«Метеоры», «Валдаи», электросуда и катамараны: верфи готовят пополнение флота к навигации — 2024

  • Дарья Гербер
    15 ноября 2023 г. — 12:15
    201
    Иллюстрация: 

    Telegram-канал «Дептранс Москвы»

    Пока Москва принимает очередные новые электросуда и плавучие причалы для регулярных маршрутов круглогодичной навигации, в других регионах анонсировали планы на 2024 год. Объединённая судостроительная корпорация озвучила сроки выхода в навигацию очередных катамаранов «Котлин» и первых «Соммерсов» для туристических объектов кронштадтского туристического кластера «Остров фортов». Тем временем второй «Метеор 120Р», изготовленный для работы на Волге, проходит испытания в Нижнем Новгороде. Скоростные суда на подводных крыльях спустя десятилетия возвращаются и на Дон: первый «Валдай 45Р» уже совершил тестовую поездку. Помимо выпуска серийной продукции, судостроители продолжают эксперименты с новыми технологиями: очередным достижением для России стали испытания речного электросудна в беспилотном режиме.

    После прибытия электросудов Москва в ожидании причалов

    Дептранс Москвы 30 октября сообщил об отправке ещё пяти причалов для регулярного речного электротранспорта из Перми в столицу.

    Плавучие причалы изготавливают на судоверфи в Перми, электросуда — в Санкт-Петербурге, а финальная сборка производится в Москве. После прохождения испытаний и по мере готовности инфраструктуры их установят на действующих маршрутах с полной интеграцией в систему столичного транспорта.

    Причалы экологичны, работают за счёт электричества и отвечают современным требованиям безопасности.

    А 8 ноября транспортный комплекс столицы сообщил, что ещё четыре инновационных электросудна прибыли в Москву для работы на регулярных круглогодичных речных маршрутах. «Серебрянка», «Шмелёвка», «Люблинка» и «Кузнецовка» шли с верфи под Санкт-Петербургом до Москвы около двух недель. После финальной доработки и настроек транспорт пройдёт ходовые и швартовые испытания. Тестирование судов в столице является ключевым этапом подготовки.

    Озвучены даты выхода в навигацию очередных «Котлинов» и «Соммерсов»

    По информации Объединённой судостроительной корпорации (ОСК), выход на линию катамаранов «Котлин» обусловил рост популярности туристического кластера «Остров фортов». В 2023 году число пассажиров на маршруте между центром Санкт-Петербурга и «Островом фортов» превысило 100 тыс человек. По сравнению с навигацией 2021 года отмечается более чем четырёхкратный рост, а рост пассажиропотока по отношению к показателю 2022 года оказался практически двукратным. Также благодаря новым катамаранам удалось продлить сезон навигации: маршрут между Петербургом и Кронштадтом проработал до 6 ноября.

    Первая пара скоростных судов проекта «Котлин» работает на маршруте между центром Санкт-Петербурга и туристско-рекреационным кластером «Остров фортов» в Кронштадте с лета 2023 года. Вторая пара была заложена 14 июня 2023 года. Сейчас на заводе формируют корпусы катамаранов: собраны в объём гондолы с мостами и секциями главной палубы, погружены главные двигатели, топливные цистерны и цистерны пресной воды, собраны узловые секции надстройки, ходовая рубка, начата сборка надстройки в объём на корпусе судна.

    Проект скоростного катамарана 04580 «Котлин» разработан петербургским проектно-конструкторским бюро «Форсс Технологии». Строительство судов ведётся на Средне-Невском судостроительном заводе (входит в АО «ОСК») под наблюдением Российского морского регистра судоходства. Катамараны адаптированы для работы в Санкт-Петербурге, чтобы проходить под низкими сводами мостов Невы. Пассажиры в количестве до 197 человек, включая лиц с ограниченными возможностями, размещаются в салоне и на открытой части верхней палубы. Эксплуатационная скорость судов составляет 28 узлов (52 км/ч). По условиям контракта вторая пара катамаранов выйдет на линию в навигацию 2024 года, третья — в 2025 году.

    Интерес туристов к Кронштадту и парку «Остров фортов» продолжает расти, в чём судоходная компания видит большой потенциал. Развитие нового туристического кластера и увеличение количества флота позволило превысить прогнозируемые показатели по количеству перевезённых пассажиров в 2023 году. К 2025 году будет построено не менее 10 скоростных и экскурсионно-прогулочных катамаранов. Ожидается, что в 2025 году показатели перевезённых пассажиров могут превысить 350 тыс человек.

    Серия из четырёх экскурсионно-прогулочных катамаранов проекта 04710 «Соммерс» строится в соответствии с договором, подписанным 19 декабря 2022 года между судоходной компанией «Нева Тревел», Средне-Невским судостроительным заводом и АО «ГТЛК». Суда используют для экскурсионных перевозок по маршруту вокруг фортов Кронштадта от причала парка «Остров фортов» на дамбе у форта «Пётр Первый». Также катамараны будут использовать для сообщения между Кронштадтом и островными фортами «Кроншлот» и «Император Александр Первый», которые откроют после реставрации и музеефикации к 2026 году.

    Путём народного голосования «Соммерсы» получили названия в честь элементов фортификационных сооружений времён Петра I — «Бастион», «Равелин», «Габион» и «Капонир». Катамараны введут в эксплуатацию попарно — в 2024 и 2025 годах соответственно. Спуск на воду первой пары запланирован на весну 2024 года.

    На катамаране «Бастион» завершено формирование корпуса судна: собраны в объём гондолы с мостами и секциями главной палубы, начата сборка секций надстройки. На катамаране «Равелин» сформировали носовые и кормовые секции гондол, а также секции моста, состыковали гондолы с мостами. Завершить формирование корпуса планируется в ноябре.

    Катамараны «Соммерс» спроектированы с учётом особенностей расположения фортов в акватории Финского залива. «Кроншлот» имеет узкий вход во внутреннюю гавань, что делает невозможным проход существующих типовых речных судов из-за их габаритов и манёвренных характеристик. Каждый катамаран вмещает до 147 человек, имеет панорамные окна, мягкие диваны, систему кондиционирования, мультимедийную систему и открытую палубу.

    Второй «Метеор» проходит испытания в Нижнем Новгороде

    ГКУ НО «Центр развития транспортных систем» проинформировало о спуске на воду второго судна «Метеор 120Р», предназначенного для Нижегородской области, для прохождения испытаний. Судно названо «Капитан Полуэктов» в честь Виктора Григорьевича Полуэктова — первого капитана экспериментальных судов на подводных крыльях.

    Первый «Метеор» из нижегородского заказа, «Конструктор Алексеев», в конце навигации 2023 года осуществил рейс до Казани и обратно. На 2024 год запланирован пуск рейсов в Ярославль с остановками в Кинешме и Костроме.

    «Валдай» совершил тестовую поездку по Дону

    По сведениям Министерства транспорта Ростовской области, речное пассажирское судно «Валдай 45Р» совершило тестовую поездку по Дону. Таким образом, спустя 30 лет в регионе почти возродились водные пассажирские перевозки.

    Машина поступила в Ростовскую область в октябре. Всего приобретено два «Валдая» — второе судно прибудет до конца 2023 года. В навигацию 2024 года они начнут работать на постоянных маршрутах, в частности, по направлениям на Азов, Константиновск, Семикаракорск и Романовскую.

    Каждое судно составляет в длину 21 м, и способно развивать скорость до 65 км/час.

    Кроме этого, на 2024 год предусмотрено приобретение судна на подводных крыльях «Метеор 120Р» на 120 человек для перевозки пассажиров по маршруту Ростов — Таганрог — Волгоград. В 2025 году будет закуплено по одному «Валдаю» и «Метеору», а в 2026 году — ещё два «Метеора», что позволит организовать регулярные рейсы в Керчь с дальнейшим развитием маршрутов в порты Азовского и Чёрного морей.

    Состоялись успешные испытания автономного речного электросудна

    Sitronics Group сообщила о проведении первых в России успешных испытаний автономного речного электросудна. Специалисты адаптировали программное обеспечение собственной разработки для речного транспорта и установили необходимое оборудование. Изначально технология создавалась для морских судов.

    Эксперимент состоялся на верфи Emperium — электросудно прошло по заданной траектории и осуществило манёвры разворота без управления капитаном.

    Разработчики Sitronics KT испытали сразу несколько систем:

    • автономная навигационная система (АНС прокладывает маршруты, принимает решения о необходимости расхождения судна с препятствиями и изменении траектории движения или остановки);
    • система координированного управления (анализирует данные АНС и принимает решение об автоматическом выстраивании параметров работы систем управления);
    • оптическая система анализа (передаёт видеоизображение с судна в центр управления или координации движения речного судна, система компьютерного зрения оценивает обстановку в 360°, а обнаруженные объекты идентифицируются и наносятся на электронную карту, оператор может подключиться к судну и при необходимости взять управление на себя в дистанционном формате);
    • инерциальная навигационная система (обеспечивает точное позиционирование автономного судна на реке).

    Ранее этой осенью прошли испытания первого российского судна, работающего на водородном топливе, катамаран-электроход проекта Looker 1100H спустили на воду в Ярославле, а «Метеоры» двух разных проектов совершили рейсы из Нижнего Новгорода и Казани навстречу друг другу в Чебоксары. В свою очередь, «ВодоходЪ» анонсировал постройку люксового теплохода проекта 00840 «Карелия».

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)