Вагоны метро: в Петербурге покупают новые, в Новосибирске чинят старые, в Тбилиси — неопределённость

  • Полина Лемешева
    15 марта 2022 г. — 17:00
    442
    Иллюстрация: 

    Публичная страница ТМХ в LiveJournal / tmholding.livejournal.com

    Изменение геополитической и, как следствие, экономической ситуации угрожает долгосрочным планам по обновлению подвижного состава метро: в текущих условиях проекты, требующие значительного финансирования, могут реализоваться совсем не так, как задумывалось. В Санкт-Петербурге, несмотря на это, планируют на десятилетие вперёд: до 2031 года город намерен приобрести 950 новых вагонов метро. В Новосибирске поступают осторожнее и экономичнее: вместо покупки новых составов силы сосредоточены на продлении срока эксплуатации уже имеющихся в распоряжении города вагонов ещё советского производства. В столице Грузии Тбилиси тоже планировалось серьёзное обновление устаревшего подвижного состава благодаря контракту с российским производителем.

    В Петербурге прицениваются: город планирует масштабное обновление вагонов метро

    Санкт-Петербургское ГУП «Петербургский метрополитен» объявило запрос цен на оказание лизинговых услуг подвижного состава для Кировско-Выборгской и Фрунзенско-Приморской линий городской подземной дороги. Данная процедура предшествует главной закупке. С помощью этого процесса устанавливают подходящие требования для привлечения лизинговой компании и расчёта первоначальной стоимости контракта.

    До 2031 года предполагается поставка 950 вагонов метро: для Кировско-Выборской (1, красная) линии — 296 вагонов с поставкой до 2025 года, для Московско-Петроградской (2, синяя) — 462 вагона до 2030 года, для Фрунзенско-Приморской (5, фиолетовая) — 192 вагона до 2031 года.

    Модернизация затронет около половины действующего подвижного состава: сейчас метрополитен эксплуатирует 1949 вагонов.

    По данным комитета по благоустройству города, будет произведена замена устаревших вагонов Кировско-Выборгской линии, а также полное обновление подвижного состава Московско-Петроградской линии метрополитена. На самой молодой  в Петербурге Фрунзенско-Приморской линии модернизации подвергнутся только 50% от общего числа вагонов.

    О замене подвижного состава в таких масштабах в Петербургском метрополитене заговорили чуть более года назад, когда председатель совета директоров акционерного общества «Трансмашхолдинг» (ТМХ) обратился к президенту России с просьбой о выделении средств на закупку вагонов для метрополитена Петербурга из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Согласие от правительства Российской Федерации пришло только 28 февраля этого года, когда было подписано соответствующее распоряжение № 354-р. Согласно документу, процентная ставка по депозиту в российских рублях в части средств Фонда национального благосостояния, размещаемых в госкорпорации ВЭБ.РФ на цели проекта обновления подвижного состава ГУП «Петербургский метрополитен», должна обеспечивать доходность на уровне не менее 5% годовых.

    Для совместного финансирования закупки 950 вагонов метро из ФНБ будет выделено почти 97 млрд руб. Кредитором лизингодателя выступит государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ». Денежные средства будут размещены на льготных условиях. Поставщика лизингодатель выберет самостоятельно. Предполагается, что финансовое участие в проекте примет и «Петербургский метрополитен» за счёт полученной от руководства города субсидии на увеличение уставного фонда, но в каком объёме представлена эта субсидия — пока неизвестно.

    Весь заказ на вагоны для метрополитена с самого начала мог быть сделан из расчёта на «Трансмашхолдинг». Аргументом в пользу такой версии могут служить статистические данные, свидетельствующие о снижении объёма заказов со стороны Московского метрополитена, где стремительно молодеющий парк вагонов не будет некоторое время нуждаться в обильном обновлении. 

    Как вариант, обсуждается возможность оформления лизинга сроком на 15 лет. Однако пока лидеры в сфере лизинга — Государственная транспортная лизинговая компания, «Сберлизинг» и «ВТБ Лизинг», как и «Трансмашхолдинг» свою заинтересованность в закупке вагонов для Петербургского метрополитена никак не прокомментировали, сообщает издание «Деловой Петербург».

    Также в Петербургской подземке обновляют эскалаторы: с начала февраля вестибюли станций метро «Московская» и «Пионерская» закрыты на ремонт.

    В Тбилиси приостановили оплату контракта с АО «Метровагонмаш»

    Поставка вагонов метро из Подмосковья в Тбилиси оказалась под вопросом. В пятницу, 11 марта, было опубликовано заявление мэрии Тбилиси, согласно которому Европейский банк реконструкции и развития (EBRD) приостановил оплату контракта поставки вагонов. При этом самому проекту реконструкции Тбилисского метрополитена, как сообщает документ, ничего не угрожает: EBRD продолжает тесное сотрудничество с мэрией Тбилиси. На данном этапе приостановлено именно перечисление денег компании «Метровагонмаш», сообщает ТАСС.

    Конкретная причина приостановки сотрудничества официально не называется, однако недавно со стороны грузинской общественности прозвучали призывы отказаться от поставки новых вагонов метро из России, сообщает ИА «Красная весна».

    Тендер EBRD на поставку новых вагонов для муниципального обслуживания Тбилисскому метрополитену состоялся в декабре 2021 года. Сумма контракта составила около 49,19 млн евро. На основании документации и анализа цен претендентов победителем стала компания «Метровагонмаш» из города Мытищи Московской области.

    Согласно условиям закупки, Тбилисский метрополитен должен был получить 44 вагона (11 четырёхвагонных составов), в том числе два метропоезда уже в 2022 году. Также в 2022 году мэрия Тбилиси при помощи Европейского банка реконструкции и развития планирует отремонтировать более 10 станций метро, в том числе станцию «Варкетили», на которой в январе 2018 года обвалился потолок и пострадали около 15 человек.

    Тбилисское метро ведёт свою историю с 1966 года. Несмотря на то, что на долю метрополитена приходится существенная часть объема пассажироперевозок в Тбилиси (от 35 до 40%), преимущественно в метро столицы Грузии до сих пор используются отреставрированные вагоны ещё советского периода. На сегодняшний день сеть метрополитена в Тбилиси состоит из двух линий: Ахметели-Варкетильской и Сабурталинской с 23 станциями. Общая протяженность обеих линий составляет 57 км, напоминает ТАСС.

    В Новосибирске продлили жизнь 60 вагонам метро

    В феврале ещё один состав из вагонов Новосибирского метрополитена выпуска 1985 года прошёл капитальный ремонт. Отремонтированные вагоны уже возвращены к работе на линии. Проведения ремонтных работ потребовал превышенный пробег вагонов метрополитена: такая необходимость назрела к 2013 году. Руководством метрополитена при согласии городской власти было принято решение проводить ремонт в Новосибирске, а не на заводе-изготовителе вагонов, что даёт городскому бюджету значительную экономию.

    С июня 2013 года Новосибирский метрополитен приступил к капитальному ремонту подвижного состава заводского объема с целью продления срока эксплуатации кузова вагона до 15 лет от момента окончания срока службы вагона, установленного заводом-изготовителем. Разработанная технология является уникальной в своём роде и применяется на данный момент только в Новосибирском метрополитене.

    Благодаря ремонту срок эксплуатации вагонов, построенных в 1985 году, истечёт только в 2031 году.

    По информации официального сайта МУП «Новосибирский метрополитен», на сегодняшний день прошли ремонтные работы и начали активно эксплуатироваться 60 вагонов (что численно равно 15 составам).

    В конце прошлого года «Метровагонмаш» сотрудничал с двумя другими столицами ближнего зарубежья: 20 новых вагонов метро прибыли в Ташкент, еще 12 вагонов для Софии прошли модернизацию и капитальный ремонт.

    Виды транспорта: