Для Транссиба и не только: железнодорожники продолжают обновлять инфраструктуру для ускорения грузоперевозок

  • Полина Лемешева
    19 апреля 2022 г. — 18:25
    273
    Иллюстрация: 

    Информационно-аналитическое агентство «Восток России» / eastrussia.ru

    Повышение пропускной способности — необходимый шаг в развитии Российских железных дорог. Масштабы маршрутов становятся серьёзным вызовом, однако без обновления инфраструктуры невозможно обеспечить объёмы грузоперевозок, в которых нуждается современная экономика. На важнейших участках магистралей строятся новые железнодорожные мосты, реконструируются станции и развязки. Ускорить движение помогает и прокладка дополнительных — вторых или даже третьих путей параллельно основной линии.

    Модернизируются Транссиб и БАМ, а от Поволжья до Кубани завершено создание двухпутного коридора. В отдельных случаях, как, например, в Свердловской области, новые объекты приходят на смену возведённым более столетия назад.

    К 2025 году пропускную способность Транссиба повысят до 167 млн тонн

    Для того, чтобы повысить пропускную способность Транссибирской железнодорожной магистрали, локальные железные дороги принимают меры на местах. На Забайкальской железной дороге открыли движения поездов по новому мосту. На Дальневосточной железной дороге начата реконструкция путепроводной железнодорожной развязки. Красноярская железная дорога начала реконструкцию станции Мариинск. На слюдянском участке Восточно-Сибирской железной дороги начались работы по строительству третьего пути.

    Мост через реку Ареда в Чернышевском районе Забайкальского края официально ввели в эксплуатацию 12 апреля. Два 55-метровых пролётных строения и 2,4 км новых путей обеспечат пропуск тяжеловесных поездов с повышенной нагрузкой. Максимальная рассчётная нагрузка составляет до 32 тонн на ось, а скорость — до 100 км/ч, сообщает Забайкальская железная дорога.

    Дальневосточная железная дорога тоже вносит свой вклад: для разведения транспортных потоков, следующих в восточном направлении от Волочаевки с поворотом к БАМу и в западном направлении от Хабаровска на перегоне Волочаевка-1 — пост Тунгусский, в Еврейской автономной области будет произведена реконструкция путепроводной железнодорожной развязки. По данным ДВЖД, к 2024 году здесь возведут трехпролётный путепровод длиной 113 м. Общая протяжённость новых путей составит около 4 км. Также в ходе реконструкции будет построена новая пассажирская платформа для пригородных поездов сообщением Хабаровск-1 — Биробиджан.

    На востоке перед сложным и грузонапряженным отрезком Транссибирской магистрали работы начаты в конце марта. К строительству третьего пути приступили на участке Восточно-Сибирской железной дороги Слюдянка I – Слюдянка II в Иркутской области. Дополнительный путь проложат для того, чтобы повысить пропускную способность предгорного участка: по нему будут возвращаться одиночные локомотивы после их отцепки от состава.

    Помимо пути протяжённостью более 2 км на этом участке будут возведены железнодорожные мосты и вспомогательные модульные здания, сообщает Восточно-Сибирская железная дорога.

    Красноярская железная дорога сообщает о планах реконструировать станцию Мариинск, расположенную в Кемеровской области на Транссибе, —  уникальные ворота Восточного полигона РЖД. Особенность Мариинска заключается в том, что на этой станции тягу меняют с характерного для железных дорог западной части страны постоянного тока (напряжение 3 кВ) на переменный ток, который применяется в восточной части (25 кВ). Для всех проходящих через станцию транзитных поездов здесь приходится заменять электровозы постоянного тока на электровозы переменного тока: в целом это более выгоднее, чем применять технику, совмещающую в себе два типа электропитания.

    Для работы с длинносоставными и тяжеловесными грузовыми поездами западный парк станции планируется реконструировать: будут построены два специализированных пути протяженностью 2,1 км. Благодаря этому пропускная способность станции Мариинск должна достигнуть показателей в 140 грузовых поездов в сутки суммарно для восточного и западного направлений. На сегодняшний день они заметно ниже — Мариинск ежесуточно принимает и отправляет до 128 грузовых составов, в том числе до 32 объединенных контейнерных поездов. Как сообщает Красноярская железная дорога, положительное заключение на проектную документацию уже утверждено Главгосэкспертизой России.

    Модернизация в Приморье: обновление станции и новый график работы погранпункта с КНР

    В конце марта последний этап модернизации завершён в Приморском крае на станции Смоляниново Дальневосточной магистрали. Этот узел — важнейший по направлению к портам Находки. Поэтому в ходе работ, начатых ещё в 2016 году, обновлена станция и удлинены приёмоотправочные пути, построен новый и обновлен старый приёмоотправочный парк.

    Всего за 6 лет уложено более 26 км путей и 73 стрелочных перевода. Также обновлена инфраструктура и электрифицировано более 38 км железнодорожных линий. Это должно позволить перевозить грузовые составы значительно большей массы: почти на 35% больше, чем на момент начала модернизации. По направлению к портам Находки будет перевозиться до 78,7 млн тонн в год, сообщает ДВЖД.

    Без обновления инфраструктуры пропускную способность тоже можно повысить: это показывает пример железнодорожного пункта пропуска Махалино — Хуньчунь в Приморье на границе с КНР. С 28 марта железнодорожный пункт переведен на круглосуточный режим работы.

    Новый график соответственно в 2 раза увеличит пропускную способность участка. В сутки в каждом направлении будет обрабатываться до 8 грузовых поездов, уточняет служба корпоративных коммуникаций ДВЖД.

    Перспективы БАМа: двухпутное движение на участке Тында — Хани

    Растущий грузопоток в направлении Дальнего Востока необходимо обеспечить переходом на двухпутное движение по Байкало-Амурской магистрали. На участке Тында — Хани ведётся поэтапная реализация этого проекта: в конце прошлого года двухпутное движение протяженностью 26,2 км открыто на перегоне Олёкма — Разъезд 1945 км. В рамках проекта построено 15 мостов и уложено 8 комплектов стрелочных переводов, возведено множество других искусственных сооружений, обновлена инфраструктура, в т. ч. система электроснабжения.

    К 2025 году планируется увеличить пропускную способность этого участка до 46 пар поездов в сутки, то есть более чем в 2 раза, информирует ДВЖД.

    Реконструкция станции Байроновка продолжается на ВСЖД

    На Восточно-Сибирской железной дороге продолжается реконструкция станции Байроновка в селе Николаевка Тайшетского района Иркутской области: к октябрю этого года планируется полностью завершить реализацию проекта. Работы по модернизации и удлинению приёмоотправочных путей уже выполнены, осталось провести укладку ещё одного пути. Попутно проводится демонтаж семи стрелочных переводов и капитальный ремонт здания станции.

    Также масштабная реконструкция ведётся на ключевой сортировочной станции Тайшет: управление движением переведено на релейно-процессорную централизацию, сообщает пресс-центр ВСЖД.

    В Свердловской области открыт новый виадук

    8 апреля открылось движение по новому виадуку на перегоне Пудлинговый — Чёрная речка в п. Пудлинговый Красноуфимского городского округа Свердловской области. Старое мостовое сооружение, параллельно которому возведён новый виадук, проработало более века с 1918 года.

    Сто лет спустя, в 2018 году, проектом начали заниматься в связи с необходимостью повысить пропускную способность железнодорожной инфраструктуры. Современная экономика ставит свои вызовы: существенно изменилась и скорость движения поездов, и вес грузовых составов, а ведь этот участок обеспечивает грузоперевозки между центральными районами России, Сибирью и Дальним Востоком.

    Новый виадук должен решить эту проблему: скорость движения поездов по нему может быть увеличена до 90 км/ч. Длина виадука с учётом подходов составляет 1,3 км. На железобетонных опорах высотой более 30 м установлены пролётные строения, изготовленные из инновационной атмосферостойкой стали, сообщает Горьковская железная дорога.

    Завершено создание двухпутного коридора от Поволжья до Кубани

    В Краснодарском крае 25 января состоялось открытие движения по новому двухпутному участку Тихорецкая — Козырьки. Этот участок протяжённостью почти 62 км является завершающим звеном в двухпутном коридоре от Поволжья до Кубани. Масштаб этого проекта впечатляет: более 700 км пути теперь обеспечивают непрерывную провозную способность в объёме 125 млн тонн в направлении Азово-Черноморского бассейна.

    Старт движения по обоим путям позволит на четверть увеличить скорость движения на участке, кроме того и пропускная способность участка увеличена ровно в два раза — до 96 пар поездов в сутки. Средний вес поезда может достигать более 7,1 тонн. Всё это положительно скажется на сроках доставки грузов и оптимизации перевозок.

    Реализовать проект позволила укладка 81 км новых путей, включая станционные, на участке Тихорецкая — Козырьки, также потребовалось обустроить почти 100 км контактной сети и удлинить приёмо-отправочные пути на пяти станциях, дополнительно уложив 94 новых стрелочных перевода. Отдельно стоит упомянуть возведение 5 мостов и путепроводов и внедрение микропроцессорного управления движением поездов, о котором сообщила Северо-Кавказская железная дорога.

    Рост объёмов грузоперевозок: от Владивостока и Шанхая — в Калининград

    Почтовые отправления и коммерческие сборные грузы теперь будет доставлять совместный проект РЖД и Почты России: первый почтовый контейнерный поезд «Россия» прибыл в Подмосковье на станцию Раменское 1 апреля. Далее поезд, несущий в своём составе 74 крупнотоннажных контейнера, будет курсировать по маршруту вдоль Транссибирской магистрали на еженедельной основе. По ходу следования из Владивостока поезд преодолевает расстояние в 9220 км со скоростью, сравнимой со скоростью пассажирского поезда: 1512 км в сутки. На станциях крупных городов вдоль Транссибирской магистрали производится отцепка и прицепка отдельных вагонов. Это, в том числе, Хабаровск, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Омск, Тюмень, Екатеринбург и Казань.

    Также растёт регулярность отправлений контейнерных поездов, курсирующих между транспортно-логистическим центром «Восток — Запад». Речь идёт о маршруте от станции Черняховск Калининградской железной дороги до подмосковного ТЛЦ «Белый Раст», открытом около года назад. В марте поезда по этому маршруту начали отправляться в 3 раза чаще, также увеличен объём перевозок. Снабжение калининградского анклава осуществляется и по более дальнему маршруту: в марте калининградцы встретили уже второй контейнерный поезд, доставивший товары народного потребления из Китая, ещё один отправился в начале апреля, известила Калининградская железная дорога.

    Обеспечить выгодные условия для грузоперевозок по автомобильным дорогам в этом году призваны более мягкие сезонные ограничения на время весенней «просушки» дорог — правда, впоследствии это может обернуться необходимостью увеличить затраты на внеплановый ремонт дорог. Пассажирское международное железнодорожное сообщение тем временем восстанавливается: после двухлетнего перерыва поезда снова соединят столицу Монголии Улан-Батор и ближайшие региональные центры России: Иркутск и Улан-Удэ.

    Виды транспорта: