Зачем ВСМ Москва — Санкт-Петербург нужно столько остановок?

  • Павел Яблоков
    22 марта 2024 г. — 15:35
    22876
    Иллюстрация: 

    Фрагмент схема планируемого размещения объектов линии ВСМ Москва — Санкт-Петербург. Источник: ФГИС ТП

    В марте этого года дан старт реализации проекта первой в России высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Насколько страна технологически и финансово готова к реализации столь амбициозного проекта, будет предметом не одной серии дискуссий на всех этапах создания новой трассы, и ответы на эти вопросы будут появляться постепенно.

    Новая скоростная трасса между Москвой и Санкт-Петербургом должна ускорить передвижение между двумя столицами в полтора-два раза по сравнению с «Сапсанами». Однако на этапе публичного объявления общей идеи проекта и его основных характеристик стало известно, что на линии ВСМ предусмотрено целых 14 промежуточных остановочных пунктов, что даже больше, чем у нынешних скоростных составов. При этом названия почти половины остановок не на слуху даже у тех, кто неоднократно совершал поездки из Петербурга в Москву на поезде. Где будут находиться эти «странные» остановки и для чего они нужны — в обзоре TR.ru — Транспорт в России.

    ВСМ-1: общие сведения

    Оставляя за кадром довольно длинную предысторию проекта, можно напомнить основные характеристики будущей трассы, озвученные и подтверждённые в начале этого года.

    Протяжённость ВСМ-1 Москва — Санкт-Петербург — 679 км. На линии будут курсировать специально сконструированные восьмивагонные скоростные электропоезда с возможностью использования сдвоенных 16-вагонных сцепов, с максимальной скоростью 400 км/ч и крейсерской 360 км/ч. В составах предусмотрят четыре типа (класса) вагонов.

    Минимальное время в пути между городами без остановок:

    • Москва — Санкт-Петербург — 2 ч. 15 мин.;
    • Санкт-Петербург — Великий Новгород — 29 мин.;
    • Москва — Новая Тверь — 39 мин.

    Минимальный интервал движения поездов — 10-15 минут.

    Со стороны ОАО «РЖД» за реализацию инновационных проектов в сфере железнодорожного транспорта, включая создание высокоскоростных магистралей (ВСМ), отвечает созданная ещё в 2006 году дочерняя компания АО «Скоростные магистрали».

    «Столичные» участки магистралей реализуются в рамках инвестпрограммы РЖД, а участок Санкт-Петербург — Зеленоград будут возводить по принципу концессии. Минувшей зимой создана компания «ВСМ Две столицы», которая планирует выступить акционером концессионера. В качестве концедента предполагается определить Росжелдор (Федеральное агентство железнодорожного транспорта Минтранса России).

    Стоимость ВСМ-1, за которой в случае успеха могут последовать ВСМ-2 и так далее от Москвы в сторону Екатеринбурга, Сочи, Минска — 2,124 трлн руб. (с учётом выходов из Москвы и Санкт-Петербурга вдоль существующих путей). За сравнимые с ВСМ деньги можно сделать современными трамвайные и троллейбусные системы в более чем 100 городах страны, где проживает более 63,7 млн жителей (свыше 40% населения страны), обновив подвижной состав, пути, контактную сеть и энергохозяйство. А в регионах прохождения ВСМ-1 проживает только 20% (около 30 млн.). Порядок цифр — такой же, как нужен, по данным Сбербанка, для модернизации 85% инфраструктуры городского электротранспорта до 2030 года (2,55 трлн руб.).

    Однако ВСМ — это не только пассажирская история. Со строительством новой высокоскоростной дороги пропускные возможности существующих путей, помимо сохранения местных пригородных перевозок, можно в большей степени отдавать под грузовой транспорт, ускорить и нарастить объёмы перевозок грузов по железной дороге в сторону Петербурга, портов Балтийского и Белого морей. Из-за запуска «Сапсанов» грузовые потоки, которые раньше шли напрямую между Москвой и Санкт-Петербургом, отправили в обход через Ярославль и Вологду. Сейчас для этой же цели модернизируют под повышение грузоперевозок Савёловское направление за Дмитровом в Подмосковье и Тверской области. Но и то, и другое — дополнительный пробег вагонов и увеличение времени доставки грузов.

    Кроме того, высок и внешнеполитический эффект от реализации ВСМ — высокоскоростные поезда распространены далеко не во всех странах мира, в то время как модернизация трамвайных и троллейбусных перевозок, а также запуск электробусов, хоть и будут более полезными для повседневных, а не несколько раз в год, поездок миллионов местных жителей, но так и останутся, при всей пользе, локальной историей городов-счастливчиков.

    В варианте, обозначенном РЖД в марте 2024 года, о котором сообщили, в частности РИА «Новости» и официальный сайт Мэра и Правительства Москвы, в состав маршрута ВСМ-1 включено 16 остановок:

    • Москва-Пассажирская (Ленинградский вокзал) (Москва);
    • Рижская (Москва);
    • Петровско-Разумовская (Москва);
    • Зеленоград-Крюково (Москва);
    • Высоково (Московская область);
    • Новая Тверь (Тверская область);
    • Логовежь (Тверская область);
    • Садва (Тверская область);
    • Выползово (Тверская область);
    • Валдай (Новгородская область);
    • Горки (Новгородская область);
    • Великий Новгород (Новгородская область);
    • Тигода (Новгородская область);
    • Жаровская (Ленинградская область);
    • Обухово-2 (Санкт-Петербург);
    • Санкт-Петербург-Главный (Московский вокзал) (Санкт-Петербург).

    Некоторые из топонимов встречались в новостных лентах только в связи с проектом ВСМ, из-за чего в соцсетях уже начались обсуждения, в которых участники недоумевают: зачем нужны остановки «суперсапсанов» в такой глуши?

    Зачем нужны промежуточные станции?

    Если представить, что местность между Москвой и Санкт-Петербургом полностью пустынна, то промежуточные станции на дороге всё равно нужны. Даже в идеально работающей транспортной системе могут возникать нештатные ситуации, при которых работоспособность дороги зависит от того, насколько можно локализовать то или иное событие. И, конечно же, высокоскоростная система требует и особого ухода за собой — целого комплекса регламентных работ для технического обслуживания, текущего и капитального ремонта.

    ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом запланирована двупутной. В штатном режиме поезда могут следовать во встречных направлениях, не мешая друг другу. Можно обсуждать, насколько означенные 15 минут являются минимально возможным интервалом движения, с учётом размещения блок-участков, тормозного пути поезда и прочих соображений безопасности, но здесь углубляться в это не будем.

    Если бы скоростной путь между двумя столицами работал один, то экспрессы в каждом направлении могли бы проходить не чаще, чем раз в 4,5 часа. Можно отправить в одном направлении «пакетом» 2-3 поезда с минимальным интервалом 10-15 минут и тем самым за 5,5 часов пропустить по три-четыре поезда в каждом направлении, или пять-семь поездов с пропуском пяти поездов за 6,5 часов, но и минимальное «окно» в последнем случае тоже вырастет до 5,5 часов. Такая «отложенность» провозных возможностей при их видимом сохранении допустима для грузов, которые всё равно в тот же день смогут попасть из точки А в точку Б, но не для пассажиров, на которых и ориентирована ВСМ.

    Ежегодно даже на существующей железнодорожной трассе Москва — Санкт-Петербург несколько недель поезда следуют по временным графикам, связанным с необходимостью поочерёдного закрытия на ремонт и углублённого технического обслуживание отдельных перегонов.

    ВСМ, несмотря на более высокие скоростные характеристики, технически будет такой же железной дорогой — с рельсами, шпалами, контактной сетью. Просто требования к качеству и характеристикам всех компонентов будут ещё более требовательными, чтобы магистраль безотказно работала основную часть времени. В частности, верхнее строение пути планируется безбалластным: плиты с полушпалками будут устанавливаться на бетонное основание. ВСМ, как и обычным железным дорогам, также нужны путевая техника для обслуживания линии, ремонтные бригады, «окна» для выполнения работ и так далее.

    Если принять заявленные 10-15 минут за минимальные и необходимые интервалы движения между поездами в пиковые часы, то путевое развитие ВСМ должно позволять сохранять работоспособность магистрали при всех регламентных работах с минимальным ухудшением провозных возможностей. Тем более что проект заявляется как концессионный, и поэтому дорога должна зарабатывать на перевозках, а не предоставлять «для галочки» им пассажироместа в неудобное для них время.

    Чтобы поддерживать движение на линии с интервалом хотя бы 40-60 минут, нужно, чтобы плановые работы выполнялись на одном из главных путей с сохранением движения по второму в реверсивном режиме. Для этого участки реверсивного движения должны быть такой длины, чтобы скоростные поезда, которые для повышения провозной возможности могут быть сдвоенными 16-вагонными, успевали преодолевать однопутный участок за 20-25 минут. О крейсерской скорости в 360 км/ч вдоль ремонтируемого участка на время тоже придётся позабыть из соображений безопасности при проведении работ. А при движении со скоростью 180-200 км/ч станции с путевым развитием должны располагаться примерно каждые 60-70 км, таким образом участок Москва — Санкт-Петербург требует наличия девяти-десяти технических станций.

    Таким образом, промежуточные станции ВСМ нужны для:

    • обслуживания пассажиров в зоне размещения станции;
    • размещения путевой спецтехники для обслуживания ВСМ;
    • размещения путевого развития для переключения между главными путями, обгона, оборота и отстоя поездов (в том числе тупиков для неисправного/резервного подвижного состава);
    • приёма грузовых составов с других железнодорожных линий с грузами, необходимыми для обслуживания ВСМ.

    Уже исходя из этого, функционал всех 16 анонсированных станций не обязательно должен быть одинаковым.

    Схема территориального планирования

    Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург предусмотрено Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Трасса внесена в Схему территориального планирования Российской Федерации. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации согласованы Специальные технические условия для проектирования ВСМ Москва — Санкт-Петербург.

    9 декабря 2020 года научно-технический совет ОАО «РЖД» определил в качестве основного вариант прохождения высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург через Великий Новгород: он оказался предпочтительнее других конкурентоспособных вариантов прохождения: «Западного» и «Валдайского». По принятому варианту магистраль обходит основные барьерные места, особо охраняемые природные территории: национальные парки «Завидово» и «Валдайский», заказник «Лисинский».

    Нынешнее описание ВСМ Москва — Санкт-Петербург закреплено в Схеме территориального планирования распоряжением Правительства РФ от 29.09.2021 № 2734-р.

    Схемой предусмотрена реконструкция существующих станций:

    • Москва-Пассажирская (пропускная способность 177 пар поездов в сутки);
    • Санкт-Петербург-Главный (240 пар поездов в сутки).

    Гораздо больше запланировано новых пассажирских станций:

    • Жаровская ВСМ (104 пар поездов в сутки, Тосненский муниципальный район Ленинградской области);
    • Великий Новгород ВСМ (96 пар поездов в сутки, Новгородский муниципальный район Новгородской области);
    • Окуловка ВСМ (104 пары поездов в сутки, Окуловский муниципальный район Новгородской области);
    • Выползово ВСМ (104 пары поездов в сутки, Бологовский муниципальный район Тверской области);
    • Садва ВСМ (104 пары поездов в сутки, Вышневолоцкий городской округ Тверской области);
    • Логовежь ВСМ (96 пар поездов в сутки, Торжокский муниципальный район Тверской области);
    • Новая Тверь ВСМ (96 пар поездов в сутки, Калининский муниципальный район Тверской область);
    • Высоково ВСМ (104 пары поездов в сутки, городской округ Клин Московской области).

    Три станции предусмотрены в качестве технических:

    • Обухово-2 ВСМ (104 пары поездов в сутки, Фрунзенский район Санкт-Петербурга);
    • Горки ВСМ (104 пары поездов в сутки, Маловишерский муниципальный район Новгородской области);
    • Москва-Техническая ВСМ (51 пара поездов в сутки, Центральный административный округ Москвы).

    Таким образом, в Схеме территориального планирования Российской Федерации упомянуты 13 станций ВСМ-1, включая три технических.

    Схема планируемого размещения объектов линии ВСМ Москва — Санкт-Петербург. Источник — ФГИС ТП

    Из материалов по обоснованию внесения изменений в Схему территориального планирования можно почерпнуть ещё некоторые подробности. Так, высокоскоростные пассажирские поезда планируются в сообщениях:

    • Москва — Санкт-Петербург;
    • Москва — Тверь;
    • Санкт-Петербург — Великий Новгород.

    С учётом наличия коротких маршрутов и будущий подвижной состав разделён на два типа:

    • высокоскоростные пассажирских поезда;
    • региональных высокоскоростные поезда.

    Впрочем, скоростные требования к ним предъявляются одинаковые: возможность разгоняться до 400 км/ч.

    Среднее расстояние между раздельными пунктами с путевым развитием (станциями) составляет 56 км, а время хода высокоскоростных поездов без остановок в сообщении Москва — Санкт-Петербург оценено в диапазоне 2 ч. 15 мин. — 2 ч. 19 мин. Определён и функционал (технические операции) для разных видов станций.

    На начальных/конечных пассажирских станциях предусмотрен:

    • приём, оборот и отправление высокоскоростных пассажирских и региональных поездов;
    • посадка и высадка пассажиров в высокоскоростные пассажирские и региональные поезда;
    • подача и уборка порожних пассажирских составов на/с пассажирскую-техническую станцию;
    • смена направления движения путём переключения кабины управления;
    • передача составов высокоскоростных поездов на технические станции и обратно.

    На опорных и пассажирских промежуточных станциях обеспечивается:

    • приём, отправление и пропуск высокоскоростных пассажирских поездов;
    • приём и отправление грузовых поездов на внешнюю сеть с грузами, необходимыми для эксплуатации ВСМ (только на станциях, имеющих соединительные линии с существующей сетью железных дорог);
    • посадка и высадка пассажиров;
    • перевод поездов в случае необходимости с одного главного пути на другой.

    Роль технических станций определена в:

    • техническом обслуживании высокоскоростных поездов;
    • размещении сервисных и ремонтных служб.

    Пассажировместимость вокзалов ВСМ запланирована разной, можно говорить о разделении их на три класса.

    Самые крупные — столичные. Вместимость вокзала ВСМ Санкт-Петербург-Главный рассчитывается на приём 11 тыс. пассажиров, а станции Москва-Пассажирская — на 7,7 тыс. пассажиров одновременно.

    Вокзалы второго класса предусмотрены для станций, обслуживающих региональные центры (Великий Новгород — 2500, Новая Тверь — 2800 пассажиров).

    Остальные промежуточные станции будут рассчитаны на гораздо более низкий пассажиропоток:

    • Окуловка, Выползово и Высоково — 200 пассажиров;
    • Логовежь — 150 пасс.;
    • Садва — 100 пасс.;
    • Жаровская — 50 пасс.

    На технических станциях Обухово-2 ВСМ, Горки ВСМ и Москва-Техническая ВСМ пассажирских вокзалов не предусмотрено.

    В Схему территориального планирования Российской Федерации включены и последующие линии ВСМ. У них тоже присутствует разделение станций на разные типа. В частности, на ВСМ Москва — Казань помимо строительства и реконструкции пассажирских станций предусмотрены отдельно обгонные пункты, а также диспетчерские пункты с пунктами обогрева и путевые посты. А для ВСМ Москва — Краснодар также предусмотрены некие опорные станции, которые могут быть либо с функциями пассажирской станции, либо с функциями обгонного пункта.

    В то же время в Схеме территориального планирования ещё нет анонсированных станций Зеленоград-Крюково и Петровско-Разумовская, являющихся совместным вкладом в проект от Правительства Москвы и «РЖД». Также только условно можно считать за один объект ТПУ Рижская и станции Москва-Техническая. Кроме того, в Схеме территориального планирования станция Валдай упомянута как Окуловка, и отсутствует станция Тигода на краю Новгородской области вблизи с границей Ленинградской.

    Впрочем, основные характеристики линии, включая самое главное, — трассировку — утверждены, и необходимые изменения в Схему можно будет вносить, как это часто бывает, уже в процессе реализации проекта после того, как постепенно утрясутся уже все детали.

    В версии 2021 года трассировка ВСМ изменена в границах Новгородской и Ленинградской областях — выбор оптимального варианта прохождения с точки зрения социально-экономических эффектов, удовлетворения потребности в перевозке пассажиров, минимизации сноса существующей застройки, а также снижения затрат на реализацию проекта за счёт уменьшения объёма земляных работ и количества возводимых искусственных сооружений. В результате трасса проведена по территориям Лисинского сельского и Федоровского городского поселений Тосненского района Ленинградской области, Тёсово-Нетыльского, Трубичинского, Савинского, Новоселицкого, Бронницкого сельских поселений Новгородского района Новгородской области, Эммаусского сельского поселения Калининского района Тверской области. А территории Красноборского городского и Трубникоборского сельских поселений Тосненского муниципального района Ленинградской области, Успенского, Трегубовского, Грузинского сельских поселений Чудовского района Новгородской области, Большевишерского городского и Веребьинского сельского поселений Маловишерского района Новгородской области из трассировки исключены.

    Летом 2023 года, как свидетельствует «КоммерсантЪ», на саммите Россия — Африка специалисты РЖД представляли проект с 12 промежуточными остановками. В их число вошли Рижская, Петровско-Разумовская, Крюково, Высоково, Новая Тверь, Логовежь, Садва, Выползово, Валдай, Великий Новгород, Жаровская и Обухово. О станциях Горки и Тигода в тот момент не упоминалось, а Окуловка уже стала Валдаем.

     

    Схема линии ВСМ с промежуточными станциями и разделением участков скоростного и высокоскоростного движения. Источник: Telegram-канал «Высокоскоростные магистрали»

    В процессе доработки проекта может меняться и роль отдельных станций. В ряде материалов станция Обухово-2 упоминается как ТПУ Южный. Понятие «транспортно-пересадочный узел» плохо совмещается со статусом технической станции.

    Станции ВСМ-1: что о них известно

    На территории Москвы все станции ВСМ запланированы вдоль Ленинградского направления Октябрьской железной дороги.

    Москва-Пассажирская станет расширением Ленинградского вокзала: отдельная зона приёма-отправления поездов и новым вестибюлем расположится между путями дальнего следования Ленинградского вокзала и станцией МЦД-2 / МЦД-4 Площадь Трёх вокзалов. Одним из проектов предусмотрено строительства моста-конкорса, соединяющего Площадь Трёх вокзалов, пути Ленинградского вокзала и пути Ярославского вокзала. Также в пешеходной доступности от вокзала ВСМ расположены Казанский вокзал и станции метро «Комсомольская» Кольцевой и Сокольнической линий.

    Станция Рижская в составе ТПУ Рижская запланирована с выходом на мост-конкорс, позволяющий пересадки на две линии метро (Калужско-Рижскую и Большую Кольцевую) и четыре линии МЦД (МЦД-2, МЦД-3, МЦД-4 и перспективную МЦД-5).

    Станция Петровско-Разумовская позволит совершить пересадки на ещё две линии метро — Люблинско-Дмитровскую и Серпуховско-Тимирязевскую, а также линию МЦД-1. Таким образом, с московских станций ВСМ можно будет пересесть на все пять линий МЦД (при условии строительства центрального участка МЦД-5) и шесть линий Московского метрополитена.

    Станция Зеленоград-Крюково расположена в Зеленоградском округе-анклаве и рассчитана на обслуживание местных пассажиров. Создание инфраструктуры ВСМ завершит формирование транспортно-пересадочного узла, открытого в нынешнем виде в 2023 году при запуске МЦД-3.

     

    Укрупнённая схема станций ВСМ Московского узла. Источник: сайт АО «Скоростные магистрали»

    Деревня Высоково окружена со всех сторон национальным парком Завидово. Но станция Высоково, которой она дала название, находится ближе к городу Высоковску со стороны более крупного города Клина. В Высоковск ранее от Клина до начала 2010-х годов проходила грузовая железная дорога, по которой несколько десятилетий назад было и пассажирское сообщение.

    Станция Новая Тверь расположится в шести километрах к западу от границы областного центра в районе деревни Курово: из центра города в её сторону ведёт Октябрьский проспект, переходящий в Волоколамское шоссе.

    Станция Логовежь, получившая название от одноимённой реки, расположится вблизи Торжка и автодороги М-11 у пересечения ВСМ с железнодорожной линией Лихославль — Торжок — Ржев. В последние годы маршрут Тверь — Торжок стал таким же популярным, как и Тверь — Бологое: в обоих направлениях курсирует по семь пар пригородных поездов, при этом в торжокском направлении большая часть представлена экспрессами «Ласточка». Прямое железнодорожное сообщение Торжка с Москвой отсутствует, хотя неплохо работает пересадочная модель со сменой «Ласточке» в Твери. Из Санкт-Петербурга в Торжок можно добраться только поездами №№ 87 / 88 Смоленск — Санкт-Петербург, курсирующими три-шесть раз в неделю в зависимости от сезона.

    Станция Садва расположится у пересечения с одноимённой рекой за автодорожным обходом Вышнего Волочка, вошедшим в состав автодороги М-11. В Вышнем Волочке останавливаются некоторые «Сапсаны».

    Станция Выползово расположится на широте популярной станции Бологое, своеобразного экватора маршрута Москва — Санкт-Петербург, но ближе к посёлку городского типа Озёрный, невдалеке от пересечения с железнодорожной линией Бологое — Валдай — Старая Русса.

    Станция Валдай (вместо ранее предусматривавшейся Окуловки) разместится в районе посёлка Угловка, ближе к нему, к чем городу Валдай, с которым её будет связывать уже проложенная автодорога.

    Техническая станция Горки заимствовала своё название от одной из деревень на берегу реки Мсты, расположенной рядом с автодорогой М-11.

    Выбранный вариант трассировки с обходом Валдайского национального парка позволил максимально приблизить ВСМ к Великому Новгороду — линия пройдёт в 15 км от центра города, что существенно повысит его транспортную доступность. Сейчас железнодорожная станция находится на ответвлении, из-за чего между Москвой и Великим Новгородом курсирует только один поезд в сутки, а между Санкт-Петербургом и Великим Новгородом — от двух до пяти пар поездов.

    Тигода в Новгородской области вблизи границы с Ленинградской областью пока является самой загадочной станцией проекта, попав в него в самый последний момент. Ни её точное расположение, ни функционал пока не известны. Основные топонимы, связанные с названием Тигода (железнодорожная станция Тигода и одноимённый пристанционный посёлок на линии Чудово — Кириши, коттеджный посёлок Тигода в Тосненском районе, река Тигода) расположены к северо-востоку от главного хода Октябрьской железной дороги, в то время как трасса ВСМ проходит к юго-востоку. Однако озеро Тигода находится с нужной стороны: между ним и трассой ВСМ расположен посёлок Тёсово-Нетыльский, через него ведёт неэлектрифицированная железная дорога, соединяющая Санкт-Петербург и Великий Новгород.

    Станция Жаровская вблизи одноимённого озера предусмотрена в довольно малонаселённом месте вблизи автодороги М-11. Из окрестных заметных населённых пунктов город Тосно и посёлок Любань на главном ходу Октябрьской железной дороги. У этой станции прогнозируется самый минимальный пассажиропоток из всех пассажирских объектов ВСМ.

    Обозначение на схемах ВСМ, ориентированных на пассажирскую аудиторию, станции Обухово-2, а также её упоминание как ТПУ Южный, говорят о том, что вероятнее всего Санкт-Петербург пошёл по пути Москвы и не ограничился одним пассажирским терминалом ВСМ на своей территории. И станция Обухово-2 из категории технической перешла в пассажирскую. Тем более ряд специалистов уже заявил, что с дополнительным пассажиропотоком может не справиться основной, Московский вокзал.

    Для приёма поездов ВСМ в составе станции Санкт-Петербург-Главный (Московский вокзал) планируют построить новый терминал, основные пассажиропотоки которого хотят ориентировать не к площади Восстания, а в сторону Обводного канала. Этому должны способствовать строительство новой станции метро «Лиговский проспект-2», включённой в проект северо-восточного участка Красносельско-Калининской линии. Однако пока к концу этого года у новой линии метро может открыться лишь первый юго-западный участок, а строительство продолжения только развёртывается. Сам новый вокзальный комплекс рассчитывают разместить на месте бывших складов Северного страхового общества (Кокоревские склады; Лиговский просп., 52).

     

    Укрупнённая схема станций ВСМ Петербургского узла. Источник: сайт АО «Скоростные магистрали»

    У промежуточных станций в Санкт-Петербурге и Москве особая роль. Наличие вокзалов ВСМ в центральной части городов — серьёзное конкурентное преимущество железной дороги по сравнению с авиасообщением. Но для немалой части Петербургской и Московской агломераций посадка/высадка на вокзале — не самая удобная точка, так как этим пассажирам, чтобы попасть на скоростной поезд, надо сначала потратить немало времени на поездки к центрам городов, при этом по маршрутам, близким к трассе ВСМ. Вокзал Обухово-2 позволит подключить потоки, подвозимые автотранспортом по Кольцевой автомобильной дороге

    Кроме того, эксплуатационные депо ВСМ будут располагаться на некотором удалении от Ленинградского и Московского вокзалов: в этом плане особых изменений по сравнению с местами дислокации нынешних «Сапсанов» не случится. В пиковые периоды перевозок можно будет исключить выдачу/подачу пустых составов на перроны главных станций тогда, когда враждебные маршруты будут лимитировать частоту совершения рейсов: если начинать/завершать часть маршрутов скоростных поездов в Обухово-2 в Санкт-Петербурге и на Рижской в Москве, можно без смены направления поездов выпускать их на линию из ремонтно-экипировочных парков ВСМ или загонять составы обратно, сохраняя общую провозную возможность между двумя столицами.

    Общая схема ВСМ с основными станциями. Источник: сайт АО «Скоростные магистрали»

    Какова будет востребованность промежуточных остановок на маршрутах?

    В зоне прохождения ВСМ-1 проживает около 30 млн жителей, но большинство из них приходится на долю Москвы и Санкт-Петербурга. Для значительной части Московской (8,591 млн жителей) и Ленинградской областей Ленинградский вокзал Москвы и Московский вокзал Санкт-Петербурга также окажутся наиболее удобными точками начала или окончания поездки.

    Население Тверской области гораздо скромнее — 1,211 млн жителей, а Новгородской — и вовсе 576 тыс. жителей.

    Очень грубая оценка позволяет предположить, что сервис с остановками между Москвой и Санкт-Петербургом может быть востребован не более чем 10% общего пассажиропотока ВСМ. Но запускать лишь каждый 10-й рейс без остановок — не очень комфортно для пассажиров. При заявленном минимальном интервале 15 минут между поездами поостановочный поезд получится пропускать лишь раз в 2,5-3 часа. В то же время большинству промежуточных остановок нужна не их связь друг с другом, а с Москвой или Санкт-Петербургом, поэтому «поостановочные» поезда, как правило, могут тоже быть полуэкспрессными, пропуская промежуточные станции в «шахматном» порядке. Условно, два поезда, выехавших друг за другом с интервалом 15 минут, и останавливающихся один — на чётных промежуточных пунктах, другой — на нечётных, потратят каждый вдвое меньше времени на остановку (цикл «торможение-стоянка-разгон»), и с такой же разницей в 15 минут смогут прибыть на конечную остановку.

    Менее затянутые графики движения останутся более привлекательными и для «сквозных» пассажиров между Москвой и Санкт-Петербургом, поэтому таким образом можно замедлить и ещё 20-30% поездов, оставляя нишу для безостановочного экспрессного движения лишь у порядка 40-50% поездов, преимущественно в пиковые часы. Экспрессы наиболее важны в утренние и вечерние часы: за счёт своей скорости они превратят Санкт-Петербург в дальний пригород Москвы, а Москву в дальний пригород Санкт-Петербурга, делая возможным постоянное проживание в одном городе и проведение полноценных рабочих дней в другом в случае необходимости, без экстремальных утренних подъёмов в 4 часа утра и отбоя после полуночи.

    Сейчас электропоезда «Сапсан» курсируют между Москвой и Санкт-Петербургом по 13 раз в день в каждом направлении. При этом широко практикуется практика «парных» рейсов, когда два состава отправляются друг за другом с 10-минутным интервалом, и с разным набором промежуточных остановок.

    Расписание «Сапсанов» из Москвы в Санкт-Петербург. Источник: сайт ОАО «РЖД»

    Расписание «Сапсанов» из Санкт-Петербурга в Москву. Источник: сайт ОАО «РЖД»

    Если минимальное время поездки между Санкт-Петербургом и Москвой озвучено как 2 часа 15 минут, то с какой скоростью могут проходить это расстояние поезда в поостановочном режиме, которые будут составлять значительную часть трафика? Ответ на этот вопрос могут дать данные, опубликованные Telegram-каналом «Высокоскоростные магистрали» АО «Скоростные магистрали»:

    • Москва — Зеленоград-Крюково (протяжённость участка 38.5 км; время в пути 21–28 мин.);
    • Зеленоград-Крюково — Новая Тверь (132 км; 26–29 мин.);
    • Новая Тверь — Логовежь (56 км; 11–14 мин.);
    • Логовежь — Великий Новгород (300 км; 57–66 мин.);
    • Великий Новгород — Обухово (141 км; 24–33 мин.);
    • Обухово — Санкт-Петербург (11 км; 8–9 мин.).

    Суммирование значений по верхней и нижней планке даёт время проезда 147-179 минут — 2,5-3 часа.

    Из практики работы «Сапсанов» видно, что каждая остановка замедляет маршрут поезда в среднем на 4-5 минут за счёт циклов торможения, высадки-посадки. Так как новые электропоезда будут развивать маршрутную скоростью в 1,5-2 раза выше «Сапсанов», то и каждая остановка станет замедлять их сильнее — на 8-9 минут. Даже с пятью промежуточными остановками поезда смогут уложиться в три часа. А с полным набором остановок состав сможет преодолевать расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом за четыре часа, как это делают сейчас «Сапсаны» с тремя-четырьмя остановками.

    Официальный старт амбициозному транспортно-инфраструктурному проекту дан. Даже первые его результаты пассажиры смогут ощутить лишь через несколько лет. Не всё может пойти по намеченному плану. Однако в его успешной реализации заинтересованы многие силы — и пассажиры, и строители, и машиностроители, и грузоперевозчики, и транспортные компании. Планируемое количество и расположение остановок ВСМ является достаточно оптимальным с точки зрения расположения основных объектов притяжения, разгрузки крупных пересадочных узлов, повышения транспортной доступности перспективных районов, а также для обслуживания необходимых технологических процессов.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)