От дорог и плана — к транспорту: в Правительстве определились с новым отраслевым нацпроектом

  • Павел Яблоков
    22 января 2024 г. — 19:05
    550
    Иллюстрация: 

    автора

    В следующие шесть лет основные транспортные проекты должны воплощаться в жизнь в рамках нового нацпроекта с лаконичным названием «Транспорт». Он должен взять всё лучшее от нынешних транспортных нацпроектов, завершающих свою работу в конце 2024 года, и дополниться новыми актуальными направлениями. К формированию структуры «Транспорта» уже приступили в Правительстве России и во второй половине года планируют утвердить новые целевые федеральные программы.

    Хотя в нацпроекте заложены не только грузовая, но и пассажирская составляющая перевозок, пока неясно, насколько он сможет помочь решить назревшие проблемы городского пассажирского транспорта, включая электротранспорт. Обозначенный на установочном совещании нового проекта ориентир на Транспортную стратегию Российской Федерации в очередной раз может оставить безоговорочным приоритет финансирования проектов в магистральных межрегиональных направлениях. В таком случае «за бортом» останутся нужды пассажиров, ежедневно совершающих поездки в городах и пригородах. Как минимум утверждение долгожданной федеральной программы развития ГЭТ уже не сможет произойти ранее формирования всего пакета программ нового нацпроекта.

    Один нацпроект вместо двух прежних

    Как сообщило РИА Новости со ссылкой на секретариат первого вице-премьера Андрея Белоусова, Правительство России приступило к работе над новым национальным проектом «Транспорт». Его формирование уже обсудили на установочном совещании. Этот год является последним для достижения целей нацпроектов «Безопасные качественные дороги» и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Нацпроект «Транспорт» станет их преемником. Проект концепции нового нацпроекта представил министр транспорта России. Он отметил, что важным отличием нацпроекта «Транспорт» от действующих нацпроектов станет создание единой системы приоритизации и оценки эффектов от мероприятий с учетом транспортно-экономического баланса и методики оценки социально-экономических эффектов от проектов строительства и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, планируемых к реализации с привлечением средств федерального бюджета. Такой подход позволит оптимально развивать инфраструктуру и эффективно расходовать бюджетные средства с учетом конкретных измеримых результатов.

    Главной целью нацпроекта «Транспорт» является обеспечение связанности всех видов транспортной инфраструктуры.

    В предварительной структуре нацпроекта предусмотрены нескольких федеральных проектов. Они направлены на достижение к 2030 году результатов в двух направлениях:

    • обеспечение роста провозных мощностей и пропускной способности транспортной инфраструктуры Единой опорной транспортной сети;
    • рост мощностей транспортной инфраструктуры для пассажирского сообщения и связанности территорий более чем в два раза.

    Ещё в 2021 году была утверждена новая Транспортная стратегия: на неё будут опираться при формировании структуры нацпроекта.

    Предполагается, что разработка нового нацпроекта займёт ближайшие четыре-пять месяцев.

    Кто уходит, кто остаётся?

    Действующие с 2018 года и частично переформатированные нацпроекты состоят из 15 федеральных программ разной направленности. В течение последнего года на мероприятиях федерального уровня не раз озвучивались пожелания продлить имеющиеся меры поддержки ещё на несколько лет, и добавлять новые. В частности. В сфере наземного пассажирского транспорта в базовые настройки нацпроекта «Безопасные качественные дороги» влились «несистемные» проекты, позволяющие достичь его целей — такие, как специальные казначейские кредиты, инвестпроект ГТЛК-ФНБ и пилотный проект по модернизации инфраструктуры ГЭТ в 10 российских городах.

    В состав завершаемого в этом году нацпроекта «Безопасные качественные дороги» включены федеральные проекты, направленные на развитие автомобильных дорог и общественного транспорта (последнее больше в обновлении подвижного состава)

    • «Автомобильные дороги Минобороны России»;
    • «Безопасность дорожного движения»;
    • «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»;
    • «Развитие общественного транспорта» («Мобильный город»);
    • «Развитие федеральной магистральной сети»;
    • «Региональная и местная дорожная сеть».

    В состав завершаемого нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» включены федеральные проекты, охватывающие четыре вида транспорта: воздушный, морской, железнодорожный и автомобильный:

    • «Развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей»;
    • «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла»;
    • «Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог»;
    • «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна»;
    • «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна»;
    • «Развитие морских портов»;
    • «Развитие региональных аэропортов»;
    • «Развитие Северного морского пути»;
    • «Строительство автомобильных дорог международного транспортного коридора Европа — Западный Китай».

    В новогодние праздники издание TR.ru  Транспорт в России делилось мнениями экспертов об основных прорывных моментах 2023 года и разочарованиях ушедшего года. Большое внимание в комментариях эксперты уделили проблемам городского электрического транспорта и необходимости разработки и утверждения федеральной программы развития ГЭТ. Её появление было анонсировано ещё в 2022 году на парламентских слушаниях, а некоторые детали были обнародованы осенью 2023 года. Однако ввиду необходимости встраивания давно назревшей идеи в новый нацпроект, теперь ожидать начала работы федеральной программы по ГЭТ раньше 2025 года не приходится. В то же время у заводов-производителей подвижного состава и других компонентов как раз есть время в 2024 году выполнить уже имеющиеся заказы и подготовить производство к новым нагрузкам.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Регионы: 

    Комментарии

    Комментарии (0)