Изменения затронули Горьковскую, Московскую, Октябрьскую, Приволжскую, Северо-Кавказскую, Северную и Южно-Уральскую железные дороги.
С приближением тёплого времени года регионы, судовладельцы и судостроители продолжают делиться планами как на навигацию-2024, так и до конца десятилетия. Недавно представленный в Москве план развития транспорта до 2030 года не обошёл стороной речные перевозки: их развитие анонсировано не только для столицы, но и для Московской области. В регионе возрастёт число судов и маршрутов, что позволит увеличить пассажиропоток по водным артериям в несколько раз. Курс взят как на круглогодичную доступность перевозок, так и на экологию. Пополнение столичного флота будут вести электросудами, попутно расширяя сеть причалов с зарядными станциями. Тем временем судовладелец принял очередное электросудно модели «Экобас» для работы на действующих маршрутах акватории Москвы.
Новый флот позволяет открывать маршруты и в других частях страны. Уже в марте на Камчатке откроются регулярные рейсы из краевого центра в Северо-Курильск, а с 17 мая «Метеоры-2020» начнут регулярно курсировать между Казанью и Чебоксарами. Продолжается подготовка к выходу на работу пассажирских судов новых серий. Пригородно-городское судно «Иния» завершило ходовые испытания, а компания-перевозчик «ВодоходЪ» открыла бронирование на круизы 2025 года для пока ещё строящегося люксового теплохода «Николай Жарков».
Программа развития московского транспорта до 2030 года представила в том числе ключевые задачи, касающиеся речных перевозок. Круглогодичный сервис, запущенный в прошлом году, должен увеличить маршрутную сеть в 3,5 раза, и почти в три раза нарастить численность флота и причалов. Запланировано, что регулярный речной транспорт столицы в 2030 году будет представлен семью маршрутами обслуживанием 60 судами и 67 причалами:
Таким образом, с вводом новых маршрутов можно будет добраться от Печатников до парка «Фили» по Москве-реке в любое время года. Четыре из семи маршрутов образуют последовательную цепочку пересадочных маршрутов. Ещё три, расположенные выше и ниже по течению, отделены от основной маршрутной сети столицы шлюзами.
Ожидается, что к 2027 году перевозка пассажиров по Москве-реке возрастёт до 15 тыс человек в сутки, а к 2030 году — до 24,3 тыс пассажиров в сутки. Подобных темпов удастся придерживаться в том числе благодаря строительству верфи полного цикла в районе Нагатино. Она будет выпускать до 15 судов в год и обеспечит рабочими местами 250 человек. Всего рекой как транспортом будут пользоваться 24 тыс человек в сутки, а для более 150 тыс человек, живущих вдоль набережных, снизится уровень шума и улучшится экология через переход всего московского флота на электросуда.
Параллельно продолжится развитие сети пригородных и круизных речных маршрутов. Согласно планам столичных властей, вместо одного маршрута от Северного речного вокзала в Химки, обслуживаемого только в период навигации, флот регулярного речного транспорта, выезжающего в Московскую область должен насчитывать 12 судов с интервалом движения в 2,5 ч при протяжённости маршрутов в 225 км.
Отдельное направление — экологизация прогулочных перевозок. Если сейчас по Москве-реке курсируют 134 дизельных «банкетохода», то к 2030 году планируется разбавить их компанию первыми 29 электрическими судами «Москва 2.0», а к 2035 году — полностью обновить прогулочный речной флот.
Круизный флот, обслуживающий туристические линии по «Московскому золотому кольцу», к 2030 году собираются увеличить с пяти до семи судов, а пассажиропоток увеличить с нынешних 35 до 100 тыс человек в год. Для расширения внутреннего туризма планируется комплексная программа поддержки и обновления флота.
Пока же Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) приняла от судостроительной верфи Emperium пятое электросудно модели «Экобас» для акватории Москвы.
Всего для регулярных речных перевозок в столице ГТЛК по первым двум маршрутам поставит семь таких судов. Новые прибрежные кварталы на юге часто удалены от станций метро, и речной транспорт станет альтернативной для ежедневных поездок по городу, а использование электродвижения обеспечит транспортную доступность без вреда для экологии. Ранее, в конце января, компания приняла четвёртый «Экобас», также предназначенный для столичных речных перевозок.
Всего в рамках инвестпроекта по обновлению гражданского водного транспорта России с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) ГТЛК закажет 16 «Экобасов» и шесть «Экокруизеров». Адреса их будущей работы пока не объявлены.
Обновление флота позволяет улучшить транспортное сообщение и на Дальнем востоке. Пресс-служба ГУП КК «Камчаттрансфлот» сообщила об открытии еженедельных рейсов в Северо-Курильск на судне «Анатолий Чернеев». Навигация начнётся с 1 марта 2024 года еженедельно по вторникам из Петропавловска-Камчатского в Северо-Курильск и обратно. Новое грузопассажирское судно было получено камчатскими мореходами в конце прошлого года.
Телеграм-канал «Флот РТ | Речные перевозки Казань» анонсировал запуск скоростных «Метеоров-2020» в Чебоксары с 17 мая. В течение трёхчасовой поездки сотрудники АО «Флот РТ» будут предоставлять услуги аудиогида и доступ к бару. Отправление из Казани в 8:00 с прибытием в Чебоксары в 11:00. Отплытие из Чебоксар в 15:00, с прибытием в Казань в 18:00. С 17 по 26 мая рейсы будут выполняться только по субботам и воскресеньям, а с 31 мая по 1 сентября поездки планируются ежедневными. В обратном направлении (утром из Чебоксар, днём из Казани) в новой навигации продолжит работу АО «Чебоксарский речной порт» судами типа «Валдай 45Р».
Ранее республиканский перевозчик Татарстана объявил о запуске с 1 мая регулярных рейсов в другой близлежащий регион — Ульяновскую область.
В свою очередь, судостроительная корпорация «Ак Барс» отметила, что «Метеоры-2020» востребованы по всей стране. В 2023 году первая пара судов прибыла к заказчику в Ханты-Мансийский автономный округ, а вторая пара («Муса Джалиль» и «Михаил Девятаев») поступила в АО «Флот РТ». В планах на 2024 год — производство ещё четырёх судов, в том числе двух для флота Республики Татарстан. 1 февраля 2024 года состоялась церемония закладки корпусов третьей пары судов этого проекта.
Скоростные пассажирские суда на подводных крыльях (СПК) проекта 03830 «Метеор-2020» строятся на АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького», входящем в состав судостроительной корпорации «Ак Барс» с 2021 года.
Пресс-служба Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) сообщила о завершении ходовых испытаний пассажирского судна «Иния» проекта 04860.1. Проверка подтвердила заявленные характеристики. В частности, была достигнута скорость в 34 км/ч, что на 4 км/ч превышает проектную.
«Иния» — второе судно разработки ОСК в линейке мелкосидящих пассажирских судов для городского и пригородного маршрутного сообщения, а также для экскурсионных прогулок.
Проект разработан в НИПТБ «Онега» (входит в ОСК). Он получил согласование Северного филиала Российского классификационного общества в ноябре 2022 года. Судно рассчитано на 54 пассажира и двух членов экипажа, имеет осадку 0.5 м и габаритную длину 24.8 м. В отличие от речного трамвая «Соталия», высота борта «Инии» достигает 1.4 м, что позволит её использовать не только в условиях рек и каналов, но и на озёрах и водохранилищах.
Кроме этого, доля отечественного оборудования в проекте достигла 90%, а использованные технические решения максимально унифицированы между двумя проектами, что в перспективе упростит эксплуатацию судов. Как и «Соталия», «Иния» названа в честь вида пресноводного речного дельфина: элементы её дизайна схожи с контуром дельфина, выпрыгнувшего из воды.
Тем временем крупнейший оператор круизных перевозок начал продажу билетов на ещё строящийся теплоход «Николай Жарков». Компания «ВодоходЪ» приступила к бронированию рейсов на сезон-2025. Ожидается, что в нём первенец проекта «Карелия» совершит 13 круизов с максимально широкой географией. Первый пройдёт по новому маршруту «Поморское кольцо» по акватории Белого моря через Архангельск, Соловецкий архипелаг и Кандалакшу. За две недели путешественники из Москвы пересекут Полярный круг в Кандалакшском заливе на границе Карелии и Мурманской области с посещением городов Поморья.
После «Николай Жарков» совершит круизы по Чёрному и Азовскому морям — из Москвы в Ростов-на-Дону, из Ростова-на-Дону в Сочи и в обратном направлении с посещением Таганрога, порта Кавказ, Геленджика и Новороссийска. Также на южном направлении в 2025 году лайнер выполнит круиз с заходом в Каспийское море и возможностью посетить курорты Дагестана — Махачкалу и Дербент.
Кроме морских круизов, теплоход пройдёт по маршрутам на Волге с заходом в города Золотого кольца: выбору туристов представлены короткий круиз из Москвы с посещением Твери и курорта «Завидово», а также путешествие на пять-семь дней с заходом в Мышкин, Кострому, Плёс, Углич, Ярославль и Нижний Новгород. В октябре состоятся два круиза «Две столицы»: из Москвы в Санкт-Петербург и в обратном направлении.
На «Николае Жаркове» предусмотрено разделение общественных пространств и спальных зон с каютами. Также транспорт отличают мягкая зона, бесшумный лифт, бар, ресторан, винная библиотека, музыкальный салон, СПА-центр, детский клуб, открытый подогреваемый бассейн, плавные лестницы с подсветкой и панорамные окна. Каюты соответствуют пятизвёздочным номерам: к бронированию предлагаются 88 кают в семи категориях. Большинство оснащены балконами.
Развитие водных перевозок продолжается и в других регионах. Так, в Новгородской области построили причал напротив Новгородского кремля, в Саратовской области объявили закупку двух «Валдаев 45Р», для переправы в Сахалинской области идёт строительство парома «Василий Ощепков», а Калининградской области возводят крупнейший морской терминал в СЗФО.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
Изменения затронули Горьковскую, Московскую, Октябрьскую, Приволжскую, Северо-Кавказскую, Северную и Южно-Уральскую железные дороги.
Города приобретают низкопольные односекционные и трёхсекционные вагоны
В РУДН провели ситуационный анализ перспектив транспортного коридора «Север — Юг»
В Москве объявили лауреатов XI национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)