Речной и морской транспорт: электросуда, катамараны и СПК строят для новых маршрутов

  • Дарья Гербер
    14 мая 2024 г. — 19:25
    141

    Пассажирский скоростной флот разных регионов продолжает пополняться. В Санкт-Петербурге приняли теплоход проекта 04240 «Сити-Круиз», а также спустили на воду катамараны «Бастион», «Форт Тотлебен» и «Форт Александр I». Они будут обслуживать пассажиров маршрутов по Фонтанке и Мойке с выходом в Неву и в акватории фортов Кронштадта.

    В Москве приступили к возрождению профильного судостроительного кластера в Нагатинском Затоне и готовятся к прибытию очередных электросудов, чтобы не только закрыть потребность в обслуживании регулярных речных маршрутов, но и расширить существующую сеть. В Саратовской области получили финансирование на возмещение большей части затрат на приобретение первых в регионе речных судов на подводных крыльях (СПК) «Валдай 45Р» и приступили к подготовке инфраструктуры. На ССЗ «Вымпел» завершилось строительство четвёртого в серии морского пассажирского СПК «Комета 120М» проекта 23160.

    Флот Петербурга дополнят «Сити Круиз», «Бастион», «Форт Тотлебен» и «Форт Александр I»

    Целая группа судов готовится к работе в акватории Северной столицы. 6 мая завершилось строительство с последующей приёмкой первого пассажирского экскурсионно-прогулочного теплохода проекта 04240 «Сити-Круиз». Теплоход построен на АО «Средне-Невский судостроительный завод» (СНСЗ) в рамках программы лизинга морских и речных гражданских судов АО «Объединённая судостроительная корпорация» (ОСК) по заказу АО «Машпромлизинг» для последующей передачи в лизинг ООО «Нева тревел компани» для пассажирских экскурсионно-прогулочных маршрутов в акватории Санкт-Петербурга.

    Судно адаптировано для работы на малых реках и каналах с учётом низких мостов и имеет открытую палубу. «Сити-Круиз» будет использоваться в дополнение к однопалубному флоту на маршрутах по Фонтанке и Мойке с выходом в Неву.

    Пассажирский экскурсионно-прогулочный теплоход проекта 04240 «Сити-Круиз» является первым из двух судов серии и предназначен для перевозок пассажиров общим числом до 90 человек. Длина — 21,3 м, ширина — 5,55 м, осадка — 0,64 м, водоизмещение — 40,21 т, мощность ГД — 2*63 кВт, эксплуатационная скорость — 7 узлов, автономность — 500 миль, экипаж включает двух человек, класс — РКО Р 1,2 А.

    Также на СНСЗ ОСК состоялся спуск на воду головного прогулочного пассажирского катамарана «Бастион» проекта 04710 «Соммерс» и серийных скоростных пассажирских катамаранов «Форт Тотлебен» и «Форт Александр I» проекта 04580 «Котлин». Всего по контракту будет построено 10 судов проектов «Котлин» и «Соммерс».

    Прогулочный пассажирский катамаран «Бастион» — головное судно серии из четырёх экскурсионно-прогулочных катамаранов проекта 04710 «Соммерс». Они будут работать в акватории фортов Кронштадта и доставлять пассажиров к изолированным от берега фортам «Кроншлот» и «Император Александр Первый», которые в рамках проекта «Остров фортов» к 2026 году отреставрируют и откроют для посещения.

    Длина катамарана проекта 04710 «Соммерс» — 25,8 м, ширина — 7,5 м, мощность ГД —2х250 кВт, водоизмещение — 70 т, экипаж — три человека, автономность — 500 миль, пассажировместимость — до 120 человек, водоизмещение — 70 т. Контракт на изготовление «Соммерсов» подписан в прошлом году.

    Скоростной пассажирский катамаран «Форт Тотлебен» — четвёртое судно серии из шести скоростных пассажирских катамаранов проекта 04580 «Котлин». Он будет курсировать на водном маршруте, соединяющем центр Санкт-Петербурга с музейно-историческим парком «Остров фортов» уже этим летом. Первая пара катамаранов этого проекта — «Форт Кроншлот» и «Форт Пётр I» — вышли на линию в 2023 году.

    По данным Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), «Форт Александр I» заложили на СНСЗ в июне 2023 года в рамках программы ГТЛК по развитию лизинга водного транспорта с госфинансированием, реализуемой при поддержке Минпромторга России. Судно сконструировано в России с использованием преимущественно отечественных комплектующих. Третью пару «Котлинов» ОСК планирует спустить на воду в 2025 году.

    Длина катамарана проекта 04580 «Котлин» — 32 м, ширина — 8,7 м, высота надводного борта — 1,4 м, габаритная осадка — 1,32 м, мощность двигателей — 2х882 кВт, мореходность — до 4 баллов, максимальная скорость — 30 узлов, пассажировместимость — до 200 человек, экипаж — три человека, корпус и надстройка выполнены из алюминиево-магниевого сплава.

    В Москве возрождают судостроительный кластер и ждут поставку новых электросудов

    Новая верфь в Нагатинском Затоне откроется, по данным официального телеграм-канал столичного мэра, в конце 2024 года. История московского судостроения насчитывает почти 90 лет. В 1936 году в этом районе появился судостроительный завод. Вокруг него выросли рабочий посёлок и учебные заведения. В 2014 году завод закрыли, в 2024 году власти приступили к возрождению профильного кластера.

    На новой верфи будут строить и обслуживать уникальные электросуда для регулярного и прогулочного флота, а в дальнейшем — и круизные длиной 90 м. В частности, появится производство полного цикла с конструкторским бюро и применением передовых и экологичных технологий. Больше 70% оборудования — отечественного производства. Планируется выпуск до 20 электросудов и техобслуживание до 100 единиц речного транспорта в год. С открытием верфи город получит больше 500 рабочих мест, а в производственной цепочке будет задействовано почти 50 тысяч человек из разных регионов России.

    В ближайшие годы у завода закупят около 40 речных электросудов для обновления прогулочного флота и расширения маршрутной сети. В будущем экологичный транспорт заменит все суда на Москве-реке.

    Параллельно столичный дептранс сообщил об отправке ещё двух электрических судов из Санкт-Петербурга. «Каменка» и «Пахра» придут в Москву после 20 мая. Поставка станет финальной в рамках действующего контракта на обслуживание регулярных речных маршрутов в течение 15 лет. Она позволит полностью укомплектовать первый в истории Москвы пассажирский флот водного электротранспорта для работы на двух круглогодичных маршрутах  «ЗИЛ — Печатники» и «Киевский — Сердце столицы». Последний готовятся продлить в этом сезоне до Парка Фили и уже устанавливают плавучий причал.

    Кроме этого, верфь «Эмпериум» приступила к строительству первых трёх пассажирских электросудов модели «Экобас» в следующей серии из восьми, законтрактованных ГТЛК. Договор подписали в марте 2024 года в рамках реализации инвестпроекта ГТЛК с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) по обновлению гражданского водного флота России. Планируется, что все электросуда передадут компании до конца лета 2025 года.

    В 2022 году ГТЛК уже заключала договор с верфью «Эмпериум» на строительство семи электросудов (остальные 14 были поставлены в столицу с помощью другого лизингодателя — АО «Машпромлизинг»). Все ранее законтрактованные «Экобасы» приняты от верфи и предназначены для регулярных речных перевозок в акватории Москвы.

    В начале 2024 года транспортный комплекс Москвы анонсировал запуск третьего водного электромаршрута на 2025 год. Он должен соединить причалы ЗИЛ и Новоспасский с промежуточными остановками на причалах Симоновский, Торпедо и Дербеневская набережная.

    Саратовская область готовится к прибытию «Валдаев»

    Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области сообщило о получении финансирования на возмещение большей части затрат на приобретение речных судов  на подводных крыльях «Валдай 45Р». Ожидается, что первое судно поступит в регион конце августа-начале сентября.

    Воскресенский, Марксовский, Вольский и Балаковский районы, через которые будут проходить маршруты перевозок, ведут подготовку, включая обустройство причальных стенок. В середине мая специалисты приступят к русловой съёмке. Анализ займёт несколько недель, за ним последуют дноуглубительные работы.

    Также создано профильное предприятие, которое будет заниматься речными перевозками. Организация получает документы и подбирает кадры. Достигнута договорённость с Балаковским речным училищем.

    Четвёртая «Комета» встала на крыло

    ОСК на ССЗ «Вымпел» завершила строительство четвёртого в серии морского пассажирского судна на подводных крыльях «Комета 120М» проекта 23160.

    На первом выходе в море судно вышло на крыло и совершило переход продолжительностью шесть часов. Специалисты ОСК продолжают ходовые испытания, по завершении которых состоятся приёмо-сдаточные испытания. Параллельно на «Вымпеле» продолжается строительство пятой «Кометы», которая также выйдет на испытания. Суда получили названия в честь крымских городов «Евпатория» и «Керчь».  О спуске на воду «Керчи» ОСК сообщала в декабре 2023 года.

    «Кометы» строятся по договору с ГТЛК. По завершении испытаний их передадут заказчику и выпустят на маршруты.

    Морское пассажирское судно на подводных крыльях «Комета 120М» проекта 23160 предназначено для скоростных перевозок до 120 пассажиров со скоростью до 65 км/ч. Салоны эконом- и бизнес-класса оборудованы креслами авиационного типа, имеют систему кондиционирования воздуха и выполнены из современных вибропоглощающих материалов.

    Ранее открытие пассажирской навигации состоялось на Амуре, Волге, Иртыше, Москве и Оке.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)