Make trains, not guns! Российские поезда «Иволга» изготовят для Аргентины

  • Павел Яблоков
    22 января 2022 г. — 11:00
    639
    Иллюстрация: 

    АО «Трансмашхолдинг» / tmholding.ru

    Один из ведущих российских производителей железнодорожной техники получил крупный экспортный заказ на гражданскую высокотехнологичную машиностроительную продукцию. Министерство транспорта Аргентины объявило дочернее предприятие «Трансмашхолдинга» «TMH International» победителем тендера на поставку 70 электропоездов переменного тока.

    От Твери до Буэнос-Айреса

    Сделка стоимостью 864 млн долларов США предусматривает разработку, производство, поставку и послепродажное обслуживание 70 восьмивагонных составов (560 вагонов). За основу взяты российские электропоезда «Иволга», работающие на маршрутах Московского железнодорожного узла. Однако модификация для Аргентины будет существенно отличаться. Вагоны будут работать на колее 1676 мм, которая шире общероссийской 1520 мм. Также составы должны питаться от сети переменного тока напряжением 25кВ: такое электропитание применяется на многих железных дорогах России, но «Иволги» пока работают только в зонах применения постоянного тока напряжением 3кВ.

    «Иволги» для Аргентины будут спроектированы инжиниринговым центром «ТМХ Инжиниринг», на подразделениях которого в девяти городах страны трудятся более 1100 сотрудников. Электропоезда «Иволга» серии ЭГ2Тв работают на Московских центральных диаметрах, также они обслуживали линию Солнечная — Новопеределкино Киевского направления Московского железнодорожного узла. Всего выпущен 41 состав (в 2014 и 2015 гг. по одному пятивагонному составу, а также 39 поездов в 2019 году, которые от изначальной пяти-шестивагонной составности в 2020-2021 гг. поэтапно достраивались до 11-вагонных поездов). По результатам проведённого в прошлом году аукциона в 2022-2024 гг. заключён контракт на поставку для МДЦ ещё 95 поездов «Иволга».

    С учётом необходимости разработки специальной модификации для Аргентины и согласования всех деталей с заказчиком, поставки продукции начнутся через 27 месяцев после вступления договора в силу и завершатся в течение четырех лет.

    Процесс отбора поставщика для железных дорог Аргентины длился более трёх лет. В ходе нескольких этапов оценивались не только технические и экономические параметры, но также соответствие тендерных предложений современным ожиданиям пассажиров, сообщает сайт Трансмашхолдинга.

    Платформа электропоездов «Иволга» позволяет выполнять городские, пригородные и межрегиональные перевозки со скоростью до 160 км/ч. «Иволги» более чем на 90% состоят из комплектующих российского производства, включая все основные системы и узлы. В производстве электропоездов для Аргентины будут на протяжении нескольких лет заняты около 25 тыс. человек из различных российских предприятий. В то же время, производство около 25% компонентов для аргентинских «Иволг» необходимо будет локализовать за рубежом.

    На прошедшей в конце августа прошлого года выставке «PRO//Движение.ЭКСПО 1520», где демонстрировался новый вариант «Иволги» версии 3.0, гендиректор ТМХ сообщал, что Правительство РФ может предоставить Аргентине кредит на $850 млн, чтобы профинансировать заключение контракта с «Трансмашхолдингом» (ТМХ) на поставку 70 электропоездов, свидетельствует ТАСС. Выставку посетил глава аргентинской железнодорожной компании «Trenes Argentinos Operaciones e Infraestructura», отметило Торгпредство России в Аргентине.

    Не только Аргентина

    Поставка электропоездов в Аргентину — первый подобный проект для ТМХ, который предполагается реализовать в дальнем зарубежье. Но опыт крупных поставок за границу у холдинга есть. Так, пассажирские вагоны Тверского вагоностроительного завода с 2020 года по договору стоимостью выше 1 млрд евро поставляются для железных дорог Египта.

    Контракт на поставку 1300 пассажирских вагонов был подписан в сентябре 2018 года и вступил в силу в мае 2020 года.

    К сентябрю 2020 года завершился первый этап поставки, по которому Арабская Республика Египет получила 500 вагонов третьего класса с системами принудительной вентиляции. Второй этап поставок предусматривает передачу заказчику 800 вагонов с кондиционированием воздуха, в том числе 500 вагонов третьего класса, 180 вагонов второго класса, 90 вагонов первого класса, а также 30 вагонов-ресторанов. Сборка вагонов ведётся в России на Тверском вагоностроительном заводе, а также на предприятии ТМХ в Венгрии (заводе в г. Дунакеси). Каждый месяц заказчику отправляется 35 вагонов, сообщил сайт ТВЗ.

    Несмотря на портфель экспортных заказов, основным заказчиком ТВЗ остаётся российская Федеральная пассажирская компания. В рамках заключённого в 2019 году договора в период до 2025 года она должна получить 3730 вагонов различных типов.

    Российские производители рельсового транспорта нередко экспортируют свою продукцию за рубеж. Новые вагоны метро поставлялись в Азербайджан и Узбекистан, электропоезда серии ЭП2Д и пассажирские вагоны дальнего следования работают в Армении. Для Кубы спроектирована специальная модель рельсовых автобусов РА-26.

    Виды транспорта: