Urbantrans 2024: новые автобусы для обновления автопарков и перспективы рынка

  • Павел Яблоков
    20 декабря 2024 г. — 16:00
    88
    Иллюстрация: 

    Павел Яблоков

    С 10 по 13 декабря 2024 года в Москве на площадке ЦВК «Экспоцентр» прошла выставка автобусов и техники для городской мобильности Urbantrans 2024, унаследовавшая традиции выставки BW Expo Moscow. Помимо экспозиции натурных образцов техники и комплектующих, в рамках Urbantrans 2024 проводилась широкая деловая программа Urbantrans Mobility Forum в ходе которой участники обсудили актуальные вопросы транспортной политики, модернизации общественного транспорта и обновления подвижного состава. Представители компаний-производителей и дилеров подвижного состава представили новинки автобусной техники от почти двух десятков российских, белорусских и китайских заводов.

    Смотр достижений прошёл накануне наступления нового 2025 года, в котором практически всем российским автобусным заводам придётся снизить рекордные объёмы производства, достигнутые за 2023-2024 годы, из-за снижения объёмов федеральной поддержки. При этом китайские заводы готовы предложить альтернативу не только в сегментах туристических перевозок, но для городского транспорта.

    О наиболее интересных экспонатах выставки и дискуссиях деловой программы — в итоговом обзоре.

    Место встречи — Экспоцентр

    Четырёхдневное мероприятие в столичном Экспоцентре объединило под одной крышей сразу две выставки — Comtrans International 2024 и Urbantrans 2024. В последние годы подвижной состав общественного транспорта и компоненты для него то обособляются от прочих коммерческих автомобилей на специализированном мероприятии, то вливается в более крупную экспозицию. Так, в сентябре 2023 года автобусы демонстрировались в рамках Международной выставки коммерческих автомобилей Comtrans 2023. А до этого, в конце 2022 года в подмосковном «Крокус Экспо», расположенном рядом со станцией метро «Мякинино», проходил международный автобусный салон BW Expo — 2022. На этот раз в нескольких павильонах Экспоцентра проходили параллельно две выставки.

    Выставка Comtrans International прошла в Экспоцентре на Красной Пресне уже второй раз: ранее она проводилась в «Крокус Экспо».

    Urbantrans 2024, ставшая наследницей по прямой BW Expo — 2022, своим слоганом взяла «powered by bus world». Зоны проведения выставок были размечены ковровыми дорожками разных цветов — синего и красного. При этом, как и на традиционной для Экспоцентра Российской недели общественного транспорта, не все стенды однозначно удавалось отнести к одной из заявленных выставок. Разделение порой было весьма условным: многие компании присутствуют как на рынке общественного транспорта, так и грузовой и легковой техники. Поэтому некоторые грузовики экспонировались в «красной» зоне Urbantrans, а часть автобусов — в павильонах Comtrans International с синими дорожками.

    Ковровые дорожки с указателями к павильонам выставок

    Участники и формат выставки

    Объединённый оргкомитет выставок сообщил, что в них приняли участие 227 компаний из 4-х стран мира: Россия, Белоруссия, Китай и Турция.

    За четыре дня выставки посетили более 12 000 профессионалов из автомобилестроительной и автотранспортной отраслей.

    В прошлом году на Comtrans 2023 участвовали 238 компаний, помимо четырёх стран в ней также принимали единичные представители Ирана и Казахстана.

    Сразу же после начала выставки прошла церемония награждение победителей конкурса «Гран-при «За рулём — Коммерческие автомобили 2024», учрежденного редакциями журналов «За рулем» и «Рейс», в рамках которой определили победителей в восьми номинациях, в том числе подвижном составе общественного транспорта.

    Все четыре дня в павильоне, номинально отведённом для Urbantrans 2024, работала дискуссионная площадка Urbantrans Mobility Forum, на которой состоялось несколько панельных дискуссий, презентаций.конференций и открытых заседаний.

    Перспективы автобусного рынка

    На деловой программе Urbantrans Mobility Forum были озвучены некоторые цифры по производству и поставкам подвижного состава общественного транспорта за последние годы и прогнозы на будущее. Не секрет, что спрос на новую пассажирскую технику зависит от крупных проектов, способствующих развитию наземного общественного транспорта.

    И здесь выводы пока неутешительные. Анонсированные меры поддержки не позволят в 2025 году продолжить выпуск автобусов, троллейбусов, трамваев и электробусов на рекордном за последние 15 лет уровне, достигнутом в 2023-2024 годы.

    В дальнейшем ситуация может выровняться, но достижение объявленной задачи обновления 85% парка общественного транспорта в городах и агломерациях до возраста, не превышающего нормативный, остаётся всё равно под угрозой.

    Из презентационных материалов ОАО «МАЗ»

    Из презентационных материалов «Группы ГАЗ»

    Из презентационных материалов «Группы ГАЗ»

    Из презентационных материалов «Группы ГАЗ»

    Из презентационных материалов «Группы ГАЗ»

    Из презентационных материалов «Группы ГАЗ»

    Из презентационных материалов «Группы ГАЗ»

    Из презентационных материалов «Группы ГАЗ»

    Из презентационных материалов АО «МАЗ»

    Подробнее о выступлениях спикеров первого дня деловой программы Urbantrans Mobility Forum, в том числе анализ рынка от «Группы ГАЗ» и «БелАвтоМАЗа» и планах развития модельного ряда издание TR.ru — Транспорт в России уже рассказывало в подробной текстовой онлайн-трансляции.

    Дизельное топливо и альтернатива ему

    Также в ходе деловой программы Urbantrans Mobility Forum обсуждались вопросы использования альтернативных видов топлива.

    Так, в Санкт-Петербурге в 2022 году введена Новая модель транспортного обслуживания (НМТО) — частные перевозчики перешли на работу по брутто-контрактам. Одновременно обновлён автобусный парк города, в котором лидирующие позиции стали занимать газомоторные автобусы. В отличии от многих городов, в Северной столице основную ставку сделали не на компримированный природный газ (КПГ/CNG), а на сжиженный (СПГ/LNG), имеющий ряд своих особенностей и преимуществ. При этом государственный перевозчик остался в основном использовать дизельное топливо даже при обновлении парка: в дни проведения выставки в городе на Неве перевозчиком заканчивалась приёмка 102 сочленённых автобусов ЛиАЗ и Volgabus, работающих на «дизеле».

    Из презентационных материалов СПб ГУП «Пассажиравтотранс»

    Из презентационных материалов ПАО «НОВАТЭК»

    Экономический эффект от использования компримированного (КПГ) и сжиженного природного газа (СПГ) по сравнению с дизельным топливом, однако лимитирующими факторами для дальнейшего распространения техники является как сеть заправочных станций (в этом плане ареал распространения транспорта на СПГ более ограничен), так и газовое оборудование для укомплектования подвижного состава: многие элементы до сих пор в России не производятся, ранее большой вклад в поставку комплектующих вносили итальянские производители. Основной поставщик газовых двигателей — Китай.

    Из презентационных материалов ООО «Газпром газомоторное топливо»

    Из презентационных материалов ПАО «НОВАТЭК»

    Из презентационных материалов ПАО «НОВАТЭК»

    Хотя несколько производителей автобусов в состоянии выпускать автобусы на СПГ, никто на этот раз не решился выделить этот вид топлива как изюминку своей экспозиции: все демонстрируемые на выставке газомоторные автобусы использовали КПГ.

    В перспективы водородного транспорта верят многие участники рынка, но признают, что пока в этом вопросе много белых пятен, а технология нуждается в апробации. Учитывая способности атомарного водорода к охрупчиванию металлов, некоторые увидели в этом и серьёзную угрозу безопасности при использовании водородного транспорта.

    Зато дизель-электрические гибриды на выставке представили сразу два производителя. О них будет рассказано позднее. Но можно отметить, что гибридное решение позволяет получить экологические и экономические эффекты, сравнимые с переводом 20-30% автопарка на электротягу, что потенциально делает это решение альтернативой классическому «противостоянию» автобусов и городского электрического транспорта.

    Группа ГАЗ (ГАЗ, ЛиАЗ, ПАЗ, КАвЗ)

    Наиболее крупная экспозиция автобусной техники из девяти машин была представлена «Группой ГАЗ» и ГК «Современные транспортные технологии». Её составили серийная и перспективная продукция Ликинского, Павловского и Курганского автобусных заводов, а также Горьковского автозавода.

    «Группа ГАЗ» продолжает заявлять свои амбиции и в сегменте туристических автобусов большого класса. На Comtrans 2023 уже демонстрировался лайнер ЛиАЗ Cruise, в котором посетители без труда опознали перелицованный китайский Foton BJ 6122, несколькими месяцами ранее демонстрировавшийся на BW Expo — 2022. А в дни проведения выставки крупнейший автобусный перевозчик Московской области — АО «Мострансавто» — проводил приёмку первых машин из закупленной партии в 104 единицы, которые предприятие рассчитывает использовать на маршрутах, соединяющих дальние районы Подмосковья со станциями Московского метро. При этом в пресс-релизах автобусы называют Foton, несмотря на наличие логотипа ГАЗ на передней части кузова.

    На этот раз туристических автобусов было представлено даже два. Туристический лайнер Cruise 12 Ликинского автобусного завода с низкой степенью локализации производства в различных исполнениях может вмещать от 48 до 51 пассажира. Автобус был представлены в ливрее «Транспорт Подмосковья».

    Междугородный автобус ЛиАЗ Cruise 12

    Самый малозаметный завод «Группы ГАЗ» также вовлекли в адаптацию туристических автобусов для российского рынка. Учитывая специфику Курганского автобусного завода, специализирующегося на выпуске техники малого и среднего класса, и имеющему ограничения по использованию пространства в производственных корпусах, модель для него на метр короче.

    Туристический лайнер Cruise 11 с логотипом КАвЗа рассчитан на обслуживание групп туристов численностью до 45 человек.

    Туристический автобус большого класса КАвЗ Сruise 11

    Салон КАвЗ Сruise 11

    В ходе деловой программы Urbantrans Mobility Forum представители «Группы ГАЗ» поделились своими планами по развитию модельного ряда автобусов и электробусов.

    «Группа ГАЗ» планирует развивать линейку CITYMAX, охватывающую все классы техники для городских перевозок от малого до особо большого. Особое внимание будет уделяться автобусам на электротяге и компримированном природном газе (CNG). На унифицированных платформах будут выпускаться низкопольные дизельные, газовые и электрические автобусы различной вместимости с разными планировками салона, доступные для маломобильных пассажиров. Кузова машин изготовлены с применением современных композитных материалов, которые отличаются легкостью, прочностью и не подвержены коррозии. В конструкции автобусов реализована система «чистого пола», которая подразумевает отсутствие каких-либо креплений к полу, что облегчает перемещение пассажиров и упрощает мойку салона.

    Из презентационных материалов «Группы ГАЗ»

    Из презентационных материалов «Группы ГАЗ»

    На выставке наиболее крупные представители модельного ряда CITYMAX представили в газомоторном исполнении с двигателями, работающими на компримированном природном газе.

    Ликинский автобусный завод был представлен перспективной газомоторная моделью ГАЗ-L01R32 «CITIMAX 12 CNG» с новым российским газовым двигателем ЯМЗ-537 с рабочим объёмом 7,7 л. Заявленная максимальная вместимость автобуса — 107 пассажиров. В прошлом году на Comtrans 2023 демонстрировался дизельный вариант CITYMAX 12 с расчётной вместимостью 115 пассажиров, включая 33 места для сидения.

    Газомоторный (КПГ) автобус большого класса ГАЗ-L01R32 CITIMAX 12 CNG

    Полностью низкопольный автобус среднего класса Павловского автобусного завода ПАЗ-422320-14 «CITYMAX 9 CNG» в отличие от старшего собрата уже пошёл в серию вслед за дизельным вариантом ПАЗ-422320-04. На Comtrans 2023 CITYMAX 9 CNG уже демонстрировался, но тогда он был всего лишь опытным образцом. За год с небольшим завод довёл модель до серийного производства. Первый крупный заказ на 35 машин уже выполнен для Тюмени. Модель комплектуется газовым двигатель двигателем ЯМЗ-535 с рабочим объёмом 5,1 литра. Заявленный запас хода на одной заправке — не менее 500 км, что выше среднесуточной работы подвижного состава общественного транспорта в городском цикле.

    Газомоторный (КПГ) автобус ПАЗ-422320-14 CITYMAX 9 CNG

    В развитие семейства низкопольных автобусов GAZelle City «Группа ГАЗ» разработала линейку CITYMAX 8, которая длиннее своих предшественников на метр и относится уже к подвижному составу не малого, а среднего класса. За их выпуск ответственен не Горьковский автозавод, а Павловский автобусный завод. На выставке новое семейство, ещё не пошедшее в серию, было представлено туристическим автобусом, рассчитанным на 18 пассажиров, с дополнительным местом гида в передней части салона.

    Туристический автобус среднего класса ПАЗ CITYMAX 8

    Салон ПАЗ CITYMAX 8

    Первый в России серийный низкопольный Электробус малого класса ГАЗ A68R52 «ГАЗель e-City» демонстрировался в качестве опытного образца ещё на BW Expo — 2022. В этом году машина получила Гран-при «За рулём» в номинации «Автобусы малого и среднего классов». Микроавтобус с запасом хода до 150 км в разных комплектациях может иметь от 12 до 14 мест для сидения и оборудован аппарелью для маломобильных пассажиров. При торможении благодаря рекуперации энергии батареи подзаряжаются, что позволяет продлить запас хода в городских условиях. По информации производителя полная зарядка батареи от 10% до 90% занимает всего 45 минут. Впрочем, несмотря на серийный статус и испытания в Москве, сейчас такая техника работает только в Южно-Сахалинске, которым в этом году приобретены две машины, и в Сочи, где микроэлектробус этой зимой проходит испытания.

    Электробус малого класса ГАЗ A68R52 «ГАЗель e-City»

    Вторым представителем линейки «Газель City» Горьковский автозавод представил VIP-автобус малого класса. Широкая двойная дверь, свойственная семейству, облегчает посадку и высадку. В отличии от версии для регулярных маршрутов, в бизнес-комплектации в пассажирском салоне установлены всего пять пассажирских кресел и созданы условия для комфортного передвижения и проведения экскурсий в составе малой группы.

    VIP-микроавтобус GAZelle City

    На основе флагманской модели Горьковского автозавода «Газель NN» на выставке были представлены две разработки. Первая из них — школьный автобус нового поколения GAZelle NN на базе самого большого цельнометаллического кузова в семействе NN размерности L4H3. Он позволяет разместить 18 детей и одного сопровождающего.

    Школьный микроавтобус GAZelle NN

    Вторая машина с более короткой базой — минивэн «ГАЗель NN 4х4» с полноприводной трансмиссией и трансформируемым салоном для корпоративных перевозок и семейного использования. Машина рассчитана на перевозку шести пассажиров и имеет возможности для трансформации салона.

    Полноприводный микроавтобус GAZelle NN 4x4

    КамАЗ

    Экспозиция ПАО «КамАЗ» на нынешней выставке была заметно скромнее, чем год назад. Автобусная часть представлена всего двумя машинами, причём их представляла дилерская компания «Транспортный центр». В этом году выставочный альянс «Транспортного центра» и «КамАЗа» проявляется уже не первый раз: союз уже успел принять участие в форуме-выставке «Общественный транспорт» и форуме и выставке «Транспорт в России». Ранее «Транспортный центр» на выставках продвигал преимущественно продукцию китайской марки Yutong, от чего не отказался и на сей раз. Но об этом — чуть ниже.

    Оба автобуса от «КамАЗа» в этом году стали продолжением прошлогодней экспозиции на Comtrans 2023, на которой дебютировали у производителя дебютировали городские автобусы среднего класса: раньше «КамАЗ» и дочернее ПАО «НефАЗ» выпускали серийно только продукцию большого класса и вахтовые автобусы, а также произвели несколько опытных сочленённых автобусов и электробусов. Как и у «Группы ГАЗ», за год совершён рывок и одна из представленных ранее моделей уже пошла в серию. 11 июля на дизельные автобусы среднего класса КамАЗ-4280-F5 VEGA выдано одобрение типа транспортного средства (ОТТС). Летом выполнена первая поставка из трёх автобусов в Липецкую область. Также модель получила гран-при «За рулём» в номинации Автобусы малого и среднего классов» наряду с электробусом от «Группы ГАЗ».

    Кузова для модели VEGA изготавливаются Симбирским автомобильным заводом (СимАЗ) в Ульяновске и устанавливаются на шасси» KAMAZ Компас». Общим с грузовиками серии «Компас» является и двигатель Cummins. Для автобуса используются шестиступенчатая механическая коробка передач и ведущий мост китайского производства. Автобус имеет 19 посадочных мест и низкую заднюю площадку для маломобильных пассажиров у двустворчатой задней двери с двумя откидными сиденьями. Заявленная пассажировместимость автобуса — 65 человек.

     

    Дизельный автобус среднего класса KAMAZ-4280-F5 VEGA

    Перспективный городской автобус среднего класса КамАЗ-4290 в прошлом году на Comtrans 2023 демонстрировался в виде дизельного прототипа KамАЗ-4290-30-5M. В этот раз зрителям была представлена модель  КамАЗ 4290-30-5N на компримированном природном газе длиной 9 метров с изменённым дизайном. В автобусе вместимостью 70 человек, предусмотрены 25 мест для сидения и накопительная площадка.

    Газомоторный (КПГ) автобус среднего класса KAMAZ-4290-30-5N CNG

    Газомоторный (КПГ) автобус среднего класса KAMAZ-4290-30-5N CNG

    Volgabus

    «Волгабас Групп» — достаточно редкий участник транспортных выставок в последние годы. Из столичных смотров техники можно отметить только Российскую неделю общественного транспорта 2024, на которой демонстрировался троллейбус «Пересвет». Но на Urbantrans 2024 холдинг представил сразу две модели.

    Первая — обновлённый междугородный автобус Volgabus-5285 «Марафон» в новой комплектации. Его длина увеличена до 12,8 м, а багажные отсеки — до 7 куб. м. Изменена и агрегатная часть. Автобусы готовы к выпуску как с дизельным, так и с газовым двигателями внутреннего сгорания, но на выставке «Марафон» был представлен в газомоторном исполнении Volgabus-5285G2.

    Междугородный газомоторный автобус Volgabus-5285G2 «Марафон»

    Междугородный газомоторный автобус Volgabus-5285G2 «Марафон»

    Вторая разработка «Волгабаса» — экспериментальный автобус Volgabus-5270LH c гибридной силовой установкой. Аккумуляторные батареи заряжаются во время движения за счёт рекуперации энергии. По информации производителя, такое решение позволяет экономить до 40% топлива. Переключение между режимами питания может быть организовано как в автоматическом, так и в ручном режиме, поэтому такой автобус потенциально можно использовать в «зелёных» зонах городов и курортов с ограничением атмосферных выбросов. Поскольку электротяга для автобуса является всё-таки вспомогательной, то при движении от аккумуляторных батарей он может развивать скорость только до 20-25 км/ч. Но этого часто оказывается достаточно при движении в пробке. Также в гибридном режиме движения выхлопы будут отсутствовать при подъездах и отъездах от остановок, то есть в местах наибольшего скопления людей.

    И дизельный двигатель, и электрическая установка — китайского производства марки Yuchai.

    Испытания на полигоне для прохождения сертификации запланированы на первый квартал 2025 года. Далее машина будет тестироваться у перевозчиков в реальных условиях.

    Автобус с гибридной силовой установкой Volgabus 5270LH

    Автобус с гибридной силовой установкой Volgabus 5270LH

    Салон Volgabus 5270LH

    Автобус с гибридной силовой установкой Volgabus 5270LH

    СимАЗ

    Решил заявить о себе на выставке, как о самостоятельном игроке рынка и Симбирский автомобильный завод (СимАЗ). По соседству с совместно производимым с КамАЗом автобусом VEGA в экспозиции расположились два автобуса под брендом СимАЗ.

    Первая машина уже серийно производится, но в этом году её комплектация обновлена. Городской автобус с газовым двигателем (КПГ) СимАЗ-2258-0000010-538 «Доступная среда» теперь комплектуется новым двигателем Yuchai объёмом 4,16 куб. м. и механической коробкой передач Fast Gear. Вместо ставшего труднодоступным японского шасси Isuzu завод теперь комплектуется продукцией китайского производства.

    Газомоторный (КПГ) автобус среднего класса SIMAZ-2258-538 «Доступная среда»

    Салон SIMAZ-2258-538 «Доступная среда»

    Водительская кабина SIMAZ-2258-538 «Доступная среда»

    Задняя площадка SIMAZ-2258-538 «Доступная среда»

    Второй автобус — принципиально новая разработка СимАЗа, не имеющая пока даже модельного обозначения: городской частично низкопольный автобус среднего класса с одностворчатой передней дверью и накопительной площадкой у второй, двустворчатой, двери. В задней части салона сиденья размещены на подиуме.

    Дизельный частично низкопольный автобус среднего класса SIMAZ «Доступная среда» (опытный образец)

    Салон частично низкопольного автобуса среднего класса SIMAZ «Доступная среда» (опытный образец)

    МАЗ

    В ходе деловой программы Urbantrans Mobility Forum представители холдинга «БелАвтоМАЗ» поделились своими планами по развитию модельного ряда автобусов и электробусов.

    Минский автомобильный завод в I квартале 2025 года запускает в работу новый производственный корпус, в котором будет организована сборка автобусов третьего поколения. (17 ноября «Минская правда» сообщала, что первый автобус сойдет с нового конвейера уже в феврале). Помимо подвижного состава большого класса семейства МАЗ-303 будет выпускаться транспорт малого класса МАЗ-306 и МАЗ-310, а также подвижной состав особо большого класса МАЗ-305. Практически вся продукция будет представлена в четырёх вариантах — дизельные автобусы, газомоторные автобусы, электробусы и троллейбусы. Также будет развиваться и производство междугородных и туристических автобусов.

    С 2027 года завод планирует полностью перейти на выпуск техники третьего поколения.

    Из презентационных материалов ОАО «МАЗ»

    Среди планов по интеграции с российской стороной на МАЗе обозначили новый совместный проект Беларуси и РФ: предприятие в Смоленской области по выпуску низкопольные автобусы МАЗ для аэропортов.

    Также завод будет расширять модельный ряд модификациями с использованием новейших дизельных двигателей российского производства ЯМЗ-535 и ЯМЗ-537.

    Однако на выставке пассажирская техника МАЗ была представлена троллейбусом. Он же стал единственным представителем этого транспорта во всей экспозиции Urbantrans 2024. Троллейбусы серии МАЗ-303Т дебютировали в прошлом году в Казани. В этом году после второй закупки в столице Татарстана работает уже 64 троллейбуса модели МАЗ-303Т22. 2024 год стал дебютом троллейбусов МАЗ третьего поколения и в Беларуси: завод начал выполнять заказ на поставку 50 троллейбусов МАЗ-303Т20 для Минска. Одна из минских машин и посетила в Москву.

    Троллейбус МАЗ-303Т20

    Салон троллейбуса МАЗ-303Т20

    Салон троллейбуса МАЗ-303Т20

     

     

     

     

     

    Площадка у задней двери троллейбуса МАЗ-303Т20

    В прошлом году на выставке Comtrans 2023 МАЗ демонстрировал туристический автобус МАЗ-350046. А на BW Expo — 2022 наряду с тогда ещё предсерийным образцом троллейбуса МАЗ-303Т20 экспонировался электробус МАЗ-303E20, также получивший серийное продолжение в виде модификации МАЗ-303Е22, поставлявшейся в 2024 году в Жодино Минской области.

    МЗКТ (Неман)

    МАЗ — не единственный, хотя и самый крупный производителей автобусов в Беларуси. В последнее время снова стал заявлять о себе бренд «Неман», представляемый Минским заводом колёсных тягачей. Если на Российской неделе общественного транспорта 2024 был представлен один пригородный автобус, то зимой в Экспоцентре демонстрировалось уже два образца — междугородный и туристический автобусы среднего класса — Неман-420434 и Неман-420435.

    Автобусы Неман

    Автобусы Неман

    Туристический автобус среднего класса Неман-420435

    Салон туристического автобуса Неман-420435

    Междугородный автобус среднего класса Неман-420423

    Avior

    Новый бренд, дебютировавший на выставках подобного уровня — Avior. Производитель техники —белорусская компания «КФ-Авто» из города Борисова.

    В одном из «комтрансовских» павильонов выставки компания продемонстрировала туристический микроавтобус Avior Tourist на базе Iveco Daily с шестиступенчатой механической коробкой передач FastGear С6J76T и дизельным двигателем Yuchai YCS04180-50. В выставочном образце 29 посадочных мест.

    Туристический автобус Avior Tourist

    Туристический автобус Avior Tourist

    Также компанией разработан городской автобус Avior Citylink на базе Iveco Daily с двигателем Weichai или Yuchai и механической коробкой передач.

    Asiastar

    Дилер «Лидер трак энд бас» разместил свою экспозицию автобусов в одном из «комтрансовских» павильонов выставки. Автобусы Asiastar — бренд пассажирской техники корпорации Weichai из Поднебесной.

    Дилер представил серийный туристический автобус большого класса Asiastar X9-3. Ранее на BW Expo — 2022 продукцию Asiastar модели YBL6128HQ3 представлял другой дилер.

    Туристический автобус большого класса Asiastar X9-3

    Недавно прошедший сертификацию и получивший ОТТС микроавтобус ASIASTAR Eurise украшен фирменной символикой дилера. Микроавтобус, доступный в двух конфигурациях салона (на 18+1 или 19+1 мест) оснащён дизельным двигателем Weichai и шестиступенчатой механической коробкой передач Zomax. Длина микроавтобуса максимально возможная для автобусов малого класса — 7490 мм.

    Туристический микроавтобус Asiastar Eurise

    Туристический микроавтобус Asiastar Eurise

    Dongfeng

    Китайский производитель Dongfeng наряду с грузовой коммерческой техникой представил минивэны K-Series.

    Минивэны Dongfeng K-Series

    Минивэн Dongfeng K-Series

    МБ Рус / Foton

    Бывшее совместное предприятие «МБ Рус» вместо выпуска «Мерседес Спринтер» нашло восточных партнёров и в качестве дистрибьютора продвигает новую линейку микроавтобусов и фургонов на базе Foton. В таком качестве компания уже выступила на Comtrans 2023, представив микроавтобус Foton Toano для 16 пассажиров.

    На этот раз компания представила пассажирский фургон Foton Toano 8+1 с восемью пассажирскими местами.

    Пассажирский фургон Foton Toano 8+1

    Golgen Dragon

    Автобусы китайcкого бренда Golden Dragon от дилера SOTRANS на выставках традиционно украшены эффектными рисунками на восточную тематику. На этот раз вместо агрессивных дракона и Брюса Ли борт одного из автобусов (Golden Dragon XML 6952JR) украсила вполне миловидная змейка, символизируя образ наступающего нового года по Восточному календарю.

    Туристический автобус Golden Dragon XML 6952JR

    Туристический автобус Golden Dragon XML 6952JR

    Туристический автобус Golden Dragon XML 6952JR

    Более вместительным демонстрируемым экземпляром китайской техники стал туристический автобус Golden Dragon XML6129JR Navigator.

    Туристический автобус большого класса Golden Dragon XML6129JR Navigator

    Higer

    Компания «Русбизнесавто» — эксклюзивный дистрибьютор китайских автобусов Higer, представила сразу три автобуса этой марки: два туристических и один городской.

    Экспозиция автобусов Higer

    В туристических автобусах переключатель передач из «кочерги» в прежних моделях эволюционировал до джойстика, интегрированного в приборную панель.

    Туристический автобус большого класса Higer KLQ 6952KQA

    Туристический автобус среднего класса Higer KLQ 6812KQ

    Туристический автобус среднего класса Higer KLQ 6812KQ

    Отсек для хранения запасного колеса Higer KLQ 6812KQ

    Моторный отсек Higer KLQ 6812KQ

    После длительного перерыва дилер презентовал для российского рынка и актуальную модель для городских перевозок. В отсутствие больших объёмов федеральной поддержки для приобретения новой техники китайская продукция, на которую не распространяются лизинговые льготы и иные субсидии, всё равно оказывается по соотношению «цена-качество» в сравнении с предложениями российских заводов, на что и отреагировал один из участников рынка продаж.

    Газомоторный (КПГ) автобус среднего класса Higer HQ 6116GC

    Салон Higer HQ 6116GC

    King Long

    Ещё один китайский производитель, King Long, был представлен на выставке туристическим автобусом King Long XMQ6129Y. Продукцию китайского автопрома под этой маркой King Long представляло ООО «ЕвроАзия».

    Туристический автобус большого класса King Long XMQ6129Y

    Yutong

    Компания «Транспортный центр» не изменила своим традициям и, как на всех крупных выставках последних лет, представила продукцию китайского завода Yutong.

    Из техники для городских перевозок был представлен автобус с гибридной силовой установкой Yutong ZK6116CHEVG. Заявленная экономия топлива относительно «чистых» дизельных автобусов — до 30%. В реализованном производителем варианте во время движения при рекуперации энергии заряжаются не аккумуляторы, как у Volgabus, а суперконденсаторы.

    Автобус с гибридной силовой установкой Yutong ZK6116CHEVG

    Автобус с гибридной силовой установкой Yutong ZK6116CHEVG

    Водительское место Yutong ZK6116CHEVG

    Салон Yutong ZK6116CHEVG

    Туристический автобус большого класса Yutong ZK6128H ранее уже демонстрировался на выставке Comtrans 2023.

    Туристический автобус большого класса Yutong ZK6128H

    Туристический автобус большого класса Yutong ZK 6128H

    Zhongtong

    Продукция китайского бренда Zhongtong была представлена одной моделью в трёх исполнениях разной комфортности и сразу двумя дилерами. Если на BW Expo — 2022 продукцию Zhongtong. украшали надписи «ZT-34», «Надёжность», «Простота» и «Победа», а на Comtrans 2023 yадписи на кузовах автобусов на разных языках признавались в любви к продукции Zhongtong на русском, китайском, английском, немецком, финском и грузинском языках, то на этот раз дилеры просто решали утилитарные задачи по продаже натурных образцов. Городские автобусы бренда в этот раз не экспонировались.

    Туристический автобус Zhongtong LCK6127H Compass (базовый вариант)

    Туристический автобус большого класса Zhongtong LCK6127H Compass Romantic 3

    Салон «зелёного» Zhongtong LCK6127H

    Туристический автобус большого класса Zhongtong LCK6127H Compass Romantic 3

    Салон «розового» Zhong Tong LCK6127H

    Водительское место «розового» Zhong Tong LCK6127H

    Заключение

    Российские производители за последний год обновили и улучшили модельный ряд: появились новые разработки, другие модели от опытных образцов перешли к стадии серийного производства. Всё успешнее решаются задачи импортозамещения российскими компонентами или, вынужденно, китайской продукцией. Рынок производства и продаж автобусов в 2023-2024 годах демонстрировал существенный рост.

    Тем досаднее будет при сокращённых мерах федеральной поддержки откатываться назад. Но на конкурентном рынке смогут выжить сильнейшие, с самыми передовыми, но обкатанными в реальных условиях, решениями, и наиболее комфортными для транспортных компаний соотношениями продукции по шкале «цена-качество».

    Низкая активность на выставке производителей городского электрического транспорта вполне объяснима — в отсутствие мер федеральной поддержки у заводов нет стимула разрабатывать новые модели, тем более что большинство из них и так в недавнем прошлом обновили или линейки продукции, или их компонентную базу. Тем не менее представители АО «Уфимский трамвайно-троллейбусный завод» и «ПК Транспортные системы» были замечены среди гостей выставки.

    Следующий крупный смотр коммерческого транспорта и технологий пройдёт в новом формате уже через полгода. 27-30 мая 2025 года в подмосковном «Крокус Экспо» пройдёт выставка COMVEX, которая продолжит традиции Comtrans International и Urbantrans.

    19-21 ноября в Москве прошёл XVIII Международный форум и выставка «Транспорт России».

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.