Ярославские перевозчики готовы вернуться на маршруты. Примут ли их мэрия и пассажиры?

  • Полина Лемешева
    8 февраля 2022 г. — 17:20
    1095
    Иллюстрация: 

    Официальный портал города Ярославля / city-yaroslavl.ru

    Не всегда спрос рождает предложение — либо предложение может оказаться вовсе не таким выгодным, как казалось изначально. В театре транспортных действий Ярославля разыгралась драма, достойная пера Шекспира: из-за некачественно проведённой маршрутной реформы система общественного транспорта заметно пострадала. Для спасения ситуации в регион призвали три компании федерального уровня, но и это не помогло до конца исправить ситуацию. Тем временем на сцену возвращаются ранее отвергнутые местные перевозчики, — но новые контракты на пять лет хотят разыгрывать ближайшим летом.

    Акт первый: хотели как лучше

    Летом прошлого года в Ярославле маршрутную реформу провели под лозунгом отказа от тесных «маршруток» и нерегулируемых тарифов. Вместо 26 старых маршрутов в городе ввели 28 новых, сохранив без изменения ещё 55. Их разделили между шестью перевозчиками (АО «ПАТП-1», ООО «Транском-Авто», ООО «Гирфтранс» (ИП Гирфанов Х.В.), ИП Воронин А.В., АО «Ярославское АТП», ООО «Автократ»), оставив только пять маршрутов работать по старым правилам в ведении частного транспорта. 

    От услуг прежних перевозчиков отказались: к ним предъявляли претензии за малую вместимость автобусов и несоблюдение ПДД. На первый взгляд реформа преследовала благие цели: вывод на линии более вместительной техники и справедливую оплату проезда. Для пассажиров по ряду направлений стоимость проезда по единому тарифу оказалась даже дешевле, тем более что на всех маршрутах в муниципальном ведении начали действовать проездные и соответствующие льготы. Также муниципалитет обещал ввести пересадочный тариф.

    Казалось, что основная сложность внедрения новой системы будет заключаться в информировании пассажиров. Для того, чтобы горожане смогли ориентироваться в незнакомой системе маршрутов, на остановочных пунктах разместили дополнительную информацию. Помогали и волонтёры, привлечённые к консультированию на остановках.

    Однако, с первых дней вступления в силу новой системы стали очевидны недостатки реформы. И проблема, вопреки ожиданиям, оказалась не только в стрессе, вызванном непривычным списком маршрутов. Несмотря на то, что от прежних перевозчиков отказывались по причине недостаточной вместимости транспортных средств, которыми располагали автопарки частников (это были в основном ГАЗели и ПАЗики), новые перевозчики на линии выпустили всё те же малые и средние автобусы. Автобусы большой вместимости появились лишь на некоторых направлениях.

    В первый же месяц один из новых перевозчиков (ООО «Гирфтранс») не смог обеспечить стабильную работу одного из маршрутов — с 10 августа № 66 «НЗКИ — Больничный городок», и его передали другому победителю летних лотов — ООО «АВТОМИГ». С 31 августа «АВТОМИГ» начал обслуживать и маршрут № 55 «Машприбор — Ярославль Главный» вместо ООО «Транском-Авто». 

    При этом качество и надёжность обслуживания резко упала: ярославцы начали массово жаловаться на несоблюдение новыми перевозчиками расписания движения по маршрутам. Прошедшие отбор транспортные компании не справились с объёмом перевозок. Вдобавок в социальных сетях начали появляться сообщения о неудовлетворительном состоянии машин, обслуживавших маршруты: они ломались, загорались, в них протекал антифриз или не работал кондиционер. Итогом стал рейд Госавтоинспекции с проверкой, в ходе которой неисправности были обнаружены в 23 из 50 проверенных автобусов. Как сообщил пресс-центр ГАИ Ярославской области, по каждому из выявленных нарушений были составлены административные материалы.

    Вслед за этим назрела проблема с кадрами: к осени водители начали жаловаться на введение планового режима. Исходя из пассажиропотока на маршрутах были определены нормативы, которые необходимо было выполнить, чтобы получить 100% заработной платы. При этом выполнение функций кондуктора оказалось возложено в том числе и на водителя. Несоблюдение плана приводило к урезанному размеру зарплаты. Как сообщало сетевое издание «76.ру», это нововведение не устроило многих водителей и кондукторов и приводило, в том числе, к увольнениям. 

    Острая нехватка кадров только усилила проблемы соблюдения графика движения: водителям, работающим без кондукторов, сложнее укладываться в расписание, а в некоторых случаях из-за болезни водителя стало сложнее найти замену, чтобы укомплектовать экипаж. Упали сборы оплаты проезда — «зайцами» ехали не только те, кто намеренно не оплатил проезд, но и те, кого водители физически не успели обилетить. В салоне переполненного автобуса, не оборудованного валидаторами, фактически приобрести билет можно только за наличные, так как передавать банковскую карту или телефон с функцией «NFC» через весь салон — небезопасно. 

    Вместо решения этой проблемы местные власти предложили повысить суммы штрафов: как сообщает онлайн-издание «Яркуб», штраф за безбилетный проезд в общественном транспорте Ярославля составляет всего 100 рублей. Мэр Ярославля предположил, что многократное увеличение суммы штрафа до 700–1000 рублей облагоразумит пассажиров, и они начнут оплачивать проезд. Тем временем, в других регионах для того, чтобы минимизировать затраты и поднять сборы, внедряют тщательно продуманные тарифы проездных карт и повсеместно устанавливают валидаторы

    Позднее выяснилось, что у мэрии не хватает денег на соблюдение своих обязательств перед перевозчиками, что в том числе стало причиной недовыпуска транспорта на линии. Проезд льготных категорий граждан должен был оплачиваться из бюджетных средств — до конца года накопилась сумма в 160 млн руб. Однако, как сообщило сетевое издание «Ярновости», на погашение долгов перед перевозчиками до конца года город направил только 66,8 млн руб.

    Акт второй: призвание федеральных «варягов»

    К концу ноября ситуацию с транспортом в городе признали кризисной — на официальном уровне. На исправление проблем с транспортной реформой врио губернатора Ярославской области Михаил Евраев дал мэрии всего 14 дней. То есть ожидалось, что всего за две недели будут решены все проблемы, устранить которые не удавалось все четыре месяца. А когда сроки вышли — перешли к экстренным мерам. В Ярославскую область пригласили федеральных перевозчиков, и договоры с ними заключили без аукциона.

    С сверхсжатые сроки, всего за три дня — с 26 по 29 ноября, была завершена процедура заключения контрактов с новыми перевозчиками. Разумеется, в такой спешке и речи не могло быть о процедуре проведении торгов и открытом участии в конкурсе для всех желающих. Выбор администрации пал на трёх крупнейших перевозчиков  — холдинги «Ранд-Транс», «Автолайн» и Национальную транспортную ассоциацию. Договоры заключили срочные: до 13 июля 2022 года.

    Как свидетельствует ТАСС, власти Ярославской области рассчитывали, что благодаря привлечению Московских и Петербургских компаний количество автобусов в областном центре до конца года увеличится в 1,5 раза. Однако уже 29 ноября, когда один из новых перевозчиков объявил о наборе водителей, стало понятно, что количество по-прежнему не означает качество. В сообщении, опубликованном в Instagram Национальной транспортной ассоциации, водителей приглашали работать в Ярославле на автобусах «ПАЗ» с оплатой в 400 руб. за час. То есть снова о появлении на улицах Ярославля автобусов большой вместимости оставалось только мечтать.

    В начале декабря в АО «ПАТП-1 города Ярославля» начали поступать первые автобусы новых перевозчиков. Хотя конкретные модели не назывались, в пресс-релизе, опубликованном на официальном портале города, указано, что первые 27 машин, прибывшие 3 декабря, были представлены автобусами вместимостью около 50 человек.

    С 4 декабря ООО «Первая пассажирская компания» вместо ООО «Гирфтранс» начало обслуживать маршруты № 13 «5-й микрорайон — Машприбор» и № 79 «ТЦ "Аксон" — Посёлок Куйбышева», а с 15 декабря — маршрут № 41 «Ярославль Главный — Посёлок Прибрежный». С 7 декабря «Первая пассажирская компания» заменила АО «ПАТП-1» на маршруте № 1 «Волгоградская ул. — 5-й микрорайон», с 11 декабря — на маршруте № 62 «15-й микрорайон — 1-я Технологическая ул.», а с 31 декабря — на маршруте № 57 «Фабрика Красный Перевал — ул. Гудованцева».

    С 5 декабря ООО «АВТОМИГ» вместо ООО «Гирфтранс» приступило к работе на маршрутах № 2 «ул. Большие Полянки — ЯШЗ» и № 92 «ул. Павлова — ЯШЗ».

    14 декабря было подписано соглашение с ещё одним перевозчиком ООО «Трансмагистраль» из холдинга «Автолайн»: исполнитель привлёк к работе на маршруте № 56 «Посёлок Прибрежный — Машприбор» 20 микроавтобусов марки VSN-700 на шасси Iveco, ранее работавших по госконтрактам в Москве.

    Местные перевозчики за счёт исключения части маршрутов из своих контрактных обязательств получили возможность постепенно стабилизировать работу на оставшихся направлениях.

    Помимо низкой вместимости техники, претензии возникали и к качеству обслуживания: иногородним водителям было сложнее привыкнуть к работе на незнакомых улицах, из-за чего в первое время они нарушали схемы движения, не укладывались в расписания, проезжали остановки. Как сообщает газета «Городские новости», перевозчики пытались решить эту проблему с помощью ежедневных инструктажей.

    Но к концу декабря ударили морозы — и на улицах города стали замечать сломанные автобусы, которые даже убрать оказалось некому. Сетевое издание «ЯрНьюс» доложило о появлении брошенной техники в разных концах города — в Брагино, на Московском проспекте, Советской улице и проспекте Фрунзе. Проблема стала настолько очевидной из-за того, что у приглашённых транспортных компаний не оказалось в Ярославле своих технических служб. Мало того, что устаревшая техника новых перевозчиков не справилась с нагрузкой — даже эвакуировать вышедшие из строя автобусы оказалось некому.

    Даже меры по привлечению сторонних игроков транспортного рынка не привели к полному восстановлению пассажирских перевозок на уровне, планировавшемся минувшим летом. С 11 ноября ООО «Транском-Авто» прекратило обслуживание маршрутов № 6 «Шинный завод — НЗКИ», № 27 «Шинный завод — Софийская церковь» и № 29 «Машприбор — Тверицы». «Варяги» эти маршруты не «подхватили». Их разыграют на новых аукционах, победителей которых определят до 24 марта. Контракт будет действовать с 1 мая по 13 июля, как и на маршруты №№ 55 и 66, объединённые в другой лот, сообщает PROGorod. С 14 июля на всю городскую маршрутную сеть должны заключить новые контракты, на сей раз сроком не на год, а на пять лет.

    Акт третий: ярославские перевозчики надеются вернуть маршруты

    После реформы перевозчики, потерявшие право работы на прежних маршрутах, были вынуждены частично уволить сотрудников, вернуть автобусы, взятые в лизинг, и даже продать часть техники по цене ниже рыночной. Однако некоторые из них всё равно обратились к бизнес-омбудсмену с сообщением о готовности вернуться к работе на маршрутах. 1 февраля обращение девяти ярославских компаний предпринимателей опубликовало издание «ЯрНьюс». ИП Ковырялов М.П., ООО «Экотранс», ИП Невесёлов В.И., ИП Намазов А.Х., ООО «Ярлайн», ООО «Ярбус», ИП Солодкин А.Ю., ИП Олехов Е.А. и ИП Казнин В.А. ранее обслуживали маршруты №№ 32, 36, 41, 45, 47, 67, 71, 80, 90, 91, 95, 96, 98, 99.

    Только на этот раз требования выдвинул не город, а сами перевозчики. В первую очередь среди необходимых условий для возобновления работы перевозчики называют увеличение сроков действия договоров до пяти-семи лет. Потребность в долгосрочном планировании обусловлена договорами лизинга и сроками эксплуатации автобусов: после такого финансового потрясения свободных средств на обновление подвижного состава уже нет.

    Также перевозчики просят допустить к участию в конкурсе автобусы малого и среднего класса, раз уж в любом случае именно такая техника и приходит к работе на маршрутах. В конкурсной документации на маршрутах, предусматривающих перевозку пассажиров автобусами малой и средней вместимости, перевозчики предлагают сократить количество требуемых единиц до 10 штук на лот, а к работе на каждом конкретном маршруте допускать не более двух перевозчиков. При учёте баллов местную администрацию призывают в первую очередь обращать внимание на наличие стажа и опыта работы в пассажирских перевозках.

    Для удобства пассажиров перевозчики предлагают сохранить беспересадочные маршруты и вернуть прежнюю нумерацию маршрутов и маршрутную схему, выработанную за долгие годы корректировок, вместо поспешно введённой в прошлом году.

    Тем временем в других регионах автобусные парки планомерно пополняют новой техникой: новые низкопольные автобусы большой вместимости приобрели в Брянске и Белгороде, а в Санкт-Петербурге закупают экологичные автобусы на газомоторном топливе. К реформам маршрутной сети готовятся в Йошкар-Оле, Курске, Нижнем Новгороде. К незапланированной помощи других перевозчиков, а также дополнительного подвижного состава для вывоза пассажиров, стоящих в очередях, в январе пришлось прибегнуть в Московской области.

    Виды транспорта: