Водный транспорт: новые «Метеор», «Белояр», «Комета» и «Иния» в межсезонье готовятся к навигации

  • Дарья Гербер
    25 декабря 2023 г. — 12:00
    262
    Иллюстрация: 

    ВодоходЪ / vodohod.com

    И в холодное время года не прекращают поступать известия из жизни водного транспорта. 1 декабря на Москве-реке началась первая зимняя навигация на пассажирских электросудах. Два маршрута обслуживают 15 судов, однако иногда им требуется поддержка ледоколов. Параллельно в других регионах информируют о готовности пополнить флот к навигации следующего сезона. Так, второй «Метеор» передали Нижегородской области, а ГТЛК, компания-заказчик строительства, объявила о повторном конкурсе на создание «Метеора-120» и «Валдая-45р» с поставкой в 2025 году. В свою очередь, «ВодоходЪ» получил катамаран «Белояр» для обслуживания маршрутов на Волге в районе Ярославля, в Крыму спустили на воду пятую «Комету» для работы на маршрутах вдоль побережья Чёрного моря, а в Псковской области проходит ходовые испытания новое пассажирское судно «Иния», предназначенное для внутренних водоёмов региона.

    Первые результаты зимней навигации на Москве-реке

    1 декабря на Москве-реке началась первая зимняя навигация на пассажирских электросудах. Оператор речного транспорта АО «ВодоходЪ. Пассажирский Порт» обслуживает два регулярных маршрута: «Киевский вокзал — Сердце Столицы» и «ЗИЛ — Печатники». За первые две недели декабря речными пассажирскими линиями воспользовалось 14 тыс человек.

    В 2022 году суда на электродвижении прошли испытания при минусовой температуре, подтвердив ледовый класс «Лёд-20» и готовность к использованию круглый год. «Речные трамвайчики» легко преодолевают мелкобитый лёд толщиной до 20 см, однако при ухудшении обстановки требуется поддержка ледоколов. Представитель оператора отметил, что текущий зимний сезон начался в буквальном смысле с проверки на прочность. При морозах -17 °C река быстро замёрзла, и без помощи ледоколов работать стало достаточно сложно.

    До наступления холодов были протестированы системы отопления судов и плавучих причалов, а также состоялась проверка системы антиобледенения. Также капитаны прошли инструктаж по работе в зимних условиях.

    В случае сильных морозов обслуживание маршрутов на Москве-реке осуществляют три ледокола/буксира: «Портовый-4», «Атолл» и «Рейдовый-44». Они работают по контракту с Мосгортрансом. Иногда для бесперебойного поддержания судового хода и освобождения ото льда требуется работать круглосуточно.

    Помимо этого, при подготовке к зимнему сезону особое внимание уделили зарядной инфраструктуре. В пунктах отстоя электрофлота были установлены дополнительные зарядки. Также инженеры АО «ВодоходЪ. Пассажирский Порт» ведут работу по усовершенствованию систем быстрой зарядки во время швартовки к причалам.

    Благодаря ледовому классу, зимой режим работы электросудов не изменился: сохраняются интервалы зарядки и время на посадку/высадку пассажиров.

    Всего на двух маршрутах работает 15 электросудов (семь на первом и восемь на втором) и 12 причалов (по шесть на каждом). Для комфорта пассажиров на причалах и на самих электросудах установлены климатические системы, работающие зимой на обогрев. Кроме этого, на причалах предлагаются согревающие напитки. Всего с начала запуска речным транспортом воспользовалось более 380 тыс пассажиров.

    Второй «Метеор» для Нижегородской области, конкурсы ГТЛК

    7 декабря 2023 года Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), ООО «Водолёт» и АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» подписали акт технической готовности речного пассажирского судна на подводных крыльях (СПК) проекта 03580 «Метеор 120Р» строительный номер С-704.

    Судно успешно прошло испытания и останется на заводе-изготовителе до начала навигации 2024 года. Новый «Метеор» получил имя капитана-испытателя Виктора Полуэктова. Сообщается, что планируется организовать межрегиональные рейсы вниз по Волге до Ульяновска и вверх до Рыбинска. Третий «Метеор» (пятое СПК В серии) передадут Нижегородской области в первой половине 2024 года.

    Помимо этого, ГТЛК сообщила о повторном объявлении конкурса на строительство пассажирских судов на подводных крыльях «Метеор-120» и «Валдай-45Р» с поставкой в 2025 году в рамках реализации инвестпроекта по обновлению водного транспорта с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Ранее в ноябре конкурсы не состоялись в связи с отсутствием заявок.

    ГТЛК провела встречи с заводами и рассчитывает на успешное завершение конкурсных процедур. Заявки принимаются до 27 декабря 2023 года. Итоги подведут 28 декабря 2023 года.

    Заключение контрактов на строительство и поставку судов загрузит мощности верфей, специализирующихся на создании скоростных судов на подводных крыльях, на два года вперёд. Это обеспечит гарантированные рабочие места и создаст возможности для инвестиций в производство и развитие компонентной базы.

    «Белояр» передан лизингополучателю

    15 декабря АО «Машпромлизинг» передало в лизинг пассажирский электрический катамаран проекта LOOKER 1100Н «Белояр» ООО «ВодоходЪ». Судно построено на верфи судостроительной компании ООО «Паритет-Центр».

    Looker 1100H вмещает 130 пассажиров и экипаж в количестве трёх человек. Главной особенностью судна является полностью электрическая тяга, достигаемая двумя гребными электродвигателями мощностью по 600 кВт, что снижает шум и улучшает ходовые качества. «Белояр» может находиться в автономном плавании без дополнительного заряда электрических батарей до восьми часов. При габаритной длине в 32,5 м, ширине 9,9 м и осадке 1,4 м судно развивает скорость в 20 узлов. Ёмкость электрических батарей равняется 1290 кВт/ч.

    Предполагаемый район эксплуатации — акватории реки Волги в районе Ярославля. Первые туристические прогулки планируются в навигацию 2024 года.

    В Крыму спущена на воду пятая «Комета»

    Пресс-служба АО «Объединённая судостроительная корпорация» проинформировала о спуске на воду морского пассажирского судна на подводных крыльях «Комета 120М» проекта 23160. Оно получило название «Керчь», завершив серию из пяти единиц.

    В свою очередь, специалисты судостроительного завода «Вымпел» завершают строительство серии скоростных пассажирских судов на подводных крыльях проекта 23160. Три «Кометы» собраны в Рыбинске, четвёртое и пятое судно создавались совместно со специалистами судостроительного завода «Море» в Феодосии.

    «Керчь» построена по договору с ГТЛК. После прохождения швартовных, ходовых и приёмо-сдаточных испытаний «Комету» передадут заказчику. Она выйдет на линию в навигацию 2024 года. На бортах судна уже нанесён будущий порт приписки — Туапсе.

    Морское пассажирское судно на подводных крыльях «Комета 120М» проекта 23160 предназначено для скоростных перевозок до 120 пассажиров со скоростью до 65 км/ч. Салоны эконом- и бизнес-класса оборудованы креслами авиационного типа, имеют систему кондиционирования воздуха и выполнены из современных вибропоглощающих материалов.

    Следует отметить, что если два первых судна проекта, «Ялта» и «Севастополь», уже перевозили пассажиров, то построенная и спущенная на воду ещё в 2020 году «Феодосия» до сих пор пребывает в непонятном статусе. Чуть ранее «Керчи» было также сдано четвёртое судно проекта, получившее имя «Евпатория».

    «Иния» проходит испытания

    Комитет по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области проинформировал о прохождении ходовых испытаний нового пассажирского судна «Иния».

    Строительство началось в январе 2023 года на предприятии «Ушаковские верфи». В сентябре судно спущено на воду, и сейчас предоставлено экспертам для прохождения контрольных приёмок. 14 декабря состоялись ходовые испытания.

    Также обозначается, что «Иния» поступит в Псковскую область весной 2024 года. Её будут использовать для перевозки туристов и пассажиров. Комитет по туризму уже разработал водные туристические маршруты, в том числе до Талабских островов, по которым будут осуществляться ежедневные речные прогулки.

    Ранее верфи проинформировало о подготовке к пополнению флота к навигации — 2024.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)