Региональным авиакомпаниям помогут обновить воздушный флот с помощью средств ФНБ

  • Павел Яблоков
    21 февраля 2023 г. — 13:05
    220
    Иллюстрация: 

    Википедия (Katsuhiko Tokunaga/SuperJet International) / commons.wikimedia.org

    Не только старейшая и крупнейшая авиакомпания страны в ближайшие годы сможет обновить свой флот благодаря федеральным мерам поддержки. С использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) восемь «Суперджетов» и 10 небольших самолётов сможет получить ведущий оператор Дальнего Востока — авиакомпания «Аврора». Она же, а также ещё 17 авиакомпаний страны, смогут получить вертолёты разных моделей. Техника, которую планируется передать авиаторам в 2024-2026 годах, будет задействована не только для работы на пассажирских маршрутах, но и для перевозки грузов, а также выполнения хозяйственных, строительных и других работ.

    Плюс два проекта для  средств ФНБ

    11 февраля Правительством России подписано распоряжение № 315-р, давшее старт сразу двум инвестиционным проектам. Первый из них предназначен для приобретения вертолётов отечественного производства для последующей передачи в лизинг для нужд российских авиакомпаний. Второй предусматривает приобретение воздушных судов для последующей передачи в лизинг национальному перевозчику в Дальневосточном федеральном округе.

    Одновременно расширен ранее утверждённый перечень проектов, в которые возможно инвестировать средства Фонда национального благосостояния. В облигации АО «ГТЛК», выступившего инициатором проекта по приобретению вертолётов, предлагается инвестировать до 44,5 млрд руб. По воздушным судам для Дальневосточного федерального округа из средств ФНБ предлагается инвестировать не более 49,6 млрд руб. В обоих случаях минимальная доходность инвестирования средств ФНБ составит 1,5% годовых. Контроль за реализацией инвестпроектов и целевого использования средств ФНБ возложен на Минпромторг России.

    Вертолёты — всем

    Всего в 2023-2025 годах для целей поддержания провозных ёмкостей в парках российских авиакомпаний планируется приобрести 86 вертолётов производства АО «Вертолёты России» для 17 авиакомпаний:

    • АО «Авиакомпания Полярные авиалинии» (Якутск);
    • АО «Вологодское авиационное предприятие»;
    • АО «Камчатское авиационное предприятие» (Камчатский край, г. Елизово);
    • АО «Комиавиатранс» (Сыктывкар);
    • АО «КрасАвиа» (Красноярск);
    • АО «Авиационная компания Конверс Авиа» (Тверская область, аэропорт Змеево);
    • АО НПК «Панх» (Краснодар);
    • АО «Авиапредприятие Ельцовка» (Новосибирск);
    • ООО «Абакан Эйр» (Москва);
    • ООО «АэроГео» (Красноярск);
    • АО «Авиакомпания Геликс» (ХМАО — Югра, Сургутский район);
    • ООО «Авиакомпания Ямал» (ЯНАО, г. Салехард);
    • ООО «Авиационная компания Витязь-Аэро» (Камчатский край; Елизовский район, с. Николаевка);
    • ООО «Дальнереченск авиа» (Хабаровск);
    • ООО «Авиакомпания Лидер» (Воронежская область);
    • АО «Русские вертолётные системы» (Москва);
    • ООО «Хели-Драйв Северо-Запад» (Санкт-Петербург).

    За счёт ФНБ планируются поставки по договорам лизинга на льготных условиях 86 вертолётов, начиная с 2023 года, от имени АО «ГТЛК» на срок 15 лет.

    Численность парка вертолётов в России на протяжении нескольких лет снижается в связи с выбытием их части из эксплуатации по окончании срока действия ресурса (в основном за счёт списания вертолетов Ми-2). Около 70 % эксплуатируемых в России вертолётов старше 25 лет, поэтому в ближайшие годы необходимо замещать выбывающую технику новыми отечественными многоцелевыми вертолётами Ми-8АМТ и Ми-8МТВ-1.

    Реализация инвестпроекта позволит увеличить объёмы пассажирских и грузовых перевозок на вертолётах, улучшить транспортную доступность удалённых и труднодоступных районов, обеспечить потребности в проведении работ по разведке и разработке газовых и нефтяных месторождений, а также в выполнении строительно-монтажных и поисково-спасательных работ и других задач.

    Финансирование проекта будет выполняться посредство приобретения Минфином России за счёт средств ФНБ облигаций АО «ГТЛК»: в I квартале 2023 года — 12,766 млрд руб., во II квартале 2023 года — 15,45 млрд руб и во II квартале 2024 года — 16,29 млрд руб.

    Первые 26 вертолётов планируется передать в лизинг авиакомпаниям к декабрю 2023 года, ещё 30 — к октябрю 2024 года, и оставшиеся 30 — в октябре-ноябре 2025 года.

    Самолёты и вертолёты для Дальнего Востока

    По инвестпроекту «Приобретение воздушных судов для последующей передачи в лизинг национальному перевозчику в Дальневосточном федеральном округе» АО «ГТЛК» получит и передаст авиакомпании «Аврора» по договорам лизинга 39 воздушных судов российского производства, включая 8 среднемагистральных самолётов SSJ-NEW, 10 лёгкомоторных самолётов ЛМС-901 «Байкал», 10 транспортных вертолётов Ми-171А2 и 11 транспортных вертолётов Ми-171А3. Производством техники будут заниматься АО «Вертолёты России», АО «Улан-Удэнский авиационный завод», АО «Уральский завод гражданской авиации» и ПАО НПК «Иркут». 49% акций АО «Авиакомпания Аврора» принадлежат Сахалинской области в лице регионального Министерства имущественных и земельных отношений.

    Строительство воздушных судов будет вестись в 2023-2026 годах с последующей передачей в лизинг от имени АО «ГТЛК» начиная с 2024 года на срок от 10 до 18 лет.

    Помимо средств ФНБ (49,6 млрд руб.), на которые Минфин России будет приобретать облигации АО «ГТЛК», для реализации проекта лизингодатель планирует привлечь ещё 5,5 млрд руб. заёмного финансирования.

    Уже в феврале 2023 года должны быть подписаны контракты на поэтапную поставку всей техники. Передачи в лизинг первых четырёх самолётов SSJ-NEW планируется в ноябре-декабре 2024 года, второй четвёрки — в ноябре-декабре 2025 года. Первые пять ЛМС-901 «Байкал» планируется передать в лизинг в ноябре-декабре 2025 года, а спустя год — вторую пятёрку лёгкомоторников. 10 вертолётов Ми-171А2 планируется передать авиакомпании в октябре-ноябре 2025 года, и в эти же сроки — первые пять Ми-171А3. Заключительные шесть вертолётов Ми-171А3 планируется передать «Авроре» в ноябре-декабре 2026 года.

    Другим ранее стартовавшим инвестпроектом «проект льготного лизинга отечественных воздушных судов» предусмотрено строительство в 2022-2025 годах и передача в ПАО «Аэрофлот» на условиях льготного лизинга 63 воздушных судов, в том числе 18 МС-21, 34 SSJ-NEW и 11 Ту-214 производства ОАК от имени ООО «Авиакапитал-Сервис» на срок 18 лет. Паспорт инвестпроекта утверждён распоряжением Правительства РФ от 11.01.2023 № 12-р.

    Ранее также было объявлено о старте инвестиционного проекта льготного лизинга с использованием средств ФНБ для обновления региональных автобусных парков.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: