«Гомельские ведомости» / newsgomel.by
В конце 2023 года интернет-издание TR.ru — Транспорт в России опросило экспертов транспортной отрасли, имеющих реальный опыт управления перевозочным процессом, создания документов транспортного планирования, работы на производстве и другие компетенции:
Наши читатели в Telegram-канале и соцсети ВКонтакте уже успели ознакомиться с развёрнутыми комментариями, которые нашему изданию дали:
Сегодня, в Старый Новый год, 13 января, мы подводим итоги нашего новогоднего проекта для более широкой аудитории на нашем сайте. Особое внимание в комментарих эксперты уделили федеральной политике в сфере транспорта, городскому наземному электрическому транспорту, но не обошли стороной железную дорогу, метро, автобусы и организацию дорожного движения. Среди запомнившихся в прошлом году городов и регионов эксперты выделили Брянск, Екатеринбург, Кострому, Курск, Москву, Нижний Новгород, Новокузнецк, Оренбург, Санкт-Петербург, Сургут, Тамбов, Тулу, Челябинск, но не всех из них отметили в положительном ключе — подробности предлагаем прочесть в нашем материале.
Специально для TR.ru — Транспорт в России итоги 2023 года резюмировал заместитель Председателя Общественного совета при Минтрансе России Илья Зотов:
— Среди ключевых событий стоит отметить прошедший Президиум Госсовета, который был посвящён вопросам развития общественного транспорта. Итоговый перечень поручений вселяет оптимизм, некоторые проблемные вопросы будут сняты, но, конечно, далеко не все. Также я бы отметил выделение 50 млрд рублей на обновление транспорта в сельских территориях, что позволяет начать постепенное приведение транспорта в городах и сёлах в единую систему. Среди городов, сделавших наибольший рывок в части обновления не только подвижного состава, но и маршрутной сети с большим количеством других нововведений, отмечу Курск.
Среди разочарований стоит особо отметить Санкт-Петербург и Екатеринбург. Два города, являющихся экономическим центрами в федеральных округах, совершают необъяснимые ошибки в развитии инфраструктуры, перечёркивающие все плюсы. Также разочаровали Кострома и Сургут, делающие всё возможное, чтобы сделать транспорт неудобным для горожан. При этом стоит среди разочарований отметить и масштабную программу ГЭТ, так и не запущенную до сих пор.
Ключевые события 2023 года для TR.ru — Транспорт в России обозначил заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Александр Егоров:
— Среди «прорывных» моментов года выделю:
1. Высокие темпы проведения комплексной транспортной реформы в Челябинской агломерации
2. Появление в России нового троллейбусного завода от «Синары»
3. Показательную модернизацию и благоустройство двух ТПУ на базе железнодорожных станций в Южно-Сахалинске
4. Госсовет по общественному транспорту — он позволил озвучить наболевшие проблемы отрасли. Однако кардинальных решений по изменению ситуации пока не принято
5. Отдельные всплески в разных городах по развитию трамвайных систем (Тула, Курск, Новокузнецк и другие города).
Главный провал года — это анонсированная, но не состоявшаяся и до сих пор не сформированная федеральная программа развития ГЭТ. Причём те наработки, что уже есть у НИИАТа, выполнены довольно посредственно и сильно оторваны от проблем «на земле». Разрабатывающие программу сотрудники НИИАТа не имеют обширного практического опыта, не слышат мнения экспертов, а лишь, безаргументированно защищаясь, отстаивают своё личное мнение, которое кардинально отличается от реальности. Формирование проекта программы велось в закрытом режиме, не считая десятка установочных ВКС лишь с обсуждением некачественно собранных исходных данных и со сбором предложений разных транспортников. Фактически же большинство озвученных предложений экспертного сообщества были проигнорированы. Эксперты впустую потратили своё время, а НИИАТ заработал сотни миллионов рублей. Также не было никакого обсуждения проекта программы с регионами, что не менее важно для оценки реализуемости проекта и возможностей участия в нём городов и регионов.
Впечатлениями от 2023 года с TR.ru — Транспорт в России поделился директор Центра транспортного планирования Института транспорта Высшей школы экономики, член Экспертного совета Минтранса РФ Павел Зюзин:
— Прежде всего я бы отметил повышенное внимание в этом году к тематике городского общественного транспорта со стороны Президента и первых лиц государства. Ничего подобного в предшествующие годы ещё не наблюдалось. Общественный транспорт встал в числе наиболее приоритетных повесток внутренней госполитики. Этот ключевой фактор позволит наконец начать реконструировать транспортные системы наших городов и преодолевать большой накопленный ущерб в этой сфере, особенно в сегменте такого инфраструктуроёмкого пассажирского электротранспорта.
2023 год снова доказал, что основным эффективным стимулом к модернизации на местах является прежде всего инициатива руководителей регионов. На примере Челябинской, Курской, Брянской областей и некоторых других регионов очень хорошо видно, как инициатива губернатора в сегменте городского общественного транспорта позволяет достичь существенного прогресса в приросте качеств сервиса. Существенным прогрессом стало обсуждение программы господдержки городского электротранспорта. Она полгода формировалась с участием широкого круга заинтересованных лиц в экспертных группах Минтранса России, и пока ещё находится на стадии согласования. Эта программа реконструкции ГЭТ позволит отрасли в 2024 году:
- стимулировать финансирование и обновление инфраструктуры ГЭТ — прежде всего той, что сдерживает темпы отгрузки подвижного состава и его производства промышленностью;
- сформировать определённые заделы по подготовке местных управляющих кадров в сфере общественного транспорта — прежде всего, транспортного планирования и заказа перевозок.
В сегменте городского общественного транспорта — это ключевые вводные, ранее не наблюдавшиеся в Российской Федерации. Ещё из положительных моментов года — продолжение концессионных программ по обновлению трамваев.
Возобновилось обсуждение высокоскоростного сегмента в железнодорожном сообщении. Весь международный опыт и социально-экономические пространственные предпосылки в системе расселения страны однозначно указывают, что у нас этим видом транспорта могут быть освоены ключевые коридоры — прежде всего Москва — Санкт-Петербург. Учитывая, что и Москва, и Санкт-Петербург относятся к группе крупнейших городов Европы и мира, — это наиболее перспективный коридор в Европе для высокоскоростного железнодорожного сообщения. Это очень интересная тема, и проект может показать окупаемость, если всё-таки наконец-то мы подступимся к его строительству. То, что этот проект повторно начал обсуждаться — позитивная новость. Мы всячески его поддерживаем, в том числе с позиции освоения отечественных технологий и всех инноваций, связанных с этим сегментом промышленности.
Главное разочарование года — в этом году мы не увидели массовых закупок и поставок в троллейбусном сегменте. До сих пор в экспертном сообществе царит некоторая дискуссия касательно целесообразности дальнейшей поддержки троллейбусного сегмента в городском общественном транспорте. Хотя имеющиеся у нас в России заделы, производственные мощности и кадры, и даже энергобаланс в ряде регионов — особенно таких, как Красноярский край, Чувашия и Иркутская область в целом говорят о том, что ГЭТ в троллейбусном сегменте очень перспективен и может в дальнейшем на технике с автономным ходом показывать качество перевозок не хуже, чем трамваи и автобусы. Но до сих пор троллейбусы, как и трамваи, в мизерных количествах доступны в льготных программах софинансирования. И муниципалитеты до сих пор в своей практической деятельности не осуществляют должного объёма заказов именно по троллейбусной технике. Хотя для наших основных производственников («Группы ГАЗ», «КамАЗ») нет принципиальных отличий в том, что производить в единых кузовах — автобусы, троллейбусы с автономным ходом или электробусы — то делается на одних производственных линиях с минимальным технологическим переоснащением.
О своих впечатлениях от 2023 года сегодня TR.ru — Транспорт в России рассказывает директор по развитию колёсного транспорта компании «ПК Транспортные системы» (ПК ТС) Денис Фролов:
— Основные «прорывные» моменты 2023 можно связать с троллейбусной тематикой, а именно это выход современных моделей троллейбусов от российских производителей (рестайлинговый троллейбус ПКТС-6281 «Адмирал», Синара-6254, КамАЗ-62825, Пересвет-5270) и электробусов с комбинированной зарядкой на базе троллейбусных технологий (ПКТС-62181 «Генерал»). Выпуск новой троллейбусной техники говорит о востребованности и перспективности троллейбусного сектора в России. Также наглядно видно по модельному ряду, что технические «начинки» троллейбусов и электробусов инновационно одинаковые. Троллейбусный транспорт на сегодняшний день является самым экономически эффективным в рамках жизненного цикла, а с учётом острого дефицита водительского персонала, современные троллейбусы, которые не теряют времени на зарядке и не требуют увеличения выпуска машин на маршруте, как никогда являются актуальными. Важным событием также необходимо отметить старт разработки Федеральной программы по обновлению троллейбусов и трамваев, которая была анонсирована Председателем Госдумы В.В. Володиным. Руководство страны признаёт важность троллейбусов и трамваев для повышения качества жизни граждан. Стоит отметить также большую поддержку троллейбусов от обычных граждан из таких городов как Волгоград, Нижний Новгород, Тамбов, Кострома, Астрахань, Оренбург, а также Луганск, Краснодон, Мариуполь. Граждане постоянно обращаются к руководству страны, вплоть до Президента РФ с требованиями недопущения закрытия троллейбусов или восстановления ранее закрытого троллейбусного сообщения.
Разочарование года — это невключение современных троллейбусов с увеличенным автономным ходом в Программу от Правительства РФ по модернизации электротранспорта, в рамках которой 10 регионов РФ получили электробусы. Разочарованием также стало то, что несмотря на четкий курс от руководства страны на развитие электротранспорта (троллейбус, электробус, трамвай) и несмотря на протесты граждан, имеются примеры по разрушению троллейбусов и его инфраструктуры. В 2023 году полностью закрыли троллейбус в Костроме. В Нижнем Новгороде электробусами планируют заменить троллейбусы вместо замены автобусных маршрутов. В Оренбурге, Тамбове и некоторых других происходит дальнейшее сокращение и почти полное прекращение троллейбусного движения. Электробусы не должны заменять собой электротранспорт другого типа — трамвай или троллейбус, а должны быть направлены на замену автобусов. Электробусы и троллейбусы призваны вместе улучшать экологию в городах путем перевода автобусных маршрутов на электротранспорт. Хочется надеяться, что руководители вышеупомянутых субъектов страны скорректируют свои транспортные планы, восстановят и сохранят троллейбусное движение, а современные троллейбусы будут включены в программу по модернизации электротранспорта.
Своё мнение об итогах 2023 года в сфере городских транспортных систем для TR.ru — Транспорт в России высказал начальник центра развития городских транспортных систем РУТ (МИИТ) Владимир Пащенко:
— В масштабах отрасли городского пассажирского транспорта России в 2023 году особых прорывных моментов не произошло. Единственный по-настоящему крупный прорыв пришёлся на Москву, где было успешно завершено строительство Большой кольцевой линии метро и запущены ещё два Московских центральных диаметра. Фактически строительство метрополитена в Москве можно считать завершённым, поскольку остающиеся на 2024 и последующие годы проекты метро на фоне БКЛ и строек последних лет выглядят второстепенными и в некоторой степени необязательными.
Главное разочарование года — несмотря на внимание федеральных и многих региональных властей к теме общественного транспорта в России в 2023 году так и не появилась единая программа развития городского пассажирского транспорта, о необходимости которой все последние годы говорилось на всех уровнях вплоть до Президента. Вместо единой программы существует набор инструментов федеральной поддержки отрасли, но они главным образом сводятся к теме обновления подвижного состава автобусов. А те проекты, которые включают и инфраструктуру горэлектротранспорта, реализуются во многих случаях с большими пробуксовками, и использование в них современных технологий никем не контролируется. Проект госпрограммы развития горэлектротранспорта с охватом всей нашей страны в 2023 году так и не появился, а ведь модернизация горэлектротранспорта в тех городах, где он есть, должна лежать в основе модернизации всей системы общественного транспорта. В итоге несогласованность мер федеральной поддержки приведёт к дальнейшей деградации трамвайных и троллейбусных систем, которую мы наблюдаем три десятилетия подряд.
Важным препятствием к построению пассажироцентричных транспортных систем остаётся закреплённый и в законодательстве двоякий подход к городскому пассажирскому транспорту. В 2023 году на федеральном уровне так и не было чётко обозначено, какой же из способов организации общественного транспорта считается предпочтительным — плановый или стихийный, «часовой механизм» или «птичий базар»? Ведь если маршруточная стихия всё ещё имеет право быть частью городских транспортных систем, то зачем вообще что-либо планировать и оказывать какую-либо государственную поддержку? Складывается впечатление, что этот разговор так и не состоится, а регионы будут самостоятельно в меру своих очень разных сил определять степень регулирования отрасли, не имея чёткого понимания приоритетов на федеральном уровне. Это означает, что мы, как и прежде, будем наблюдать неэффективные городские транспортные системы, в которых современный управляемый общественный транспорт будет перемешан с хаосом маршруток, доставшимся нам от эпохи, когда конкуренция за каждого пассажира стала единственной движущей силой отрасли городского пассажирского транспорта.
Своим видением итогов 2023 года с TR.ru — Транспорт в России поделился директор АНО «Наш город» (г. Южно-Сахалинск), урбанист Василий Вишневский:
— Как муниципальный центр компетенций в Южно-Сахалинске мы занимаемся различными вопросами формирования комфортной городской среды. Но одно из приоритетных направлений для себя определили вопрос обеспечения безопасности дорожного движения, так как жизнь и здоровье горожан должны быть главным приоритетом каждого города. Аналогичная позиция прослеживается и в оценке Индекса Качества Городской среды от Минстроя России, в котором из 36 индикаторов три касаются вопросов безопасности дорожного движения. В этой связи самым прорывным моментом в этом вопросе я считаю появление в нашей стране важного ГОСТ 70716 «Безопасность движения пешеходов».
В день моего рождения Федеральным агентством по техническому регулированию был утвержден новый ГОСТ, над которым шла работа несколько лет и при формировании положений которых я старался принимать активное участие. В частности, наш передовой опыт по разработке и внедрению модульных островков безопасности лёг в основу нового национального стандарта. Разумеется, важно трансформировать парадигму отношения к безопасности, внедряя тактику предотвращения ДТП с тяжкими последствия. Так вот этот ГОСТ предоставляет целый набор комплексных решений заказчикам и проектировщикам, которые реально хотят сделать улицы городов безопасными.
Из самых знаковых нововведений ГОСТа я бы определил проявление важных положений Стокгольмской декларации в части снижения рисков в местах конфликтных пересечений автомобилей и пешеходов. Теперь стандартом закреплено, что у нерегулируемых переходов на улицах теперь можно вводить ограничение скорости в 30 км/ч. Это тот случай, когда договориться на местах с ГИБДД сложнее, чем принять федеральный норматив.
По инициативе ГИБДД теперь все нерегулируемые переходы в городе с ограничением скорости 40 км/ч и ниже следует оборудовать ИДН или делать приподнятые переходы (с числом полос менее 4). Дополнительно прописаны крайне важные требования по треугольникам видимости. Забудьте про 5 метров перед переходом по ПДД. В треугольнике теперь нельзя парковаться — примерно 15-25 метров в зависимости от скоростного режима. Кроме того, для однополосных улиц введена возможность устройства «венской» платформы для трамваев. Для ценителей эстетики на улицах — пешеходные ограждения теперь можно не ставить на закруглениях перекрестка и вдоль парковок.
Считаю победой здравого смысла то, что для городских улиц в зоне островков безопасности теперь можно сужать полосы движения до 3 метров, а на всех улицах у детских и спортивных учреждений, детских площадок необходим островок безопасности при любом количестве полос.
Предписано успокоение движения с помощью сокращения числа полос движения или уменьшения их ширины, которое осуществляется для снижения скорости транспортного потока и повышения безопасности и комфорта движения пешеходов.
И этот ГОСТ становится особенно актуальным на фоне роста аварийности и смертности в нашей стране во многих регионах по итогу 2023 года. ГОСТ появился, осталось победить скрепы. Поэтому важно помнить, что безопасность — превыше всего. Важна жизнь каждого жителя города, потому что любой их них может внести неоценимый вклад в развитие города и страны в целом.
Надежду вселяет то, что регуляторы активно меняют нормативы, которые позволяют уже сегодня реформировать инфраструктурную составляющую общественного транспорта. В частности, в сводах правил регламентированы новые принципы частоты размещения остановок и устройства выделенных полос. Готовится комплексное обновление ГОСТ 52766, в котором нам удалось снести неимоверно вредительский пункт про остановки общественного транспорта, который перешёл от загородных дорог в нормативное регулирования городских улиц. Теперь наши стандарты обеспечат возможность появления остановок там, где они действительно нужны, а не там, где они влезают, удовлетворяя неадекватным требованиям загородных стандартов.
Главным разочарованием года я бы назвал трансформацию транспортных реформ в транспортные революции. Города, которые встали на путь развития общественного транспорта, в итоге ограничиваются медийными мероприятиями: фотосессии на фоне нового подвижного состава и заявлениями, что главная цель реформы — новый автобус и Wi-Fi в салоне.
В каждом городе России накопились масштабные инфраструктурные перекосы системы общественного транспорта, которые приводят к её неэффективности, неудобству и низкому спросу и высокому запросу на дублирование маршрутов. Всё в целом приводит к огромным кассовым разрывам и неэффективной матрице задержек подвижного состава, когда на 10 часов транспортной работы приходится 10-15 часов простоя в заторах. В основе проблемы лежит градостроительная политика городов, направленная на развитие городов с главным способом передвижения — личным транспортом. Условно говоря, парковка всегда будет расположена удобнее и ближе, чем остановка общественного транспорта. Трансформация загородных нормативов на остановки в городские условия сформировала каркас таким образом, что остановки недостаточным образом покрывают городскую застройку, их расположение делает неудобными и некомфортными пересадки, что на фоне ликвидации дублирующих маршрутов вызывает оправданное недовольство пассажиров. В итоге концентрируясь на организационных реформах не уделяется необходимое внимание инфраструктурной части транспортных реформ.
Комплексное обновление ГОСТ 52766 позволит решить некоторые проблемы. В частности, теперь можно будет не разносить остановки на 30 метров друг от друга и можно будет делать их в одном створе, длину посадочной площадки можно будет уменьшать до 8 метров. Это важно в исторической застройке, в стеснённых условиях и на загородных остановках. Там, где почти нет пассажиров, строить 20-метровые посадочные площадки просто нелепо. А там, где нет места, люди лишались возможности получить остановку с комфортным размещением по удалённости от точек притяжения.
О приоритетном движении наземного пассажирского транспорта ещё несколько лет не придется мечтать, так как для многих приоритет общественного транспорта заканчивается приоритетным выездом с остановки. Про скорость сообщения в 20 км/ч никто даже не задумывается. Новые автобусы стоят в пробках, в час пик скорость движения автобусов опускается до 3-5 км/ч, соответственно не обеспечивается нормативная транспортная доступность.
Кроме того, огорчает подход к залповому обновлению подвижного состава. На мой взгляд, обновление должно происходить плавно, по 15-25% в год, чтобы города не испытывали финансовый шок через 5-7 лет, когда придётся опять залпом обновлять весь подвижной состав.
В итоге в городах России транспортные реформы идут со скрипом, так как более сложно реализуемая инфраструктурная часть начинает сбоить как на этапе покрытия обслуживанием, так и на возможности интеграции пересадочных локальных узлов. Ведь города уже построены, и везде либо заезд, либо деревья, либо сети, либо частота выездов такая, что нормативная длина площадки с отгонами и прочими элементами не даёт возможности разместить остановки там, где они нужны.
Превыше всего — градостроительный норматив по шагу остановок. Все остальные параметры — сопутствующие. Это важно не забывать. Ну а помнить об этом будут тогда, когда люди, принимающие решение будут относиться к общественному транспорту как к важному элементу городской инфраструктуры, обеспечивающему устойчивое функционирование и развитие. Ведь общественный транспорт важен для городов так же сильно, как водоснабжение, отопление и электроснабжение. Но в трансформаторных подстанциях многие разбираются хуже, чем в дорожном движении и всегда знают, чьи интересы ущемлять не стоит.
Поэтому и реформы такие. Пока такие.
О некоторых транспортных итогах 2023 года для TR.ru — Транспорт в России рассказал эксперт, руководитель дирекции комплексного развития систем городского общественного транспорта Группы Синара Юрий Ильинский:
— Принимая во внимание, что объектом нашей деятельности является именно электрический городской общественный транспорт, говорить о прорывах или разочарованиях в 2023 году без результатов 2022 года, невозможно.
В 2022 году на парламентских слушаниях затронули вопросы о техническом состоянии ГЭТ в России, его текущие проблемы, в том числе связанные с уменьшением доли электротранспорта в системе перевозок, а также его возможное эффективное использование в современной среде. Конечным результатом парламентских слушаний стали рекомендации, которые остановили безосновательный демонтаж систем ГЭТ, а также дали старт к разработке национальной программы модернизации и развития ГЭТ.
На мой взгляд, первым прорывным моментом можно отметить тот факт, что Программа нацелена не только на обновление подвижного состава, но и на модернизацию и развитие инфраструктуры, формирование кадрового потенциала, внедрение цифровых решений, что впоследствии позволит обеспечить эффективное использование потенциала ГЭТ в долгосрочной перспективе.
Вторым прорывным моментом хочу отметить, что в рамках Программы рассматриваются все системы ГЭТ, в том числе троллейбусные. Троллейбус рассматривается как современный вид транспорта, эффективно и продуктивно вписывающейся в современную систему общественного транспорта.
Также важность развития ГЭТ подтверждается перечнем поручений Президента РФ по итогам заседания Президиума Государственного Совета РФ по вопросам развития общественного транспорта, состоявшегося в 2023 году, в котором сформулирована задача по оказанию федеральной поддержки мероприятиям, направленным на модернизацию и развитие ГЭТ.
Таким образом, 2023 год стал мощным импульсом для будущих проектов в сфере развития ГЭТ. Благодаря именно этому, в новом в 2024 году регионы, обладающие ГЭТ, смогут пересмотреть свои планы и подготовить эффективные предложения по развитию и использованию ГЭТ в общей маршрутной сети города.
В 2023 году в направлении ГЭТ особенных разочарований я не увидел. Есть ряд проблем, переходящих уже много лет из года в год, но которые, на мой взгляд, могут быть решены, в том числе благодаря будущей Программе ГЭТ.
О транспортных итогах 2023 года одного из регионов, развивающих общественный транспорт, с TR.ru — Транспорт в России поделился заместитель главы Брянской городской администрации Игорь Чубчиков:
— Основным прорывным моментом 2023 года в транспортной отрасли для города Брянска с уверенностью можно назвать реализацию инфраструктурного проекта по модернизации городского общественного электрического транспорта.
Проект с общей стоимостью 4,5 млрд рублей начал реализоваться с января 2022 года. За два года была проведена колоссальная работа по обновлению подвижного состава и инфраструктуры троллейбусного предприятия.
Для муниципального унитарного предприятия «Брянское троллейбусное управление» закуплено 100 троллейбусов моделей «Авангард» и «Адмирал». Обеспечено и техническое перевооружение предприятия — закуплены новые станки и специализированная техника. На остановочных пунктах города появились новые электронные табло с расписанием движения общественного транспорта.
Для повышения надёжности системы энергоснабжения контактной сети троллейбуса, а также в целях обеспечения условий безопасной эксплуатации энергетического хозяйства троллейбусного предприятия в соответствии с действующими нормами и требованиями были заменены аварийные опоры контактной сети, а также произведён капитальный ремонт самой контактной сети.
В целях обновления и восстановления устаревших морально и физически объектов капитального строительства энергетического хозяйства троллейбусного предприятия, а также для организации их работы по совершенно новым принципам, отвечающим современным требованиям безопасной эксплуатации объектов энергетики реконструированы шесть тяговых подстанций МУП «БТУ» г. Брянска.
Капитально отремонтированы 60 км кабельных линий контактной сети троллейбуса. Кроме того, с целью обеспечения нормативных показателей напряжения в контактной сети троллейбуса на отдельных удалённых от тяговых подстанций участках, для надежной и бесперебойной эксплуатации нового подвижного состава с наилучшими технико-эксплуатационными показателями построены 18 км новых кабельных линий.
Все реализованные мероприятия позволили не просто сохранить троллейбусное сообщение в городе Брянске, но и вывести его на совершенно новый уровень. Увеличилась средняя скорость движения троллейбусов, повысилась безопасность и надёжность троллейбусных перевозок. Кроме того, обновлённый подвижной состав стал более удобным и комфортным для жителей и гостей города Брянска, что, в свою очередь, повысило востребованность пассажирских перевозок троллейбусами. Сегодня троллейбус в городе Брянске воспринимается как самодостаточный вид общественного транспорта, хотя ещё три года назад он считался видом умирающим.
Главной проблемой 2023 года я бы обозначил неготовность российских производителей общественного транспорта.
В настоящее время благодаря активной поддержки Правительства Российской Федерации существует много способов обновления подвижного состава общественного транспорта для регионов: кто-то закупает подвижной состав в рамках национальных проектов, кто-то осваивает инфраструктурные бюджетные или специальные казначейские кредиты. Но, в конечном счёте, многие регионы сталкиваются с невозможностью получения необходимого количества подвижного состава в установленный срок.
Город Брянск здесь не стал исключением: например, просрочка исполнения обязательств по поставке 34 троллейбусов ООО «Торговый Дом "Транс-Альфа"» составила более 430 дней. Стоит отметить, что контракт всё-таки был исполнен, но при этом было серьезно упущено время.
Хочется верить, что производители смогут найти возможности для реализации всех потребностей регионов, тем более положительная тенденция в этом направления начинает прослеживаться.
Наиболее «точечным», и (судя по реакции горожан упоминаемого города) резонансным комментарием с TR.ru — Транспорт в России поделился исполнительный директор Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ) Владимир Фёдоров:
— Существенных «прорывных» моментов в транспортной отрасли в 2023 году, увы, не было. А разочарованием года для меня стал Екатеринбург. Это удивительное сочетание нового строительства и полной деградации транспортной системы. С одной стороны, совершенно изумительные люди, работающие в транспортных предприятиях города, особенно в ЕМУП «Городской транспорт». Техника просто в прекрасном состоянии для своих немолодых лет. Ремзона, буквально чудом выживающая на голодном пайке без достаточного количества запасных частей. С другой — строительство новых линий, закупка нового подвижного состава. Но при этом — отсутствие финансирования на ремонт производственной базы, набор дополнительного персонала и достойную оплату работникам. Жуткий дефицит кадров и отсутствие адекватного выпуска после 20:00.
Очень показательной стала работа городского транспорта и вообще транспортной системы в дни проведения «Иннопрома». День начался с «трансфера» на повидавшем виде фордике без кондиционера, когда-то переоборудованном из грузового фургона в пассажирскую модификацию. В рекордную для Урала 40-градусную жару охлаждение двигателя водитель реализовал через включение печки на обдув в салон. Поездка через глухие пробки, без надлежащей организации движения официальных шаттлов, высадка у боковой калитки и 300 метров пешком до входа, через газон — это запомнится надолго.
Обратный путь ещё полнее раскрыл работу транспортной системы во всей красе. Заказывать такси было бесполезно — глухие пробки, и подъехать к экспоцентру нет никакой возможности. В месте, где построен большой навес для пассажиров, висит знак 5.16 и написано «Остановка» — вип-парковка и автобусы подъехать не могли. Спасибо одной девушке-волонтёру, которая, в отличие от других коллег смогла, почти падая в обморок под жарящим солнцем показать направление, где останавливается шаттл-автобус до станции метро «Ботаническая». Пройдя с другими бедолагами 500 метров, я дошёл до остановки, где стоял с открытыми дверьми и включённым кондиционером обычный новенький зелёный автобус-«КамАЗ» и его водитель «трамбовал» пассажиров-«селёдок» в салон-«бочку». В ходе поездки в районе передней двери кондиционер недостаточно обеспечивал климат в салоне. Выделенной полосы на Кольцовском тракте нет, и в сторону города ожидаемо были пробки. К моменту прибытия к «Ботанической» в салоне автобуса полным ходом шёл конкурс «мокрых маек» и сорочек от счастливых участников и посетителей «Иннопрома». Ехать на второй и третий дни работы выставки отпало всякое желание.
Метрополитен Екатеринбурга тоже поражает своей безжалостностью и недружелюбностью к пассажирам. Тотальный проход любой сумки через сканер формирует очереди. Постоянные пассажиры уже привычно озлобленно швыряют рюкзаки на ленту. Сотрудник транспортной безопасности без энтузиазма смотрит в экран интроскопа. Понятно, что, будучи одним человеком на досмотре он не успевает не то что досмотреть подозрительное повторно, но и разглядеть хоть что-то в этом бесконечном потоке изображений.
Отдельно надо упомянуть недоразумение под названием «Верхнепышминский трамвай». Многое уже сказано про низкое качество строительства и проектирования моими коллегами. Да, эти проблемы сложно решить быстро. Но что мешает решить вопросы эксплуатации? Максимальная скорость на перегонах не превышает 40 км/ч, неработающие в 40-градусную жару кондиционеры, избирательная работа системы адресного открытия дверей, зависящая от настроения водителя. Отдельно нельзя не заметить 30-40 секундные стоянки на пустых остановках. Не поездка, а пытка. За что оператор-концессионер так не любит своих пассажиров — для меня осталось загадкой.
Так что если хотите увидеть каким не должен быть транспорт в городе-миллионнике XXI века — добро пожаловать в Екатеринбург. Он заставит вас крепко задуматься — есть ли смысл приезжать сюда с деловыми целями или как туристу.
Как видно из большинства комментариев, 2023 год оставил в наследство наступившему году немало нерешённых вопросов. В подвешенном состоянии продолжает оставаться судьба городского электрического транспорта в более чем 100 городах страны с действующими трамвайными или троллейбусными системами. Ожидание принятия федеральной программы развития ГЭТ опасно затянулось При этом даже дожить до светлых времён трамвайным и троллейбусным системам — задача не из лёгких, так как на государственном уровне не решён даже вопрос однозначного определения вектора развития городских транспортных систем в сторону регулируемых тарифов, государственного (муниципального) заказа на перевозки и финансирования выполняемой перевозчиками транспортной работы.
Неопределённость в этих вопросах транспортное руководство регионов и крупных городов, производителей подвижного состава, а в конечном счёте негативно отражается на конечном потребителе транспортных услуг — пассажирах. Немало ещё предстоит сделать для того, чтобы повернуться лицом к ним и сделать транспорт современным и удобным для использования.
В новом 2024 году TR.ru — Транспорт в России продолжает ежедневно публиковать новые материалы на актуальные темы, а за их анонсами по-прежнему можно следить в нашем Telegram-канале
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)