ФНБ продолжает помогать транспорту: планы обновления речного и морского флота

  • Павел Яблоков
    27 февраля 2023 г. — 16:50
    522
    Иллюстрация: 

    Сommons.Wikimedia / commons.wikimedia.org

    Деньги, которые ещё пригодятся государству, временно отпускают поработать на благо кровеносной системы страны — транспорта. Вслед за производителями автобусов и воздушных судов, средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) пойдут на развитие перевозок водным транспортом: как грузовых, так и пассажирских. С их помощью в навигацию 2025-2027 годов на водных маршрутах должны дебютировать 22 электрических пассажирских судна, 19 судов на подводных крыльях, а также вместительные катамараны и круизные суда.

    15 февраля Правительством России подписано распоряжение № 317-р, давшее старт ещё одному, 23-му самоокупаемому инфраструктурному проекту, реализуемому на возвратной основе юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства ФНБ или пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании.

    Новый инфраструктурный проект получил название «Программа льготного лизинга гражданских судов водного транспорта». В облигации АО «ГТЛК», выступившего инициатором проекта по приобретению вертолётов, предлагается инвестировать до 136 млрд руб. Минимальная доходность инвестирования средств ФНБ составит 1,5% годовых. Контроль за реализацией инвестпроектов и целевого использования средств ФНБ возложен на Минпромторг России.

    Всего в рамках инвестпроекта для целей обновления и роста численности флота, а также увеличения объёма грузовых и пассажирских перевозок морским и внутренним водным транспортом планируется строительство в 2023-2027 годах 260 гражданских судов водного транспорта и их последующая передача их в лизинг на льготных условиях компаниям-эксплуатантам. Среди 260 судов 73 будут пассажирскими, 119 — грузовыми, 10 — рыбопромысловыми, 27 — дноуглубительными, 20 — баржами, пять — буксирами, ещё пять — крупнотоннажными судами. Также планируется построить один плавучий док. Суда будут передаваться транспортным компаниям начиная с 2024 года на срок до 25 лет. При этом ставка по договорам лизинга будет различной для разных типов судов. Наименьшая будет для пассажирских и круизных судов — 2,93%; для дноуглубительных, рыбопромысловых судов и плавучего дока — 4,51%, для грузовых и крупнотоннажных судов — 7,6%.

    Инициатором инвестора проекта, как и других аналогичных транспортных, выступило АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). В нём планируется участие как минимум 17 российских судоверфей и поставщиков судов:

    • ЗАО «Нефтефлот» (г. Самара);
    • АО «Южный центр судостроения и судоремонта» (г. Нариманов, Астраханская область);
    • АО «Окская судоверфь» (г. Навашино, Нижегородская область);
    • ПАО «Завод Красное Сормово» (г. Нижний Новгород);
    • АО «Судостроительный завод им. Октябрьской области» (г. Благовещенск);
    • ООО «Череповецкий судостроительный завод» (г. Череповец, Вологодская область);
    • ООО «Судостроительный комплекс Р-Флот» (п. Окский, Нижегородская область);
    • ООО «Ремкор» (г. Москва);
    • АО «Судостроительный завод Вымпел» (г. Рыбинск, Ярославская область);
    • АО «Средне-Невский судостроительный завод» (г. Санкт-Петербург);
    • ООО «Эмпериум» (г. Санкт-Петербург);
    • АО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева» (г. Нижний Новгород);
    • АО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького» (г. Зеленодольск, Татарстан);
    • АО «Цимлянский судомеханический завод» (г. Цимлянск, Ростовская область);
    • ООО «НПО Горьковское центральное конструкторское бюро речного флота» (г. Богородск, Нижегородская область);
    • ООО «Судостроительный комплекс Звезда» (г. Большой Камень, Приморский край);
    • ООО «Ливадийский ремонтно-судостроительный завод» (г. Владивосток).

    Эксплуатировать водный транспорт смогут российские транспортные и рыбопромысловые компании, 11 из них уже обозначены:

    • ООО «Волготранс» (г. Самара);
    • ООО «Сапфир-7452» (г. Москва);
    • ООО «Петротранс» (г. Санкт-Петербург);
    • ООО «Судоходная компания АРК» (г. Москва);
    • ООО «Судоходная компания Астрол» (г. Москва);
    • ООО «Судоходная компания ВТ-Карго» (г. Самара);
    • ООО «Шексна Шиппинг» (г. Москва);
    • ООО «ВодоходЪ» (г. Москва);
    • ООО «Марин Консалтинг» (г. Новороссийск, Краснодарский край);
    • ООО «Нева Тревел» (г. Санкт-Петербург);
    • ООО «Судоходная компания ВОЛГА-Трэвэл».

    Среди 73 пассажирских судов в рамках инвестпроекта планируется выпустить в том числе 22 электрических пассажирских судна и 19 судов на подводных крыльях:

    • 16 электрических пассажирских судов проекта 401001 «Ecobus»;
    • 10 судов проекта P-250RR «Белуга»;
    • 9 пассажирских судов на подводных крыльях проекта «Метеор-120»;
    • 8 судов проекта 04580 «Котлин»;
    • 8 судов проекта 04710 «Соммерс»;
    • 6 пассажирских судов на подводных крыльях проекта «Валдай-45Р»;
    • 6 электрических пассажирских судов проекта «Экокруизер»;
    • 4 пассажирских судна на подводных крыльях проекта «Метеор-2020»;
    • 4 судна проекта «МПКС-L»;
    • 2 круизных судна проекта ТФРП 700 «Байкал».

    Пассажиры смогут воспользоваться новой техникой не раньше, чем через два года. Графиком проекта предусмотрена поэтапная передача в лизинг построенных судов с заключением контрактов на поставку, в зависимости от типа судна, за 1-2,5 года до даты передачи:

    • в июле 2025 года — 10 судов проекта P-250RR «Белуга», первые восемь электрических судов проекта 401001 «Ecobus», четыре судна на подводных крыльях «Метеор-120», три судна проекта 04580 «Котлин», три судна проекта «Соммерс», два СПК «Метеор-2020»;
    • в октябре 2025 года — круизное судно проекта ТФРП 700 «Байкал»;
    • в январе 2026 года — первые два судна проекта «МПКС-L»;
    • в июле 2026 года — шесть электрических судов «Экокруизер», а также ещё по восемь электрических судов проекта 401001 «Ecobus», пять «Метеоров-120», пять судов проекта 04580 «Котлин», пять судов проекта «Соммерс», два СПК «Метеор-2020» и одно круизное судно проекта ТФРП 700 «Байкал»;
    • в августе 2026 года — шесть СПК «Валдай-45Р»;
    • в январе 2027 года — ещё два судна проекта «МПКС-L».

    Как другие инвестпроекты, реализуемые с помощью средств ФНБ в других видах транспорта, водный проект не закроет и пятой части потребности в обновлении судов внутреннего водного флота. Потребность в строительстве новых судов в 2022-2030 гг. оценивается в 1370 единиц, в том числе около 900 пассажирских, 470 грузовых (350 сухогрузов и 120 наливных). Для морского флота требуется замещение планируемых к списанию 280 судов, в том числе 73 сухогрузов, 70 буксиров, и 61 наливных.

    На программу льготного лизинга планируется потратить 210 млрд руб., в том числе 136 млрд руб. средств ФНБ, 85 млрд руб. заёмных средств и 10 млрд руб. средств федерального бюджета, предоставляемых ГТЛК в виде взноса в уставной капитал в рамках госпрограммы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» в 2025-2026 гг.

    Ранее также было объявлено о старте инвестиционного проекта льготного лизинга с использованием средств ФНБ для обновления региональных автобусных парков, а также самолётов и вертолётов авиакомпаний.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: