Авиаперевозки вошли в летний сезон: актуальные маршруты и перспективы обновления авиапарка

  • Павел Яблоков
    9 июня 2022 г. — 11:15
    515
    Иллюстрация: 

    Информационное агентство FlashCrimea / flashcrimea.com

    Сфера авиаперевозок продолжает адаптацию к новым условиям работы. Корректируются планы по производству новых воздушных судов. Возможность использования уже существующих бортов на международных направлениях на днях прошла «проверку на прочность» в Шри-Ланке. Авиакомпании открывают новые для себя направления как во внутрироссийском сообщении, так и в международном: прежде всего в Армению, Киргизию, Узбекистан и Таджикистан. Приостановка пассажирской деятельности 11 аэропортов, находящихся под контролем Росавиации, продолжается.

    Ещё плюс шесть дней

    Режим закрытия неба для 11 аэропортов, контролируемых Росавиацией (Анапа, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь, Элиста), продлён на очередные шесть дней: теперь новый срок истекает 12 июня. Но все авиакомпании скорее готовы к тому, что введённые с 24 февраля этого года ограничения продолжатся, в расписании на ближайшие даты рейсы не назначены, и продажа билетов не ведётся. В частности, авиакомпания «Уральские авиалинии» отменила все рейсы в Краснодар, Симферополь, Анапу, Геленджик, Ростов-на-Дону и Воронеж вплоть до 30 сентября этого года.

    Рейсы большинства авиакомпаний переориентированы на альтернативные маршруты с использованием аэропортов Сочи, Волгограда, Минеральных Вод, Ставрополя и Москвы.

    Для компенсации расходов из-за отменённых рейсов по поручению Президента России Правительством страны аэропортам и авиакомпаниям выделены субсидии. В то же время, вынужденная пауза может пригодиться для обновления инфраструктуры. Так, в начале июня Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение по проектно-сметной документации на реконструкцию аэропортового комплекса в Геленджике. Планируется, что число мест стоянки увеличится до 26, на перроне реконструируют водосточно-дренажную систему и систему сбора противообледенительной жидкости, а также заменят освещение. Существующую соединительную рулёжную дорожку реконструируют и построят в пару к ней новую аналогичную. Кроме того, в аэропорту реконструируют участок метеоборудования, периметральное ограждение, отдельные участки патрульной дороги и очистные сооружения. Реконструкция аэропорта предусмотрена госпрограммой «Развитие транспортной системы» нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года».

    В 2010 году аэропорт Геленджика открылся после шестилетней реконструкции, в ходе которой построили новую взлетно-посадочную полосу длиной 3,1 км и шириной 45 м, а также временный аэровокзальный комплекс. Аэровокзал с пропускной способностью 140 пассажиров в час имеет возможность принимать только внутренние рейсы, сообщает ТАСС.

    Техника: перспективы пополнения авиапарка

    С учётом перспективных потребностей авиаперевозчиков страны, производство пассажирских воздушных судов придётся заметно увеличить. При этом уже имеющиеся наработки предстоит адаптировать к новому набору комплектующих, заменив узлы импортного производства на аналогичные им российские. Это касается и единственного массово выпускающегося Superjet 100 (SSJ-100), и только готовящегося к серийному производству семейства МС-21 («Магистральный самолёт XXI века»), и возрождению производства модели Ту-214.

    Сертификацию обновлённых модификаций проектов МС-21 и SSJ New планируют завершить в течение ближайших полутора лет, до конца 2023 года. При этом на Sukhoi Superjet New по сравнению с существующими SSJ-100 предстоит заменить 38 импортных систем и компонентов на российские. При этом доля российских компонентов составит 50-60%. Одновременно с импортозамещением усовершенствуют процессы, связанные в том числе с надежностью систем, повышением комфортности, безопасности и поддержанием лётной годности, сообщает ТАСС.

    По программе МС-21 основным направлением работ будет проведение лётных испытаний самолёта МС-21-310, оснащённого российскими двигателями ПД-14. Изначально в этом году ОАК планировала выпустить шесть самолётов семейства МС-21. Ожидалось, что на первом этапе аэробусы будут поставляться заказчикам с двигателями PW-1400, а позже у них появился бы выбор между PW и российским ПД-14. С американским двигателем было выпущено несколько самолётов МС-21-300. А МС-21 с двигателем ПД-14 проходит испытания только сейчас, но теперь все планы самолётостроителей ввиду санкций связаны только с ним. Воздушное судно уже выполняет до четырёх полётов в неделю. Для организации серийного производства в проекте МС-21 предстоит заменить свыше 80 импортных систем и агрегатов, сообщает ТАСС.

    В этом году производят самолёты из ранее полученных комплектующих. На заводе в Комсомольске-на-Амуре в 2022 году планируется выпустить 10 новых самолётов SSJ 100. Первые машины выпуска текущего года уже перелетели в Жуковский, где идёт подготовка к передаче их российским авиакомпаниям «Россия» и «Азимут». А в 2023 году объёмы поставок будут меньше: «по-старому» технику уже не смогут производить, а «по-новому» ещё не будут готовы. Ещё в апреле планы были более оптимистичны: планировалось поставить российским авиакомпаниям около 20 «стальных птиц».

    Вопросы создания необходимых компонентов решают постепенно. Так, недавно успешно прошли испытания композитные материалы, из которых будут создавать элементы крыльев новых отечественных самолётов МС-21-300, МС-21-310 и Superjet 100 Aurus (SSJ New). Они выдержали в сертифицированной лаборатории воздействие стандартным пламенем в течение пяти минут без прогаров с внешней стороны, что соответствует международным нормам. Superjet 100 Aurus — улучшенная обновлённая версия российского бизнес-джета SSJ 100, для которой дальность полёта увеличена с 3000 до 7200 км, сообщает ТАСС. При этом российско-французские двигатели в конструкции новых лайнеров будут заменены на российские ПД-8. Первый полёт SSJ 100 New с двигателем ПД-8 планируется на начало 2023 года. Стендовые испытания первого образца двигателя завершены в начале мая.

    В будущем 2023 году планируется начало серийного производства двигателя ПД-14 для самолётов МС-21. Это даст возможность произвести первые шесть серийных машин МС-21-310 в 2024 году, сообщает ТАСС.

    При таких изменениях в производстве самолётов неудивительно, что объёмы производственной программы до 2025 года и 2030 года, как говорится, «две большие разницы».

    С учётом возраста и структуры парка, до 2030 года в России планируют запустить более 500 самолётов разного типа. При этом свыше 110 планируется поставить на российский рынок до 2025 года: как SSJ-100, так и МС-21, Ту-214 и даже Ил-114, сообщило ТАСС со ссылкой на главу корпорации «Ростех».

    Пока вопрос с перевооружением производства воздушной техники ещё только решается, авиаперевозчики уже формируют предварительные заказы. Так, «Группа Аэрофлот» планирует заказать у входящей в госкорпорацию «Ростех» Объединенной авиастроительной корпорации 300 самолетов, среди которых Superjet 100 (SSJ-100), МС-21 и Ту-214. При этом первые два вида воздушных судов составят в заказе основную часть, сообщает ТАСС.

    Авиакомпании: экономическая ситуация

    Для решения назревших проблем у авиакомпаний руководство и акционеры едва ли не еженедельно вынуждены собираться на плановые и внеплановые заседания. Так, 26 мая ПАО «Аэрофлот» провела очередное заседание Совета директоров. В связи с полученным убытком по стандартам МСФО и РСБУ дивиденды по акциям ПАО «Аэрофлот» по результатам 2021 финансового года рекомендовано не объявлять и не выплачивать, сообщает сайт авиакомпании. А 3 июня на внеочередном Общем собрании акционеров были одобрены меры, направленные на повышение финансовой устойчивости Группы «Аэрофлот» и на реструктуризацию задолженности по аккредитивам. Акционерами принято решение одобрить увеличение уставного капитала ПАО «Аэрофлот» путём размещения дополнительных обыкновенных акций в количестве до 5 424 308 073 штук по открытой подписке по цене 34,29 руб.

    Схожие процессы и у других авиаперевозчиков.

    Новинки расписания: внутренние рейсы

    Компания Utair в июне начинает полёты из Красноярска по четырём новым направлениям: в Братск, Нижневартовск, Омск и Ханты-Мансийск. Полёты в Братск начаты с 3 июня и будут выполняться три раза в неделю: по понедельникам и пятницам в 6:55 (обратный вылет — в 10:45) и по средам в 14:05 (обратно — в 17:55). Полёты в Нижневартовск также начались с 3 июня и выполняются по понедельникам и пятницам в 14:35 (обратный вылет — в 16:20). Со 2 июня начаты полёты в Омск по вторникам, четвергам и субботам в 6:50 (отправление обратно — в 10:00). С 16 июня запланированы два раза в неделю рейсы в Ханты-Мансийск по четвергам и воскресеньям в 15:00 (обратно — в 17:30).

    Всего в весенне-летнем расписании 2022 года у Utair полёты более чем по 100 направлениям, причём 70% из них — прямые рейсы между регионами, позволяющие обойтись без пересадок в Москве, сообщает сайт авиакомпании.

    Полёты между Москвой и Владивостоком — не редкость: помимо самолётов, по Транссибирской магистрали курсируют и поезда дальнего следования. А вот вторая столица России с центром Приморья имеет менее регулярное сообщение. С 1 июня авиакомпания «Аэрофлот» два раза в неделю открыла полёты на широкофюзеляжных лайнерах Boeing 777. Вылет из аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге по средам и воскресеньям в 17:15 с прибытием на следующие сутки по местному времени в 8:50, рейсы из Владивостока выполняются по четвергам и понедельникам: вылет в 11:45, прилёт в Петербург — в 13:25. На рейсах между Санкт-Петербургом и Владивостоком также доступны билеты по субсидированным тарифам для социальных льготных категорий населения, информирует авиакомпания.

    С 10 июня «Аэрофлот» возобновляет ежедневные регулярные рейсы во Владикавказ на самолётах Airbus A320. Время в пути 2 ч. 50 мин. Вылет из аэропорта Шереметьево (терминал B) рейсом SU1042 в 7:50, из Владикавказа (SU1043) — в 11:40, информирует авиаперевозчик.

    А с 11 июня «Аэрофлот» возобновляет ежедневные регулярные рейсы из аэропорта Шереметьево в Барнаул на лайнерах Boeing 737-800. Рейс SU1430 вылетает в 0:30 из терминала B Шереметьева, из Барнаула — в 9:55 по местному времени: Время в пути до столицы Алтайского края составляет 4 ч. 15 мин., сообщила авиакомпания.

    Авиакомпания Nordwind расширяет полётную программу в Дагестан. В дополнение к линиям Москва — Махачкала (ежедневно, два раза в день), Санкт-Петербург —  Махачкала (ежедневно), Нижний Новгород  —  Махачкала (дважды в неделю) и Казань — Махачкала (дважды в неделю), с 20 июня анонсированы полёты между Уфой и Махачкалой два раза в неделю: по понедельникам в 8:05 (обратный вылет в 10:05) и четвергам в 12:00 (обратный вылет в 14:05). Время в пути 2 ч. 40 мин. — 2 ч. 50 мин., декларирует перевозчик.

    С 3 июля авиакомпания Nordwind запускает рейсы между Казанью и Томском. Они будут выполняться по средам и воскресеньям. Их расписание позволит также совершать полёты между Санкт-Петербургом и Томском с удобной пересадкой в Казани.

    Авиакомпания Utair с 5 мая возобновила полёты по маршруту Сургут — Грозный по четвергам (из Сургута в 17:40, из Грозного в 21:00). А с 4 июня полёты выполняются также по вторникам (из Сургута в 6:40, из Грозного в 10:00) и субботам (из Сургута в 6:15, из Грозного в 9:35). «ЮТэйр» имеет самую большую долю в расписании аэропорта Грозного: почти 300 регулярных рейсов в месяц, делится статистикой воздушный перевозчик.

    А Сургут и Новосибирск с начала лета Utair связывает ежедневно. Вылет из Сургута в 4:00, из Новосибирска в 9:00 по местному времени. В пути воздушные судна проводят по 2 ч. 20 мин., отмечает флайт-оператор.

    Год назад, 1 июня 2021 года, компания «Аэрофлот» открыла авиахаб в Красноярске. За это время собственными межрегиональными рейсами компании из Красноярска воспользовалось 285 тыс. пассажиров. В течение первого года работы хаба «Аэрофлот» открыл рейсы из Красноярска в города близлежащих субъектов РФ. Самыми популярными направлениями за год у пассажиров Аэрофлота в Красноярске стали Благовещенск, Иркутск, Сочи, Краснодар и Симферополь. С 6 июня этого года выполнение рейсов из Красноярского хаба в рамках Группы «Аэрофлот» передано дочерней авиакомпании «Россия», использующей отечественные воздушные суда SSJ100, а также Boeing 737-800 в моноклассной компоновке эконом на направлениях из Красноярска в Сочи, Благовещенск, Иркутск. Планируется, что в середине июня компания «Россия» расширит маршрутную сеть из Красноярска: начнутся полёты в Новый Уренгой, а также возобновятся полёты в Читу. На этих маршрутах будет эксплуатироваться отечественный самолёт SuperJet 100, сообщил сайт «Аэрофлота».

    С 1 июня «Аэрофлот» запустил программу прямых полётов из десяти городов России в Сочи: рейсы организованы в направлениях Санкт-Петербурга, Казани, Омска, Перми, Уфы, Самары, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и Тюмени.

    Авиакомпания «Уральские авиалинии» с 28 мая приступила к выполнению рейсов из Жуковского в Сочи и обратно по понедельникам, четвергам и субботам. Между Жуковским и Калининградом рейсы по пятницам и воскресеньям назначены с 3 июня. С 10 июня начинается обслуживание маршрута Екатеринбург — Махачкала. Первые полёты назначены на пятницу, но в дальнейшем с 13 июня рейсы будут выполняться два раза в неделю по понедельникам и четвергам. С 9 июня лайнеры Airbus A320neo начали выполнять рейсы U6-385 / 386 по маршруту Санкт-Петербург — Екатеринбург — Владивосток — Петропавловск-Камчатский. Вылеты из Санкт-Петербурга по четвергам и воскресеньям, из Петропавловска-Камчатского — по понедельникам и пятницам. С 10 июня будут выполняться рейсы U6-663/664 Санкт-Петербург — Екатеринбург — Владивосток — Южно-Сахалинск с вылетом из Санкт-Петербурга по вторникам и пятницам, из Южно-Сахалинска — по средам и субботам. Увеличили «Уральские авиалинии» количество рейсов и на маршруте Екатеринбург — Хабаровск. С 20 мая рейсы выполняются ежедневно, кроме понедельников, а с 1 июня — ежедневно.

    Новинки расписания: международные рейсы

    Увеличивает своё присутствие Nordwind и на международном направлении в Таджикистан. С 5 июня полёты между Казанью и Душанбе выполняются не один раз в неделю по четвергам (из Казани в 3:05, из Душанбе в 10:00), но также и по воскресеньям (из Казани в 0:55, из Душанбе в 8:05). Время в пути из России 3 ч. 25 мин., из Таджикистана 3 ч. 50 мин. Также раз в неделю продолжат выполняться полёты в Душанбе из Перми один раз в неделю, напоминает авиакомпания.

    Ещё весной компания Utair запустила два новых рейса в Узбекистан. С 28 апреля стартовали еженедельные полёты по четвергам в Ташкент: из Тюмени (вылет из Тюмени в 11:35, из Ташкента — в 15:50), а с 5 мая — из Сургута (вылет в 7:20, обратно — в 12:00). Также авиакомпания продолжает ежедневные полеты в Ташкент из Москвы (вылет из Москвы в 11:10, из Ташкента — в 18:25). В мае компания Utair возобновила полёты по маршруту Тюмень — Ереван. Вылеты один раз в неделю по воскресеньям: из Тюмени в 7:45, из Еревана в 11:25. Также авиакомпания продолжает ежедневно летать в столицу Армении из Сочи (ежедневно утром, расписание меняется в зависимости от дня недели) и Москвы (два раза в день: из Москвы в 12:35 и 19:25, из Еревана — в 18:40 и 1:25). Если из столицы России в столицу Армении Utair летает уже много лет, а вот рейсы из Сочи и Тюмени появились впервые только в осенне-зимнем расписании 2021 года, напоминает авиакомпания. С 4 июня начаты еженедельные полёты по субботам из Сургута в Бишкек (туда в 20:45, обратно — в 2:10 воскресенья) и Ереван (туда в 7:05, обратно — в 11:25). В Киргизию перевозчик открывает свои рейсы впервые. Также в международном сообщении авиакомпания выполняет регулярные рейсы в Баку из Сургута и Тюмени, в Худжанд из Сургута.

    Ещё один международный маршрут закрылся, не начав работу. Авиарейсы между Махачкалой и Баку, которые должны были выполняться компанией Utair с 3 июня, отменены по инициативе властей Азербайджана. После 24 февраля Бермудские острова приостановили действие сертификатов летной годности самолетов российских перевозчиков с кодами бермудского регистра. Utair перевела в российский реестр все свои 50 самолетов. В апреле Utair запретили летать в Европу, мотивируя решение несоответствием самолётов перевозчика «международным стандартам безопасности», сообщил «КоммерсантЪ».

    Крупнейший эксплуатант авиалайнеров российского производства SSJ-100 — авиакомпания «Россия» (Группа Аэрофлот) — помимо рейсов из Москвы и Сочи в столицу Армении, с июня запускает беспосадочные полёты в Ереван из Екатеринбурга и Минеральных Вод. Рейс SU/FV6937 Екатеринбург — Ереван будет отправляться два раза в неделю по средам и воскресеньям, а обратный рейс SU/FV6938 — по понедельникам и четвергам. С 11 июня два раза в неделю по понедельникам и субботам открываются полёты из Минеральных Вод в Ереван рейсами SU/FV6933 и SU/FV6934. Все рейсы будут выполняться воздушными суднами Superjet 100 в двухклассной компоновке: 12 мест бизнес-класса и 75 кресел экономического класса, общее количество мест на борту — 87. Рейсы из Москвы и Сочи в столицу Армении остаются в расписании, при этом с 10 июня до трёх рейсов в день будет увеличена частота полётов в Ереван из Москвы и до двух из Сочи. После снятия ограничений на полеты в/из южных городов России и начала работы временно закрытых аэропортов авиакомпания готова приступить к выполнению прямых рейсов в Ереван из Воронежа, Краснодара и Ростова-на-Дону, анонсирует «Россия».

    С 13 июня из Красноярска авиакомпания «Россия» на Superjet 100 открывает международную полётную программу в города Киргизии. По три раза в неделю самолёты будут отправляться в Бишкек и Ош. Рейсы SU/FV6795 из Красноярска в Бишкек назначены по вторникам, субботам и воскресеньям в 21:35, обратные вылеты SU/FV6796 — по понедельникам, средам, воскресеньям в 2:50. Из Красноярска в Ош вылет рейса SU/FV6793 в 20:25 по понедельникам, средам, пятницам, обратные рейсы SU/FV6794 — в 0:20 по вторникам, четвергам, субботам, уведомляет «Россия».

    С 3 июня 2022 года авиакомпания «Аэрофлот» приостановила выполнение коммерческих рейсов в Коломбо (Шри-Ланка) на ближайший период. Причиной стала неблагонадежность ситуации с обеспечением беспрепятственных полётов воздушных судов авиакомпании в Шри-Ланку.

    Накануне воздушное судно компании Airbus A330-343 под российским регистрационным опознавательным знаком RA-73702 авиакомпании «Аэрофлот» было задержано в аэропорту Коломбо из-за претензий зарубежной компании-лизингодателя. Оно чуть не стало 79-м воздушным судном, потерянным для российской гражданской авиации после 24 февраля. Для вывода пассажиров из Коломбо 4 и 5 июня самолёты отправлялись без пассажирской загрузки из Москвы. Пассажирам отменённых рейсов предложен вынужденный возврат денежных средств за неиспользованную перевозку в полном объёме, либо переоформление билетов на альтернативные направления маршрутной сети «Аэрофлота», сообщил сайт воздушного перевозчика. 6 июня в 15:52 борт RA-73702 вылетел в Москву, сообщила Росавиация.

    С 16 июня «Аэрофлот» открывает регулярные рейсы на популярный курорт Киргизии — озеро Иссык-Куль. Рейсы будут выполняться дважды в неделю, по четвергам и субботам, на самолётах Airbus A320: из аэропорта Шереметьево (терминал C) в 9:40 (рейс SU1892), из аэропорта Тамчы (Иссык-Куль) рейсом SU1893 в 18:25 по местному времени. Время в пути 4 ч. 30 мин.

    В ближайшие недели ещё больше усилится авиасообщение между Россией и Узбекистаном. Авиационными властями двух стран согласовано увеличение частоты выполнения полетов на маршруте Москва — Ташкент с 25 до 39 рейсов в неделю. Со стороны России для выполнения полетов из Москвы в Ташкент назначены авиакомпании «Аэрофлот», «Сибирь» и «ЮТэйр», а со стороны Узбекистана — «Uzbekistan Airways» и «Qanot Sharq», сообщила 6 июня Росавиация.

    С учётом продолжающегося закрытия 11 аэропортов Росавиации, часть из которых традиционно обслуживали курортные направления, повышенную нагрузку берут на себя железная дорога и автотранспорт. С 10 июня АНО «ЕТК» организует мультимодальные перевозки «поезд + автобус»: между железнодорожными вокзалами Анапы и Симферополя пассажиров повезут автобусы.

    Виды транспорта: