком смысле именуется smart ticketing. Если в дальнем сообщении обычный взрослый билет можно и сейчас купить в приложении за 15-20 секунд, то пригородные полигоны – в большей степени поле для экспериментов. Например, с fast track с по банковским картам дальше всего продвинулись в Новосибирске, где задействованы 11 станций в пределах четырёх зон, а в Нижнем Новгороде картой пригородного железнодорожного перевозчика можно платить и на городском транспорте. В пределах «городских» зон на пригородных поездах принимаются «Алга» в Уфе и «Подорожник» в Петербурге, не говоря уже о глубокой интеграции платёжных систем в московском регионе. Интересны и другие потенциальные способы оплаты — например, по QR-кодам на станциях или вообще по автоматическому определению, где пассажир вошёл и вышел аналогично тверской системе. Но, во-первых, надо понимать, что каждый из этих проектов всё-таки достаточно дорогой; а во-вторых, в реальности большой реальной угрозой для пригородных компаний являются безбилетные пассажиры, и давать им новые лазейки – это не то, что хотят перевозчики и региональные власти.

    Отдельное направление деятельности — интеграция с государственными системами. Следующим этапом после онлайн-верификации маломобильных пассажиров и федеральных льготников на сайте, на 2022 год подобные проекты анонсированы для региональных льготников в пригородном сообщении. Ожидается, что кассиры вместо изучения справок будут делать онлайн-запрос о верификации по номеру СНИЛС. Самым серьёзным техническим барьером для развития смарт-технологий остаётся неполное покрытие сети железных дорог сотовой связью. Пока что для каждого проекта огромной ветвью разработки остаётся его работа офлайн, там же находятся и множественные продуктовые ограничения.

    Принципиально новая смарт-технология — биометрический сервис оплаты Face Pay – был запущен на всех станциях московского метро 15 октября 2021. Заявлялось, что Москва стала первым в мире городом, внедрившим подобное в таком масштабе. Правда, аналогичная технология уже штатно действует в общественном транспорте в городе Шэньчжэнь на юге Китая и тестируется и в других городах Поднебесной.

    Кроме 65 тысяч сотрудников подземки, которые участвовали в тестировании системы ещё с весны, за месяц с момента пуска к ней подключились более 40 тысяч москвичей, а на начало 2022 года количество зарегистрированных достигло 55 тысяч. В течение года планируется её запуск на всех станциях МЦК, МЦД и наземном транспорте. По мнению заместителя мэра по вопросам транспорта Максима Ликсутова, в ближайшие два-три года её будут регулярно использовать 10-15% пассажиров метро. Пока же сканерами лиц оборудованы лишь отдельные турникеты на каждой станции. Чтобы использовать сервис, нужно зарегистрироваться в отдельном приложении «Метро Москвы»‎, привязать своё фото, «Тройку» и банковскую карту, с которой будут списываться деньги за проезд.

    Сообщается, что платёжные данные пользователей хранятся на стороне банка-партнёра сервиса – ВТБ, а перевозчик аккумулирует только обезличенные зашифрованные данные пользователей сервиса. Единственный сбой в работе системы был зафиксирован в январе 2022 года, когда со счетов пользователей стали массово списывать деньги за поездки, которые они не совершали. Банк пояснил в тот же день, что это произошло при проведении плановых работ в системах его авторизации, принёс пассажирам извинения и вечером вернул деньги.

    Из заявленных, но не реализованных смарт-проектов на транспорте, пожалуй, наиболее примечательны «Единая транспортная карта», соглашение о создании которой было подписано в 2018 году ОАО «РЖД», банком ВТБ и компанией «ТрансТелеКом», и единая платформа для онлайн-продаж билетов на поезда дальнего следования и междугородные автобусы. Транспортная карта должна была стать проездным документом и универсальным платёжным инструментом по всей инфраструктуре РЖД. Примерно десяток подобных карт действует в Японии (Suiсa, Pasmo и другие). Их можно купить в автоматах на станциях и оплачивать со скидками проезд в поездах, метро и покупать продукты в станционной торговле. Примерно аналогичные европейские «единые» InterRail или EuRail есть для поездок по сетям одной или всех 33 стран, входящих в программу. А «автобусный» раздел, о намерении создать который заявлялось в начале 2019 года, был нацелен на разрозненный сейчас рынок поездок этим видом транспорта с оцениваемой ёмкостью не менее, чем 300 млрд руб. в год.

    На настоящий момент вместо универсальной карты пассажирам предлагается большое количество «виртуальных» скидочных карт в приложении «РЖД-Пассажирам», которые также имеют множество мировых аналогов и позволяют гибко планировать возможность экономить на поездках. Из автобусных представлены только собственные мультимодальные маршруты РЖД, в которые, в том числе, вошли и сегменты водного транспорта. Более широкий охват автобусного транспорта, по мнению независимых специалистов, пока невозможен из-за отсутствия единой базы данных инфраструктуры и маршрутов пассажирских автомобильных перевозок.