По Волге и не только: «Речные магистрали», новый электроход, перспективные суда и круизы

  • Дарья Гербер
    16 октября 2023 г. — 12:00
    263

    В начале октября в судостроительной отрасли произошло серьёзное изменение: Объединённая судостроительная корпорация перешла под управление банка ВТБ, чтобы последний санировал её убыточные активы и стал источником финансирования на ближайшие пять лет. Продолжается работа над новым подвижным составом. Прошли испытания первого российского судна, работающего на водородном топливе. Ещё один российский регион обзаводится речным электротранспортам. Катамаран-электроход проекта Looker 1100H спустили на воду в Ярославле. 

    Ниже по течению Волги готовятся к соединению нескольких регионов скоростным сообщением в рамках проекта «Речные магистрали»: «Метеоры» двух производителей провели разведку в Чебоксарах, совершив рейсы из Нижнего Новгорода и Казани. Планы на будущее к новой навигации имеет круизный флот. Компания «ВодоходЪ» анонсировала постройку люксового теплохода проекта 00840 «Карелия» и приняла участие в нескольких международных выставках для привлечения туристов из Таиланда, Малайзии, Индонезии, Камбоджи, Мьянмы, Кореи, Индии, Катара, Кувейта и Австралии.

    Чебоксары посетили будущие участники «Речных магистралей»

    11 октября в Минтрансе России обсудили запуск первого этапа проекта «Речные магистрали». На совещании шла речь о субсидировании скоростных маршрутов на участке от Городца до Ульяновска протяжённостью 675 км, включая участок Нижний Новгород — Казань. Предполагается, что рейсы будут выполнять современные суда типа «Метеор» и «Валдай».

    Для выработки единой политики управления создадут Комиссию при Минтрансе России под руководством главы ведомства, в которую войдут представители Минтранса, Росморречфлота, Нижегородской области, Республики Татарстан, Чувашской Республики, операторов и верфей. Некоторые составляющие перспективного проекта продемонстрировали несколькими днями раньше.

    Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан проинформировало об успешном выполнении пробного рейса скоростном судном «Метеор-2020» из Казани в Чебоксары.

    «Метеор-2020», названный в честь Героя Советского Союза Мусы Джалиля, отправился в Чувашию 8 октября. Организаторами пробного рейса выступили Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ, Госкомитет РТ по туризму, АО «Флот РТ» и Агентство по развитию туризма министерства экономики Чувашии.

    В Чебоксарах пассажиры побывали на обзорной экскурсии по столице Чувашии. Власти Татарстана и Чувашии поддержали проект и рассчитывают на успешное внедрение скоростного судна в регулярные пассажирские перевозки: это не только повысит комфорт жителей обоих регионов, но и поспособствует развитию туризма и экономики. Также новый «Метеор» поможет студентам Института морского и речного флота имени Героя Советского Союза М. П. Девятаева (Казанский филиал ФГБОУ ВО «ВГУВТ») практиковаться в судовождении на отечественных берегах.

    Следующий этап испытаний «Метеора» будет состоять из регулярных рейсов между Казанью и Чебоксарами.

    Также Чебоксары посетило ещё одно современное судно на подводных крыльях, но прибывшее из Нижнего Новгорода. 5 октября к набережной у причала № 4 пришвартовался «Конструктор Алексеев» типа «Метеор-120Р». Его построили в Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева в 2023 году. По информации АО «Чебоксарский речной порт», оно подходит для скоростных пассажирских перевозок по судоходным рекам и водохранилищам класса «О».

    Оператором судна выступила компания «Водолёт» Нижнего Новгорода, специализирующаяся на перевозках пассажиров судами на подводных крыльях. Во время стоянки дирекция «Водолёта» анонсированы рейсы по маршруту Нижний Новгород — Чебоксары, а в перспективе — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань.

    Прошли испытания первого водородного судна в России

    По сведениям телеграм-канала «Цифровой транспорт», в России впервые испытали прототип электросудна на водороде. Первый российский электрический катамаран на водороде создала и протестировала компания Sitronics Group совместно с Центром водородных технологий. Пробный заплыв состоялся в акватории Невы у верфи Emperium.

    Водород является наиболее экологически чистым и энергоэффективным видом топлива. С точки зрения защиты природы такая энергоустановка поможет снизить объём выбросов углекислого газа. Также участники теста отметили, что водородная установка позволила в три раза увеличить дальность хода электросудна — в перспективе это означает до 20 часов хода без допзаправки. Кроме этого, технология способна модернизировать круизные и грузовые суда.

    Как сообщила «Лента.Ру», Центр водородных технологий АФК «Система» приступил к опытно-конструкторским разработкам генератора на водородном топливе в январе 2023 года. В основе работы установки лежит технология электрохимического преобразования топлива в электроэнергию, которая подаётся в аккумуляторную батарею катамарана.

    Также, по сведениям источника, в 2022 году Минэнерго сообщало о планах пересадить жителей Москвы на водоробусы, перевести на водород 10% городского и междугородного пассажирского транспорта к 2030 году и создать водородную заправочную инфраструктуру. Позднее ПАО «КАМАЗ» объявило о запуске производств автобусов на водороде в 2024 году.

    Катамаран-электроход проекта Looker 1100H спустили на воду в Ярославле

    Компания «ВодоходЪ» сообщила о спуске на воду электрического катамарана проекта Looker 1100H. Мероприятие состоялось 3 октября 2023 года на ярославской судостроительной верфи «Паритет-Центр».

    Электрический катамаран проекта Looker 1100H получил название «Белояр» и стал третьим катамараном на электродвижении из серии прогулочного экофлота компании «ВодоходЪ» и её дочерних предприятий.

    Looker 1100H имеет плавные линии и интерьер, выполненный в светлых тонах. На борту располагаются бар и сервировочная комната. Пассажирам доступен выход на верхнюю прогулочную и кормовую палубы, оборудованные мягкой мебелью.

    Катамаран вмещает 130 человек, плюс три члена экипажа. При габаритах 32,5 м в длину, 9,9 м в ширину и 1,4 м осадки конструкция корпуса оптимально сочетает скорость, манёвренность и экономичность хода, который обеспечивает полностью электрическая тяга, что делает судно экологичным, тихим и плавным в управлении. За счёт двух главных двигателей мощностью 600 кВт катамаран развивает скорость до 20 узлов и имеет электрические батареи ёмкостью в 1290 кВт ч. Автономность плавания без дополнительного заряда — 8 часов.

    Контракт на строительство Looker 1100H компания «ВодоходЪ» заключила с судостроительным предприятием ООО «Паритет-Центр» в 2021 году. Создание электрического катамарана осуществлялось в рамках реализации государственной программы обновления речного флота в РФ при участии компании АО «Машиностроительная промышленная лизинговая компания» (АО «Машпромлизинг»), являющейся оператором «Программы лизинга морских и речных гражданских судов на период до 2030 года».

    Проект 1100H разработал Александр Лукьянов (соучредитель ГК «Паритет») при участии конструкторского бюро «Си Тех» и ФГУП «Крыловский государственный научный центр» (КГНЦ). Корпус судна построен под техническим наблюдением Верхне-Волжского филиала Российского классификационного общества (РКО).

    Эксплуатация катамарана-электрохода начнётся в навигацию 2024 года. Looker будет выполнять ежедневные прогулочные и экскурсионные рейсы от речного вокзала Ярославля. Также планируются экскурсионные рейсы до Толгского монастыря. Помимо этого, он будет доступен для аренды.

    Также в навигацию 2024 года в Ярославской области «ВодоходЪ» увеличит количество круизов и выведет под регион четырёхпалубный теплоход «Зосима Шашков». Круизы доступны по акции «Раннее бронирование».

    Ранее в этом году «ВодоходЪ» запустил электрокатамараны в Красноярске и Нижнем Новгороде, а в Москве открыты регулярные рейсы электроаквабусов.

    «ВодоходЪ»: люксовый теплоход и международное направление

    Среди новостей о пассажирском флоте — не только информация о совершившихся спусках и испытаниях, но и о планах на ближайшие сезоны. По заказу компании «ВодоходЪ» с мая этого года строится «Николай Жарков» — четырёхпалубный пассажирский теплоход типа «река-море» проекта 00840 «Карелия». Он станет первым из трёх запланированных к строительству круизных судов класса «Люкс», первый круиз запланирован в 2025 году. В дополнение к классическим маршрутам по рекам в европейской части России на нём можно будет отправиться по Чёрному, Азовскому и Белому морям, а также на Соловецкие острова. Для нового судна разрабатывают уникальные круизы — «Поморское кольцо» по северу России и маршруты по Каспию.

    Своё имя теплоход получил в честь российского судостроителя, Героя Труда Российской Федерации Николая Сергеевича Жаркова — генерального директора ПАО «Завод «Красное Сормово» с 1984 по 2018 гг.

    На борту нового теплохода запланировано 88 кают. В классе «Делюкс» будет доступно 46 кают с балконом, в том числе 10 коннект-кают, 28 кают без балкона и две каюты «ДеЛюкс» улучшенной планировки. В классе «Полулюкс» 12 кают будут предлагать дополнительные опции для комфорта, а наиболее требовательные гости смогут выбирать из двух «Гранд Люксов» с панорамными балконами, гостиными, гардеробными и спальнями. Прогулочная палуба общей площадью 870 кв. м будет включать солярий с бассейном, барную стойку и мягкую зону. Бар на шлюпочной палубе общей вместимостью на 62 персоны предусматривает открытую зону на 20 посадочных мест. На 183 гостя будет приходиться почти 100 человек обслуживающего персонала и команды.

    Помимо российских пассажиров, «ВодоходЪ» ориентируется и на зарубежную аудиторию. 7-9 сентября 2023 года компания представила возможности для круизного отдыха по России на крупнейшей выставке в области туризма и путешествий ITE Ho Chi Minh City 2023 (ITE HCMC) во вьетнамском Хошимине. С российским круизным продуктом познакомились представители турбизнеса из Таиланда, Малайзии, Индонезии, Камбоджи, Мьянмы, Кореи, Индии, Катара, Кувейта и Австралии.

    1 августа 2023 года была запущена единая электронная виза, позволяющая гражданам 55 государств в упрощённом режиме получать разрешение на въезд в Россию в туристских, гостевых или деловых целях. Сейчас между Россией и Вьетнамом есть один прямой перелёт по маршруту Иркутск — Ханой частотой два-три раза в неделю. Поэтому зимние и летние туры по Байкалу, которые «ВодоходЪ» осуществляет на судне на воздушной подушке (СВП) «Бирюса», вызвали большой интерес.

    В Китае «ВодоходЪ» принял участие в двух выставках — международной туристической выставке ITB-China в Шанхае 12-14 сентября и международной выставке индустрии туризма и гостеприимства CITIE 2023 в Гуанчжоу 15-17 сентября. Лидером китайского интереса остаётся круиз Москва — Санкт-Петербург. Ещё одной точкой притяжения китайских туристов является Байкал. Также жители Поднебесной интересуются путешествиями по Дальнему Востоку и Русскому Северу. «Николай Жарков» с его круизом «Поморское кольцо» также привлёк внимание.

    В 2023 году в круизах компании «ВодоходЪ» отдыхали гости из Китая, Таиланда, Южной Кореи и Японии. От первых двух стран уже есть групповые заявки и на сезон–2024 .

    ОСК перешла в управление ВТБ на пять лет

    Развитие пассажирского судоходства возможно только при условии стабильного обновления и пополнения флота отечественными судостроителями. По информации сетевого издания «Ведомости», Президент России утвердил передачу в доверительное управление на пять лет 100% акций Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) банку ВТБ. Указ опубликован на портале правовой информации. В свою очередь, Правительство РФ должно в течение полугода обеспечить заключение договора доверительного управления и в течение двух месяцев привести акты в соответствие с указом. Документ вступил в силу 9 октября.

    Как обозначили в Минпромторге, это поспособствует долгосрочной стабилизации финансового состояния ОСК, положительно скажется на внутреннем взаимодействии и на работе с заказчиками. Таким образом планируется привлечь внебюджетное финансирование для дальнейшего развития корпорации. В самой ОСК отметили, что доверительное управление не меняет форму собственности и обязательства по действующим контрактам.

    ВТБ должен обеспечить выполнение двух задач: санировать убыточные активы корпорации по части гражданского судостроения и стать источником финансирования для оздоровления заводов ОСК. Возможно, не обойдётся без поддержки бюджета.

    ОСК учредили в 2007 году по указу президента. В её состав входит более 50 проектных конструкторских бюро, судостроительных, судоремонтных и машиностроительных заводов, а также научно-исследовательских центров в 15 регионах. ОСК построила и отремонтировала более 320 военных кораблей и гражданских судов. Численность сотрудников компании превышает 105 000 человек.

    Ранее этой осенью в Югру прибыли два «Метеора-2020», в Калининграде спустили на воду новое пассажирское судно «Иния», а «Муса Джалиль» совершил презентационный рейс в Удмуртию. В Москве аквабусы стали курсировать по второму регулярному маршруту от ЗИЛа до Печатников.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)