Павел Яблоков
19-21 ноября в Москве прошёл XVIII международный форум и выставка «Транспорт России — 2024», ежегодно организуемый Минтрансом России.
Центральная тема этого года — «Будущее транспорта. Прямо перед вами». Участники дискуссий обсуждали перспективы развития транспортной отрасли накануне старта нацпроектов «Эффективная транспортная система» и «Инфраструктура для жизни». О некоторых ключевых мероприятиях, происходившем в течение трёх дней в Московском Гостином дворе, интернат-издание TR.ru — Транспорт в России уже сообщило в ходе текстовых онлайн-трансляций:
Однако многие обсуждаемые темы и демонстрируемые экспонаты остались за рамками этих материалов. О них и основных итогах Транспортной недели — 2024 пойдёт речь в развёрнутом обзоре-послесловии.
Если в прошлом году центральной темой было определение перспектив развития транспортной отрасли («Россия 2035: к новой экономике транспорта»), в этом году точную временную отсечку решили не давать, хотя основные мысли всех участников форума под «Будущее транспорта. Прямо перед вами» были обращены в сторону новой серии нацпроектов, рассчитанных на 2025-2030 годы.
В этом году территория столичного Гостиного двора принимала экспозицию выставки и мероприятия форума, как и прежде, три дня. Как и год назад, второй из них большую часть времени проходил в закрытом режиме с минимумом мероприятий.
Основной фокус внимания на дискуссиях был сосредоточен на грузоперевозках, магистральных транспортных коридорах, дорожном хозяйстве, цифровой трансформации, безопасности и междугородных видах транспорта.
Официальная статистика оргкомитета мероприятия свидетельствует о том, что «кризис жанра» наблюдавшийся в прошлом году, преодолён.
В этом году в течение трёх дней в Гостином дворе провели 31 деловой формат (пленарные заседания, панельные дискуссии, круглые столы, отраслевые конференции, презентации и другие мероприятия), превысив не только прошлогодний уровень (22), но и 2022 год (30). Выросло и количество спикеров — до 353 с прошлогодних 327.
Почти в полтора раза увеличилось количество подписаний соглашений: в этом году на площадке форума и выставки произошла 51 церемония против 36 в прошлом году, хотя уровень 2022 года остаётся выше — 63. Однако уровень некоторых из них вызывает вопросы — например, соответствует ли уровню главного транспортного события года подписание соглашения о передаче в лизинг одного вертолёта.
Несколько увеличился международный аспект мероприятия: в этот раз «Транспорт России» посетило 14 иностранных делегаций против 10 в прошлом году — в этом году они представляли Армению, Беларусь, Боснию и Герцеговину, Иран, Египет, Казахстан, Кубу, Кыргызстан, Ливию,Монголию, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Рекорд 2022 года вряд ли будет побит в обозримом будущем: тогда на фоне изменения международной обстановки в Гостином дворе провели специальное мероприятие с участием дипломатических представителей практически всех возможных стран, не попавших в категорию недружественных, — независимо от того, было ли с ними плотное взаимодействие в транспортно-логистических вопросах или нет. Таким образом на «Транспорт России» привлекли 79 иностранных делегаций.
Общее количество участников деловой программы выросло в 2024 году до более чем 4500 (в прошлом году значились более 3700 участников из 970 компаний и организаций, а в 2022 — более 3500 представителей из 900 компаний и организаций).
Внимание СМИ к «Транспорту России» выросло — по данным оргкомитета в этом году в Гостином дворе присутствовали 806 журналистов. Данные о количестве СМИ, которые они представляли, не опубликованы (в 2023 году — 710 журналистов из 244 СМИ, в 2022 году — 695 из 241 СМИ).
Выставочная часть мероприятия приросла экспонентами — их стало 122, в то время как в прошлом году было 87, а в 2022 — и вовсе 75. Некоторые громоздкие образцы техники — в частности, новые разработки железнодорожного подвижного состава, демонстрировали с помощью мультимедийных экранов, благодаря чему они занимали гораздо меньше площади, чем натурные образцы.
В одиннадцатый раз в рамках «Транспорта России» прошла церемония вручения премии «Формула движения» — своеобразной лакмусовой бумаги для выявления проектов, привлекающих наибольшее внимание на федеральном уровне. В этом году состав номинаций заметно обновился, а кроме победителей отметили также обладателей вторых и третьих мест. Также было вручено два специальных приза.
Центральное место экспозиции занял объединённый стенд приоритетных проектов, демонстрирующий ход реализации важнейших проектов транспортной отрасли. Официальные обходы выставки совершили: Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин и его Заместитель Марат Хуснуллин, Министр транспорта Российской Федерации Роман Старовойт и его Заместитель Виктор Тимофеев.
Среди регионов на отдельных стендах свои достижения и инновационные проекты представили Башкортостан, ДНР, Татарстан, Пермский край, Санкт-Петербург, Курская, Ленинградская и Омская области.
Новое руководство Минтранса России обозначило вектор своей работы миссией — создание самой эффективной в мире транспортной системы для повышения конкурентоспособности, экономики и качества жизни в России. Как отметил Роман Старовойт, «Да, очень амбициозно звучит эта миссия, но, как говорит наш Президент, если мы не будем перед собой ставить самых амбициозных задач, то мы и никаких не достигнем. Поэтому сегодня миссия закреплена, видение мы определили как доступный транспорт для всех. Имеется ввиду и пассажир, и бизнес».
Поэтому описывать активности, происходившие в этом году на XVIII Международном форуме и выставке, в этом году стоит через призму нацпроектов, запускаемых в 2025 году и рассчитанных до 2030 года — «Эффективная транспортная система» и «Инфраструктура для жизни», в составах которых предусмотрено около полутора десятка федеральных проектов, связанных с транспортом.
Открывая утром 19 ноября XVIII Международный форум и выставку «Транспорт России», Министр транспорта России Роман Старовойт напомнил, что в мае этого года Президент России подписал указ № 309, где обозначил национальные цели развития нашей страны до 2030 года. В рамках реализации этого указа Правительством Российской Федерации формируются новые национальные проекты. Транспортная неделя в этом году пришлась буквально на те дни, когда федеральные органы исполнительной власти направили в проектный комитет Правительства на утверждение финальную редакцию национальных проектов.
Ключевые показатели новых национальных проектов и основные цели развития транспортной системы страны до 2030 года:
В составе «Эффективной транспортной системы» войдут нацпроекты
В составе «Инфраструктуры для жизни» предусмотрены:
На центральной пленарной дискуссии «Эффективная транспортная система. Ключевые моменты», пожалуй, впервые нашлось место Президенту Российской академии наук. Программы, включённые в новые нацпроекты, не осилить без внедрения новых разработок. А другого пути увеличения технологического суверенитета страны нет. Геннадий Красников отметил, что Академия наук занимается фундаментальными исследованиями и на определённом этапе были нарушены традиционные связи между наукой и практикой. Сейчас потребность в науке есть — и она активно развивается.
Опасения, звучавшие в октябре на форуме «Общественный транспорт 2024», на «Транспорте России» усилились.
За месяц с небольшим до завершения действия нацпроекта «Безопасные качественные дороги» и старта нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни» крупнейший российский производитель автобусов констатирует, что как минимум первая половина 2025 года для заводов-изготовителей подвижного состава будет непростой. Несмотря на несколько предусмотренных вариантов господдержки, не все из них будут действовать в 2025 года, а обозначенные объёмы финансирования недостаточны для достижения задачи обновления парков общественного транспорта к 2030 году. При этом задача обновления общественного парка сокращена по сравнению с первоначальными планами, обсуждёнными в августе 2023 года на заседании Президиума Госсовета.
Благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги» с 2020 года обновили порядка 12,6 тыс. единиц общественного транспорта. К концу года эта цифра должна достигнуть порядка 13,4 тыс., включая более 12,2 тыс. автобусов, 427 троллейбусов, 421 трамвай и 286 электробусов. В 2024 году в 69 регионов передано более 6,6 тыс. единиц общественного транспорта, в том числе порядка 6,3 тыс. автобусов, 99 троллейбусов, 201 трамвай, 43 электробуса. Всего до конца года планируется обновить более 7,4 тыс. единиц подвижного состава. При этом к 2030 году в соответствии с Указом Президента РФ № 309 необходимо в агломерациях и городах увеличить долю парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, не менее чем до 85%.
Многие участники Транспортной недели отмечали, что рекордно возросшие к 2024 году темпы федеральной поддержки приобретения нового подвижного состава необходимо сохранять. Однако подтверждения того, что эта идея будет обеспечена, на полях «Транспорта России» не прозвучало.
Первый заместитель министра транспорта Валентин Иванов сообщил, что субсидии регионам на обновление общественного транспорта будут предусматриваться только с 2026 года. В 2025 году фактически будет действовать только один механизм — льготный лизинг через АО «ГТЛК». В то же время на деловом завтраке «Развитие транспортного каркаса Омской области» тот же Валентин Иванов напомнил, что в 2025 году все регионы должны составить программы развития общественного транспорта и утвердить региональные стандарты транспортного обслуживания. Ключевая задача — чтобы пассажир сделал выбор в пользу общественного транспорта. В таком разрезе отсрочка начала предоставления субсидий выглядит даже логично — выдавать деньги под реализацию наиболее проработанных планов.
Одним из самых интригующих моментов «Транспортной недели» стали презентация и обсуждение Национального стандарта качества услуг пассажирского транспорта. Удивляли то, почему в столь фундаментальном вопросе на первых ролях оказались не Минтранс России и его подведомственные научные институты, а компании, ассоциирующиеся в первую очередь с лизингом коммерческого транспорта (включая общественный), дизайном и популяризацией лексического эпатажа — АО «ГТЛК» и «Студия Артемия Лебедева».
Консолидированное мнение регионов на инициативу по итогам обсуждений можно выразить так: стандарт и качество — это хорошо, но какие деньги на это будет выделены? Если бы у регионов были необходимые средства, многие элементы они бы уже давно реализовали сами. Ответ на финансовый аспект последствий ввода стандарта не прозвучало.
На сессиях «Транспорта России» были представлены текущие результаты транспортных реформ Перми и Мурманской области. Но даже эти успешные на фоне других регионы (Пермь заняла первое, а Мурманск — десятое место в Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта) нуждаются в субсидировании дальнейшего продолжения преобразований в работе транспорта.
Несколько раз в ходе «Транспортной недели» Министр транспорта России Роман Старовойт подчёркивал, что по важности проект создания первой российской высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва Санкт-Петербург находится в одном ряду с Зимней олимпиадой в Сочи и строительством Крымского моста.
Первые поезда нового поколения должны выйти на линию уже в 2028 году. Дорога пройдет по территории шести российских субъектов, где проживает 30 млн человек.
Также министр отмечал символичность того, что концессионное соглашения о начале реализации строительства ВСМ подписано в год 50-летия начала строительства БАМа.
20 ноября на площадке форума «Транспорт России» состоялся деловой бранч «ВСМ: Дорога в будущее», организованный ПАО Сбербанк.
А 21 ноября в пресс-центре состоялась презентация аналитического доклада «В поисках высоких скоростей: что значит ВСМ для России?», подготовленного Центром экономики инфраструктуры. Об обоих мероприятиях издание TR.ru — Транспорт в России ранее подробно рассказало в текстовой онлайн-трансляции.
Также в рамках «Транспорта в России» прошла отраслевая конференция Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор), посвящённая развитию высокоскоростного движения в России.
По данным руководителя Росжелдора Александра Сахарова, разработаны и приняты необходимые нормативные правовые акты, обеспечивающие выделение средств Фонда национального благосостояния в 2025 году в размере 300 млрд рублей. Также ведется работа по обеспечению необходимых налоговых льгот для концессионера. Четыре региона-участника из шести уже приняли законы о предоставлении льготы по налогу на имущество, в двух оставшихся субъектах планируют принять соответствующие законы до конца 2024 года. В период до 2060 года налоговый эффект от реализации проекта ожидается на уровне 13 трлн рублей, а суммарный прирост ВВП — в 43 трлн рублей. Благодаря новым точкам притяжения в регионах прохождения магистрали ВСМ будет построено 3,9 млн м² недвижимости. В создании и производстве поездов примут участие суммарно не менее 15 регионов. На строительстве прогнозируется занятость 12 тысяч единиц техники и более 40 тысяч человек.
Уже готова проектная документация по 7 этапу ВСМ-1 (участок Высоково ВСМ — Алабушево). Российский университет транспорта в качестве технического эксперта проводит ее анализ. После этого документация будет направлена в Главгосэкспертизу и с этого момента генподрядчик сможет начать подготовку строительства на этом участке.
Без квалифицированных кадров невозможно реализовать ни один из знаковых проектов, обсуждавшихся на «Транспорте России», поэтому кадровый вопрос транспорта оставался на повестке во все дни форума. В первый его день прошла дискуссия о научно-технологической поддержке мегапроектов, организованная Российской академией транспорта, в ходе которой затронули и финансовое обеспечении вопроса. А в ходе завершающей Транспортную неделю панельной сессии «Отменять нельзя сотрудничать. Наука в контексте транспортной отрасли» эксперты транспортного и научного сообщества обсудили перспективы научного и технологического развития, стратегии дальнейшего взаимодействия ученых на международном уровне и кадровый потенциал отрасли.
Тему отраслевого образования затронул даже Председатель Правительства Михаил Мишустин на пленарной сессии:
«России нужны инженеры транспорта. Ни один из проектов мы не сможем реализовать без квалифицированных кадров. Крайне важно подготовить достаточное количество специалистов высокого уровня. С твердой базой классических знаний и практическими навыками, в том числе в сфере новейших технологий. Сегодня в 19 профильных вузах учится почти полмиллиона человек. Наше молодое поколение — талантливо и трудолюбиво. Им предстоит не только сохранить достигнутые результаты, но и развивать успех под руководством опытных наставников. Надо обеспечить для ребят все условия: новые образовательные центры, хорошо оснащенные лаборатории, комфортные общежития, тренажеры, учебный воздушный флот. Это необходимо для организации качественного процесса обучения.»
Заместитель Министра транспорта Константин Пашков отметил, что в арсенал проектных организаций привычно методы и технологии, которыми они располагают на данный момент, в то время как наука может предложить принципиально новые решения, поскольку учёные всегда находятся на пике информационной повестки. Такие решения могут дать существенную экономию средств, как уже было при реализации проекта по строительству транспортных объектов к Олимпийским играм в Сочи, где при разработке барьерных ограждений использовали новую технологию полимерных материалов.
В этом году отмечается 150 лет со дня рождения академика В.Н. Образцова — действительного члена Академии наук СССР, возглавлявшего Отделение по транспорту. Учреждена и впервые вручена премия имени Образцова видным деятелям в области транспортной науки и техники. Награда присуждается в трёх номинациях: за заслуги в области транспортной науки и транспортного образования, за вклад в развитие транспорта и транспортного строительства и за внедрение инновационных технологических решений на транспорте и в транспортном строительстве.
Минтрансом России подготовлен федеральный проект по развитию кадрового потенциала. Особенностью транспортных вузов является дорогая инфраструктура, в частности учебные воздушные и водные суда, специальные лаборатории. Благодаря поддержке Президента России и поручениям по линии Госсовета, поддержке Минобрнауки для транспортных учебных заведений доступно участие в конкурсах и грантах.
Дефицит водителей всех видов транспорта продолжает расти. На рынке труда идёт уже настоящая гонка зарплатных предложений, в которой участвуют предприятия всех форм собственности, работающих в сферах пассажирского и грузового транспорта.
По данным общественной организации «Водители России», средний возраст водителя сегодня выше 50 лет, простой автопарка большегрузного транспорта — до 20 %. Дефицит водителей составляет до 25 %: профессия стареет, снижается её привлекательность, отсутствует приток молодых специалистов, из-за сложного и дорогого обучения кадры перетекают в другие отрасли.
Хотя доклад генерального директора ООО «Траско» Евгения Шакалиды на панельной сессии «Конкуренция на рынке грузовых автомобильных перевозок: налоговая дисциплина на обеление отрасли» и был посвящён грузовым перевозкам, но цифры из него хорошо показывают, почему муниципальные и государственные транспортные предприятия общественного транспорта проигрывают и всегда будут проигрывать в ценовых предложениях другим участникам рынка. Стоит отметить, что формы организации бизнеса, в которых связанные с повышением зарплат налоговые издержки минимальны, в сфере общественного транспорта либо отсутствуют полностью (самозанятые), либо ограниченно применяются в отдельных регионах (ИП на патентной системе).
Напрашивается вывод: хотя зарплаты водителям автобусов, троллейбусов, трамваев и электробусов нужно повышать, приближаясь к конкурентоспособным значениям в отрасли, влиять на исход гонки за кадрами в сфере общественного транспорта необходимо также факторами, не имеющими исчислимого ценового значения — условиями труда и отдыха, социальными пакетами и гарантиями.
О кадрах говорил на отраслевом семинаре Росавтодора профессор кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство» ТулГУ Игорь Агуреев, отметив их нехватку для внедрения ИТС, начиная с момента подачи конкурсной документации и заканчивая процессом реализации готовых решений. В части подготовки кадров необходимо скорейшее создание федеральных государственных образовательных стандартов для транспортных инженеров. А совершенствование накопленного положительного опыта и переход к новым требованиям позволит субъектам РФ гибко подходить к созданию собственных функциональных архитектур ИТС, основанных на реальном использовании алгоритмов искусственного интеллекта.
В систему транспортного образования России входят 19 вузов и 86 филиалов по всей стране, в которых обучается более 255 тысяч студентов и курсантов по программам высшего и среднего профессионального образования. Общение с будущими кадрами транспортной отрасли легло в основу открытого диалога с Министром транспорта Романом Старовойтом, организованным Российским обществом «Знание» в заключительный день работы XVIII Международного форума и выставки «Транспорт России». Руководитель транспортного ведомства рассказал студентам и молодым специалистам о главных тенденциях развития транспортной отрасли и ответил на вопросы аудитории, вручив авторам наиболее интересных из них подарки. Стоит отметить, что в последние годы такой формат общения в главном зале форума применялся впервые.
Большой Северный морской путь включает в себя не только Арктику, а маршрут от Калининграда и Санкт-Петербурга через моря Северного Ледовитого океана до Владивостока.
Как отметил Министр транспорта России Роман Старовойт, географическое положение СМП может стать реальной альтернативой Суэцкому каналу, а путь по нему — в два раза быстрее, чем традиционным маршрутом через Суэцкий канал.
Грузопоток по СМП уверенно приближается к 40 млн тонн. К концу десятилетия он превысит 100 млн тонн. Для надежного обеспечения круглогодичной навигации будет активнее расширяться ледокольный флот, в том числе атомный. Также будут строиться вспомогательные и аварийно-спасательные суда.
На пленарной дискуссия «Эффективная транспортная система. Ключевые элементы» Председатель Правительства России Михаил Мишустин отметил, что сейчас полным ходом идёт глубокое перепроектирование комплектующих всей линейки воздушных судов. Оно включает разработку и создание двигателей, широкой номенклатуры авионики, перспективных материалов, огромного числа узлов, агрегатов, другого оборудования. И каждый элемент должен отвечать самым жестким требованиям по качеству, безопасности и удобству. Это не только требует времени, но и максимальной концентрации ресурсов. Премьер-министр отметил, что ни одна страна ещё не сталкивалась с необходимостью преодоления такого уровня технологического вызова в столь короткие сроки. Российский воздушный флот должен приобрести качественно новый облик, основанный на собственных решениях. Целевой показатель — повышение интенсивности авиасообщения внутри страны в 1,5 раза. Для этого предстоит модернизировать свыше трети аэропортовой инфраструктуры. Изменения затронут не менее 75 аэродромов и будут способствовать расширению сети маршрутов, запуску большего числа прямых рейсов без пересадки в Москве.
На деловом завтраке с Министром транспорта Губернатор Новосибирской области Андрей Травников поделился планами по дальнейшей модернизации крупнейшего авиаузла Сибири — аэропорта «Толмачёво» в Новосибирске. Проект реализовывался за счёт механизма ГЧП с участием холдинга «Новапорт», базовой авиакомпания S7 Airlines и Правительства Новосибирской области. Новосибирская область первая в стране подписала специальный инвестиционный контракт (региональный СПИК) на реконструкцию терминального комплекса. По итогам прошлого года пассажиропоток аэропорта составил 9,1 млн пассажиров, что в два раза больше, чем в 2017 году., а в этом году ожидается ещё больше. Значительно расширена маршрутная сеть: до основных аэропортов Сибири и Дальнего Востока можно долететь через «Толмачёво» минуя не только Московский авиационный узел, но и другие пересадочные центры. Развитие маршрутной сети субсидируется не только из федерального бюджета по постановлению № 1242, но и из регионального бюджета: в 2025 году на эти цели запланировано 800 млн руб.
Не отстают и соседи — Губернатор Омской области Виталий Хоценко на другой сессии среди приоритетных для региона транспортно-логистических проектов назвал строительство и эксплуатацию нового аэропортового комплекса «Омск-Фёдоровка». Проект реализует АО УК «Аэропорты Регионов»: аэропорт должен быть полностью достроен к 2028 году.
Во второй день работы форума и выставки, 20 ноября, в Улан-Удэ открылся новый пассажирский терминал международного аэропорта «Байкал»: первый рейс выполнила авиакомпании S7 по маршруту из Иркутска. Терминал площадью 6,6 тыс. м² был построен менее чем за два года при поддержке «ВЭБ.РФ», он оборудован двумя телескопическими трапами и имеет пиковую часовую пропускную способность 400 пассажиров в час. Реализация проекта в короткие сроки стала возможной благодаря доступности инструментов господдержки.
На выставке, помимо традиционно присутствующих проектов по развитию инфраструктуры российских аэропортов, экспонировался макет модернизируемого аэропорта Сухум в Республике Абхазия. Его планируется ввести в работу в тестовом режиме в начале 2025 года, чтобы к новому курортному сезону подойти уже в полную силу.
В московском Гостином Дворе продолжают свою работу Форум и Выставка «Транспорт России».
21 ноября новый профильный федеральный проект обсуждали на отраслевой конференции «Развитие аэродромной сети России: перспективы — 2030». По данным Росавиации, из 228 аэродромов страны более 155 объектов вошли в опорную сеть, из них 77 будут реконструированы до 2030 года. Ведомство готовит ряд предложений по изменениям в законодательстве, которые помогли бы и дальше планомерно развивать инфраструктуру аэродромов.
Россия занимает второе место в мире по протяжённости внутренних водных путей — более 101 тысячи километров. В ближайшем будущем будут модернизированы речные магистрали и построен дополнительный флот. Так, в 2024 году в Пермском крае запущен транспортный маршрут Пермь — Закамск с использованием электросудна «Экоход-2».
Дальнейшее развитие водного транспорта на Транспортной неделе — 2024 обсуждалось на отраслевой конференция «Из реки в море» и специализированном заседании Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.
Глава Минтранса России Роман Старовойт отметил, что внутренний водный транспорт — неотъемлемая часть транспортной системы страны и сообщил, что за 9 месяцев 2024 года объём перевозок пассажиров на внутреннем водном транспорте вырос на 13,5% по сравнению с прошлогодними показателями и составил 10,5 млн человек. Грузоперевозки за этот же период выросли на 2,6 % и достигли показателя 83,5 млн тонн.
В ближайшие годы развитие маршрутной сети пассажирского водного транспорта планируется по двум основным направлениям — скоростной речной флот и круизные перевозки. По данным компании «ВодоходЪ», большинство клиентов круизных рейсов пользуется услугами круизов многократно. Поэтому для них разрабатываются новые маршруты, на которых они ещё не бывали. Так, на 2025 год у судна «Николай Жарков» запланированы рейсы Москва — Кижи — Архангельск — Соловецкие острова — Полярный круг — Умба — Беломорск — Москва и Ростов-на-Дону — Волгоград — Астрахань — Махачкала.
Другой перспективный проект — первый международный маршрут по Каспию. Его запуск требует межправительственных соглашений с прикаспийскими государствами (Азербайджан, Иран, Казахстан, Туркменистан) для упрощённого безвизового режима для пассажиров-участников круиза.
Для снятия инфраструктурных ограничений на внутренних водных путях Минтранс России реализует крупные государственные проекты по строительству и реконструкции судоходных гидротехнических сооружений, в том числе Багаевского и Городецкого гидроузлов. Среди других мер господдержки — установка «нулевой» ставка НДС при реализации услуг по пассажирским перевозкам и упрощённая государственная регистрация речных судов. Для развития скоростных межрегиональных пассажирских перевозок по внутренним водным путям в октябре 2023 года началась реализация проекта «Речные магистрали» по возрождению скоростных перевозок по реке Волге. Проект реализуется в пять этапов, на первом определено 12 субсидируемых маршрутов с конечными пунктами в Нижегородской области, Татарстан и Чувашии.
В грузовых перевозках акцент поставлен на создании перегрузочных комплексов на базе речных портов для интеграции водного и наземного видов транспорта. Пилотным проектом стал начавший работу в августе 2024 года Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр в Татарстане. Строительство новых и модернизация существующих перегрузочных комплексов позволит снизить нагрузку на автомобильные и железнодорожные магистрали, обеспечит более эффективное перемещение грузов. Несмотря на сезонность работы речного транспорта, себестоимость перевозок грузов у него ниже железнодорожного и автомобильного. Также речные пути разгружают в пиковый сезон автомобильные и железные дороги. Для дальнейшего развития перегрузочных комплексов в речных портах необходимы как меры господдержки, так и привлечение крупных инвесторов.
Некоторые мероприятия форума прошли не в Гостином дворе, а по соседству в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Одно из них — круглый стол «Мультимодальная логистика: горизонты будущего» с участием представители крупнейших компаний страны, работающих в сфере грузоперевозок. На нём обсудили, что Россия продолжит удерживать свой статус одного из крупнейших игроков рынка мультимодальных перевозок за счёт развитой инфраструктуры и географического положения. Важное место в мультимодальных перевозках занимают морские. А морские порты являются неотъемлемой частью многих международных транспортных коридоров.
В прошлом году объемы контейнерных перевозок по сети железных дорог достигли исторического максимума в 7,4 млн тонн ДФЭ (рост 14% к 2022 году). Основная доля грузов (около 60%) — международные контейнерные. ОАО «РЖД» увеличивает провозные мощности, развивая инфраструктуру на подходах к портам и пунктам пропуска.
Транспортная группа FESCO запустила обновленный морской сервис, который напрямую связал Новороссийск с Китаем через Суэцкий канал. Создание альтернативного маршрута позволит снизить нагрузку на портовые мощности Дальнего Востока. Диверсификация транспортных потоков дает возможности выбора каналов доставки грузов в Россию.
СИЦ Минтранса России запустил 11 экспериментальных мультимодальных маршрутов с цифровым документооборотом по внешним и внутренним направлениям. В этом формате Россия работает с дружественными странами — Арменией, Беларусью, Вьетнамом, Казахстаном, Китаем, ОАЭ и Узбекистаном и ОАЭ. В мультимодальном маршруте используются перевозки морским, железнодорожным и внутренним водным транспортом. При этом бумажный документооборот при оформлении сопроводительных документов сведен к минимуму. В планах Минтранса России постепенный перевод в цифровой формат до 90% от 300 ныне используемых документов, за исключением документов, перевод которых в цифру в настоящее время невозможен — например документы на транспортное средство, иностранные ветеринарные сертификаты, и ряд других.
На стенде транспортно-логистического холдинга ГК «Дело» демонстрировался проект терминала насыпных грузов «Петролеспорт»: он предусматривает строительство станции разгрузки вагонов для перегрузки сыпучих удобрений с железной дороги в специализированные контейнеры. Цель проекта — увеличение грузовой базы Большого порта Санкт-Петербурга и обеспечение эффективной логистики экспорта удобрений через порты Балтийского бассейна.
Премьер-министр Михаил Мишустин на пленарной сессии сообщил, что для укрепления торговых связей с зарубежными партнерами большое значение приобретает работа по расширению опорной сети железных дорог. По поручениям Президента увеличиваются мощности Восточного полигона, Азово-Черноморского и Северо-Западного направлений, а также коридора «Север — Юг».
В 2024 году отмечается 50-летие с начала строительство Байкало-Амурской магистрали. Спустя полвека развитие магистрали продолжилось на новом уровне. Для роста провозных возможностей крайне востребованного Восточного полигона железных дорог России идёт модернизация БАМа и Транссиба. Задача — увеличить провозную способность Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей до 210 млн тонн к 2030 году, и до 270 млн тонн к 2032 году.
20 ноября ОАО «РЖД» представило Премьер-министру Михаилу Мишустину проекты модульных вокзалов, цифровой макет пассажирского вагона для маломобильных пассажиров и новый поезд «Аврора». Два новых скоростных поезда «Аврора», состоящие из 12 двухэтажных сидячих вагонов, построенных по заказу АО «ФПК» на Тверском вагоностроительном заводе, с 19 декабря будут работать на маршруте между Москвой и Санкт-Петербургом. Составы будут отправляться ежедневно рано утром и днем, а прибывать в дневное и вечернее время. Время в пути — 5 часов 25 минут.
На тематическом круглом столе, посвящённом развитию грузоперевозок руководитель департамента организации перевозок Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Павел Кошкин обратил внимание на то, что для дальнейшего увеличения объёмов международных автомобильных перевозок между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой необходимо осуществить реконструкцию основных автомобильных пунктов пропуска на российско-китайской границе и обеспечить российских перевозчиков необходимым объемом разрешений.
А как сообщил глава Минтранса России Роман Старовойт на пленарной дискуссии «Транспортное сотрудничество "СНГ плюс": взаимосвязанность, устойчивость, эффективность», в мае этого года Советом глав правительств СНГ утвержден План мероприятий по оптимизации и развитию международных транспортных коридоров. Реализация предусмотренных мер должна сделать транспортную систему Содружества еще более конкурентоспособной на мировой арене и обеспечить сотрудничество не только стран, входящих в СНГ, но и расширить связи с партнерами. При этом важной задачей является обеспечение бесшовности перевозок, увеличение пропускной способности пунктов пропуска. Общая цель — вырабатывать меры по сокращению времени досмотра в пунктах пропуска, внедрять трансграничные решения, согласованные с нашими соседями. Всё это требует комплекса мер развития кадров и цифровизации отрасли.
Основном вопросы, лежащие в основе ещё одного федерального проекта, обсуждали на отраслевой конференции «Трансграничная инфраструктура России. Автомобильные пункты пропуска — вектор на ускорение», организованная ФГКУ «Росгранстрой».
Указом Президента РФ о национальных целях предусмотрено увеличение объёмов перевозок по международным коридорам к 2030 году в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2021 года. И автотранспорт — один из участников решения этой задачи.
Среди намеченных целей — сокращения времени досмотра грузового автотранспорта в пунктах пропуска до 10 минут, расширения практики внедрения «Электронной очереди», инфраструктурные мероприятия по увеличению пропускной способности международных автомобильных пропускных пунктов (МАПП).
В России действуют 325 пунктов пропуска, из них 109 — автомобильные. Минтранс России определил 46 приоритетных автомобильных пунктов пропуска, которые пропускают более 47% всего грузооборота на сухопутном участке. 15 из них находятся в Дальневосточном федеральном округе. Комплексная модернизация нескольких МАПП в 2021-2023 годах позволила существенно нарастить мощности по пропуску грузов за счёт внедрения электронной очереди и установки новых портальных инспекционно-досмотровых комплексов. К 2030 году планируется завершить модернизацию всех 46 приоритетных МАПП и увеличить пропускную способность на основных транспортных коридорах.
Среди планируемых мероприятий по повышению эффективности работы МАПП — перенос таможенного контроля на иные места прибытия или убытия товаров, внедрение межведомственного информационного обмена, цифровизация электронного документооборота перевозчиков, обновление административных регламентов и синхронизация пропускной способности с сопредельными государствами.
На конференции провели опрос на тему «Какие меры помогут увеличить пропускную способность автомобильных пунктов пропуска?». Результаты распределились так:
Об одном из проектов расширения МАПП министру транспорта рассказал губернатор Челябинской области Алексей Текслер. МАПП Бугристое, расположенный в 120 км от Челябинска, является одним из крупнейших. Недавно было принято решение о его расширении с 12 до 36 полос.
В перспективах транспортных коридоров, проходящих через другой приграничный регион, в том числе развития МАПП, разбирались и на деловом завтраке Газпромбанка «Развитие транспортного каркаса Омской области». Область расположена на пересечении крупных транспортных артерий, соединяющих Европу с Дальним Востоком, Казахстаном и Китаем.
Создание благоприятных условий для международных автомобильных перевозок обсуждалось и на включённом в повестку Транспортной недели четвёртого заседания профильной Совместной комиссии государств-членов ШОС.
На выставочном стенде ФГКУ «Росгранстрой» представило макет многостороннего автомобильного пункта пропуска Тагиркент — Казмаляр на российско-азербайджанском участке государственной границы. Он интересен тем, что система с применением ИИ автоматически фиксирует перемещения транспортных средств и собирает проведенные измерения со средств контроля, после чего информация моментально становится доступна для использования сотрудникам контрольных органов.
Как отметил первый замминистра транспорта Валентин Иванов в ходе панельной сессии «Конкуренция на рынке грузовых автомобильных перевозок: налоговая дисциплина на обеление отрасли», цифровизация — абсолютный тренд, как неизбежность. Команда Минтранса провела большую работу по подготовке отдельного федерального проекта по цифровизации в составе нового нацпроекта «Эффективная транспортная система». Ключевое мероприятие — создание государственной информационной системы государственной логистики «ГосЛог». В прошлом году эту систему обозначали названием НЦТЛП (национальная цифровая торгово-логистическая платформа). «ГосЛог» позволит действительно получить «единое окно» для всех процедур по всем видам транспорта, в том числе международную интеграцию для прохождения пунктов пропуска с таможенными, фискальными органами. Также Минтрансом подготовлены предложения по внедрению обязательности оформления электронных перевозочных документов по отдельным грузам (опасные грузы, зерно, лес, инертные насыпные и тяжёлые грузы).
На круглом столе в рамках конференции «Автомобильные грузоперевозки в условиях совершенствования законодательства: вызовы, достижения, перспективы» Заместитель директора Департамента цифрового развития Минтранса России Иван Круглый сообщил, что внедрение системы «ГосЛог» ускорит процесс цифровизации грузовых систем перевозок, позволит автоматизировать процессы мониторинга грузовых и транспортных потоков. Система повысит прозрачность грузоперевозок и удобство пользования инфраструктурой, упростит взаимодействие с государством, снизит нагрузку на контролирующие органы и бизнес. Кроме того, цифровая платформа даст возможность создать механизмы оперативного управления грузовыми перевозками из единого центра, тем самым позволит снизить транспортные издержки в экономике страны.
Также на круглом столе рассказывали о процессе внедрения и применения системы телемедицины на практике и о преимуществах проведения дистанционных медицинских осмотров водителей. Перспективной для развития автомобильных перевозок является онлайн-тахография. Тахографы нового поколения с функцией приёма и передачи сигналов GSM/GPRS обеспечивают передачу информации в контрольные (надзорные) органы с использованием информационных систем. Пилотный проект реализуется на базе ФБУ «Росавтотранс» — сейчас идёт создание и отладка тестового контура обработки информации от тахографов с функцией передачи данных о работоспособности водителей. Цель инновационного подхода к процедурам и методам контроля — свести к минимуму административную нагрузку на водителей и собственников транспортных средств.
На выставочном стенде «Льготные цифровые решения» демонстрировались возможности обновлённой системы оплаты проезда, позволяющей в онлайн-режиме оплатить проезд по льготе. Постепенно Минтранс включает в неё новые категории граждан, в том числе многодетные семьи и студентов. А «Центральная ППК» в рамках своей экспозиции представила новый сервис онлайн-оплаты проезда «Скороход».
Основная «цифровая» сессия «Код успеха. Цифровые достижения транспорта для национального лидерства» в рамках форума и выставки «Транспорт России» состоялась 19 ноября.
На ней заместитель Министра транспорта Дмитрий Баканов рассказал, что беспилотные перевозки грузов на Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД) будут запущены в первом квартале 2025 года. Прототип цифрового двойника на ЦКАДе, разработанный компанией «Телематика», испытывают «Камаз», и «Автотех», и «Яндекс».
Уже есть цифровой двойник трассы М-11 «Нева» между двумя столицами. Беспилотные грузоперевозки по трассе М-11 «Нева» начались летом 2023 года и сейчас их осуществляют Х5, «Магнит», «Вайлдберрис». С вводом в эксплуатацию обхода Твери в этом году трасса М-11 стала полностью доступной для движения беспилотного автотранспорта. До этого момента, согласно экспериментальному правовому режиму (ЭПР), водитель был обязан находиться за рулем машины при въезде в город. Использование беспилотного грузовика сократило время кругового рейса между Москвой и Санкт-Петербургом с 3 до 1,5 суток. C момента старта проекта автономные грузовики проехали более 3 млн км и перевезли свыше 330 тыс. кубометров груза. В следующем году беспилотный автопарк планируется расширить до 93 автомобилей.
В этом году Правительство расширило экспериментально-правовой режим, в рамках которого ведется эксплуатация высокоавтономного транспорта на трассе М-11 «Нева», ЦКАД и М-12 «Восток». Старт движения на М-12 «Восток» запланирован на 2026 год.
В рамках «Транспортной недели» Федеральное дорожное агенство (Росавтодор) провело семинар «Эффекты реализации и перспективы развития интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в субъектах Российской Федерации». На нём эксперты обсудили необходимость выработки единой системы оценки эффективности ИТС, а также результаты её внедрения на примере крупных агломераций, в том числе Казани, Белгорода и Волгограда.
Заместитель руководителя Росавтодора Игорь Костюченко отметил, что внедрение ИТС, безусловно, даёт эффекты, как технические, так и социальные. Это и автоматизация различного рода дорожных инцидентов, и оптимизация времени реагирования на ДТП, и возможность управлять транспортными потоками.
Заведующий кафедрой «Организация и безопасность движения, интеллектуальные транспортные системы» МАДИ, президент Ассоциации транспортных инженеров Султан Жанказиев сообщил, что благодаря внедрению ИТС можно сократить время реагирования на возникающие инциденты приблизительно в 4 раза. Если случается ДТП, можно распознать его тип и выбрать сценарий реагирования, уложиться в золотой час. Также он рассказал, что внедрение ИТС в Москве позволило победить зафиксированный в 2010 году эффект остановки транспортной системы Москвы (при количестве 530 тыс. автомобилей средняя скорость транспорта была ниже 7 км/час).
В Белгородской области основными положительными эффектами от внедрения ИТС в регионе стали снижение количества ДТП, числа пострадавших, разгрузка проблемных дорожных участков. В Татарстане в 2020–2024 гг. в Казанской и Набережночелнинской агломерациях создали «Единую платформу управления транспортной системой», установили детекторы мониторинга транспортных потоков, метеостанции, видеокамеры, комплексы контроля соблюдения ПДД, а также развили подсистему автоматизированного весогабаритного контроля, адаптивного светофорного наблюдения. В результате снизилась аварийность на дорогах, сократилось время в пути.
В Волгоградской области в результате внедрения ИТС в рамках федерального проекта повысили среднюю скорость движения транспортных средств, уменьшили площадь повышенного износа дорог, сократили время задержек в пути, расход топлива и количество вредных выбросов.
Высокий сезон использования средств индивидуальной мобильности завершился по всей стране и можно подвести некоторые итоги этого года. Развитие инфраструктуры средств индивидуальной мобильности обсудили в рамках «Транспортной недели» на отраслевой конференции «Городская инфраструктура и пассажирские перевозки новыми видами транспорта».
Год назад на форуме была подписана дорожная карта по развитию микромобильной отрасли. Тогда операторы кикшеринга (Whoosh, МТС Юрент и Яндекс Go) надеялись на двукратный рост числа поездок уже в этом году, однако реальное количество поездок выросло на 30%, а активных пользователей — на 67%.
На этом фоне больший рост произошёл в статистике аварийности, приведённой начальником ФКУ «Научный центр безопасности дорожного движения МВД России» Дмитрием Митрошиным. За девять месяцев 2024 года количество ДТП с участием СИМ выросло до 3,9 тысячи против 2,6 тыс., при этом число раненых увеличилось до 4,0 тысяч против 2,7 тысяч, а погибших – с 31 до 44. Две трети ДТП произошли с использованием шеринговых СИМ. Вопреки сложившемуся общественному мнению, что СИМ — источник опасности для пешеходов, детальный анализ ситуации, которая складывается на дорогах, показывает, что это источник опасности прежде всего пользователей средств индивидуальной мобильности: 41 из 44 погибших — как раз пользователи СИМ.
Операторы самостоятельно приняли важные решения для упорядочения работы, в частности, снабдили СИМ номерами, что упростило фиксацию правонарушений и идентификацию самоката. Увеличены штрафы за нарушения правил пользовательского соглашения, внедряются технологии предотвращения нарушений. В 2024 году инвестиции операторов кикшеринга составили 500 млн рублей. Более чем в 20 городах страны установлено свыше 8 тыс. парковочных мест. В результате нарушителей в сервисах сейчас насчитывается менее 1% от общего числа пользователей.
Заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса России Владимир Луговенко сообщил, что уже реализованы 14 из 27 мероприятий, предусмотренных дорожной картой развития отрасли и еще четыре находятся в процессе реализации. В частности, обсуждаются новые изменения в ПДД для повышения безопасности пользователей СИМ и пешеходов. Одно из новшеств — прорабатывается вопрос увеличения возрастной группы подростков до 16 лет вместо нынешних 14.
О развитии железных дорог центрального транспортного узла было много разговоров в прошлом году, когда были открыты третий и четвёртый Московские центральные диаметры и анонсировано начало работ по пятому маршруту, который должен был соединить Ярославское и Павелецкое направления Московской железной дороги. Пока этот проект поставлен на паузу, а радиусы пообещали постепенно втянуть в тарифную систему МЦД. Основной приоритет для федерального строительства всё-таки связан с грузовой инфраструктурой Восточного полигона и других маршрутов Международных транспортных коридоров, а также ВСМ-1.
На Расширенном заседании комитета ТПП по транспорту и экспедированию, которое прошло в рамках Транспортной недели заместитель министра транспорта РФ Виктор Тимофеев сообщил, что федеральный проект по развитию железнодорожной инфраструктуры ЦТУ направлен на повышение транспортной доступности с Московской агломерацией Тульской, Калужской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Тверской и Владимирской областей. За счёт реализации мероприятий федпроекта пассажиропоток ЦТУ должен вырасти с 772 млн до 844 млн пассажиров.
В 2024 году на сети Росавтодора, а также региональных объектах с федеральным софинансированием построено и модернизировано более 22 тыс. км автомобильных дорог.
Прямо с выставки в режиме телемоста Председатель Правительства Михаил Мишустин дал 20 ноября старт движению транспорта по новым участкам трасс Р-255 «Сибирь» и Р-258 «Байкал» в Иркутской области, а также реконструированному девятикилометровому участку федеральной трассы М-7 «Волга» в Краснокамском округе Пермского края. Общая протяжённость открытых участков составила 71 км.
Также 20 ноября на полях форума подписано концессионное соглашение на строительство и эксплуатацию трёх этапов (2-4) Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Стоимость проекта — 241 млрд руб., в том числе капитальный грант 159,2 млрд руб. (включая 90 млрд руб. федеральных средств). Строительство начнётся в 2025 году, а завершение планируется на 2031 год. А в декабре этого года планируют открыть Витебскую развязку — первый участок ШМСД. Общая протяжённость ШМСД составит 32,4 км, из которых 16,7 км пройдёт в границах Петербурга (с 1 по 4 этап), а 15,7 км — по территории Ленинградской области.
Одно из приоритетных развитий межрегиональных и международных транспортных автомобильных коридоров — строительство обходов крупных населённых пунктов. На выставочном стенде ГК «Новосибирскавтодор» среди ряда проектов демонстрировалось строительство Восточного обхода в составе транспортного каркаса Новосибирской области. А губернатор Омской области Виталий Хоценко на деловом завтраке региона среди приоритетных проектов рассказал про автомобильную дорогу «Северный обход города Омска».
Марат Хуснуллин отметил, что в этом году завершается национальный проект «Безопасные качественные дороги»:
«За шесть лет было построено и реконструировано более 150 тысяч километров дорог, приведена в нормативное состояние дорожная сеть в 105 крупнейших агломерациях. Несмотря на рост автомобилизации, повышение мобильности населения, у нас количество ДТП сократилось на 22 %, а число погибших — на 20 %. В течение 6 лет это тысячи сохранённых жизней».
Из региональных дорожных проектов наибольшее внимание было приковано к дорогам Московской области, строящимся с использованием механизма государственно-частного партнерства. Пусковые участки первых двух из них должны принять первые автомобили уже в декабре. Строительство третьей дороги вот-вот начнётся.
25 октября вопросы развития общественного транспорта обсуждались на форуме «Общественный транспорт — 2024» в Москве. А XVII Международный форум и выставка «Транспорт России 2023» состоялся 14-16 ноября 2023 года.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.