Харитон Круглов. «I am the passenger and I ride and I ride»
Последний месяц 2022 года для железнодорожников традиционно означает переход на новый сетевой график движения пассажирских поездов. Как и несколько предыдущих лет, расписание на 2022 / 2023 гг. вступает в силу с 0:00 по московскому времени второго воскресенья первого месяца зимы, в этом году выпавшего на 11 декабря.
В нынешнем сезоне железнодорожникам пришлось, как и в прошлые годы, оперативно подстраиваться под изменения пассажиропотоков. Но на этот раз на изменения больше повлияли ограничения работы 11 аэропортов страны и внешнеполитические изменения. Часть международных маршрутов наконец-то впервые после пандемии заработали, а перспективы возобновления других окончательно перечеркнули. Многие маршруты большую часть железнодорожного года могли не курсировать, находясь в расписаниях в статусе «по особому назначению». Также маршрутную сеть продолжали оптимизировать: маршруты закрывались или объединялись друг с другом. Находились время и силы у железнодорожников и для обкатки новых перспективных направлений.
Об основных новинках нового сетевого графика для поездов дальнего следования — в первой части обзора TR.ru — Транспорт в России.
Всего в новом сезоне в нормативном графике по сети российских железных дорог предусмотрено курсирование 598 пар пассажирских поездов, что на 12 пар меньше, чем в графике 2021 / 2022 гг., но на две пары выше показателей сезона 2020 / 2021 гг.
Особенностью нового графика стала направленность на развитие маршрутов внутри страны и отказ от сохранения «ниток» графика для международных направлений (в том числе в Европу), которые де-факто не использовались с 2020 года. Часть из них будут задействованы внутрироссийскими маршрутами — постоянно или эпизодически назначаемыми. Исключены из дальнейших планов пассажирские поезда сообщением Москва — Ницца, Москва — Париж, Москва — Берлин, Ростов — Баку, Брест — Екатеринбург, Томск — Караганда и ещё несколько десятков трансграничных маршрутов.
Количество поездов категорий «скорый», «скоростной» и «высокоскоростной» составит 394 пары (65,8% от общего числа пассажирских поездов). В предыдущем графике их было 425 (69,7%), а в графике 2020 / 2021 гг. — 420.
По всей видимости, отрицательная или нулевая динамика сложилась с высокоскоростными поездами на участке Москва — Санкт-Петербург (в графике 2021 / 2022 гг. их было 18 пар) и двухэтажными составами (30 пар на 21 маршруте): отдельно по ним показатели нового графика не приводится. А по дневным поездам отдельной статистики не приводилось и в релизах прошлого года.
Как и в прошлом году, ОАО «РЖД» отдельно утверждён план организации туристических перевозок, включащий в себя круглогодичные маршруты, туры выходного дня и большие круизные программы. Круглогодичные туристические поезда уже учтены в графике движения поездов, а сезонные и круизные поезда будут назначаться в течение года. Вся информация о них будет обновляться на сайте ОАО «РЖД» в разделе «Путешествуй с РЖД», уведомил железнодорожный холдинг.
Для многих направлений фактический режим работы поездов в новом графике 2022 / 2023 гг. не отличается от сложившегося в завершившемся сезоне, а часть поездов и в новом железнодорожном году может работать в сокращённом режиме с оперативной отменой продаж на предстоящие даты, или иметь своё зарезервированное место в графике, но за целый год не совершить ни одного рейса. В целом, уже четвёртый сезон изменения расписаний в процессе «железнодорожного года» оказываются более существенными, чем новинки, вступающие в силу непосредственно при переходе на новый график.
Бывшее пространство «колеи 1520 мм» после распада Советского Союза координируется созданным в феврале 1992 года Советом по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества, в который входят железнодорожные администрации Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Украины и Узбекистана, также пять железнодорожных администраций (Болгарии, Грузии, Латвии, Финляндии и Ирана) являются ассоциированными членами Совета, а Литва и Эстония участвуют в работе Совета по договорам. В мае этого года состоялось 76-е заседание Совета. В повестку вопросов вошла и разработка графиков движения пассажирских международных поездов на 2022 / 2023 гг. Протокол заседания подписан 15 июня председателем Совета, генеральным директором — председателем правления ОАО «РЖД» по согласованию с остальными членами Совета, часть из которых выразили свои особые мнения по некоторым вопросам, не затрагивающим пассажирские перевозки.
Перечень маршрутов 2022 / 2023 сократился почти вдвое по сравнению с предыдущими списками. В него вошли 68 пар поездов дальнего следования, 12 пар пригородных поездов и 38 маршрутов прицепных и беспересадочных вагонов. В мае этого года железнодорожная администрация Украины официально уведомила о приостановке своего членства в Совете, поэтому в отсутствие голоса УЖД маршруты, проходящие через границу с Украиной (22 дальнего следования, 10 беспересадочных и восемь пригородных) «заморозили» в неизменном виде, что называется, «для сведения», хотя вероятность выполнения перевозок по этим направлениям в ближайшее время близка к нулю.
Но и за вычетом фактора Украины список международных маршрутов для нового графика заметно меньше прежнего: от многих направлений отказались даже на перспективу с учётом изменения пассажиропотоков, возраста и численности вагонного парка государств. Старение вагонного парка потребовало внесение изменений в Положение о фирменном поезде и фирменной группе вагонов в международном пассажирском сообщении. Если раньше такие составы формировались из вагонов не старше 15 лет постройки, то теперь в отдельных случаях по результатам комиссионной проверки (аттестационной комиссии) допускается срок службы не более 20 лет после постройки.
Если раньше большинство маршрутов из азиатских стран бывшего СНГ в Россию шло до Москвы, то теперь конечными пунктами стали Волгоград, Самара и Казань. Таким способом удаётся решить сразу несколько проблемных вопросов. За счёт сокращения протяжённости маршрутов удаётся улучшить санитарное состояние поездов и уменьшить потребность в ресурсах: вагонах и персонале. Для РЖД уменьшается дублирование международных маршрутов с внутрироссийскими. Восстановление сообщения между столицей России и столицами Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана будет предусмотрено после окончания проведения реконструкции Московского железнодорожного узла при разработке нормативов графика движения поездов на 2024 / 2025 годы.
Возобновлять движение по «замороженным» маршрутам — довольно сложная процедура. При необходимости назначения поезда железнодорожная администрация формирования поезда направляет запрос железнодорожным администрациям, участвующим в маршруте следования, не позднее чем за три месяца до его назначения. После получения запроса, железнодорожные администрации, участвующие в маршруте, в течение 15 суток подтверждают назначение поезда и направляют его железнодорожной администрации формирования поезда и Дирекции Совета. В отдельных случаях, допускается сокращение срока согласования и назначения курсирования пассажирских поездов, при наличии разрешения органов государственной власти на открытие движения по маршруту следования поезда.
С вводом нового графика возобновляется курсирование поездов №№ 301 / 302 Алматы — Новосибирск. Они будут курсировать через день по чётным числам начиная с 12 декабря из Алматы, и с 14 декабря из Новосибирска. Отправление от Алматы в 16:55 по местному времени с прибытием в Новосибирск через полтора суток в 8:58. Отправление из Новосибирска в 14:52 с прибытием в Алматы через полтора суток в 7:18 по местному времени. Составы будут следовать общим расписанием с поездами №№ 385 / 386 Новосибирск — Бишкек, назначаемыми один раз в восемь дней.
По отдельным датам, вместо статуса «по указанию», будут курсировать поезда №№ 250 / 249 Минск — Санкт-Петербург (в новогодние и майские каникулы, а также два раза в неделю в июне-сентябре, также к ним добавляются беспересадочные вагоны №№ 10 / 249 / 250 / 9 Псков — Минск (в некоторые праздничные выходные, а также один раз в неделю в июне-сентябре))..
Также по отдельным дням будут курсировать поезда №№ 229 / 230 Санкт-Петербург — Витебск — Смоленск (ближайшие отправления из Смоленска 1 и 8 января, из Санкт-Петербурга 30 декабря и 7 января);
Несмотря ни на что, железнодорожниками окончательно не сброшены полностью со счетов ещё несколько маршрутов поездов, не действующих более 2,5 лет:
С графика 2022 / 2023 гг. исключаются зарезервированные «нитки» международных поездов для не назначавшихся с весны 2020 года поездов:
В периоды наибольшего пассажиропотока по расписаниям бывших поездов европейского направления назначаются поезда №№ 211 / 212 Москва — Смоленск.
По особому назначению предусмотрено курсирование поездов:
Поезда №№ 37 / 38 Москва — Выборг на финляндском направлении назначены с отправлением из Москвы в 23:10 круглогодично по пятницам и прибытием в Выборг в 8:16. Отправление из Выборга в 19:30 по воскресеньям с прибытием на следующие сутки на Ленинградский вокзал Москвы в 6:11. В обоих направлениях предусмотрены дополнительные рейсы в праздничные выходные и ежедневное курсирование в летние месяцы.
С 11 декабря несколько новых поездов начнёт курсировать по железным дорогам России
Назначаются круглогодичные ежедневные поезда №№ 319 / 320 Курск — Старый Оскол для подвоза беспересадочных вагонов Санкт-Петербург — Старый Оскол к поездам №№ 119 / 120 Санкт-Петербург — Белгород.
Вместо ежедневных поездов №№ 87 / 88 Иркутск — Усть-Илимск назначаются курсирующие через день поезда №№ 371 / 372 Усть-Илимск — Вихоревка для подвоза группы беспересадочных вагонов Усть-Илимск — Иркутск к поездам №№ 381 / 382 Северобайкальск — Иркутск. На участке Усть-Илимск — Вихоревка они следуют общим расписанием с назначаемыми в другие дни поездами №№ 377 / 378 Усть-Илимск — Вихоревка для подвоза беспересадочных вагонов Усть-Илимск — Новосибирск к поездам №№ 347 / 348 Северобайкальск — Барнаул.
Назначены дневные поезда №№ 65 / 66 Москва-Павелецкая — Воронеж с курсированием по понедельникам и пятницам из Воронежа, по четвергам и воскресеньям из Москвы, на участке Москва — Павелец следующие общим расписанием с курсирующими в другие дни поездами №№ 45 / 46 Москва — Тамбов.
Ежедневные поезда №№ 100 / 99 Екатеринбург — Сургут в новом графике продолжат курсировать через день, а в остальное время будут замещены фирменными поездами №№ 50 / 49 «Малахит» Екатеринбург — Сургут, курсирующими по тому же расписанию.
С декабря начато регулярное курсирование нового маршрута №№ 55 / 56 Москва — Екатеринбург с двухэтажными вагонами.
В Красноярском крае с 12 декабря в связи с ремонтными работами на транссибирском участке КрасЖД по понедельникам и четвергам назначен поезд № 616 Красноярск — Карабула (оптр. 15:25, приб. 5:34). Ежедневный поезд № 606 Красноярск — Карабула (отпр. 18:58, приб. 8:58) в новом графике курсирует ежедневно, кроме понедельников и четвергов (отпр. 18:40, приб. 9:04). В обратную сторону ежедневное движение поезда № 605 Карабула — Красноярск (отпр. 15:20, приб. 6:10) сохранено, маршрут ускорен на полчаса (приб. 5:40).
В периоды наибольшего пассажиропотока планируется назначение либо возобновление движения поездов:
Для обеспечения курсирования беспересадочных вагонов назначаются поезда
В 2023 году планируется открыть маршрут электропоездов «Ласточка» №№ 741 / 742 Иваново — Нижний Новгород, сообщила Северная железная дорога.
Также по «ниткам» бывших международных поездов предусмотрены некоторые маршруты, конверсированные во внутрироссийское сообщение.
Для повышения качества обслуживания пассажиров маршрут поездов №№ 144 /143 Вологда —Мурманск продлён до Ярославля. Первый рейс из Ярославля назначен на 14 декабря, из Мурманска — на 16 декабря. В составе поездов продолжат курсировать беспересадочные вагоны маршрута Архангельск — Мурманск.
Назначаемые по отдельным датам поезда №№ 98 / 97 Сыктывкар — Санкт-Петербург в новом графике будут курсировать через день по дням курсирования поездов №№ 77 / 78 Воркута — Санкт-Петербург, но в качестве подвозящих поездов №№ 98 / 97 Сыктывкар — Микунь беспересадочной группы Сыктывкар — Санкт-Петербург.
Круглогодичные поезда №№602 / 601 Адлер — Ставрополь через Белореченскую продолжат работу только летом и в сентябре, а в остальные месяцы заменены поездами №№ 604 / 603 Адлер — Ставрополь через Краснодар.
Курсирующие через день поезда №№ 043 / 044 Москва — Адлер на время курортного сезона с конца апреля по конец октября будут следовать до Имеретинского курорта.
Вместо поездов №№ 85 / 86 Нижневартовск — Москва и №№ 15 / 16 Москва — Челябинск вводятся фирменные поезда «Тюмень» №№ 59 / 60 Сургут — Москва с курсированием через день с движением в общем графике на участке Казань — Москва с поездами №№ 111 / 112 Казань — Москва. Группа беспересадочных вагонов Москва — Челябинск на участке Челябинск Екатеринбург курсирует под №№ 137 / 138. Одновременно вводится беспересадочная группа вагонов №№ 147 / 95 / 96 / 148 Нижневартовск — Москва в составе курсирующих через день поездов №№ 147 / 148 Нижневартовск — Астрахань и №№ 95 / 96 Барнаул — Москва с перецепкой по Тюмени.
Курсирующие через день поезда №№ 77 / 78 Абакан — Пермь возобновляют движения по действовавшему до декабря прошлого года маршруту Абакан — Москва (Казанский вокзал).
Курсировавшие через день поезда №№ 347 / 348 Уфа — Санкт-Петербург и №№ 337 / 338 Самара — Санкт-Петербург объединены в ежедневный двухгруппный маршрут №№ 47 / 48 Самара — Санкт-Петербург с беспересадочными вагонами Уфа — Санкт-Петербург, следующими на участке Уфа — Рузаевка под №№ 114 / 113.
Поезда №№ 125 / 126 Новосибирск — Новый Уренгой следуют только на участке Новосибирск — Тюмень, а на участке Тюмень — Новый Уренгой вагоны беспересадочной группы следуют в составе поездов №№ 12 / 11 Москва — Новый Уренгой.
Отдельная группа изменений связана с движением поездов в Московском железнодорожном узле:
Для беспересадочного сообщения между Нерюнгри и Новосибирском в составах поездов №№ 1 / 2 Владивосток — Москва и №№ 325 / 326 Нерюнгри — Хабаровск организовано курсирование группы беспересадочных вагонов №№ 325 / 1 / 2 / 326 Нерюнгри — Новосибирск с переприцепкой по ст. Сковородино. Отправление ежедневно с 13 декабря от ст. Нерюнгри, с 17 декабря от ст. Новосибирск, сообщила Дальневосточная железная дорога.
С вводом 11 декабря нового сетевого графика отменены поезда
В новом графике не предусмотрены маршруты лишь эпизодически назначавшихся, либо приостановивших работу в графике 2021 / 2022 гг поезда:
Некоторые более «многоходовочные» отмены маршрутов с заменой их группами беспересадочных вагонов и другими сложными комбинациями перечислены в других разделах.
Нумерация поездов дальнего следования отражает не только их категорию, но и периодичность (сезонность) курсирования. Поэтому даже при сохранении трассы маршрута он из-за изменения расписания может изменить свой номер, если ускорится или замедлится, а также если вместо сезонного станет круглогодичным, но и наоборот. Для поездов дальнего следования на железных дорогах России принята следующая нумерация:
Из пассажирских в скорые переводятся поезда
Поменяли круглогодичный режим курсирования на сезонные поезда (часть из них сделали это уже в графике 2021 / 2022 гг.):
Из сезонных в круглогодичные переведены поезда:
Вместо скорых понижаются до разряда пассажирских поезда
По иным причинам меняют нумерацию поезда
С вводом в действие нового графика некоторым поездам, не менявшим трассы,, добавлены дополнительные остановки по ходу следования в малых городах.
Так, поездам №№ 109 / 110 Москва-Киевская — Анапа с 11 декабря назначены дополнительные двухминутные остановки на станции Алексин в одноимённом городе Тульской области с отправлением в 21:28 при следовании поезда из Москвы в Анапу и в 3:57 при следовании из Анапы в Москву, сообщает Московская железная дорога.
Поезду № 379 / 380 Камышин — Москва-Павелецкая при следовании в Москву вводится двухминутная остановка ст. Ступино (отпр. 9:18).
С 11 декабря поездам №№ 668 / 667 Архангельск — Карпогоры введена дополнительная остановка на остановочном пункте 197 км: в .22.02 в сторону Карпогор и в 0:19 в сторону Архангельска, сообщила Северная железная дорога.
В зависимости от экономической ситуации и других факторов железнодорожники будут достаточно оперативно реагировать на изменение пассажиропотоков, отменять и назначать поезда, а также объединять и разъединять железнодорожные маршруты. Предыдущий сетевой график движения поездов 2021 / 2022 гг. действовал с 12 декабря 2021 г.
Редакция TR.ru — Транспорт в России благодарит Харитона Круглова за художественное полотно «I am the passenger and I ride and I ride» (2017 г.), вдохновлявшее при подготовке этого материала.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.